Слайд 1Тема: «Проблемное поведение ребенка»
План:
1. Причины проблемного поведения. Природа непослушания.
2. Родительские конструктивные и
деструктивные реакции на поведение детей.
3. Родительские воздействия на ребенка. Поощрения и
наказания. Установление правил.
Слайд 21. Причины проблемного поведения. Природа непослушания.
Поведение
Технологии
Состояние
Отношение
Ресурс родителя
Слайд 4Т.О. если с ребенком трудно, то работа психолога д.б. направлена
на:
1. Обучить конструктивным технологиям
2. Учитывать и распознавать состояние, определять неудовлетворенную
потребность.
3. У детей огромный потенциал к развитию. Но он его демонстрирует только когда уверен в безусловном принятии и любви.
4. Иметь ресурсное состояние. Измученный, озлобленный родитель не дает возможности осваивать конструктивные технологии.
Слайд 5Послушание – это инструмент следования ребенка за взрослым
Перед детьми
стоит две важные задачи:
1 – получить опыт, знания от
своего значимого взрослого
2 – понять, познать себя, свои мотивы, желания, склонности
За 1 задачу отвечает инстинкт следования, частью которого является послушание.
За 2 задачу отвечает инстинкт сопротивления, частью которого является НЕпослушание. Чтобы понять, что мы хотим, нужно освободить место, понять, что мы не хотим.
Исходя из задач, которые стоят перед ребёнком, у родителя также имеется задача:
балансировать, уметь передавать знания, опыт ребёнку и при этом научиться сталкиваться с несогласием и непослушанием.
Слайд 62. Родительские конструктивные и деструктивные реакции на поведение детей.
Что для вас
делает ситуацию проблемной? 1- плохое поведение ребенка; 2 – деструктивная
реакция родителя?
Поведение одного влияет на поведение другого.
Все дети иногда не слушаются. Важнее всего родительская реакция.
Реакция родителя м.б. эффективной и неэффективной.
На выбор наших реакций влияет множество факторов:
Знания детской психологии
Наше состояние
Наши страхи
Наши ценности
Наши убеждения
Модели, перенятые от наших родителей
Собственный травматический детский опыт
Неудовлетворённые потребности родителя
Факторы влияния могут быть осознаваемы и не очень.
Мы не свободны в своих реакциях, до тех пор, пока не осознаём, что на них влияет.
НАВЫКА УСПЕШНОГО РОДИТЕЛЯ,
1. Осознанность, саморефлексия.
2. Наблюдательность (если я так делаю, то приводит ли это меня к желаемой цели).
3. Гибкость (если это меня не приводит к желаемой цели, то готов ли я обучаться делать по-другому, присвоить другие способы реакций).
4. Доступ к ресурсам (внешним – др. люди, книги и внутренние – эмоц. состояние, стратегии мышления).
Слайд 73. Родительские воздействия на ребенка.
Поощрения и наказания.
Принуждение
Критика,
устыжение
Угроза
Игнорирование
Наказание – это способ регулирования поведения ребенка.
Альтернатива:
*
необходимо отправлять злость по адресу, а не срываться на реб.
* нельзя реб. унижать, особенно публично
* нельзя лишать удовлетворения базовых потребностей
* нельзя игнорировать
* нельзя стыдить, особенно публично
* нельзя наказывать за чувства и их проявления.
Слайд 8АЛГОРИТМ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИЛ
1. Формулируем правило в своей голове, когда
находимся в спокойном состоянии. Без частицы НЕ четко, конкретно, позитивно.
2.
Согласовываем правило со всеми членами семьи
3. Свой пример
4. Убеждаемся, что правило доступно для исполнения ребенком, как физически, так и интеллектуально
5. Доводим правило для ребенка (Преподносим уверенно, четко, по-доброму)
6. Систематически и регулярно требуем исполнения правила, помогаем ребенку начать выполнять правило, постепенно отдавая инициативу ребенку.
7. Убеждаемся, что наше поведение не противоречит установленному правилу.