Слайд 1Тема МО: Развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся в процессе
образования и воспитания.
Цель МО: Совершенствование форм и методов воспитания через
повышение мастерства классного руководителя.
Задачи МО:
Активное включение классных руководителей в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность;
Организация методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;
Создание классными руководителями информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта;
Развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе.
Основные формы работы:
- совещания, тематические семинары, тренинги, планёрки;
- отчёты классных руководителей;
- открытые классные часы и внеклассные мероприятия;
- доклады, сообщения, презентации опыта;
- изучение документов и передового педагогического опыта
Слайд 2Темы методический заседаний классных руководителей
«Система работы с одарёнными и
талантливыми учащимися»
Семинар «Развитие ученического самоуправления»
Семинар «Работа с учащимися « группы
риска» в урочное и внеурочное время»
Педагогический совет по воспитательной работе «Модель современного выпускника школы глазами учителей, родителей, учащихся: социальное партнёрство в формировании личности»
Круглый стол «Мастерская педагогического общения: анализ реализации планов воспитательной работы, обмен опытом»
Слайд 4Система работы с одарёнными и талантливыми учащимися
Цель семинара: изучить теорию
вопроса; рассмотреть педагогический опыт работы с одаренными обучающимися; обсудить возможность
использования предложенных форм работы в собственной практике.
Слайд 5«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»
В. А. Сухомлинский .
Слайд 6Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень
важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но
так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 7Портрет одарённого ребёнка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт
вопросы, самостоятельно ищет на них ответы.
2. Креативен: предлагает много идей,
вариантов решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает своё мнение, энергично и грамотно отстаивает его.
4. Обладает богатой фантазией, воображением, грамотной речью.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не боится отличаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Занимается самообразованием.
10. Стремится к самовыражению, творческому росту.
Слайд 8«Психологический портрет одаренного ребёнка»
Восприятие смысловых неясностей, сохранение высокого порога восприятия
в течение длительного времени
Психосоциальная чувствительность. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости
Живое
воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность
Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень
Слайд 9Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, являющейся результатом
более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных
способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия к его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия
Оценка конкретного ребенка как одаренного условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Раньше других обнаруживается художественная одарённость. В области науки быстрее всего проявляется математическая одарённость. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребёнка и выраженностью специальных способностей.
Слайд 101. Целенаправленное выявление способных ребят, переподготовка (повышение квалификации) педагогических кадров
для работы с одаренными детьми. Создание банка данных по одарённым
детям уже в начальной школе.
Слайд 11Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно
превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели.
У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.
Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности.
Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к творчеству и лидерству.
Слайд 12Систе́ма - целое, составленное из частей; соединение
Слайд 132. Непосредственная работа с одаренными учащимися.
Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение
детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание
и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
— профильное обучение,
— выставка творческих работ
Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,
Общеразвивающие мероприятия
— традиционные мероприятия в школе
— предметные недели
Слайд 14«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ»
Расположенность к детям
Общие и специальные педагогические способности
Доходчивое объяснение
учебного материал
Способность говорить экспромтом. В основе такой способности лежат такие
элементарные способности, как вербальная память, богатство словесных ассоциаций, свободный отбор языковых средств, словарного запаса
Академические способности
Перцептивные способности – это способности учителя воспринимать внутренний мир ученика
Педагогическое воображение
Слайд 15Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Наиболее значима для
успешности работы учителя его общая личностная характеристика:
разрабатывает гибкие индивидуальные программы;
создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
предоставляет учащимся обратную связь;
использует различные стратегии обучения;
уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика;
поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
проявляет уважение к индивидуальности ученика.
Слайд 16Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и
приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и
направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
групповые формы работы,
творческие задания,
вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
дискуссии,
диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:
факультативы,
кружки,
конкурсы,
интеллектуальные марафоны,
привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы
система внеурочной исследовательской работы учащихся.
работа учащихся по самообразованию
Слайд 17Формы работы с одарёнными детьми
В обучении
Разноуровневое обучение.
Элективные курсы.
Проектно-исследовательская деятельность.
Слайд 18Во внеурочное время:
Школьный интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
Проектная деятельность учащихся
Персональные
выставки работ.
Творческие конкурсы
День самоуправления.
Традиционные общешкольные дела и
акции.
Работа кружков и спортивных секций
Портфолио достижений школьника.
Слайд 19Взаимодействие с родителями
Система информирования родителей (электронный дневник, сайт школы
в сети Интернет).
Родительские собрания, проводимые в групповой форме (или
индивидуальные беседы родителей с членами администрации, классными руководителями, учителями-предметниками, ).
Управляющий Совет школы
Общешкольные мероприятия с привлечением родителей в качестве участников.
Слайд 203. Контроль за ходом реализации проекта, анализ достигнутых результатов, определение
проблем, возникших в ходе реализации проекта, рассмотрение путей их решения,
составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
Слайд 21Основные направления реализации программы
«Одаренные дети»:
· выявление одаренных обучающихся;
·
создание банка данных «Одаренные дети»;
· разработка индивидуальных форм работы;
·
внедрение в учебный процесс современных интерактивных технологий;
· использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
· курсовая подготовка педагогов;
· развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
· включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, областные, всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
·
Слайд 22Ожидаемые результаты от внедрения проекта:
обеспечение каждому ребенку равных стартовых
возможностей в реализации интересов;
Результативность участия в конкурсах, конференциях, олимпиадах;
увеличение
числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;
создание банка данных «Одаренные дети».