Слайд 1Тема лекции:
«Справочно-правовые системы»
Слайд 2Основные задачи, решаемые с помощью СПС
Определение: СПС – это программный
комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты
(интерфейс), позволяющие пользователю работать с этим массивом информации.
СПС позволяют решать следующие задачи:
Предоставление доступа к различным видам открытой правовой информации, причем, в практически полном объеме.
Обеспечение своевременного получения актуальной и достоверной информации.
Предоставление возможности эффективно проработать огромный массив правовой информации благодаря использованию современных компьютерных технологий.
Слайд 3Ограничение возможностей и
области использования СПС
Все законы и прочие нормативные
акты должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные нормативные
акты не применяются и не влекут правовых последствий как невступившие в силу. Поэтому при использовании этих актов, например, при обращении в суд, ссылаться следует не на СПС, а на официальный источник публикации.
Нельзя ожидать от СПС услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. СПС в отличие от экспертов-консультантов не может во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а только дает ему информацию для самостоятельного анализа и принятия решения.
Имеются версии только под ОС MS Windows.
Слайд 4Обзор основных СПС
в Российской Федерации
«КонсультантПлюс»
«Гарант»
«Кодекс»
«Референт»
«Эталон»
«Ваше право»
«Законодательство
России»
и др.
Слайд 5Структура Общероссийской Сети
распространения правовой информации
в СПС КонсультантПлюс
Органы законодательной и исполнительной
власти
Координационный центр Сети «КонсультантПлюс»
Региональные информационные центры Сети «КонсультантПлюс» (РИЦ)
Пользователи СПС
«КонсультантПлюс»
Слайд 6 Общероссийская Сеть распространения «КонсультантПлюс» создана в 1992
году и в настоящее время объединяет более 300 Региональных информационных
Центров (РИЦ), расположенных более чем в 150 городах России, стран СНГ и Балтии.
Описание структуры Общероссийской Сети
распространения правовой информации
СПС КонсультантПлюс
Слайд 7Этапы продвижения правовой информации
(на примере СПС КонсультантПлюс)
Поступление документа из принявшего
органа в Москву, в Координационный центр
Сети (согласно прямым договорам об
оперативном информационном обмене между
органами власти и компании «КонсультантПлюс»).
Обработка документа в Координационном центре: подготовка электронной версии
документа, его юридическая подготовка, многоуровневая сверка электронной версии
с бумажным оригиналом.
Включение обработанного документа в эталонный информационный банк (ИБ)
через всего 1-3 дня после его получения.
Поступление нового пополнения документов их Координационного центра в РИЦ Сети
по телекоммуникационным сетям – ежедневно.
Доставка новых документов непосредственно пользователям силами РИЦ:
по телекоммуникационным сетям – ежедневно; доставка сотрудниками РИЦ –
еженедельно.
Слайд 8Основные свойства СПС
(на примере СПС КонсультантПлюс)
полнота правовой
информации, гарантируемая доступом компании «КонсультантПлюс»
к официальным источникам информации
благодаря наличию представительского пакета
договоров об обмене с органами государственной власти;
оперативность поступления новой информации благодаря быстрой ее обработке и
включению в эталонный информационный банк с одновременной передачей
информации пользователям (через 1-3 дня после поступления информации в
в Координационный центр компании);
достоверность информации, ее аутентичность, гарантируемая многоуровневой
проверкой документов на соответствие оригиналу, которая выполняется несколькими
независимыми корректорами и дополнительно – с помощью специальных программных
средств;
качество юридической обработки документов в системе, состоящей в создании новых
полных редакций документов и в установлении связи между документами
(см. следующий слайд).
Слайд 9Этапы юридической обработки правовых документов
Классификация (рубрикация) документа, подбор ключевых слов
с использованием
пятиуровневого классификатора правовых актов (КПА), разработанного компанией совместно с
Главным государственно-правовым управлением Президента РФ и ведущими юристами страны.
Выявление связей между отдельными документами и включение в документы
гиперссылок двух видов: формальных для перехода к упоминаемым в тексте документам и смысловых (прямых и обратных).
Составление примечаний и справочных сведений к документу. Справка содержит информацию об источниках публикации данного документа и примечания к этому
документа. Примечания разъясняют особенности вступления документа в силу, его применения и действия.
Подготовка новой полной редакции документа при издании официальных изменений
с созданием своих, неутвержденных правотворческим органом редакций нормативных правовых актов, в два подэтапа:
- оперативное предупреждение пользователей об изменениях, внесенных в документ;
- создание новой измененной редакции документа в виде отдельного документа.
Слайд 10Состав систем семейства КонсультантПлюс
Федеральный уровень
Региональный уровень
Международный уровень
Документы СССР
Законопроекты
Консультации по налогообложению
и бухгалтерскому учета
Вопросы судебной практики
Специализированные базы
Системы по
законодательству:
Системы поддержки
принятия решений:
Слайд 12Режимы доступа к Интернет-версиям КонсультантПлюс
Слайд 13Разделы Интернет-версии КонсультантПлюс
Слайд 14Основные этапы работы пользователя
в СПС КонсультантПлюс
Формирование запроса на поиск документов
(несколькими способами)
Работа со списком документов
Работа с текстом документа
Слайд 15СПС КонсультантПлюс
(Технологии поиска документов)
«Быстрый» поиск по ключевым словам
Использование Путеводителей
Поиск с
помощью Правового Навигатора
Поиск по известным реквизитам в Карточке
Тематический поиск по
Классификатору
Слайд 16Результат «быстрого поиска»
в Интернет-версии КонсультантПлюс
Слайд 17Путеводители в Интернет-версии КонсультантПлюс
Слайд 18Правовой Навигатор
в Интернет-версии КонсультантПлюс
Слайд 19Карточка поиска в Интернет-версии КонсультантПлюс
Слайд 20Тематический поиск
в Интернет-версии КонсультантПлюс
Слайд 21Список документов в Интернет-версии КонсультантПлюс
Слайд 22СПС КонсультантПлюс
(Операции со списком документов)
Просмотр списка документов
Сортировка списка
Выделение группы названий
документов
Помещение документов в папку пользователя
Постановка документов на контроль
Слайд 23Документ в Интернет-версии КонсультантПлюс
Слайд 24СПС КонсультантПлюс
(Операции с текстом документа)
Просмотр текста, оглавления и прочего
Выставление закладок
в тексте
Выделение фрагментов текста
Конвертация в формат MS Word
Поиск по ключевым
словам
Сохранение и печать документа
Анализ прямых и обратных связей…