Разделы презентаций


Тема: Раннее детство

Содержание

План Социальная ситуация развитияНовообразования и овладение предметной деятельностью.Развитие психических процессовСтановление самосознанияКризис трех лет

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема: Раннее детство

Тема: Раннее детство

Слайд 2План
Социальная ситуация развития
Новообразования и овладение предметной деятельностью.
Развитие психических процессов
Становление

самосознания
Кризис трех лет

План Социальная ситуация развитияНовообразования и овладение предметной деятельностью.Развитие психических процессовСтановление самосознанияКризис трех лет

Слайд 31. Социальная ситуация развития.
 Совместная деятельность со взрослым, опосредованная предметом:

«ребенок – Предмет – взрослый».
Эта ситуация уже содержит в себе

противоречие: знание о свойствах предметов и способе действия принадлежат взрослому, взрослый – носитель знаний о предмете, а ребенок, имея потребность в действиях с новыми предметами, не может ее удовлетворить без участия взрослого. Ребенок начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром.

1. Социальная ситуация развития.  Совместная деятельность со взрослым, опосредованная предметом: «ребенок – Предмет – взрослый».Эта ситуация уже

Слайд 4Главная особенность социальной ситуации состоит в том, что ребенок входит

в предметный мир – «мир постоянных вещей», осваивая функции предметов,

их названия, значения и смысл. Новое отношение ребенка к миру предметов заключается в том, что они начинают выступать для ребенка как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления (В.С. Мухина, 1985).

Главная особенность социальной ситуации состоит в том, что ребенок входит в предметный мир – «мир постоянных вещей»,

Слайд 5Ребенок открывает для себя, что он является источником разнообразных желаний,

действий и своей воли. Он начинает демонстрировать свою волю в

общении со своими близкими, со взрослыми и другими детьми. Такая социальная активность является значимой для него.
Ребенок осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Ребенок учится выражать чувство привязанности и симпатии, а также чувство неудовольствия.


Ребенок открывает для себя, что он является источником разнообразных желаний, действий и своей воли. Он начинает демонстрировать

Слайд 6Раннее детство – возраст социализации, т. е.приобщения детей к нормам

и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком

служат эталонами поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие его люди.

Внутренняя позиция ребенка основывается на понимании им того, что с требованиями, которые предъявляют к его поведению окружающие люди, необходимо считаться.

Раннее детство – возраст социализации, т. е.приобщения детей к нормам и ценностям общества. Взрослые и их формы

Слайд 7Ведущим типом деятельности является предметно - манипулятивная деятельность- направленная на

усвоение общественно –выработанных способов действия с предметами.
Общение перестает быть

собственно деятельностью, т.к. мотив деятельности перемещается на предмет. Общение становится формой организации предметной деятельности, интенсивно развиваясь и становясь речевым, и его отсутствие может негативно отразиться на развитие ребенка.
Ведущим типом деятельности является предметно - манипулятивная деятельность- направленная на усвоение общественно –выработанных способов действия с предметами.

Слайд 8По мере освоения различных действий, связь действия с предметом проходит

три фазы развития:
а) свободное манипулирование (1 год и 1мес.) – ребенок выполняет

с предметом все известные ему действия вне зависимости от его назначения, выясняет основные свойства предметов – форму, цвет, вкус и т.д.);
б) предметные действия (2 года) – употребляет предмет только по назначению (куклу – качает, машинку – ведет, карандашом – рисует);
в) начало игры (3 года) – производит различные действия, при твердом усвоении основной функции предмета, знает назначение предмета, но может использовать его и по-другому.

По мере освоения различных действий, связь действия с предметом проходит три фазы развития:а) свободное манипулирование (1 год и 1мес.)

Слайд 9Внутри предметной деятельности зарождаются такие новые виды, как игра, и

продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
По мере развития предметной деятельности

совместная деятельность, в которой сначала действия ребенка и взрослого были тесно слиты, начинает распадаться. Взрослый задает ребенку образцы действия, контролирует, корректирует и оценивает их выполнение. У ребенка появляется новое отношение к действиям. Действия становятся личными.
Внутри предметной деятельности зарождаются такие новые виды, как игра, и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).По мере

Слайд 102. Новообразования и овладение предметной деятельностью.
Прямохождение
Овладение прямой походкой

позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и

проявлять самостоятельность. Благодаря ходьбе происходит интенсивное развитие координации движений, чувства расстояния и пространственного расположения.

2. Новообразования и овладение предметной деятельностью.  Прямохождение Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими

Слайд 11Речь
Развитие речи идет по двум направлениям:
– совершенствуется понимание речи взрослых

(пассивный словарь);
– формируется собственная активная речь (активный словарь).
Источником развития

речи являются три фактора:
биологические детерминанты (сформированность речевого аппарата);
потребность в общении;
деятельность взрослого, которая вынуждает детей называть свои желания, ясно оформляя словами свои мысли.


РечьРазвитие речи идет по двум направлениям:– совершенствуется понимание речи взрослых (пассивный словарь);– формируется собственная активная речь (активный

Слайд 12Стадия активной речи начинается с так называемой автономной речи. Ребенок

использует аморфные слова-корни. Таким однокорневым словом он обозначает целый ряд

предметов.
Например, корень «де» может одновременно обозначать и дерево, и девочку, и делать; «па» – упал, лопатка, палка. Предметы часто заменяются обозначением их характерных особенностей.
Стадия активной речи начинается с так называемой автономной речи. Ребенок использует аморфные слова-корни. Таким однокорневым словом он

Слайд 13В 1,3-1,5 года на смену автономной речи приходит так называемая

«телеграфная речь». Это одно-, а затем двусловные сочетания, выполняющие роль

предложений. При этом ребенок использует слова, связанные с его желаниями и поведением. Набор слов определяется набором предметов из окружения ребенка.
Например: «мама идет» «дай конфету» «книга там»
В 1,3-1,5 года на смену автономной речи приходит так называемая «телеграфная речь». Это одно-, а затем двусловные

Слайд 14С началом «телеграфной речи» ребенок начинает осваивать грамматику (как слова

складываются в предложения). Смысл слов ребенок понимает задолго до того,

как научится говорить. Но как только он начинает соединять два и более слов появляется законченное предложение.
На следующем этапе (3-4 года) осуществляется переход от «телеграфной» к полноценной речи, индикаторами которой становятся полные и распространенные предложения (3-4-словные), включающие почти все части речи.


С началом «телеграфной речи» ребенок начинает осваивать грамматику (как слова складываются в предложения). Смысл слов ребенок понимает

Слайд 15Речевые указания взрослых начинают регулировать поведение ребенка на третьем году

жизни. Понимание речи взрослых в этот период меняется качественно –

ребенок становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять и принять в них участие.
Речевые указания взрослых начинают регулировать поведение ребенка на третьем году жизни. Понимание речи взрослых в этот период

Слайд 16На первых этапах овладения предметной деятельностью действие и предмет тесно

связаны: ребенок может выполнять действия только с тем предметом, который

предназначен для данной деятельности.
Ребенок начинает соотносить предметы между собой и использовать один предмет как средство воздействия на другие. Осваивая соотносящие и орудийные действия, ребенок усваивает общий способ употребления орудий.


На первых этапах овладения предметной деятельностью действие и предмет тесно связаны: ребенок может выполнять действия только с

Слайд 17Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких

предметов в определенные пространственные взаимоотношения.
Способы выполнения соотносящий действий:
взрослые дают только

образец действия
фиксируют внимание ребенка на ошибках и их исправлении, он начнет действовать путем проб.
Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов в определенные пространственные взаимоотношения.Способы выполнения соотносящий

Слайд 18Орудийные действия – действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия

на другие. Овладение орудийными действиями требует полной перестройки движений руки

ребенка, их подчинения устройству орудия
Орудийные действия – действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия на другие. Овладение орудийными действиями требует полной

Слайд 193. Развитие психических процессов
Восприятие
В раннем детстве остается несовершенным. Ребенок

не может последовательно смотреть на предмет, выделять разные стороны предмета.

Ребенок не умеет хорошо опознавать контурные объекты, ориентируется по форме и величине.
Около 2-х лет ребенок научается распознавать предметы и относить их к определенной категории, ориентируясь на яркие признаки (форма, размер или особые функциональные свойства которые он уже знает), то есть возникает обобщение.

3. Развитие психических процессов Восприятие В раннем детстве остается несовершенным. Ребенок не может последовательно смотреть на предмет,

Слайд 20К 3-м годам ребенок в состоянии сначала зрительно оценить ситуацию,

а затем произвести действие (например, сопоставить предмет с выемкой для

него). Он может распознавать окружающие предметы по их форме и называть их известными именами (как морковка, как мяч).


К 3-м годам ребенок в состоянии сначала зрительно оценить ситуацию, а затем произвести действие (например, сопоставить предмет

Слайд 21Мышление
Основная форма мышления ребенка вплоть до 3-летнего возраста – наглядно-действенное.
Связь

между предметами используется для достижения цели, новые связи между свойствами

предметов устанавливаются в практических действиях с ними. Мышление проявляется в самом процессе практической деятельности. Особенно хорошо это видно, когда ребенок сталкивается с задачей, способам решения которой его не обучали взрослые.


Мышление Основная форма мышления ребенка вплоть до 3-летнего возраста – наглядно-действенное.Связь между предметами используется для достижения цели, новые

Слайд 22Воображение
Для развития воображения в раннем возрасте важно то, что

начинает формироваться знаковая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно

использовать в качестве заместителя другого.
К концу первого года жизни воображение связано с обобщение и отличительной простотой.
На втором году жизни у ребенка формируется представления о событиях за пределами воспринимаемого.
К трем годам ребенок овладевает всеми действиями . Наиболее ярко проявляется воображение в игре.
Воображение Для развития воображения в раннем возрасте важно то, что начинает формироваться знаковая функция сознания, т.е. усвоение того, что

Слайд 23Память
К началу 2-го года жизни ребенок умеет: воспроизводить объект

в его отсутствие.
Увеличивается объем и прочность сохранения информации.
Память в раннем

детстве развивается чрезвычайно интенсивно, особенно двигательная и эмоциональная.
Доминирует непроизвольная память – дети в основном запоминают то, что запомнилось само – повторяющиеся, яркие, необычные впечатления, ритмичные речевые сочетания.

Память К началу 2-го года жизни ребенок умеет: воспроизводить объект в его отсутствие.Увеличивается объем и прочность сохранения

Слайд 244. Становление самосознания
В развитии образа «Я» выделяется 4 этапа:

I период (1 – 1,5 года) – происходит начальное формирование

перечисленных комплексов. Ребенок начинает узнавать себя на фотографии, в зеркале (к 1.5 годам при специальном обучении), пользуется своим именем в общении.
4. Становление самосознания В развитии образа «Я» выделяется 4 этапа:  I период (1 – 1,5 года)

Слайд 25 II период (1,5 – конец 2

года) – у детей происходит дифференциация представлений: Все дети демонстрируют

чувство собственности, 90% безошибочно узнают себя в зеркале и на фотографии. 80% имеют устойчивые знания о себе как о девочке или мальчике. 70% демонстрируют чувство эмпатии.
III период (конец 2 года – начало 3 года) – у детей сформированы все элементы представлений о себе.
IV период (второе полугодие 3 года) – возрастает роль индивидуального опыта в ходе формирования образа себя.
II период (1,5 – конец 2 года) – у детей происходит дифференциация представлений:

Слайд 26Таким образом, к концу 3 года жизни ребенок начинает осознавать

себя как самостоятельную личность со своими собственными желаниями, а также

свои возросшие возможности.
Половая идентификация свидетельствует о том, что ребенок научился среди окружающих выделять мальчиков и девочек. Он знает, какие требования общество предъявляет мужчинам и женщинам.
К 3-м годам задача психологического отделения от матери решена. Свидетельством этого становится местоимение «Я».

