Слайд 1
Тема поэта и
поэзии в лирике
А.С.Пушкина
«Поэт»,
«Поэту»,
«Осень»
Слайд 2Каково понимание природы поэтического таланта?
Как происходит процесс творчества?
Какова судьба поэта?
В
чём его предназначение?
Каковы его взаимоотношения с окружающими?
Вопросы для размышления
Слайд 3 Поэт
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного
света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж
детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы... 1827
Слайд 4 Поэту
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдёт минутный шум;
Услышишь
суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен
и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
1830
Слайд 5 Осень
Огонь опять горит — то яркий свет лиёт,
То
тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы
долгие в душе моей питаю.
X
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны. XII Плывёт. Куда ж нам плыть?1833
Слайд 6Выводы
Утверждение божественной, высокой природы поэтического дара, таланта
Признание творчества
как жертвенного служения высоким истинам
Видение творчества как воплощения вдохновения,
творения особого мира, рождённого переосмыслением реальной жизни
- Мысль об избраннической, трагической судьбе поэта, творца, часто обречённого на непонимание окружающих, одиночество
Требовательность поэта к самому себе, его независимость от вкусов и потребностей толпы
Слайд 7Домашнее задание
С.115-118,134-141