Слайд 1ТЕМА: Методика обучения ИЯ
как наука
План
1. Иностранный язык как предмет
обучения
2.Методика обучения ИЯ как научная дисциплина
3.Методика как учебная дисциплина
4.Методика
как практическая дисциплина
5. Связь методики с другими науками
6. Методы исследования в методике обучения иностранным языкам
Слайд 2Классификация языков (Н.Д. Гальскова)
1. Иностранный язык как учебный предмет
в системе
языкового образования
Слайд 3Обучение иностранному языку представляет собой специальным образом (институционально) организованный процесс,
в ходе которого в результате взаимодействия обучаемого и обучающего осуществляется
воспроизведение и усвоение определенного опыта в соответствии с заданной целью (Н.Д. Гальскова)
Обучение иностранному языку - процесс систематического и последовательного сообщения учителем знаний и привитие умений и навыков в области иностранных языков, процесс активного и сознательного усвоения их учащимися, процесс создания и закрепления у детей тех качеств, которые мы стремимся у них воспитать И.В. Рахманов
Слайд 4Факторы, обусловливающие специфику системы обучения ИЯ:
– социально-экономические и политические факторы,
–
социально-педагогические,
– социально-культурные,
– методические,
– индивидуальные.
Слайд 5Методика обучения ИЯ – это наука о закономерностях и правилах
обучения языку, способах овладения и владения языком, воспитания средствами изучаемого
языка.
2. Методика обучения ИЯ как научная дисциплина
В теоретическом плане существуют следующие положения:
Методика не является самостоятельной наукой
2. Методика есть прикладная область психологии
3. Методика является разделом педагогики
4. У методики есть свой объект исследования.
Слайд 6Причины выделения методики в самостоятельную науку
1. У методики есть свой
предмет обучения
2. У методики есть свой понятийный аппарат
3.
Методика имеет в своей основе такие базисные категории
4. У методики есть свой объект исследования
5. У методики есть свой предмет исследования
Слайд 7 Подход к обучению – реализация ведущей, доминирующей идеи
обучения на практике в виде определенной стратегии и с помощью
того или иного метода обучения.
Метод - обобщенная модель обучения, основанная на одном из направлений и опирающаяся на конкретные подходы, типичные для данного направления.
Слайд 8 Принципы обучения – основные положения, определяющие характер процесса
обучения, которые формулируются на основе избранного направления и соответствующих этому
направлению подходов.
Слайд 9Цель обучения – то, к чему мы стремимся в процессе
обучения ИЯ, это идеально планируемый результат. Сначала ставится цель обучения,
лишь потом разрабатывается методика. Цель обучения тесно связана с условиями обучения, так как без них ее достижение невозможно.
Условия обучения –обстоятельства, при которых происходит обучение.
Средства обучения - орудия учебного процесса, с помощью которых более успешно и за короткое время достигаются поставленные цели. К средствам обучения относятся: учебник, рабочая тетрадь, магнитофон, карточки.
Слайд 10 Система обучения - полный набор компонентов, соответствующий определенной
методической концепции; она определяет цели, содержание, принципы, методы, приемы, способы,
средства, формы организации обучения и в свою очередь обусловливается ими
Слайд 11Проблемы, решаемые методикой обучения ИЯ
Зачем?
(цель обучения)
Что?
(содержание обучения)
Как?
(принципы, методы, приемы)
Кто?
(деятельность учителя,
его профессиональные и личностные качества)
Кого?
(деятельность учащегося, его индивидуально-
личностные качества и
возрастные особенности)
Слайд 12 Общая методика занимается изучением закономерностей и особенностей процесса обучения
ИЯ независимо от того, о каком иностранном языке идет речь.
Частная методика исследует обучение тем языковым и речевым явлениям, которые являются специфичными для конкретного ИЯ.
Сравнительная методика
Историческая методика
Специальная методика
Слайд 13Разделы методики
Лингводидактические основы обучения
Методические основы обучения языковым средствам общения
Методические основы обучения деятельности общения
Организация и обеспечение процесса обучения
Содержание профессиограммы преподавателя иностранного языка и требования к профессии учителя.
Этапы, уровни и профили обучения иностранному языку.
Основные этапы развития методики преподавания иностранных языков.
3. Методика как учебная дисциплина
Слайд 14Виды методик
1) общие, частные и специальные методики;
2) методики обучения родному
и неродному (в том числе иностранному) языку;
3) методики, ориентированные на
обучение детей и взрослых. Их специфика базируется на психологических особенностях учащихся разных возрастных групп, и по этой причине использование при работе с учащимися одной возрастной группы учебников, предназначенных для обучения учащихся другой возрастной группы, методически нецелесообразно;
4) методики обучения в языковых и неязыковых учебных заведениях. Их специфика обусловлена разным содержанием и целями обучения, разным количеством учебных часов и мотивацией учебной деятельности;
5) методики обучения иностранному языку в языковой среде и вне ее, на начальном и продвинутом этапах.
Слайд 15Предметное содержание изучаемого языка
TOSL (Teaching of Second Language)
TOFL
(Teaching of Foreign Language)
LWC (Language of Wide Communication)
LSP
(Language for Special Purposes)
LGP (Language for General Purposes)
4. Методика как практическая дисциплина
Слайд 165. Связь методики с другими науками
Слайд 17Методы исследования – научно разработанные способы получения фактического материала и
теоретических знаний об объекте, своего рода правила действия в познании
6. Методы исследования в методике обучения иностранным языкам
Слайд 19Эксперимент – научно поставленный опыт, основанный на изучении состояния и
динамики только одного изучаемого явления при условной нейтрализации всех других
факторов.
Слайд 20Компоненты
Фа
зы
Схема проведения эксперимента
и их основных компонентов
Слайд 21КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Дайте определение методики как учебной, научной и
практической дисциплины.
Приведите аргументы в пользу утверждения, что методика является самостоятельной
наукой.
В чем отличие иностранного языка как учебной дисциплины от других учебных дисциплин?
Каковы особенности овладения родным языком в отличие от иностранного?
Приведите образцы известных вам общих, частных, специальных методик.
Как в современной науке разграничиваются понятия методика и лингводидактика? Согласны ли вы с таким разграничением?
Почему методику считают частной дидактикой?
Какие науки считаются для методики базисными? Обоснуйте свой ответ.
Какое место занимает методика е ряду других педагогических наук?
Каковы психологические основы методики преподавания иностранных языков?
В чем состоит значение для методики учения о языковых контактах?
Какие идеи социолингвистики нашли применение в методике?
Какие науки возникли на стыке лингвистики, психологии, страноведения и как данные таких наук используются в методике?
Согласны ли вы со следующим утверждением, базирующимся на принципе учета родного языка учащихся в процессе обучения: «Объясняйте новый материал учащимся, и особенно на начальном этапе, на родном языке... Также на родном языке следует формулировать правила, к которым учащимся придется обращаться самостоятельно, и задания, предлагаемые впервые»?
Какие методы исследования применяются в методике преподавания иностранных языков?
В чем отличие опытного обучения от пробного? В каких случаях используется каждый из названных методов?
Перечислите основные этапы проведения педагогического эксперимента.
Какие виды тестов применяются в педагогических исследованиях?
Что такое психодиагностика и какова ее роль в методических исследованиях?
Познакомьтесь с содержанием теста Д. Векслера, предназначенного для прогнозирования успешности изучения иностранного языка школьниками в возрасте от 5 до 15 лет.