Таким образом, к концу 3 года жизни ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность со своими собственными

Слайд 275. Кризис трех лет
Суть кризиса трех лет заключается в попытке

психологической эмансипации «Я» ребенка от окружающих его взрослых, которая сопровождается

рядом специфических проявлений – негативной симптоматикой кризиса и комплексом положительных перемен.

5. Кризис трех лет Суть кризиса трех лет заключается в попытке психологической эмансипации «Я» ребенка от окружающих

Слайд 28Первый комплекс симптомов кризиса, или апогей кризиса трех лет, характеризуется появлением

так называемого семизвездия симптомов: негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, протеста-бунта, обесценивания,

деспотизма – ревности (Л.С. Выготский вслед за Э.Келер).
- Негативизм – наиболее очевидный симптом наступления кризиса. Это – негативная реакция на предложение со стороны взрослых. Не следует путать с непослушанием. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение. Ребенок отказывается делать что-то только потому, что его об этом попросили.

Первый комплекс симптомов кризиса, или апогей кризиса трех лет, характеризуется появлением так называемого семизвездия симптомов: негативизма, упрямства, строптивости,

Слайд 29Упрямство – такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому,

что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал.


Строптивость – направлена против норм воспитания, сложившихся ранее. Строптивое отношение ко всему образу жизни, который сложился раньше.
Своеволие – тенденция к самостоятельности. Ребенок хочет все сделать сам.
Протест-бунт – ребенок воюет с окружающими, находится в постоянном конфликте с ними.
Обесценивание – ребенок начинает ругаться. Причем, обесценивается все: от игрушек до родителей.
Деспотизм-ревность – желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим («ты никуда не пойдешь!»). В семье с несколькими детьми этот симптом может быть замещен ревностью к младшим или старшим.

Упрямство – такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что

Слайд 30Второй комплекс симптомов, т.е. последствия основных симптомов, делится на две группы.
1)

Симптомы, которые вытекают из установки ребенка на самостоятельность. Из-за потребности

изменения социальных отношений, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Реакции на эти конфликты могут иметь крайние проявления: ночные страхи, неспокойный сон, энурез (ночное недержание мочи); резкие затруднения речи, заикание; гипобулические припадки (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками и ногами).
2) осложнениями кризиса трех лет могут стать невротические и психопатические симптомы.

Второй комплекс симптомов, т.е. последствия основных симптомов, делится на две группы.1) Симптомы, которые вытекают из установки ребенка на

Слайд 31
Позитивная сторона кризиса трех лет состоит в появлении положительных качественных

новообразований личности ребенка. К ним относят «систему Я», потребность в

реализации и утверждении собственного Я (Л.И.Божович), личное действие и сознание «я сам» (Д.Б.Эльконин), «гордость за достижения» (Т.В.Гуськова).

Позитивная сторона кризиса трех лет состоит в появлении положительных качественных новообразований личности ребенка. К ним относят «систему

Слайд 32Комплекс положительных преобразований разворачивается в трех направлениях:
к предметному миру(появляется стремление

к достижению результата своей деятельности – дети долго и настойчиво

манипулируют предметом, перебирают варианты действия с ним, отыскивают нужный, практически не отвлекаясь. )
к другим людям (достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. )
к себе (у детей появляется обостренное чувство собственного достоинства)

Комплекс положительных преобразований разворачивается в трех направлениях:к предметному миру(появляется стремление к достижению результата своей деятельности – дети

Слайд 33Одобрение и признание со стороны взрослого рождают у малыша чувство

гордости за свои достижения. Признание окружающих преобразуют его чувства, испытываемые

раньше при достижении результата: из радости и огорчения эти чувства превращаются в переживания успеха-неуспеха. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия, миром познания, но и сферой самореализации.

Одобрение и признание со стороны взрослого рождают у малыша чувство гордости за свои достижения. Признание окружающих преобразуют

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика