Слайд 1
Тема лекции:
Хозяйственная деятельность предприятия, ее
экономическая эффективность.
Слайд 2Вопросы лекции:
1. Процесс производства и его факторы. Сущность и виды
издержек.
2. Результаты хозяйственной деятельности. Доход и прибыль. Показатели экономической эффективности.
Слайд 3Вопрос 1:
Процесс производства и его факторы.
Сущность и виды издержек.
Слайд 4Процесс производства и его факторы
Производство - любая деятельность
по использованию ресурсов (включая трудовые) для получения нужных людям благ.
Средства и способы, применяемые для производства продукции, называются факторами производства.
Слайд 5Ресурсы - основные факторы производства:
- «земля»: все сырьевые, природные
ресурсы
- «труд»: рабочая сила
- «капитал»: как денежный,
так и физический, реальный капитал – им выступают средства производства: станки, оборудование, техника, необходимые производственные помещения…
- управленческие предпринимательские способности
Важным фактором современного производства выступает информация
Слайд 6Капитал как
фактор производства:
способ производства
производительные силы
производственные отношения
люди
средства производства
предметы труда
средства труда
орудия труда:
инструменты, станки, механизмы
помещения, источники энергии, дороги, каналы, ЛЭП…
(то, на что
деятельность направлена:
сырье, материалы…)
Слайд 7Капитал как
фактор производства:
Капитал как средства производства
основной капитал
земля
здания и сооружения
машины, оборудование,
транспорт, передаточные устройства
другие виды основного капитала
оборотный капитал
сырье, топливо, энергия, материалы,
покупные полуфабрикаты
незавершенное производство, собственные полуфабрикаты
Слайд 8Амортизация – свойство, которым обладает только основной капитал
Амортизация – процесс
постепенного перенесения стоимости ОПФ (основных производственных фондов) на производимый продукт
Более
узко и упрощенно:
Амортизация = старение (как физическое, так и моральное) или износ основных производственных фондов
Капитал как
фактор производства:
Слайд 9амортизация
амортизационные отчисления –
часть стоимости основного капитала, ежегодно входящая в стоимость произведенной
продукции и возвращающая предпринимателю затраты на приобретение уже используемого оборудования, техники, зданий…, в которых воплощен основной капитал
амортизационный фонд
Капитал как
фактор производства:
Слайд 10
Капитал:
- реальный (материально-вещественный,
физический
капитал)
- денежный капитал
капитал инвестиции
Капитал как
фактор производства:
Слайд 11Свойства факторов производства
Ни один фактор производства в отдельности не способен
произвести продукт и принести доход –
только в единстве и
во взаимодействии производственные факторы обеспечивают процесс производства материальных благ, его движение и ритм.
Слайд 12Свойства факторов производства
каждый из факторов производства представляет собой
особый ресурсный рынок: рынок труда, рынок капитала, рынок сырья…
каждому фактору производства присущ свой определенный доход (зарплата, рента, %, прибыль)
для успешного развития производства необходимо появление новых факторов
Слайд 13Свойства факторов производства
Важнейшие свойства факторов производства - переплетение, мобильность и
взаимозаменяемость (альтернативность).
Данные свойства помогают предпринимателю в условиях ограниченности ресурсов
отыскивать
наиболее рациональную комбинацию факторов производства, позволяющую извлечь из конкретной ситуации максимально возможную прибыль.
Слайд 14Издержки производства
Затраты предпринимателя на приобретение
факторов производства называются
издержками производства
(С).
