Разделы презентаций


Тема : Межличностная коммуникация и национально-культурная специфика речевого

Содержание

1. Понятие межличностной коммуникацииМежличностная коммуникация - процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга.Межличностная коммуникация может осуществляться в различных формах, специфика которых определяется числом участников, их социоролевым статусом, коммуникативной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема: Межличностная коммуникация и национально-культурная
специфика речевого поведения
Понятие межличностной

коммуникации.
Ситуационные и психологические предпосылки межличностной коммуникации.
Социальный статус коммуникантов.
Речевое и неречевое

поведение в межличностном взаимодействии.
Национально-культурная специфика речевого поведения в МКК.
Понятие и факторы эффективной коммуникации.

План

Тема: Межличностная коммуникация и национально-культурная специфика речевого поведения Понятие межличностной коммуникации.Ситуационные и психологические предпосылки межличностной коммуникации.Социальный статус

Слайд 21. Понятие межличностной коммуникации
Межличностная коммуникация - процесс одновременного взаимодействия коммуникантов

и их воздействия друг на друга.
Межличностная коммуникация может осуществляться в

различных формах, специфика которых определяется числом участников, их социоролевым статусом, коммуникативной установкой, особенностями пространства и времени коммуникации.

Понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими коммуникантами, вступившими в контакт друг с другом.

1. Понятие межличностной коммуникацииМежличностная коммуникация - процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга.Межличностная коммуникация

Слайд 3Коммуникативная компетентность состоит из:
– способности человека прогнозировать коммуникативную ситуацию, в

которой предстоит общение; ориентироваться в ситуации, в которой он оказался;

коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру; реализовать коммуникативный замысел;
– способности разбираться в самом себе, собственном психологическом потенциале и потенциале партнера;
– навыков самонастройки, саморегуляции в общении, включая умения преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излишнее напряжение; эмоционально настраиваться на ситуацию; распределять свои усилия в общении.

Важный постулат теории межличностной коммуникации: эффективная межличностная коммуникация предстает как система конкретных действий, умений и навыков, которые не являются врожденными, им следует учиться, отрабатывать и тренировать.

Коммуникативная компетентность состоит из:– способности человека прогнозировать коммуникативную ситуацию, в которой предстоит общение; ориентироваться в ситуации, в

Слайд 4Свойства коммуникации по П. Вацлавику:
Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации

- как бы человек ни старался, он не может не

вступать в коммуникацию.
Аксиома 2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения. Уровень содержания – это та информация, которая передается в сообщении. На уровне отношений передается то, как это отношение должно быть воспринято. Отношение может быть выражено как речевыми приемами, так и невербально.
Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий. Люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собственное представление о важном и неважном, причинах и следствии поступков, на интерпретацию смысла происходящего.
Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие. Отношения между людьми базируются либо на равенстве, либо на отличии.
Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так и «ненамеренной, эффективной и неэффективной.
Аксиома 6. Коммуникация необратима.
Свойства коммуникации по П. Вацлавику: Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации - как бы человек ни старался, он

Слайд 5Все процессы коммуникации происходят в определенном контексте. Переменными, формирующими определенный

контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или

цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т.д.

Социальная ситуация – это естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности.

2. Ситуационные и психологические предпосылки межличностной коммуникации

Все процессы коммуникации происходят в определенном контексте. Переменными, формирующими определенный контекст коммуникации, могут быть место и время

Слайд 6Универсальные факторы социального взаимодействия:

1) цели;
2) правила, т.е. общепринятое мнение о

допустимом и недопустимом поведении в ряде конкретных ситуаций;
3) роли, т.е.

