Слайд 1Методы анализа в бизнесе
Факультетский день Менеджмент
Слайд 2Анализ отрасли
5 сил Портера
PEST-анализ
Анализ отрасли – это анализ внешней среды
компании. Он будет характерен для всех компаний, которые работают в
данной отрасли и на данном рынке.
Слайд 3Для чего необходим анализ отрасли?
Насколько оправдан запуск нового товара или
услуги?
Как сильно изменится конкуренция в нише?
А что будет с
бизнесом через 5 лет?
Слайд 5Угроза вторжения новых игроков
Если барьеры входа в отрасль высоки и
уровень противодействия существующих в отрасли компаний высок, то влияние новых
претендентов на прибыль в отрасли будет минимальным.
Выделяют несколько барьеров входа
Экономия на масштабе
Дифференциация продукта и сила существующих торговых марок
Потребность в капитале
Высокие постоянные издержки
Доступ к каналам распределения
Политика правительства
Дополнительные угрозы
Слайд 6Рыночная власть покупателей
Потребители могут ужесточать конкуренцию за счет предъявления более
высоких требований к качеству товара, к уровню сервиса, оказывать давление
на уровень цен.
Покупатели имеют большое влияние если:
Покупатели сконцентрированы и совершают закупки в больших масштабах.
Товары, реализуемые на рынке, не обладают уникальностью; и покупатель может свободно переключаться между ними, не неся дополнительных рисков.
Покупатели демонстрируют высокую чувствительность к цене, и имеют высокую потребность снизить уровень своих затрат в будущем.
Продукты, закупаемые в отрасли, являются сырьем для другой отрасли.
Потребители не удовлетворены качеством существующего на рынке товара имеют скрытую или явную потребность в новых условиях и свойствах.
Слайд 7Рыночная власть поставщиков
Поставщики могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара компании
на рынке, так как являются владельцами ресурсов для производства товаров
отрасли.
Поставщики имеют высокое влияние, если:
Количество поставщиков в отрасли незначительно. Крайний случай: существует монополия или олигополия на рынке.
Объем ресурсов, который производят поставщики, ограничен в объеме и во времени, не обеспечивает потребность рынка.
Издержки переключения на альтернативных поставщиков высоки (что может быть связано с уникальностью сырья, или с существующими обязательствами перед поставщиками).
Отрасль не является приоритетной для поставщиков и реализация в ней своих ресурсов не обеспечивает значимой доходности и дохода для поставщика.
Слайд 8Появление товаров-заменителей
Товары-заменители (или товары-субституты) ограничивают потенциал рынка с точки зрения
роста цен.
Особую угрозу для роста и прибыли компании предоставляют следующие
виды товаров:
Товары-заменители, способные обеспечить лучшее соотношение «цена-качество». Такие товары при отсутствии высокого уровня дифференциации будут всегда стимулировать потребителя к переключению.
Товары-заменители, производимые крупными игроками, имеющими высокие прибыли на альтернативных рынках и способные иметь на существующем рынке менее прибыльный бизнес.
Слайд 9Внутриотраслевая конкуренция
Уровень интенсивности конкуренции высок или растет при наличие в
отрасли следующих условий:
Большое количество игроков и их равенство в объемах
продаж.
Невысокий рост (или падение) рынка, что приводит к постоянному переделу рынка, захвату доли рынка друг у друга.
Низкая дифференциация и стандартизация продукта в отрасли создает для потребителя бесконечное количество альтернатив, приводит к постоянному переключению потребителя от одного игрока к другому, обеспечивает высокий уровень нестабильности будущих доходов и прибыли.
Продукция относится к разряду скоропортящихся продуктов, что подстегивает снижения цен и не предоставляет возможности в замораживанию товарных остатков.
Высокие барьеры выхода из отрасли заставляют существовать игроков с низкой рентабельностью, создают избыток производственных мощностей на рынке.
Слайд 10PEST анализ
PEST анализ — простой и удобный метод для анализа
макросреды (внешней среды) предприятия. Методика PEST анализа часто используется для
оценки ключевых рыночных тенденций отрасли.
Слайд 11P (Political)
P (Political) — факторы политико-правового окружения компании. При анализе
политико — правового окружения отрасли, рынка или страны рекомендуется ответить
на вопросы относительно ключевых изменений в области политической стабильности и правового регулирования.
Изменится ли в ближайшее время законодательная база страны, рынка, отрасли, в которой функционирует компания?
Повлияют ли изменения законодательной базы на деятельность компании (в первую очередь в сфере прибыльности бизнеса)?
Например, ввод закона, который будет ограничивать возможность наценок на товар; изменение налогообложения в отрасли или введение новых тарифов; ввод закона, ограничивающего рекламу или распространение товара; ужесточение требований по сертификации товара
Слайд 12E (Economical)
E (Economical) — факторы экономического состояния рынка. В ходе
анализа данной группы факторов необходимо определить ключевые параметры, характеризующие состояние
экономики страны/ рынка, на котором функционирует компания.
Динамика развития экономики — спад, рост, стагнация
Изменение курсов валют, стоимости капитала
Изменение уровня безработицы
Изменение уровня инфляции
Изменение располагаемого дохода на душу населения
Тенденции в банковской сфере
Слайд 13S (Socio-cultural)
S (Socio — cultural) — факторы социального и культурного
состояния рынка. В ходе анализа данной группы факторов необходимо описать
такие ключевые параметры, как:
Изменение демографического состояния: движение населения (убыль или рост), поло-возрастная структура рынка, изменение расовой принадлежности
Уровень образованности населения, в том числе уровень квалифицированности кадров
Особенности менталитета, важные культурные ценности
Изменение социальных слоев населения
Изменение вкусов и предпочтений аудитории, устоявшиеся мифы и предубеждения
Слайд 14T (Technological)
T (Technological) — факторы, характеризующие технологический прогресс в отрасли.
Данная группа факторов требует детального анализа, так как в эпоху
технологического процесса именно изменение в технологии может кардинально изменить устоявшееся состояние рынка.
В ходе анализа технологических факторов необходимо обратить внимание на следующие параметры:
Возможные изменения в ключевых технологиях, используемых на рынке (инновации в оборудовании, материалах, в бизнес-моделях и методах ведения бизнеса)
Влияние интернет на развитие рынка
Влияние мобильных технологий на развитие рынка
Инновации в информационных технологиях, позволяющих более эффективно конкурировать на рынке
Слайд 15Другие вариации и расширенные варианты PEST анализа:
Слайд 16Составление сводной таблицы PEST анализа
Слайд 17Таблица PEST анализа — промежуточный вариант. Для того, чтобы завершить
анализ, необходимо сделать выводы: по каждому фактору прописать воздействие фактора
на отрасль, на компанию и спланировать программы, которые необходимо провести, чтобы снизить негативное влияние фактора и максимально использовать положительное влияние фактора на деятельность компании.
Слайд 18SWOT-анализ
Метод SWOT анализа — универсальная методика стратегического менеджмента. Объектом SWOT
анализа может стать любой продукт, компания, магазин, завод, страна, образовательное
учреждение и даже человек.
Часто компании проводят SWOT анализ не только своего товара, но и продукции конкурентов, так как данный инструмент очень наглядно систематизирует всю информацию о внутренней и внешней среде любой организации.
Метод объединяет внутренние характеристики компании с условиями внешней среды
Слайд 19Стандартный вид таблицы SWOT анализ
Слайд 20S= Strengths
Сильные стороны товара или услуги. Такие внутренние характеристики компании,
которые обеспечивают конкурентное преимущество на рынке или более выгодное положение
в сравнении с конкурентами, другими словами те области, в которых товар компании чувствует себя лучше и стабильнее конкурентов.
Значение сильных сторон для компании в стратегическом планировании: за счет сильных сторон компания может увеличивать уровень продаж, прибыли и долю на рынке, сильные стороны обеспечивают выигрышное положение товара или услуги в сравнении с конкурентами. Сильные стороны необходимо постоянно укреплять, улучшать, использовать в общении с потребителем рынка.
Слайд 21W=Weaknesses
Слабые стороны или недостатки товара или услуги. Такие внутренние характеристики
компании, которые затрудняют рост бизнеса, мешают товару лидировать на рыке,
являются неконкурентоспособными на рынке.
Значение слабых сторон для компании в стратегическом планировании: слабые стороны компании мешают росту продаж и прибыли, тянут компанию назад. За счет слабых сторон компания может потерять долю рынка в долгосрочной перспективе и утратить конкурентоспособность. Необходимо отслеживать области, в которых компания не достаточно сильна, улучшать их, разрабатывать специальные программы для минимизации рисков влияния слабых сторон на эффективность компании.
Слайд 22O=Opportunities
Возможности компании — благоприятные факторы внешней среды, которые могут влиять
на рост бизнеса в будущем. Значение возможностей рынка для компании
в стратегическом планировании: возможности рынка олицетворяют источники роста бизнеса. Возможности необходимо анализировать, оценивать и разрабатывать план мероприятий по их использованию с привлечением сильных сторон компании.
Слайд 23T=Threats
Угрозы компании — негативные факторы внешней среды, которые могут ослабить
конкурентоспособность компании на рынке в будущем и привести к снижению
продаж и потери доли рынка. Значение рыночных угроз для компании в стратегическом планировании: угрозы означают возможные риски компании в будущем. Каждая угроза должна быть оценена с точки зрения вероятности возникновения в краткосрочном периоде, с точки зрения возможных потерь для компании. Против каждой угрозы должны быть предложены решения для их минимизации.
Слайд 24Диаграмма Исикавы
Данный метод может использоваться для выявления причин появления каких-либо
проблем, с целью осуществления анализа бизнес-процессов на предприятии, при необходимости
проведения оценки соотношения связей "причины-следствие". Как правило, диаграмма Исикавы рождается при командном обсуждении какой-либо проблемы, проведенного методом "мозгового штурма".
Слайд 25Диаграмма Исикавы
Построение диаграммы Исикавы включает в себя несколько этапов. Первый
- правильная формулировка проблемы:
Она записывается в центре по вертикали листа
и с выравниванием по правому краю по горизонтали. Как правило, надпись заключают в прямоугольник.
К проблеме-следствию подводят причины первого порядка, которые также преимущественно помещают в прямоугольники.
К причинам первого порядка подводят стрелками причины второго порядка, к которым, в свою очередь, подводят причины третьего порядка и так до того порядка, который был определен в ходе мозгового штурма.
Слайд 27Матрица BCG
В основе матрицы БКГ заложено две гипотезы:
лидирующая компания в
сегменте имеет конкурентное преимущество в издержках производства, а значит и
самый высокий уровень рентабельности на рынке.
для того, чтобы эффективно функционировать в быстрорастущих сегментах, компания должна инвестировать в развитие товара на высоком уровне; и наоборот, присутствие на рынке с низкими темпами роста позволяет сокращать расходы на развитие товара.
Матрица БКГ предполагает, что компания для обеспечения продуктивного прибыльного долгосрочного роста должна генерировать и извлекать денежные средства из успешных бизнесов на зрелых рынках и инвестировать их в быстро растущие привлекательные новые сегменты, укрепляя в них положение своих товаров и услуг для получения в будущем устойчивого уровня дохода.