прибыль
издержки
стоимость товара
рыночная цена
товара
себестоимость,
расходы на
производство
продукции
Слайд 15Понятия, близкие по значению:
Издержки – термин характеризует общие затраты,
связанные с выполнением определенных операций (бывают явными и неявными)
Затраты
– только явные, фактические издержки предприятия
Расходами признается уменьшение экономических выгод, приводящее к уменьшению капитала организации
Себестоимость – выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции
Слайд 16Виды издержек:
по характеру использования – явные (реальные) и неявные
(скрытые) издержки
по роли в процессе производства – основные
и накладные издержки
по способу включения в себестоимость продукции – прямые и косвенные издержки
по отношению к объему производства – постоянные и переменные издержки
Слайд 17Условный пример на понимание различных видов издержек:
расходы на рекламу
- постоянные, косвенные, накладные
приобретение топлива - переменные, основные, прямые
плата % по кредиту - постоянные, косвенные, накладные
налог на имущество - постоянные, косвенные, накладные
зарплата управленческого персонала - постоянные, косвенные, накладные…
Слайд 18Экономические издержки
В зависимости от того, какую форму принимают издержки, различают
Явные
(внешние, оплачиваемые,
бухгалтерские)
издержки
имеют форму реальных
денежных расходов
Неявные
(внутренние,
альтернативные,
вмененные)
издержки
имеют
форму нереальных
(не существующих реально)
денежных расходов
Слайд 19Экономические издержки
Явные издержки – расходы предприятия на оплату используемых факторов
производства:
- труда в виде заработной платы
- земли в виде ренты
(аренды)
- капитала в виде расходов на основные и оборотные фонды
- предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта продукции
Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции.
Разница между рыночной ценой (выручкой) и себестоимостью продукции является прибылью.
Слайд 20Экономические издержки
Неявные издержки связаны с использованием ресурсов, являющихся собственностью предприятия
(предпринимателя).
Неявные (вмененные, альтернативные) = издержки упущенных возможностей.
Это затраты на использование какого-либо
ресурса, измеренные с точки зрения выгоды,
которая «упущена» из-за неиспользования
этого ресурса наилучшим альтернативным
путем.
Слайд 21Условный пример на понимание альтернативных (вмененных) издержек:
Пусть предприниматель располагает
наличными в сумме 100 000 руб. и использует их
полностью в производстве: покупает сырье, нанимает рабочих… В конце года выясняется, что он произвел и продал товаров на 110 000 руб, т.е. превышение доходов над расходами составило 10 000 руб.
Если бы предприниматель положил эти деньги в банк под 20% годовых, то в конце года он получил бы 120 000 руб. - сумму большую, чем в результате хозяйственной деятельности.
Делая выбор в пользу производства, он отказался от альтернативного использования своих средств и упустил возможность получить доход на 10 000 руб. больше.
Слайд 22Издержки производства
Издержки производства выявляют зависимость
между производственными затратами и
объемом
производимой продукции.
К ним относятся:
постоянные (FC) издержки
переменные (VC) издержки
общие (валовые - TC) издержки
средние (AC) издержки
предельные (MC) издержки
Слайд 24Издержки производства
Средние издержки (АС) – расходы на производство единицы
продукции:
АС
Р
Q
AC = TC : Q
уровень цены
М
QM
М - точка оптимальных условий для данного производства
В хозяйственной практике различают и подсчитывают AFC, AVC, ATC (AC)
Слайд 25Издержки производства
Предельные издержки (МС) – расходы предприятия, связанные с расширением
производства и выпуском дополнительных единиц продукции:
МС = ∆VС : ∆Q
МС = ∆ТC : ∆Q
МС - это издержки на производство каждой новой, дополнительной единицы продукции
Q
C
MC
Слайд 26Границы прибыльного объёма выпуска продукции
Сравним МС с АС и Р
(рыночной ценой продукта):
Пока:
МС < АС, АС , а эффективность производства
. Пока МС < Р, производство прибыльно.
Как только:
МС > АС, АС , а эффективность производства . При МС > Р эффективность производства резко снижается.
Слайд 27Закон убывающей отдачи ресурсов (факторов производства)
При увеличении объема производства сумма
постоянных издержек распределяется на все большее количество единиц продукции, что
приводит к снижению себестоимости единицы продукции. Однако дальнейшее расширение производства (т.е. последовательное присоединение единиц переменного ресурса к неизмененному, фиксированному ресурсу) дает уменьшающийся добавочный (или предельный) продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса. Эффективность производства (его отдача) снижается.