принятые в данной культуре модели взаимодействия;
4) набор элементарных действий – простейшие вербальные и невербальные формы участия во взаимодействии;
5) последовательность поведенческих актов (например, принятый порядок смены ролей говорящего и слушающего);
6) концепты-знания, т.е. наличие в когнитивной структуре определенных категорий, обеспечивающих понимание ситуации;
7) физическая среда, элементами которой являются границы ситуации;
8) язык и речь;
9) трудности и навыки.
Универсальные факторы социального взаимодействия:1) цели;2) правила, т.е. общепринятое мнение о допустимом и недопустимом поведении в ряде конкретных

Слайд 7Типы социальных ситуаций:

– официальные события (формальные социальные события);
– личностное взаимодействие

с близкими друзьями или родственниками;
– случайные эпизодические встречи со знакомыми;

формальные контакты в магазинах и на работе;
– асимметричные взаимодействия, связанные с социальными умениями (например обучение, руководство, интервьюирование);
– конфликт и переговоры;
– групповая дискуссия.
Типы социальных ситуаций:– официальные события (формальные социальные события);– личностное взаимодействие с близкими друзьями или родственниками;– случайные эпизодические

Слайд 8На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в

транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении.
На деловом

уровне людей, объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей.

Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью.

На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном

Слайд 9Для того чтобы выбрать нужную манеру поведения и форму обращения

с другим человеком, необходимо сориентироваться в ситуации, понять контекст, в

котором происходит взаимодействие.

Обозначают вертикальные и горизонтальные пространственные характеристики межличностного взаимодействия.
Вертикальная составляющая находит свое выражение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению: пристройка к партнеру свысока, пристройка к нему наравне, пристройка снизу, отстраненная от партнера позиция.
Горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия находит свое выражение в использовании (или в отказе от использования) межличностных преград, стоящих на пути сближения людей, что предопределяет ту или иную межличностную дистанцию.

Для того чтобы выбрать нужную манеру поведения и форму обращения с другим человеком, необходимо сориентироваться в ситуации,

Слайд 10Стрессовая ситуация – это ситуация, которая становится для человека, переживающего

или воспринимающего, причиной стресса или тревоги.
М. Аргайл в качестве

стрессовых определил следую­щие ситуации межличностного взаимодействия:
1) ситуации неодобрения или критики со стороны других;
2) ситуации публичного выступления и социальной активности;
3) ситуации конфронтации и выражения недовольства;
4) ситуации сексуального контакта;
5) ситуации интимности и теплоты в общении;
6) ситуации конфликта или отвержения со стороны родителей;
7) ситуации утраты близкого человека или значимых отно­шений.
Стрессовая ситуация – это ситуация, которая становится для человека, переживающего или воспринимающего, причиной стресса или тревоги. М.

Слайд 11Стратегии межличностного взаимодействия.

1. Доминирование. Стереотипное представ­ление о другом, открытое без

маскировки императивное воздейст­вие: от насилия, подавления, господства до внушения, приказа

с ис­пользованием грубого простого принуждения.
2. Манипуляция. Воздействие скры­тое с опорой на автоматизмы и стереотипы, с привлечением слож­ного опосредованного давления. Наиболее частые способы воздей­ствия – провокация, обман, интрига, намек.
3. Соперничество. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним.
4. Партнерство. Отношения Равноправные, но осторожные, основанные на согласовании интересов и намерений. Способы воздействия строятся на договоре, который служит, и средством объединения, и средством оказания давления.
5. Содружество. Стремление к объединению в совместной деятельности для сближения близких или совпадающих целей. Основной инструмент действия уже не договор, а согласие.
Стратегии межличностного взаимодействия.1. Доминирование. Стереотипное представ­ление о другом, открытое без маскировки императивное воздейст­вие: от насилия, подавления, господства

Слайд 123. Социальный статус коммуникантов
Между социальными и территориальными диалектами часто существует

тесная связь: территориальные различия обычно сохраняются в речи малообразованных людей

и сглаживаются в процессе получения образования.

Некоторые трудности при передаче особенностей социальных диалектов могут возникнуть в связи с тем, что степень социального расслоения в разных странах различна, как и различна степень такого расслоения в языке.

Речь моряков, солдат, студентов и тому подобных профессиональных групп может обладать определенными особенностями, главным образом, в области лексики, которые выделяют в языке ряд профессиональных диалектов (или жаргонов).

3. Социальный статус коммуникантовМежду социальными и территориальными диалектами часто существует тесная связь: территориальные различия обычно сохраняются в

Слайд 134. Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействии
Речевое поведение в

личностно ориентированном общении, т.е. взаимодействии небольшого числа находящихся рядом и

хорошо знакомых друг другу людей, обладает такой отличительной особенностью, как использование повседневной разговорной речи

Характеристики разговорной речи:
Персональность адресации
Спонтанность и непринужденность
Ситуативностъ
Эмоциональность

Основные цели речевой коммуникации в повседневном общении: само общение, удовлетворение потребности в общении; обмен информа­цией, сообщение о чем-либо.

4. Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействииРечевое поведение в личностно ориентированном общении, т.е. взаимодействии небольшого числа

Слайд 14Сравнительные характеристики невербальной и вербальной коммуникации

Сравнительные характеристики невербальной и вербальной коммуникации

Слайд 15Правила невербальной коммуникации:

– использование невербальных знаков должно быть определен­ным и

узнаваемым;
– мы должны быть способны переводить наши чувства и намере­ния

в невербальные средства («кодировать»);
– наблюдатель должен быть способен к интерпретации невербаль­ных знаков («декодировать»).
Правила невербальной коммуникации:– использование невербальных знаков должно быть определен­ным и узнаваемым;– мы должны быть способны переводить наши

Слайд 165. Национально-культурная специфика речевого поведения в МКК
Ментальность - это система

взаимосвязанных представлений, регулирующих поведение членов социальной группы.
Менталитет - наличие

у людей, принадлежащих к одной культуре, общего умственного инструментария. Менталитет – это образ мира, который заложен культурой в сознание людей данного общества.

Национальные различия проявляются в:
правилах приличия;
разном ощущении времени и разной степени пунктуальности;
поведенческой культуре;
манере поведения людей;
невербальных коммуникативных проявлениях;
различных типах языка телодвижений;
стиле речевого взаимодействия;
силе речевого утверждения;
длительность разговора.

5. Национально-культурная специфика речевого поведения в МККМентальность - это система взаимосвязанных представлений, регулирующих поведение членов социальной группы.

Слайд 176. Понятие и факторы эффективной коммуникации
Коммуникация в каждом конкретном случае

происходит с различной степенью успеха и эффективности.
Межличностное восприятие, то

есть целостное отражение внешнего облика и поведения другого человека, его понимание и оценка.

Успех коммуникации определяется целым рядом показателей, среди которых важнейшими являются прагматический и социально-психологический аспекты. В первом случае эффективность коммуникации определяется достижением поставленной цели и успешностью преодоления препятствий, возникших в ходе ее достижения. С социально-психологической точки зрения важнейшим является удовлетворенность от самого процесса общения.

К ситуационным факторам коммуникации относятся: окружающая среда и обстановка; число людей, с которыми происходит общение; осознания человеком себя в качестве члена группы; знание контекста коммуникации.

6. Понятие и факторы эффективной коммуникацииКоммуникация в каждом конкретном случае происходит с различной степенью успеха и эффективности.

Слайд 18Помимо формально-личностных характеристик существенное влияние на коммуникацию оказывают индивидуальные психологические

черты характера человека: общительность, контактность, коммуникативная совместимость и адаптивность.
Общительность характеризуется

умением не теряться в момент общения, устанавливать дружеские отношения, брать на себя инициативу в контакте.
Контактность – способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные, основанные на взаимном согласии отношения.
Коммуникативная совместимость представляет собой готовность и умение сотрудничать, создавать непринужденную атмосферу взаимной удовлетворенности общением, обеспечивать хороший климат в группе.
Адаптивность в общении представляет собой готовность к пересмотру привычных представлений и решений, способность гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Самоконтроль – это самонаблюдение и самоанализ в ситуации общения, которые проводятся с целью достижения социальной адекватности.
Самосознание личности – это устойчивое свойство индивида направлять внимание на свои собственные внутренние или внешние действия и поступки. Самосознание имеет три аспекта: личное самосознание, публичное самосознание, социальную тревожность
Помимо формально-личностных характеристик существенное влияние на коммуникацию оказывают индивидуальные психологические черты характера человека: общительность, контактность, коммуникативная совместимость

Слайд 19СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика