Слайд 1Тема: Педагогика как наука.
План:
1.Возникновение и становление педагогики как науки.
2.Объект, предмет,
задачи педагогики.
3.Функции педагогики.
4. Система педагогических наук.
Слайд 2Этапы возникновения и становления педагогики
1 этап
Элементы педагогики появились с зарождением
процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Педагогическая мысль вначале
формировалась как народная педагогика в виде традиций, пословиц, обрядов, мифов, сказаний, песен и других фольклорных форм.
Слайд 32 этап
Сначала педагогические знания являлись элементом философии. С накоплением фактов
были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших
начало педагогике как науке: Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Сенека, Квинтилиан, Конфуций, Авиценна, Иоанн Златоуст и др.
Слайд 43 этап
Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений:
Т. Мор, Т. Кампанелла, Р.Декарт, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, Ф.Ницше, И.Кант и
др. Они систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом.
Слайд 54 этап
Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную
науку относится к XVII в. и связано с именем великого
чешского педагога Я.А. Коменского (1592-1670). В его трудах впервые были определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. В дальнейшем вклад в педагогику внесли: И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А Сухомлинский.
Слайд 6Педагогика – наука о воспитании, обучении, образовании детей и взрослых.
Слайд 7Объект - это область действительности, которую исследует данная наука.
Объектом
педагогики является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в
интересах человека, общества и государства.
Слайд 8Предмет - это способ видения объекта с позиций данной науки.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.
Под педагогическим
процессом понимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Слайд 9Задачи педагогики:
1.Раскрытие закономерностей педагогического процесса, управление образовательными и воспитательными системами;
2.Изучение
и обобщение педагогической деятельности, её научной оценке и проверке;
3.Разработка новых
методов, средств, форм, систем воспитания;
4.Внедрение результатов научно-педагогических исследований в практику.
Слайд 10Функции педагогики:
Общетеоретическая функция.
Прогностическая функция.
Практическая функция.
Слайд 11Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического
процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким
законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы (описание, объяснение и предсказание явлений действительности, которую она изучает).
Слайд 12Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности
(какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся
и т. п.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным создавать теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающих образовательную практику.
Слайд 13Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на
основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства,
формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
Слайд 14Отрасли педагогики
Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого
возраста.
Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности
детей дошкольного возраста.
Слайд 15Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания школьников.
Педагогика высшей школы
изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в вузах.
Педагогика взрослых и андрогогика изучает
особенности работы со взрослыми и пожилыми людьми.
Слайд 16Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного
образования и воспитания детей и взрослых.
Сравнительная педагогика изучает тенденции и
закономерности обучения и воспитания в различных странах.
Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления
Слайд 17
Специальная педагогика разрабатывает методы и средства воспитания и
образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом
развитии. Сурдопедагогика - глухие и слабослышащие; тифлопедагогика – слепые и слабовидящие; олигофренопедагогика – умственно отсталые; логопедия – нарушение речи и их преодоление).
Лечебная педагогика развивается на границе с медициной и разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками.