Слайд 1Тема № 2.1 : Познавательные свойства личности и эмоционально-волевая сфера
психики человека
Российская таможенная академия
Кафедра гуманитарных дисциплин
Руководитель занятия:
профессор кафедры,
канд.
педагог.. наук, профессор
А. И. Пустозеров
Каб. № 314, тел. 503-77-11
Слайд 2Тема № 2.1 : Познавательные процессы личности и эмоционально-волевая сфера
психики человека
Российская таможенная академия
Кафедра гуманитарных дисциплин
Руководитель занятия:
профессор кафедры,
канд.
педагог.. наук, профессор
А.И.Пустозеров
Каб. № 314, тел. 503-77-11
Слайд 3Вопросы:
Введение
1. Познавательные процессы в деятельности человека и особенности их проявления
в работе юриста
2. Эмоционально - волевые процессы и психические состояния
Слайд 4Структура психики
Психические
познавательные процессы
Эмоционально-волевые процессы
Психические свойства
Психические состояния
Психические образования
Слайд 5Отражение окружающей среды
Психические процессы
Л
А
а
психический
образ
Психические
Ощущение
Восприятие
Представление
Внимание
Воображение
Мышление
Память
Речь
Слайд 6Формы проявления психики
Психические образования
Психические
состояния
Психические процессы:
эмоционально-волевые:
чувства, настроение, аффект,
страсть, воля
Познавательные:
ощущение, восприятие, воображение,
память, мышление, внимание, речь
Эмоционально-волевые
Знания, навыки
умения, привычки,
установки, обычаи, традиции
Направленность
Темперамент
Характер
Способности
Устойчивый интерес, творческий подъем, апатия, угнетенность, активность, пассивность, стресс, фрустрация
Слайд 7Специфика психических явлений
С
П
Е
Ц
Ф
И
К
А
Слайд 8Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь
Слайд 9Основные понятия теории познания
Истина
Абсолютная истина
Относительная истина
Чувственное
познание
Представление
Восприятие
Ощущение
Рациональное
познание
Умозаключение
Суждение
Понятие
Практика –
цель, основа, движущая
сила познания, критерий истины
психически активный процесс отражения в сознании человека отдельных качеств и свойств предмета или явления.
Слайд 11С помощью ощущения отражаются основные внешние признаки предметов и явлений
(форма, величина, запах, звук, вкус, особенности поверхности предметов) и состояние
внутренних органов человека (мышечные ощущения, боль и др.).
Слайд 12Виды ощущений
1.Зрительные (хроматические и ахроматические)
2. Слуховые (Виды - речевые, музыкальные,
шумы), качества – сила, высота, тембр, длительность.
3. Вибрационные.
4. Обонятельные.
5. Вкусовые
(качества – кислое, сладкое, горькое, соленное).
6. Тактильные (кожные).
7. Статические.
8. Кинестетические.
9. Органические.
Слайд 13Органы чувств
- экстерорецепторы
- интерорецепторы
- проприорецепторы
Слайд 14Закономерности ощущений
1. Минимальный порог ощущений – величина чувствительности(чем выше величина
порога, тем ниже величина чувствительности и наоборот).
2. Максимальный порог ощущений
– максимальная величина раздражителя с выше которой он перестает ощущаться.
Слайд 15Закономерности ощущений
3. Диапазон чувствительности.
4. Порог различия – это минимальная величина
различия между двумя раздражителями, которые человек подмечает.
5 Адаптация – изменение
чувствительности под влиянием воздействия или вследствие отсутствия раздражителя.
Слайд 16Адаптация и ее разновидности
1. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного
действия раздражителя.
2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.
3. Повышение
чувствительности под влиянием слабого раздражителя.
Слайд 17
ВОСПРИЯТИЕ – это психически активный процесс отражения в сознании человека
предметов и явления во всей совокупности признаков при их непосредственном
воздействии на органы чувств
Слайд 18
Простое и сложное
Восприятие пространства
Восприятие времени
Восприятие движения
Преднамеренное и непреднамеренное
Виды восприятия
Слайд 19
Апперцепция – зависимость восприятия от опыта психической жизни человека, от
особенности его личности
Константность – восприятие действительных свойств предметов, независимо от
условий их восприятия
Иллюзии – неправильное, поверхностное, искаженное восприятие объективной действительности
Особенности восприятия
Слайд 20Свойства восприятия
предметность
осмысленность
активность
целостность
избирательность
Слайд 21
Вовлечение в процессе восприятия нескольких анализаторских систем
Активация мотивов, создание установки
на восприятие
Обучение человека правилам и нормам восприятия
Приобретение опыта восприятия предметов
и явлений
Некоторые способы активации восприятия человека
Слайд 22
ВНИМАНИЕ– это направленность и сосредоточенность сознания человека на тех или
иных предметах или явлениях.
Слайд 23Объекты внимания
В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный
момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием
свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека
Слайд 24
Непроизвольное
Произвольное
Послепроизвольное
Виды внимания
Слайд 25Виды внимания
В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции
выделяют
Причины возникновения непроизвольного внимания:
Неожиданность раздражителя.
Относительная сила раздражителя.
Новизна раздражителя.
Возникновение связано с
процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека
послепроизвольное (или вторично непроизвольное)
произвольное
непроизвольное
Слайд 26Свойства внимания
Переключение
Распределение
Объем
Концентрация
Колебание
Устойчивость
Слайд 27Формы внимания
Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на
объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:
Слайд 28Способы влияния на внимание человека
Путем постановки ему нестандартных задач
Предложением решить
задачу несколькими способами
Использованием новых, необычных средств решения задач
Путем активизации мотивов
Путем
обучения человека правилам контроля своих действий и т. д.
Слайд 29
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – это образы ранее воспринимавшихся человеком предметов и явлений
Слайд 30
зрительные
слуховые
вкусовые
обонятельные
двигательные
температурные
болевые и др.
представлениявоображения
представления памяти
единичные
общие
физические
педагогические
географичес-
кие
политические
Классификация представлений
По
ведущему органу чувств
По степени новизны
По степени обобщения
По содержанию
Слайд 31
Психодиагностическая беседа
Тестирование (тест МИОМ)
Выполнение специальных заданий
(эксперимент)
Некоторые методы изучения представлений
Слайд 32
Решение специфических задач
Активизация мотивов деятельности
Тренинг
Некоторые способы развития представлений
Слайд 33
ПАМЯТЬ – это процесс запоминания, сохранение и последующего воспроизведения того,
что человек делал, переживал, воспринимал.
Слайд 34забывание
запоминание
сохранение
воспроизведение
Процессы памяти
Слайд 35запоминание
определяется как процесс, обеспечивающий ввод информации и удержание запечатленного материала
в памяти.
Слайд 36сохранение
психический процесс памяти, обеспечивающий удержание информации в течении более или
менее длительного времени.
Слайд 37забывание
процесс памяти, противоположный сохранению. Заключается в невозможности воспроизведения ранее закрепленного
в памяти.
Слайд 38Узнавание
специфический процесс памяти, который проявляется при повторном восприятии объекта или
при его вспоминании.
Слайд 39Типы и виды памяти
Различают два основных вида памяти:
генетическую (наследственную):наследственная
память сохраняет информацию, которая не только определяет анатомическое и физиологическое
построение организма в процессе развития, но и врожденные формы видового поведения (инстинкты).
Прижизненную: хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Выделяют следующие ее виды: импринтинг (запечатление) а также двигательную, эмоциональную, образную и символическую память.
Слайд 40Виды памяти
Образная
Двигательная
Эмоциональная
Кратковременная
Произвольная
Непроизвольная
Вербально-логическая
Долговременная
Оперативная
Слайд 41Виды памяти
По длительности хранения и использования информации
По особенностям запоминания
Кратковременная
Оперативная
Долговременная
Двигательная
Эмоциональная
Наглядно-образная
Словесно-логическая
Слайд 42импринтинг
вид памяти, наблюдаемый только в ранний период развития сразу после
рождения.
Слайд 43Двигательная память
память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями
в любом виде деятельности человека.
Слайд 44Эмоциональная память
это память на чувства. Она определяет воспроизведение определенного чувственного
состояния при повторном воздействии тона ситуации, в которой данное эмоциональное
состояние возникло.
Слайд 45Образная память
это память на образный материал. Различают следующие подвиды:
зрительная
слуховая
осязательная
Обонятельная
вкусовая.
Слайд 46Кратковременная память
характеризуется очень кратким (около 20 сек.) сохранением после однократного
непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением.
Слайд 47Долговременная память
длительное сохранение информации (начинается от 20 сек и простираясь
на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения.
Слайд 48Оперативная память
это мнемические процессы, обслуживающие деятельность человека.
Слайд 49Буферная память
обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным
звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную.
Слайд 50Свойства памяти
Объем памяти - количество информации, которое человек способен запомнить
за определенное время.
Скорость - время, в течение которого человек
способен запомнить определенный объем информации.
Прочность - длительность сохранения информации.
Точность - правильность и полнота воспроизведения информации.
Готовность- умение своевременно вспомнить требуемое.
Слайд 51Формы запоминания
Преднамеренное
Непреднамеренное
Механическое
Логическое
Слайд 52Нарушение памяти
Нарушения памяти подразразделяются на количественные (гипермнезия, гипомнезия) и качественные
(парамнезия).
Гипермнезия - одностороннее усиление некоторых мнемонических процессов, которое встречается обычно
в качестве временного явления при лихорадочных состояниях, а также на фоне патологически повышенного настроения.
Гипомнезия - ослабление памяти вплоть до полной утраты мнемических функций (амнезия).
Парамнезия - извращение памяти, когда информационные пробелы заполняются ложными воспоминаниями типа псевдореминисценций и конфабуляций.
Слайд 53
Создание установки на запоминание;
Целостное запоминание стимулов;
Использование мнемотехнических приемов;
Опора на все
виды памяти;
Использование эффективных форм заучивания;
Повторение;
Тренировка памяти (тренинги).
Способы эффективного запоминания
Слайд 54Реминисценция — это улучшение со временем воспроизведения заученного материала без
дополнительных повторений.
«Эффект края» — при запоминании длинного ряда лучше всего
по памяти воспроизводятся его начало и конец.
Закон регрессии — при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления;
Закон незавершенного действия — это явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности.
Слайд 55
Воображение - особая форма психики, которая может быть только
у человека.
Оно непрерывно связано с человеческой
способностью изменять мир,
преобразовывать действительность и
творить
новое.
Слайд 56Основные подходы:
С.Л.Рубинштейн пишет: 'Воображение - это отлет от прошлого опыта,
это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов'.
Л.С.Выготский считает, что 'воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением'.
Согласно Е.И.Игнатьеву, 'основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление'.
А 'Философский словарь' определяет воображение как 'способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений'.
Слайд 57 Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими,
решая задачи.
Регулирование эмоциональных состояний.
Третья функция воображения связана с
его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.
Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.
Функции воображения
Слайд 59Техника воображения:
Агглютинация
Акцентирование
Схематизация
Типизация
Слайд 60Мышление
психический процесс отражения действительности в различных ассоциациях, высшая форма творческой
активности человека
Слайд 61ГЛУБИНА
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
ШИРОТА
БЫСТРОТА УМА
ТОРОПЛИВОСТЬ УМА
КРИТИЧНОСТЬ УМА
ГИБКОСТЬ МЫСЛИ
КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ
Процесс решения мыслительной задачи
Формирование вопроса
Выдвижение
гипотезы
Проверка гипотезы
Если задача не решена выдвигается новая гипотеза
Проверка новой гипотезы
Слайд 62Общая характеристика процесса мышления
Виды мышления:
- наглядно-действенное
-образное
- отвлеченное
Слайд 64Мыслительные операции
- анализ
- синтез
- сравнение
- абстрагирование
- обобщение
- конкретизация
Слайд 65Формы мышления
- понятие
- суждение
- умозаключение
- рассуждение
Слайд 66
Речь -
процесс общения людей посредством языка
Язык –
система словесных знаков,
опосредующих психическую деятельность
Слайд 67
Виды речи
-внешняя
- внутренняя
-устная -письменная -аффективная
-диалогическая
- монологическая
Слайд 712. Вопрос.
Эмоционально - волевые процессы и психические состояния
Слайд 72Эмоции и чувства – это процесс отражения предметов и явлений
человеком в виде переживания
Классификация эмоций и чувств
По влиянию на деятельность
По
сложности и содержанию
По форме протекания
стенические
астенические
Высшие, сложные
Низшие, простые
Настроения
Аффекты
страсти
Высшие чувства
патриотические
нравственные
эстетические
интеллектуальные
праксические и т.д
Внешние проявления эмоции и чувств
в мимике
в пантомиме
в речи
Высшие чувства человека развиваются в процессе совместной деятельности с другими людьми.
Эмоциональные процессы.
Слайд 73Эмоции: понятие
Это форма психического отражения окружающего мира в
виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему
Эмоция
Слайд 74Чувства
Одни из форм психического отражения действительности, выражающего отношение
человека к окружающему миру, определяющиеся социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими
на формирование личности и характеризующиеся большой устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний
Чувства
Слайд 75Виды эмоций:
Стенические эмоции – вызывают активность, внутренний подъем энергии
человека. Например, радость, гнев, ненависть.
Астенические – уменьшают активность, энергичность,
сокращают жизнедеятельность. Печаль, тоска, подавленность.
Эмоции также делятся на положительные и отрицательные.
Слайд 76Воля
Это сознательная психическая активность, регулирующая поведение, деятельность человека и направляющая
его на преодоление каких-либо препятствий на пути к достижению поставленных
целей при совершении целенаправленных действий и поступков
Воля
Слайд 77Эмоциональные состояния
и их свойства
Эмоциональные состояния – целостные, динамические, относительно
устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека
на определенном этапе его жизненного пути
Свойства эмоциональных состояний:
целостность
динамичность
3) относительная устойчивость
4) личностные образования
5) определяют своеобразие психической жизни
Слайд 78Структура волевого действия
Осознание цели
деятельности
Осознание способа
действия
Принятие решения
на действие
Оценка сделанного
Реализация
действий
Слайд 79Этапы сложного волевого действия
Осознание цели и стремление достичь
Осознание ряда возможностей
достижения цели
Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности
Борьба мотивов и
выбор
Принятие одной из возможностей в качестве решения
Осуществление принятого решения
Преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого
решения и достижения поставленной цели
Слайд 80
Психические состояния человека – это временные целостные состояния его психики,
влияющие на протекание деятельности
Слайд 81Психические состояния могут быть:
Интеллектуальные
Эмоциональные
Волевые
Слайд 82Сила и длительность эмоциональных состояний
Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция,
которая полностью захватывает психику человека. Обычно возникает в экстремальных условиях,
когда человек не справляется с ситуацией.
Отличительными чертами аффекта являются ситуативность, обобщенность, малая продолжительность и большая интенсивность.
Происходит мобилизация всего организма, движения носят импульсивный характер. Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю.
Слайд 83Сила и длительность эмоциональных состояний
Настроение – это более или менее
длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельности человека
Страсти
- это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им.
По силе приближается к аффекту, по длительности приближается к чувствам.
Слайд 84Фрустрация
Это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний
и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к
достижению цели или к решению задач
Фрустрация
Слайд 85Фрустрация
агрессия
депрессия
Сопровождаемая беспочвенными самообвинениями, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками
самоубийства, причинения себе боли, увечий
в виде замещающих действий, нередко направляемых
на совершенно посторонние объекты
(так называемая реакция замещения)
Типичными эмоциональными реакциями на действие фрустраторов могут быть: