Слайд 2Основные понятия и принципы коммуникации
Понятие коммуникации
(лат. сommunicatio - сообщение, связь, передача) рассматривается на двух уровнях
познания – обыденном и научном.
На уровне обыденной практики под коммуникацией понимается способность к установлению контактов любого рода.
Научное определение коммуникации в менеджменте звучит следующим образом: Это специфическая функция управления, представляющая собой процесс взаимодействия общественных субъектов (социальных групп, общностей или личностей), с помощью которого происходит обмен информацией, опытом, знаниями, эмоциями, способностями и результатами деятельности на основе общей системы символов
Слайд 3Этапы коммуникативного процесса
Цель коммуникативного процесса –
обеспечение понимания информации, являющееся предметом анализа. Выделяют четыре базовых элемента
коммуникационного процесса:
1) отправитель – лицо, генерирующее идеи, объем информации, собирающее и передающее ее;
2) сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов;
3) канал связи – средство передачи информации;
4) получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Процесс обмена информацией реализуется следующими этапами: отбор информации кодирование информации передача информации получение, расшифровка, осмысление информации
Слайд 4Средства коммуникации
Основными средствами коммуникации, как и многие
века назад, остается письменная и устная речь. Однако в последние
годы в практике менеджмента стали популярными образы, звуки, запахи, жесты и цвет.
Под средствами коммуникации подразумеваются способы кодирования (зашифровки наших мыслей, чувств, эмоций в форму, узнаваемую другими) сообщений или носители специфической знаковой системы, совместимой с другими знаковыми системами.
В современном менеджменте кроме традиционных каналов (телевидение, газета, журнал, личная встреча, телефон, уличный щит, публичное выступление, выставки, слухи и т.д.) используют относительно новые (мобильная и факсимильная связь, телеконференции, Интернет, электронная почта, телемосты)
Слайд 6Функции коммуникации
В отдельных актах коммуникации реализуются такие функции,
как информативная (связанная с сообщением идей, понятий, мыслей и т.п.),
эмотивная (связанная с экспрессивной стороной общения, эмоциями), фатическая (связанная с установлением контактов), магическая, этническая, биологическая и др.
С точки зрения коммуникативного подхода в управлении существуют следующие особые зоны реализации коммуникативной функции менеджмента: управление персоналом; маркетинг; антикризисный менеджмент; корпоративная культура; менеджмент знаний.
Коммуникация как одна из специфических функций управления также зарекомендовала себя в политическом и социальном менеджменте, лидерстве, международных отношениях
Слайд 7Принципы эффективной коммуникации
Принцип единства рационального и эмоционального в поведении человека;
Принцип
ситуативности;
Принцип объективности;
Принцип гуманизма в построении коммуникации;
Принцип ориентации на сотрудничество;
Принцип развития
субъектов общения и динамики психических процессов и состояний;
Принцип системности субъектов коммуникации;
Принцип наличия недиагностируемых скрытых факторов поведения;
Принцип бесконечности процесса познания;
Принцип научности;
Принцип законности.
Слайд 8Коммуникативная компетентность организации
На практике коммуникативная
компетентность проявляется в способности организации: - фокусировать энергию работников организации
на достижении поставленной цели;
слушать и слышать людей, устанавливать с ними доверительные отношения;
создавать условия для принятия эффективных управленческих решений;
сотрудничать с различными целевыми аудиториями;
своевременно устранять возникающие конфликты;
капитализировать коллективные знания и индивидуальные идеи.
Слайд 9Коммуникативная компетентность организации
На структуру коммуникативной
компетентности оказывают влияние следующие факторы: содержание и характер труда, вид
и размеры предприятия, особенности предметов и средств труда; статус и роль работника и др.
Работники организаций, особенно интеллектуальных, инновационных, обучающихся, должны постоянно повышать уровень собственной коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность организации предполагает владение технологией построения эффективной коммуникации, т.е. рационального и ответственного обмена информацией, знаниями, продуктами интеллектуальной деятельности для достижения максимальной эффективности по всем направлениям развития организации в условиях изменяющейся внешней среды.
