Слайд 1
Тема № 11: Передвижение и расположение на месте воинских
частей и подразделений
Слайд 2Учебные и воспитательные цели:
Изучить со студентами способы
передвижения войск и виды перевозок
подразделений.
Добиться
четкого понимания студентами порядка расположения подразделений на
месте.
Формировать у студентов высокий моральный дух.
Слайд 3Учебные вопросы
1. Способы передвижения войск и их характеристика. Марш, его
цель, виды и условия совершения. Маршевые показатели. Походный порядок. Порядок
совершения марша.
2. Виды перевозок подразделений. Основы их осуществления. Районы, назначаемые до погрузки и после выгрузки. Порядок погрузки и выгрузки подразделений.
З.Район расположения подразделений на месте, требования к нему и его размеры. Принцип размещения подразделений в районе расположения и оборудование района. Организация сторожевого и непосредственного охранения.
4 Организация борьбы ДДС и ДРГ противника при передвижении и расположении на месте.
Слайд 4 Литература:
1. Боевой устав Сухопутных войск (часть II батальон, рота),
Бобруйск 2010 г. стр. 198-225, 353-355.
2. Тактика. Взвод, отделение, танк. Книга
3 (учебник). Минск 2012 г. стр. 340-386.
Слайд 51. Способы передвижения войск и их характеристика. Марш, его цель,
виды и условия совершения. Маршевые показатели. Походный порядок. Порядок совершения
марша.
Передвижение войск - организованное перемещение их маршем, перевозка с использованием различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного) или перемещение комбинированным способом в целях выхода к установленному времени в назначенный район или на указанный рубеж в полной готовности к выполнению боевой задачи.
Марш является основным способом передвижения. Он представляет собой передвижение войск в колоннах своим ходом - на штатной технике или в пешем порядке (зимой на лыжах) по дорогам и колонным путям.
Танки и другая гусеничная техника, машины с малым запасом хода и низкими скоростями движения могут перевозиться на тяжелых автопоездах, включаемых в состав колонн. Марш применяется в тех случаях, когда для передвижения войск невозможно или нецелесообразно использовать какой-либо вид транспорта.
Слайд 6 Способы передвижения войск:
Перевозка на тяжелых автопоездах является
новым способом передвижения войск. Этим способом перевозятся на большегрузных прицепах,
или трайлерах, те подразделения, которые имеют на вооружении тяжелую бронетанковую, инженерную и другую технику с малым запасом хода и низкой скоростью движения.
Перевозка железнодорожным транспортом обеспечивает высокую скорость передвижения войск независимо от времени года и физического состояния личного состава к началу передвижения; скорость перевозки практически не зависит от метеорологических условий.
Перевозка войск водным транспортом позволяет перемещать войска со скоростью не менее 25-30 км/ч. Этот способ передвижения может использоваться для доставки войск на острова, изолированные участки побережья и эвакуации с них раненых, пораженных и больных, поврежденного вооружения и техники, а также при совершении маневра на приморских направлениях и вдоль судоходных рек.
Перевозка войск воздушным транспортом обеспечивает быструю переброску войск на значительные расстояния, в любом направлении и в районы, практически недоступные для других видов транспорта, через обширные зоны заражения, районы разрушений, пожаров и затоплений.
Комбинированное передвижение представляет собой такое перемещение войск из одного района в другой или на указанный рубеж, при котором сочетаются разные способы передвижения. При комбинированном передвижении войск максимально используются положительные стороны каждого вида транспорта.
Слайд 7Марш, его цель, виды и способы совершения
Марш - организованное
передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным путям в
целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж.
О способности войск совершать марш, сохраняя высокую степень боевой готовности, судят по их маршевым возможностям - средней скорости движения и величине суточного перехода.
Величина суточного перехода части(подразделения) может составлять: для смешанных и танковых колонн - до 250 км, для автомобильных - до 300 км. Средняя скорость движения без учета времени на привалы может быть: смешанных и танковых колонн -20-25 км/ч, автомобильных колонн - 25-30 км/ч. В северных районах, лесисто-болотистой местности и в других неблагоприятных условиях средняя скорость движения в зависимости от характера местности и состояния дорог может уменьшаться до 15-20 км/ч, а величина суточного перехода составлять до 200 км, а иногда и меньше. При совершении марша в пешем порядке средняя скорость движения может быть 4-5 км/ч, на лыжах - 5-7 км/ч. При совершении марша в пешем порядке и на лыжах величина суточного перехода составляет 30-50 км.
Слайд 8Колонна главных сил батальона в зависимости от условий обстановки может иметь
различное построение. Танковое подразделение, приданное мотострелковому батальону, следует обычно в
голове колонны, а мотострелковое подразделение, приданное танковому батальону, обычно распределяется между танковыми ротами и следует в их походных порядках за танками или назначается в походное охранение; минометная (артиллерийская) батарея следует за боевыми подразделениями батальона. Гранатометное подразделение следует обычно за головной ротой главных сил батальона, а противотанковое отделение роты, - как правило, в голове колонны роты. Противотанковое подразделение батальона следует за головной походной заставой или за головной ротой главных сил батальона. Большая часть зенитных средств зенитного подразделения следует ближе к голове колонны главных сил, а часть из них - с головной походной заставой.
Подразделение совершает марш одной колонной. Батальон, назначенный в передовой отряд, авангард или следующий по отдельному маршруту, выдвигается, имея колонну главных сил и походное охранение. Походный порядок части может включать передовой отряд, походное охранение, отряд обеспечения движения, колонны главных сил и колонны подразделений технического обеспечения и тыла.
Дистанции между подразделениями и машинами в колонне батальона могут быть 25-50 м. При движении по пыльным дорогам, в условиях ограниченной видимости, в гололед, по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, а также при движении с повышенной скоростью дистанции между машинами увеличиваются.
Слайд 9Порядок совершения марша
В современных условиях рекомендуется начинать и заканчивать марш
в темное время суток или в других условиях ограниченной видимости,
строго соблюдая дисциплину марша с самого начала движения.
Через каждые 3-4 ч движения войска останавливаются на привал продолжительностью до 1 ч и один раз во второй половине суточного перехода на привал продолжительностью до 2 ч. Нельзя останавливаться на привал в населенном пункте; остановку следует делать на местности с открытыми подступами. Машины останавливаются на правой обочине дороги на установленных дистанциях, но не ближе 10 м одна от другой, чтобы между ними могла встать топливозаправочная, ремонтная, встречная или обгоняющая колонну машина.
Машины на марше двигаются только по правой стороне дороги, соблюдая необходимые меры безопасности. При вынужденной остановке машина отводиться на правую обочину или в сторону от дороги, где устраняется неисправность. Остановившаяся неисправная машина объезжается только слева. Техническое обслуживание машин проводится на привалах, во время дневного (ночного, суточного) отдыха.
Личный состав высаживается из машин и располагается для отдыха справа от дороги.
Ночью машины двигаются с использованием приборов ночного видения или светомаскировочных устройств, а при движении по местности, просматриваемой противником, и в светлую ночь - с полностью выключенным светом и приборами ночного видения.
Управление подразделениями и частями осуществляется с подвижных пунктов управления, оснащенных современными средствами передвижения, связи и наблюдения. Радиостанции работают только в режиме «Прием».
Слайд 102. Виды перевозок подразделений. Основы их осуществления. Районы, назначаемые до
погрузки и после выгрузки. Порядок погрузки и выгрузки подразделений.
Перевозка
войск осуществляется железнодорожным, морским (речным) транспортом или комбинированным способом. Для срочной перевозки войск на большие расстояния может применяться воздушный транспорт.
Части при перевозке железнодорожным, морским (речным), воздушным транспортом назначаются исходный район перед погрузкой и район сосредоточения после выгрузки, а также основной и запасной районы выгрузки и погрузки. Удаление исходного района и района сосредоточения должно быть не менее 10-15 км от района погрузки (выгрузки) войск. Если районы расположения частей находятся на удалении 20-30 км от районов погрузки, то исходные районы не назначаются.
Непосредственно перед погрузкой подразделения, следующие одним эшелоном (рейсом), входят в район ожидания, а после выгрузки - в район сбора, которые назначаются в 3-5 км (при перевозке воздушным транспортом 10-15 км) от мест погрузки (выгрузки). Если по условиям местности исходные районы назначаются на удаление менее 10 км от мест погрузки, район ожидания может и не назначаться.
Воинским эшелоном называется организованная для перевозки в одном поезде воинская часть (подразделение), команда или партия боевой и другой техники.
Каждому воинскому эшелону присваивается номер, который не изменяется по прибытии в пункт выгрузки. В одном поезде может перевозиться совместно несколько эшелонов.
Слайд 11Личный состав, действующие в пути кухни и запасы продовольствия предусматривается
размещать в крытых вагонах, боевую технику - на платформах и
полувагонах, материальные средства - в транспортных машинах и крытых вагонах.
Воинский поезд с эшелоном формируется так, чтобы крытые вагоны с личным составом и действующими в пути кухнями находились в его средней части, платформы и полувагоны с боевой техникой - в голове и хвосте поезда.
Наибольшей затраты времени требует погрузка техники и имущества, поэтому она производится в первую очередь. Погрузка подвижной техники производится своим ходом или кранами. После размещения на подвижном составе боевая техника и имущество во избежание продольных и поперечных смещений надежно закрепляются при помощи крепежных материалов и крепежных приспособлений.
После окончания погрузки боевой техники и имущества производится посадка в вагоны личного состава, которая должна быть закончена не позднее чем за 10 мин. до отправления поезда. Стрелковое оружие размещается на нарах, под ними, в специально оборудованных пирамидах или на полу вагона.
В зависимости от видов перевозимой техники и состояния мест погрузки на нее может быть затрачено от 3 до 5 часов; при погрузке ночью с соблюдением светомаскировки или при необходимости работы личного состава в противогазах эти нормы времени могут увеличиваться до 20 процентов.
Слайд 123. Район расположения подразделений на месте, требования к нему и
его размеры. Принцип размещения подразделений в районе расположения и оборудование
района. Организация сторожевого и непосредственного охранения.
Расположение войск на месте организуется по решению старшего командира. Район расположения назначается обычно на местности, имеющей естественные укрытия: лесные массивы, рощи, лощины, овраги, выработки, позволяющие обеспечить скрытность размещения частей и подразделений. Это требование приобретает особую важность, если учесть возросшие возможности воздушной разведки, а также вероятность применения противником ядерных средств и разведывательно-ударных комплексов. Районы расположения должны обеспечивать:
рассредоточение и скрытое размещение частей;
возможность быстрого сбора частей и проведения
маневра в нужном направлении;
удобство размещения и отдыха личного состава;
благоприятные условия в санитарно-
эпидемиологическом отношении;
наличие достаточного количества источников воды,
дорог и подъездных путей, пригодных для движения
боевой и другой техники.
Величина района расположения для полка - до 100км2, батальона - до 10 км2.
Слайд 13До занятия войсками районов расположения, особенно на местности, ранее занимаемой
противником, производится их тщательная разведка в целях выявления оставшихся групп
противника, его разведывательно-сигнализационных приборов, зараженных и заминированных участков местности, источников воды и определение пригодности ее к употреблению.
Кроме основного района назначается запасный район расположения, куда подразделения могут выводиться при возникновении непосредственной угрозы применения противником по занимаемому району ОМП или в случае нанесения им внезапных ударов ядерным, высокоточным оружием, а также зажигательными средствами.
Мотострелковые и танковые роты располагаются в указанных им районах обычно вдоль маршрутов выдвижения, используя защитные и маскирующие свойства местности. В качестве укрытий для танков, БМП, БТР используются овраги, балки, котлованы разработок и карьеров, выемки. В лесу танки и другие боевые машины целесообразно располагать вдоль просек и лесных дорог под кронами густых деревьев. Не следует допускать расположения подразделений под линиями электропередачи, вблизи газо- и нефтепроводов.
В целях защиты личного состава, вооружения и техники от всех средств поражения противника осуществляется инженерное оборудование района расположения. Вблизи машин личный состав оборудует открытые или перекрытые щели, а при наличии времени устраивает блиндажи и убежища.
Слайд 14Организация непосредственного охранения
Непосредственное охранение организуется в масштабе батальона и в
ротах. В батальоне оно включает парное патрулирование и постоянное дежурство
наблюдателей на КНП батальона Кроме того, назначается дежурное подразделение, обычно в составе взвода. В роте непосредственное охранение осуществляется патрулированием вокруг района расположения роты и постоянным дежурством наблюдателей на КНП роты. Кроме того, для охраны личного состава, вооружения и боевой техники назначается суточный наряд.
К сторожевому хранению относятся сторожевые отряды, сторожевые заставы, сторожевые посты, секреты.
В состав сторожевых отрядов обычно назначаются усиленные роты, в сторожевые заставы - усиленные взводы.
Сторожевые посты выставляются на угрожаемых направлениях. В состав сторожевого поста может назначаться отделение (танк). Сторожевой пост обычно занимает позицию, которая должна обеспечивать круговое наблюдение и ведение огня. Позиция оборудуется окопами и обязательно маскируется.
Секреты выставляются на скрытых подступах к району расположения батальона. Состав секрета - два-три человека.
Сторожевому отряду (заставе) указываются рубеж обороны и полоса охранения и разведки. Сторожевой отряд в назначенной ему полосе охранения занимает и подготавливает к обороне указанный ему рубеж, прикрывая сторожевыми заставами наиболее важные направления.
Слайд 15Сторожевые заставы на занятом рубеже подготавливают основные позиции, которые оборудуются
окопами и укрытиями. При наличии времени создаются и запасные позиции.
Промежутки между позициями сторожевых застав и танкоопасные направления должны находиться под постоянным наблюдением и прикрываться огнем артиллерии, других огневых средств, а также заграждениями. По распоряжению командира сторожевого отряда между сторожевыми заставами организуется патрулирование, а вперед и в стороны сторожевых застав могут высылаться сторожевые посты, на скрытые подступы - секреты.
Для ведения разведки перед фронтом и на флангах организуется наблюдение, высылаются боевые разведывательные дозоры и дозорные отделения. На путях вероятного движения противника приданные сторожевому отряду инженерно-саперные подразделения устанавливают мины, подготавливают к взрыву мосты.
Для опознавания охранением и разведкой своих военнослужащих на каждые сутки устанавливаются пропуск и отзыв. Пропуском служит наименование вооружения и боевой техники, отзывом -название населенного пункта, начинающегося с той же буквы, что и пропуск. Например: пропуск - "Пистолет", отзыв - "Полтава". Пропуск сообщается устно всему составу охранения и разведки, а отзыв - командирам сторожевых застав и подразделений разведки, а также лицам, посылаемым для передачи приказаний.
Слайд 16Задание на самоподготовку:
изучить способы передвижения войск и их характеристику;
изучить виды
перевозок подразделений, принцип размещения подразделений и
оборудование района расположения.