Слайд 28Границы прибыльного производства
1
2
А
В
С
А и С – зоны убыточного производства
В –
зона прибыльного производства
Слайд 29Границы прибыльного объёма выпуска продукции
Формула критического выпуска
(минимального объема производства,
позволяющего фирме работать без убытков)
FC
P1 – AVC
Здесь: FC – постоянные издержки, не зависящие
от объема выпускаемой продукции
Р1 – цена за единицу продукции
AVC – средние переменные издержки
Q min =
Слайд 30Вопрос 2:
Результаты хозяйственной деятельности. Доход и прибыль.
Показатели экономической
эффективности.
Слайд 31Система норм и ценностных ориентаций фирмы
Для персонала и поставщиков:
благоприятная
рабочая атмосфера
стабильность, долгосрочные отношения
репутация фирмы
Для владельцев (акционеров):
прибыль
и дивиденды
возрастание рыночной стоимости акций
Для потребителей:
качество выпускаемой фирмой продукции
ее приемлемая цена
Цели (ценности) фирмы
Слайд 32Прибыль в трактовках различных научных школ и направлений:
Прибыль:
- вознаграждение за
отсрочку потребления капитала, за риск в ожидании эффекта от вложенных
в производство средств
- результат от использования капитала как фактора производства
- трудовой доход предпринимателя, вознаграждение за потраченные усилия
Слайд 33Прибыль как добавленная стоимость
Прибыль – то, что остается после компенсации
расходов на производство товаров и услуг:
прибыль
издержки
рыночная цена товара, его стоимость
себестоимость,
расходы
на
производство
продукции
добавленная стоимость, разница между ценой и себестоимостью
Слайд 34Доход и прибыль
Прибыль = Доход –
Издержки
P =
R – C
Доход
R = Q * P
Количество произведенной продукции
цена единицы продукции
Слайд 35Результаты хозяйственной деятельности. Доход и прибыль.
Прибыль = Доход
– Издержки
P
= R – C
P = Q * P – C
Слайд 36Результаты хозяйственной деятельности. Доход и прибыль.
Виды прибыли:
-
экономическая
- бухгалтерская
- нормальная
- чистая (остаточная)
Слайд 37Результаты хозяйственной деятельности. Доход и прибыль.
Виды прибыли:
-
чистая (остаточная) – остается у фирмы после уплаты налогов
-
нормальная – минимальный доход фирмы, ее неявные (альтернативные) издержки:
НП = АИ
Слайд 38Результаты хозяйственной деятельности. Доход и прибыль.
Виды прибыли:
Доход, полученный
предпринимателем сверх нормальной прибыли, трактуется как собственно прибыль:
-
бухгалтерская = доход – явные издержки
- экономическая = доход – экономические
издержки
(явные + неявные)
Слайд 39Правило максимизации прибыли:
MR = MC
Здесь:
MR – предельный доход (доход
от производства дополнительной единицы продукции)
МС – предельные (дополнительные) издержки, связанные
с выпуском добавочной единицы продукции
Слайд 40MR = MC
Правило максимизации прибыли гласит:
Пока MR > МС,
общая прибыль фирмы повышается, и фирма может увеличивать объемы производства.
Как только МС > MR, общая прибыль снижается, фирме продолжать производство становится невыгодно
Величина прибыли достигает максимума при таком выпуске продукции, когда MR = МС
Слайд 41Правило максимизации прибыли:
MR = MC
При этом:
MR = ∆TR :
∆Q
TR =
Q * Р
Данное правило соблюдается и в условиях совершенной, и в условиях несовершенной конкуренции. Однако:
Слайд 42Правило максимизации прибыли
в условиях совершенной конкуренции:
MR = MC = Р
В
условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит небольшую долю продукции и
не может устанавливать (контролировать) рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней – цена дана рынком, и она постоянна. Фирма может контролировать только объем выпуска продукции.
В этих условиях предельная выручка каждой последующей единицы товара (MR) – это одна и та же величина, она равна цене и не меняется с увеличением выпуска продукции
Слайд 43Правило максимизации прибыли
в условиях несовершенной конкуренции:
фирма имеет возможность
влиять и на цену, и на объем выпускаемой продукции:
- снижая объем выпуска, создавая «искусственный дефицит», фирма продает свою продукцию по более высокой цене. Однако:
- расширяя производство, увеличивая объем выпуска, фирма вынуждена снижать цену на свою продукцию. При этом:
- чем больше продукции выпускает фирма, тем меньше будет цена единицы продукции. При увеличении объема выпуска на единицу не только она, но и все остальные единицы товара могут быть реализованы лишь по меньшей цене. Поэтому:
Слайд 44Правило максимизации прибыли
в условиях несовершенной конкуренции:
MR уже не
будет величиной постоянной и MR = Р: удешевляя цену каждой
дополнительной партии товара, фирма вынуждена снижать цены и на предыдущие единицы товара, иначе дополнительный объем продукции на рынке не продать!
имея возможность влиять на цену, фирма подбирает сочетание цены и объема производства, дающее максимальную прибыль, соблюдая правило - пока цена единицы продукции превышает средние издержки:
MR = MC (P1ед > AC)
Слайд 45Экономическая эффективность
Эффективность =
Важнейшие показатели экономической эффективности:
- рентабельность (прибыльность) производства
- производительность труда
- фондоотдача
- материалоемкость
- оборачиваемость (скорость оборота) капитала
результаты
затраты
100 %
*
Слайд 46Рентабельность как показатель экономической эффективности
рентабельность = прибыльность производства
Ren
=
P (прибыль)
некоторая база, с которой мы
будем соотносить прибыль
х 100 %
Слайд 47Рентабельность как показатель экономической эффективности
Различают (подсчитывают)
рентабельность:
продукции
продаж
собственного капитала
заемного капитала
предприятия в целом
Слайд 48Расчетные формулы
рентабельности (Ren) :
При подсчете
доли прибыли в активах фирмы:
=
прибыль
активы
х 100 %
Ren
Слайд 49При подсчете доли прибыли в издержках:
=
прибыль
издержки
х 100 %
Ren
Расчетные формулы
рентабельности (Ren) :
Слайд 50=
прибыль 1 ед.
х 100 %
При подсчете доли прибыли в цене:
цена
1 ед.
Ren
Расчетные формулы
рентабельности (Ren) :
Слайд 51общий капитал
=
общая прибыль
х 100 %
При подсчете доли прибыли в капитале
фирмы:
Ren
Расчетные формулы
рентабельности (Ren) :
Слайд 52 Показатели эффективного использования факторов производства
Слайд 53 Показатели эффективного использования факторов производства
Оборачиваемость
капитала
стоимость всего капитала
обернувшийся за год
оборотный капитал
=
Время оборота капитала
средне-годовая стоимость ОПФ
+
Слайд 54 Определение срока окупаемости бизнес-проекта:
Первичные вложения
Чистая
прибыль + амортизация
Условный числовой пример:
3 890 000
148 888,88 + 2 500
Окупаемость проекта составила 2 года и 1,7 мес.
Ок. =
= 25,7
Слайд 55 Задача на закрепление
пройденного материала
Некто Смит владеет небольшим предприятием по производству керамических
изделий. Он нанимает одного помощника за 12 тыс. долл. в год, выплачивает 5 тыс. долл. в год арендной платы за производственное помещение. Сырье обходится ему в 20 тыс. долл. в год. В производственное оборудование Смит вложил 40 тыс. долл. собственных средств, которые могли бы при ином помещении приносить ему 4 тыс. долл. годового дохода. Конкурент Смита предлагал ему рабочее место гончара, от которого тот отказался, с оплатой 15 тыс. долл. в год. Свой предпринимательский талант Смит оценивает в 3 тыс. долл. в год. Суммарный годовой эффект от продажи керамики составляет 72 тыс. долл.
Выгодно ли данное предприятие Смиту? Почему? Подсчитайте бухгалтерскую и экономическую прибыль предприятия Смита, а также рентабельность данного производства по данным 2-го года.