Слайд 1Тема: «Принципы пациент-ориентированного обучения».
Алматы, 2018 г.
Слайд 2План.
Введение.
Задача ПОО.
Основные термины и понятия.
Ошибки, совершаемые пациентом.
Примеры ошибок.
Ошибки во время врачебной консультации пациента.
Принципы ПОО.
Заключение.
Слайд 3Зачем студентам нужно знать о пациент-ориентированном подходе?
Изучение пациент-ориентированного подхода в
медицинском университете ведёт к созданию условий для развития у студентов
профессионального мастерства, повышения уровня профессиональной готовности, обеспечивает эффективную подготовку будущих специалистов. Выпускники медицинского университета выходят в трудовую жизнь достаточно приобщёнными к своей профессии и готовыми к проявлению милосердия и сострадания, которых от них ждут.
Слайд 4Задача ПОО.
Задачей ПОО является подготовка специалистов, способных обучать пациента и
его родственников:
правилам ухода;
правилам сохранения здоровья;
адаптации к изменившимся условиям жизни.
Слайд 5Основные термины и понятия.
Пациент (лат. patiens, от pati страдать,
терпеть) - это физическое лицо, обратившееся за медицинской помощью, находящееся
под медицинским наблюдением либо получающее медицинскую помощь.
Слайд 62) Ориентированный - осведомлённый, знающий, разбирающийся в деле.
Слайд 73) Образование/обучение – получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение.
Слайд 8Следовательно, ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – это рассмотрение знаний пациента о каком-то
конкретном заболевании и дальнейшее осведомление пациента, включающее не только лечебно-профилактическую
информацию, но и общее информирование пациента о патогенезе заболевания, этиологии, всевозможных исходах, а так же о факторах влияния.
Слайд 9Пациент-ориентированное обучение рассматривается как совокупность дополнительных навыков клинических медицинских работников,
используемых параллельно лечебному процессу.
Слайд 10Лечебный процесс.
Лечебный процесс - оказание медицинской помощи с момента сбора
жалоб, оформления истории болезни (Anamnesis morbi, Anamnesis vitae), осмотра, клинического
обследования, постановки диагноза, выписывания назначений и проведения лечения, заканчивающегося реабилитацией и профилактикой (первичной, вторичной, третичной).
Слайд 12Ошибки, совершаемые пациентами.
На данный момент, благодаря доступности информации, в интернете
можно найти фактически любые сведения, в том числе и медицинские,
что в последствии может привести к различным конфликтам между пациентом и врачом, постановке неправильного диагноза, поскольку, как правило, пациенты делают ложные умозаключения касательно их заболевания, что существенно влияет на качество лечебного процесса.
Слайд 13Пример №1.
Молодого человека 37-ми лет, работающего механиком, беспокоят головные боли.
Работает он фактически с утра до ночи, мало отдыхает и
находится в постоянном напряжении. Решив поискать информацию в интернете о своих симптомах, он находит сведения об опухоли головного мозга, внутричерепной гематоме и т. д. Недолго думая, он направляется к врачу. Врач, собрав анамнез, проведя осмотр, изучив результаты клинического обследования, приходит к выводу, что головные боли пациента мучают из-за переутомления. Пациент с этим категорически не согласен. Исходов данной ситуации может быть множество: пациент в конечном итоге может написать жалобу на своего лечащего врача, обвинив его в некомпетентности, так же он может самостоятельно выписать себе какие-либо лекарственные препараты, опираясь на данные в интернете и т. д.
Слайд 14В дальнейшем это может негативно сказаться на качестве лечебного процесса.
Помимо того, что человек не избавится от тех симптомов, что
его беспокоят, он может ещё и крайне сильно навредить себе, поскольку паническое принятие каких-либо препаратов от заболевания, которого у тебя нет, не приведёт ни к чему хорошему.
Слайд 15Пример №2. Симулирование симптомов.
Случается, что пациенты из-за своих внутренних
переживаний касательно какого-либо заболевания начинают фальсифицировать симптомы, то есть они
симулируют признаки того заболевания, которое они нашли в интернете, не имея на данный момент подобных симптомов. Это может привести к неправильной постановке диагноза и к неправильному лечению.
Слайд 16Опираясь на вышеперечисленные примеры, пациент-ориентированное обучение предлагает изучить различные методики
обучения пациента, дабы оптимизировать лечебный процесс, направив его в правильное
русло.
Слайд 17Ошибки во время врачебной консультации пациента.
Многие врачи считают, что пациента
достаточно проинформировать исключительно о факторах риска заболевания, однако этого недостаточно.
Врачу так же необходимо давать пациенту СОВЕТЫ по:
оздоровлению различных поведенческих привычек;
смене образа жизни;
ведению активного отдыха;
избеганию вредных условий труда;
дальнейшей профилактике.
Слайд 191. Информация о пациенте.
Для начала, следует выяснить, узнавал ли пациент
о своих симптомах или о заболевании в каких-либо источниках (интернет,
энциклопедия и др.);
выявить степень его информированности;
узнать, где работает пациент и какое влияние оказывает данная деятельность на его здоровье;
определить то, как человек усваивает информацию.
Слайд 202) Потребности.
Важной составляющей является понятие врачом желаний пациента, т. е.
что конкретно пациент ждёт от врача, помимо назначения лечебной терапии
и устранения симптоматики заболевания.
Например:
услышать положительные прогнозы, тем самым успокоить себя;
выявить причину заболевания;
узнать о факторах риска;
быть проинформированным о профилактике заболевания.
Слайд 213) Непосредственно проблема.
Необходимо выявить проблему, которая может заключаться в:
определённом
дискомфорте, вызванным заболеванием;
развитии комплексов на фоне данного заболевания;
проблемах в социуме;
резком
снижении работоспособности;
вероятности инвалидизации.
Слайд 22На основании собранных данных можно осуществлять непосредственно пациент-ориентированное обучение. Например,
мы выяснили, что пациент вычитал в интернете, что от заболевания,
которым он страдает, возможен летальный исход, после чего у пациента появились волнение, тревога, страх. В данном случае пациента необходимо успокоить и описать ему полную картину заболевания, осведомив его, что при правильном лечении вероятность летального исхода минимальна.