Слайд 10Поддерживающая и инновационная коммуникация
При существующих многочисленных типологиях коммуникация
в современном менеджменте подразделяется на поддерживающую и инновационную.
Внутренняя поддерживающая
коммуникация организации обусловлена: - регулированием внутри организации входящих потоков информации;
горизонтальным обменом информации внутри организации;
внутренним деловым документооборотом, учетом и контролем;
накоплением и хранением знаний ( технологий), необходимых для рабочего процесса;
межличностной, в том числе неформальной коммуникацией – как вертикальной, так и горизонтальной.
Внутренняя поддерживающая коммуникация является источником создания значимых конкурентных преимуществ.
Слайд 11Внешняя поддерживающая коммуникация
Обеспечивает:
Внешний документооборот;
Партнерские контакты и контракты;
Участие организации в
глобальных научных и коммерческих информационных потоках, обмене знаниями;
Имидж, репутацию и
позиционирование организации в профессиональной среде, обществе, СМИ.
Сверхзадача внешней поддерживающей коммуникации – не просто обеспечить жизнедеятельность фирмы в контактах с внешним миром, но и подготовить внешние целевые аудитории к восприятию всякого рода новшеств, внедрение которых планирует организация в будущем.
Слайд 12Поддерживающая и инновационная коммуникация
Поддерживающая коммуникация
сосредоточена на сохранении позитивных отношений между ее участниками, направлена на
решение текущих и будущих задач путем эффективного взаимообмена информацией, точками зрения, отношением к проблеме.
Инновационная коммуникация – это такая коммуникация организации, которая направлена на поиск и разработку инновационных решений, их презентацию (продажу) и внедрение.
Сущность инновационной коммуникации можно рассматривать в трех смысловых пространствах: деятельность, технология, культура.
Слайд 13Внутренняя инновационная коммуникация
отвечает за следующие направления:
Постановка инновационных задач, формирование
инновационного портфеля;
Создание творческого коллектива, распределение задач, мотивация участников;
Поиск, обработка и
накопление научной и технологической информации, необходимой для инновационного прорыва;
Собственно творческий процесс – разработка инноваций.
Слайд 14Внешняя инновационная коммуникация
обеспечивает:
привлечение внешних источников знаний,
информации, а также стороннего опыта и технологий;
апробацию найденных инновационных решений
в профессиональной, научной среде, в экспериментальном практическом применении;
патентование, защиту авторских и коммерческих прав на изобретения;
презентацию, продвижение и продажу инновационных решений
Внедрение и поддержку инноваций.
Слайд 15Информация в системе управления
Коммуникация –
это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и
более людьми.
Информация в самом широком смысле означает сообщение. То есть любой сигнал о каком либо событии, об изменении значения некоторой переменной состояния системы.
При передаче данные проходят ряд фильтров, вследствие чего часть из них теряется. На первом этапе сообщение поступает в канал связи. Канал связи – это часть материальной среды, по которой передается сообщение.
Физический фильтр (синтаксический фильтр) обладает заданной пропускной способностью. Семантический фильтр обеспечивает понимание сообщения. Посредством прагматического фильтра оценивается полезность данных.
Слайд 16Информация в системе управления
Информация – это
новые сведения, которые переданы, восприняты, поняты и оценены как полезные
для решения тех или иных задач.
Процесс управления рассматривается как процесс восприятия, преобразования и передачи информации. Основой управления является принятие решений, которые основаны на использовании информации.
Степень обоснованности решений зависит от полноты, достоверности и своевременности информации. Само решение является новой информацией, которая доводится до исполнителей в виде приказов, планов, нормативов и т.д.
Слайд 17Критерии результативности информации
К критериям результативности относятся следующие:
Количество (полнота)
информации;
Релевантность (содержательная значимость, отсутствие факторов прагматического характера);
Точность (недвусмысленность) информации;
Надежность (гарантия
правильности, отсутствие синтаксических и технических ошибок);
Понятийность (кодирование в одной системе, отсутствие семантических ошибок);
Актуальность (своевременность предоставления, скорость передачи);
Гибкость (приспособленность к различным способам передачи).
Слайд 19Деловое общение
Общение – это межличностный или
групповой процесс, в основе которого лежит обмен между людьми усвоенной
информацией, мыслями, слухами, оценками, установками.
Общение может быть: официальным и неформальным; дружеским и враждебным; доступным для понимания и сложным для восприятия; четко организованным и беспорядочным; эффективным и неэффективным.
Процесс общения включает ряд элементов:
намерения; - внимание;
восприятие; - запоминание;
участие.
Слайд 20Деловое общение
Совершенствование искусства общения включает:
Четкую формулировку идей
и сообщений перед началом их передачи;
Внимательную работу над смыслом текста
сообщения;
Обеспечение соответствия языка, поз, жестов, выражений содержанию передаваемых сообщений;
Проявление сочувствия, сопереживания, умение поставить себя на место человека, с которым происходит общение;
Установление обратной связи
Слайд 21Невербальная коммуникация
Информация, посланная без использования слов
как системы кодирования, образует невербальное послание. Эффект большинства посланий создается
невербальной информацией.
Типы невербальной коммуникации:
- движения тела (жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы);
- личные качества (строения тела, рост, запах тела, манера одеваться и т.д.);
- манера помещения себя в пространстве (дистанционная близость в общении и т.д.
- организация физической среды (дизайн помещения, освещенность, шум и т.д.);
- использование времени (опоздания, ранний приход и т.д.).
Невербальные коммуникации имеют бессознательную основу.
Слайд 22Препятствия обмену информацией
Помехи – это все, что
искажает смысл сообщения, включая язык, различия в восприятии и физическое
вмешательство.
Различия в восприятии - барьер, препятствующий эффективным коммуникациям, обусловлен тем, что люди реагируют только на то, что воспринимают. Если у людей разные системы ценностей и установки, они, вернее всего. Воспримут и интерпретируют одну и ту же информацию по-разному.
Семантические вариации, т.е. расхождения в использовании слов и их значений – один из основных барьеров в коммуникациях с использованием в качестве символов слов.
Слайд 23Препятствия обмену информацией
Невербальные символы,
противоречащие символам-словам, могут препятствовать успеху коммуникации.
Неэффективная обратная связь и отсутствие навыков слушания – барьеры на пути к эффективным коммуникациям
Серьезными барьерами на пути успешных коммуникаций в организациях являются фильтрация плохих новостей, коммуникационная перегрузка и плохая организационная структура.
Коммуникации в организации можно улучшить благодаря обратной связи, регулированию коммуникационного потока, управленческим действиям, способствующим восходящим и горизонтальным коммуникациям, системам сбора предложений, а также благодаря использованию внутренних печатных материалов и новейших информационных технологий.
Слайд 24Управление коммуникациями в организациях
Для совершенствования коммуникаций рекомендуется:
Обеспечить управление
информационными потоками в организации;
Использовать при передаче сообщений параллельно несколько каналов
связи;
Проявлять постоянное внимание к процессам обмена информации;
Организовать системы обратных связей;
Практиковать выпуск информационных бюллетеней;
Обеспечить повышение квалификации работников управления;
Использовать современные информационные технологии
Слайд 25Управление коммуникациями в организациях
Для успешного осуществления
коммуникации менеджеры должны руководствоваться следующими правилами:
Перед коммуникацией четко определить идеи,
вкладываемые в послания
Проанализировать истинную цель каждой коммуникации
Проанализировать все физическое и человеческое окружение при любой коммуникации
При планировании коммуникации необходимо консультироваться с другими сотрудниками, часто важно добиваться участия других сотрудников
Следует обращать самое пристальное внимание на интонацию
Необходимо устанавливать коммуникацию не только на сегодняшний день. Но и на будущее.
Слайд 26Информационные технологии
Информационная технология – это представленное в проектной фирме концентрированное
выражение научных знаний и практического опыта, позволяющих рациональным образом организовать
тот или иной достаточно часто повторяющийся процесс.
Информационные технологии управления организацией – это системно организованная совокупность методов и средств поиска, сбора, обработки, хранения, передачи и защиты информации и знаний для решения задач управления на базе развитого программного обеспечения и средств вычислительной и телекоммуникационной техники.
Слайд 27Информационные технологии
Основные функции современных информационных технологий управления предприятиями – поиск,
сбор, обработка, хранение необходимых данных, выработка новой информации, решение тех
или иных оптимизационных задач.
Основными принципами использования информационных технологий являются: - принцип оперативного управления;
принцип сквозного управления (информационная поддержка полного цикла управления);
принцип адаптивного управления;
принцип сетевого управления, позволяющий реализовать взаимодействие «вертикальных» и «горизонтальных» линий коммуникации.
Слайд 28Информационные технологии
Наиболее часто встречающиеся системы:
Системы планирования ресурсов ERP (Enterprise Resourc
Planning).
Это класс интегрированных систем управления ,
представляющий собой унифицированную централизованную
базу данных, единое приложение и общий пользовательский интерфейс для управления финансово-хозяйственной деятельностью.
Они охватывают такие области деятельности предприятия, как
планирование и прогнозирование, управление продажами,
управление запасами, управление производством, закупками,
финансами и пр.
Использование данной системы позволяет улучшить качество обслуживания клиентов и заказчиков, повысить эффективность всего производственного процесса ,сократить сроки выпуска продукции, снизить издержки, связанные с управлением производством, оптимизировать управление оборотными средствами
Слайд 29Информационные технологии
Системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM (Customer Relation Management).
Это класс систем управления внешними отношениями предприятия, включающих в себя
методы управления, позволяющие повысить эффективность продаж.
Система CRM - это своеобразный инструмент управления знаниями. Речь идет о знаниях компании о клиентах и об их взаимодействиях с компанией. Эти знания используются для лучшего обслуживания, в том числе в целях индивидуализации сервиса.
Системы CRM могут включать следующий набор функций:
Управление контрактами;
Управление деятельностью;
Управление возможностями;
Прогнозирование.
Слайд 30Информационные технологии
Системы информационной поддержки аналитической деятельности BI (Business Intelligence). Это
набор средств обработки информации.
Основные функции систем: - визуальное представление бизнес-стратегии
и преобразование ее в план конкретных действий;
быстрая корректировка стратегии в соответствии с изменениями рынка;
Отслеживание ключевых факторов успеха с использованием внешних и внутренних программ оценки эффективности;
Анализ эффективности предприятия.
Системы BI есть полный интегрированный набор средств стратегического управления предприятием, основанный на данных обработки информации другими корпоративными системами управления предприятием и методах обработки этих данных
Слайд 31Информационные технологии
Системы управления логическими цепочками SCM (Supply Chain Management). При
производстве сложных изделий, в состав которых входят комплектующие от разных
поставщиков, для компании важно оперативно программировать поставку необходимых деталей в требуемом объеме и к обозначенному сроку. Иными словами, система обеспечивает процессы планирования и координации снабжения, транспортировки и складирования.
Системы планирования материальных потоков MRP (Material Requirements Planning). Этот класс систем управления закупками, производством и сбытом материалов.
Слайд 32Информационные технологии
Системы управления человеческим фактором HRM (Human Resources Management), задачи
которых – рекрутинг, управление и эффективное использование потенциала всех сотрудников
предприятия. Эти системы обеспечивают информационную поддержку в процессе планирования карьеры и обучения, оценки персональных достижений и сводит данные о персонале.
К системам внутрифирменной коммуникации относят средства информационной поддержки групповой работы ICE (Integrated Collaborative Environments) Это базовая коммуникационная инфраструктура для коллективного взаимодействия в корпорациях и совместного использования информационных ресурсов – критически важная для достижения успеха в бизнесе.
Слайд 33Информационные технологии
Информационные технологии – это основной источник развития современной науки
и практики управления знаниями. Однако сами по себе эти технологии
не решают основных задач управления знаниями. Основными средствами развития управления знаниями остаются социальные технологии – командообразование, эффективный обмен знаниями между сотрудниками, координация инновационной активности, формирование и использование неявных знаний, становление обучающейся организации. Формирование организационной культуры. Ориентированной на использование знаний, и т.д.
Современные информационные технологии позволяют не только автоматизировать бизнес-процессы на предприятии, но и передавать и адаптировать передовой опыт по построению эффективных бизнес-процессов.