Слайд 1Презентация по ЛИТЕРАТУРЕ
на тему любви в творчестве А.Блока, С.Есенина,
В.Маяковского.
Слайд 21. Александр Александрович Блок – крупнейший поэт – символист
В
его стихотворениях читатель проникает в тайну загадочных знаков, отвлеченных понятий,
абстрактных образов, символических цветов (белое платье - символ чистоты, синий цвет - символ космически необъятного чувства).
Слайд 3Ведущей темой раннего творчества А. Блока являлась любовная тема. Со
всей глубиной чувства поэт боготворит женщину, все его переживания обращены
только к ней. Символом любви, способной осчастливить человека, была для А. Блока “Прекрасная Дама”. Ей он посвятил один из своих первых сборников стихов (1901 г.), названный “Стихи о Прекрасной Даме”. Поэт преклонялся перед Вечной Женственностью, светлым образом великой Любви, он обожал ту высокую нереальную Женщину, овеянную тайной веков:
О легендах, о сказках, о мигах:
Я искал до скончания дней,
В запыленных, зачитанных книгах
Сокровенную сказку о Ней.
Слайд 4«Стихи о Прекрасной Даме»
первая книга А.Блока. 1904 - 1905
Мы встречались
с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив,
Я любил твоё
белое платье,
Утончённость мечты разлюбив…
Приближений, сближений. Сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
13 мая 1902
Слайд 5В стихотворении “Незнакомка”, принадлежащем ко второму периоду творчества поэта, на
фоне пошлого мира, какофонии звуков, “тлетворного духа”, “женского визга” и
“детского плача”, “бессмысленного диска” солнца (или фонаря?), скуки, кабака, пьяниц с “глазами кроликов” и самого поэта, разочарованного и ищущего “истины в вине”, предстает образ незнакомки.
Она обыкновенная женщина, часть этого мира, но поэт сумел увидеть в ней идеал, сказку, спрятанную глубоко внутри. С ее появлением оживают загадочные образы “темной вуали”, “глухих тайн”, “синих бездонных очей”, “очарованного берега и дали”. “Ключ” к “сокровищу” ее души доступен лишь для поэта, который близок к идеалу и способен увидеть его сквозь грязь “страшного мира”.
Слайд 6«Незнакомка»
…И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными
перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью
закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль…
Слайд 7 В стихотворении “Перед судом” А. Блок “рыдает”
над судьбой своей бывшей возлюбленной, опустившейся и дошедшей “до края”.
Поэт чувствует в ней скрытый огонь прекрасной любви, мечтавшей достичь “блаженных краев” и теперь скатившейся в бездну. Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистоте мечты, в которую он теперь не способен так безоглядно верить:
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе...
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
(1908 г.)
Поэт сумел перебороть, задавить в себе разочарование в жизни, найдя силы к обретению новых ценностей. А. Блока волнует судьба России. Он любит ее так же страстно и преданно, как и женщину.
Слайд 8Решающей темой в поэме А. Блока “Двенадцать” является тема революции,
новой жизни, ветра перемен, в которые верит поэт, надеясь, что
они принесут счастье любимой родине. Но и в этом произведении присутствует женский образ. Катька - продажная женщина, недалекая, несчастная, угнетенная обстоятельствами. У нее нет высоких чувств, она жертва среды, отвергающей любовь. Влюбленный в Катьку “босяк” убивает ее из ревности. Вся ее бессмысленная жизнь, полная страдания, вызывает у поэта жалость. Хотя она и падший человек, она все равно женщина, достойная любви и восхищения, какой всегда являлась женщина для А. Блока, надеявшегося на любовь, которая может спасти не весь мир, но самую сокровенную часть души.
Слайд 9В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства,
всегда
верил А. Блок и стремился отдать всего себя любви.
Великой
любви к женщине, к родине... Он посвящал свои чувства, помыслы, душу любви, что ярко выразилось в его стихотворениях на всем протяжении творчества.
Слайд 10Где-то за садом несмело
Там, где калина цветёт,
Нежная девушка в белом
Нежную
песню поёт.
2. Тема любви в творчестве С.Есенина развивается
не последовательно, а с пропусками и ретроспективными возвращениями в прошлое. Вначале была сказочно далёкая девушка в белом, неясная для читателя, но, безусловно, возвышенная для поэта.
Слайд 11 О любви Есенин пишет уже в самых ранних
своих стихах, истоки которых в песенном русском фольклоре.
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, берёзы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское «Я» неизбежно воспринимается как традиционное «Я» народной лирической песни.
Слайд 12Осенью 1921 г. в Москву приехала известная танцовщица Айседора Дункан,
одинокая, уже немолодая женщина. Есенина захватило необычайное искусство танцовщицы, её
темперамент, обаяние её личности. Вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 г. супруги улетели в свадебное путешествие, сначала в Европу, а потом в США.
Слайд 13Августа Миклашевская
В 1923-м году, когда поэт вернется из-за границы, именно
любовь к женщине исцелит страдающую душу поэта, прольется осенью того
же года циклом стихотворений «Любовь хулигана».
Рождение этого произведения связано с именем актрисы Камерного театра – Августой Миклашевской.
Слайд 14 Мечта о «чистой» любви – один из сквозных
мотивов лирики Есенина.
В 1924-1925 годах
на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы». Стихи этого цикла -попытка обрести согласие с самим собой, с миром. В есенинском цикле слышатся отзвуки древнеперсидской поэзии, в нем видятся очертания благодатной сказочной страны.
Слайд 15
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я
готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя,
Шаганэ.
Слайд 16Стихи о любви, написанные в последние годы жизни, проникнуты ненавистью
и презрением ко всяческого рода неправде в человеческих отношениях, к
расчетливому женскому лукавству, к любви без тепла, без верности, без чести.
Философичность любовной лирики
Слайд 17
«Жажда человеческой нежности» -
явление непреходящее, а
только изменяющее свои формы.
И стихи о любви, написанные С.Есениным,
находят свой отзвук в душе читателя.
Чувство,
излитое поэтом,
принадлежит
уже не ему одному – оно
становится достоянием
многих…
Слайд 183. Владимир Маяковский
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – Я,
Весь
Боль и ушиб.
Вам завещаю
я сад
фруктовый
Моей великой души.
1916
(Ко всему)
Слайд 19И вот
громадный,
горблюсь в окне
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или
нет?
Какая -
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный
любёночек.
«Облако в штанах» (1914 год)
Ожидание любви…
Слайд 20Лиле Брик, первой и главной музе поэта, посвящены три поэмы
Маяковского ("Флейта-позвоночник", "Люблю", "Про это"), многие строфы в стихах разных
лет, две главы в поэме "Хорошо!"
Любовный треугольник
Слайд 21Лиличка
Если
чего написал,
если
чего
сказал -
тому виной
глаза-небеса,
любимой
моей
глаза.
Слайд 22Любит? не любит? Я руки ломаю
и пальцы
разбрасываю разломавши
так рвут загадав и пускают
по маю
венчики встречных ромашек.
Слайд 23Любовь мою,
как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе
в веках уготована корона,
а в короне слова мои -
радугой судорог.
Как
слоны стопудовыми играми
завершали победу Пиррову,
я поступью гения мозг твой выгромил.
Напрасно.
Тебя не вырву.
«Флейта позвоночник» (1919 год)
Слайд 24Парижская любовь поэта
За Татьяной Яковлевой ухаживали Александр Вертинский
и Сергей Прокофьев. А Владимир Маяковский мечтал видеть своей женой…
О романе с Маяковским, случившемся в Париже в 1928 году, стали говорить только спустя сорок лет. Между тем поэт был по-настоящему влюблен.
Слайд 25"Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви"
Представьте:
входит
красавица в зал,
в меха
и бусы оправленная...
Ты
не думай,
Щурясь просто
Из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
Иди на перекресток
Моих больших
и неуклюжих рук.
1928г.
Слайд 26 Финал этой истории известен:
Маяковский влюбился в Татьяну
и настойчиво принялся уговаривать ее выйти за него замуж. Чуть
ли не сам думал перебраться в Париж.
В итоге ему было отказано в выезде за границу. Одна из подруг Маяковского Наталья Брюханенко вспоминала: «В январе 1929 года Маяковский сказал, что влюблен и застрелится, если не сможет вскоре увидеть эту женщину». Эту женщину он не увидел. А в апреле 1930 года нажал на курок.
Слайд 27"Письмо товарищу Кострову..."
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму -
одну
или вдвоем с
Парижем.
Не поймать
меня
на дряни,
на прохожей
паре чувств.
Я ж
навек
любовью ранен -
еле-еле волочусь -
Слайд 28Актриса МХАТа Вероника Витольдовна Полонская
Последняя любовь…
Ты посмотри какая в мире
тишь
Ночь обложила небо звездной данью
в такие вот часы встаешь и
говоришь
Векам истории и мирозданию
Слайд 29 "Всем
В том, что умираю, не вините
никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите, - это не способ (другим не советую) - но у меня выходов нет. Лиля - люби меня.
Товарищ правительство, моя семья- это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят - "инцидент исперчен", любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид, Счастливо оставаться. Владимир Маяковский.
Предсмертное письмо
Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной. Вероника Витольдовна – молодая талантливая актриса, к сожалению тоже не была свободной. Она была замужем.
Слайд 30 В завещании Маяковский назвал Брик женой. Просил: “Лиля,
люби меня!” Посвящал ей пятнадцать лет книги, собрание сочинений, всю
лирику, за исключением двух стихотворений, адресованных жившей в Париже красавице Татьяне Яковлевой, бежавшей из советской России.
«Любовь – это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным», - это слова Маяковского.
Для поэта любовь – это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг. Лирический герой Маяковского – это человек, сумевший выразить силу, глубину и благородство человеческой души.