Слайд 2План
Социальная ситуация развития
Новообразования и овладение предметной деятельностью.
Развитие психических процессов
Становление
самосознания
Кризис трех лет
Слайд 31. Социальная ситуация развития.
Совместная деятельность со взрослым, опосредованная предметом:
«ребенок – Предмет – взрослый».
Эта ситуация уже содержит в себе
противоречие: знание о свойствах предметов и способе действия принадлежат взрослому, взрослый – носитель знаний о предмете, а ребенок, имея потребность в действиях с новыми предметами, не может ее удовлетворить без участия взрослого. Ребенок начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром.
Слайд 4Главная особенность социальной ситуации состоит в том, что ребенок входит
в предметный мир – «мир постоянных вещей», осваивая функции предметов,
их названия, значения и смысл. Новое отношение ребенка к миру предметов заключается в том, что они начинают выступать для ребенка как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления (В.С. Мухина, 1985).
Слайд 5Ребенок открывает для себя, что он является источником разнообразных желаний,
действий и своей воли. Он начинает демонстрировать свою волю в
общении со своими близкими, со взрослыми и другими детьми. Такая социальная активность является значимой для него.
Ребенок осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Ребенок учится выражать чувство привязанности и симпатии, а также чувство неудовольствия.
Слайд 6Раннее детство – возраст социализации, т. е.приобщения детей к нормам
и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком
служат эталонами поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие его люди.
Внутренняя позиция ребенка основывается на понимании им того, что с требованиями, которые предъявляют к его поведению окружающие люди, необходимо считаться.
Слайд 7Ведущим типом деятельности является предметно - манипулятивная деятельность- направленная на
усвоение общественно –выработанных способов действия с предметами.
Общение перестает быть
собственно деятельностью, т.к. мотив деятельности перемещается на предмет. Общение становится формой организации предметной деятельности, интенсивно развиваясь и становясь речевым, и его отсутствие может негативно отразиться на развитие ребенка.
Слайд 8По мере освоения различных действий, связь действия с предметом проходит
три фазы развития:
а) свободное манипулирование (1 год и 1мес.) – ребенок выполняет
с предметом все известные ему действия вне зависимости от его назначения, выясняет основные свойства предметов – форму, цвет, вкус и т.д.);
б) предметные действия (2 года) – употребляет предмет только по назначению (куклу – качает, машинку – ведет, карандашом – рисует);
в) начало игры (3 года) – производит различные действия, при твердом усвоении основной функции предмета, знает назначение предмета, но может использовать его и по-другому.
Слайд 9Внутри предметной деятельности зарождаются такие новые виды, как игра, и
продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
По мере развития предметной деятельности
совместная деятельность, в которой сначала действия ребенка и взрослого были тесно слиты, начинает распадаться. Взрослый задает ребенку образцы действия, контролирует, корректирует и оценивает их выполнение. У ребенка появляется новое отношение к действиям. Действия становятся личными.
Слайд 102. Новообразования и овладение предметной деятельностью.
Прямохождение
Овладение прямой походкой
позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и
проявлять самостоятельность. Благодаря ходьбе происходит интенсивное развитие координации движений, чувства расстояния и пространственного расположения.
Слайд 11Речь
Развитие речи идет по двум направлениям:
– совершенствуется понимание речи взрослых
(пассивный словарь);
– формируется собственная активная речь (активный словарь).
Источником развития
речи являются три фактора:
биологические детерминанты (сформированность речевого аппарата);
потребность в общении;
деятельность взрослого, которая вынуждает детей называть свои желания, ясно оформляя словами свои мысли.
Слайд 12Стадия активной речи начинается с так называемой автономной речи. Ребенок
использует аморфные слова-корни. Таким однокорневым словом он обозначает целый ряд
предметов.
Например, корень «де» может одновременно обозначать и дерево, и девочку, и делать; «па» – упал, лопатка, палка. Предметы часто заменяются обозначением их характерных особенностей.
Слайд 13В 1,3-1,5 года на смену автономной речи приходит так называемая
«телеграфная речь». Это одно-, а затем двусловные сочетания, выполняющие роль
предложений. При этом ребенок использует слова, связанные с его желаниями и поведением. Набор слов определяется набором предметов из окружения ребенка.
Например: «мама идет» «дай конфету» «книга там»
Слайд 14С началом «телеграфной речи» ребенок начинает осваивать грамматику (как слова
складываются в предложения). Смысл слов ребенок понимает задолго до того,
как научится говорить. Но как только он начинает соединять два и более слов появляется законченное предложение.
На следующем этапе (3-4 года) осуществляется переход от «телеграфной» к полноценной речи, индикаторами которой становятся полные и распространенные предложения (3-4-словные), включающие почти все части речи.
Слайд 15Речевые указания взрослых начинают регулировать поведение ребенка на третьем году
жизни. Понимание речи взрослых в этот период меняется качественно –
ребенок становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять и принять в них участие.
Слайд 16На первых этапах овладения предметной деятельностью действие и предмет тесно
связаны: ребенок может выполнять действия только с тем предметом, который
предназначен для данной деятельности.
Ребенок начинает соотносить предметы между собой и использовать один предмет как средство воздействия на другие. Осваивая соотносящие и орудийные действия, ребенок усваивает общий способ употребления орудий.
Слайд 17Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких
предметов в определенные пространственные взаимоотношения.
Способы выполнения соотносящий действий:
взрослые дают только
образец действия
фиксируют внимание ребенка на ошибках и их исправлении, он начнет действовать путем проб.
Слайд 18Орудийные действия – действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействия
на другие. Овладение орудийными действиями требует полной перестройки движений руки
ребенка, их подчинения устройству орудия
Слайд 193. Развитие психических процессов
Восприятие
В раннем детстве остается несовершенным. Ребенок
не может последовательно смотреть на предмет, выделять разные стороны предмета.
Ребенок не умеет хорошо опознавать контурные объекты, ориентируется по форме и величине.
Около 2-х лет ребенок научается распознавать предметы и относить их к определенной категории, ориентируясь на яркие признаки (форма, размер или особые функциональные свойства которые он уже знает), то есть возникает обобщение.
Слайд 20К 3-м годам ребенок в состоянии сначала зрительно оценить ситуацию,
а затем произвести действие (например, сопоставить предмет с выемкой для
него). Он может распознавать окружающие предметы по их форме и называть их известными именами (как морковка, как мяч).
Слайд 21Мышление
Основная форма мышления ребенка вплоть до 3-летнего возраста – наглядно-действенное.
Связь
между предметами используется для достижения цели, новые связи между свойствами
предметов устанавливаются в практических действиях с ними. Мышление проявляется в самом процессе практической деятельности. Особенно хорошо это видно, когда ребенок сталкивается с задачей, способам решения которой его не обучали взрослые.
Слайд 22Воображение
Для развития воображения в раннем возрасте важно то, что
начинает формироваться знаковая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно
использовать в качестве заместителя другого.
К концу первого года жизни воображение связано с обобщение и отличительной простотой.
На втором году жизни у ребенка формируется представления о событиях за пределами воспринимаемого.
К трем годам ребенок овладевает всеми действиями . Наиболее ярко проявляется воображение в игре.
Слайд 23Память
К началу 2-го года жизни ребенок умеет: воспроизводить объект
в его отсутствие.
Увеличивается объем и прочность сохранения информации.
Память в раннем
детстве развивается чрезвычайно интенсивно, особенно двигательная и эмоциональная.
Доминирует непроизвольная память – дети в основном запоминают то, что запомнилось само – повторяющиеся, яркие, необычные впечатления, ритмичные речевые сочетания.
Слайд 244. Становление самосознания
В развитии образа «Я» выделяется 4 этапа:
I период (1 – 1,5 года) – происходит начальное формирование
перечисленных комплексов. Ребенок начинает узнавать себя на фотографии, в зеркале (к 1.5 годам при специальном обучении), пользуется своим именем в общении.
Слайд 25 II период (1,5 – конец 2
года) – у детей происходит дифференциация представлений: Все дети демонстрируют
чувство собственности, 90% безошибочно узнают себя в зеркале и на фотографии. 80% имеют устойчивые знания о себе как о девочке или мальчике. 70% демонстрируют чувство эмпатии.
III период (конец 2 года – начало 3 года) – у детей сформированы все элементы представлений о себе.
IV период (второе полугодие 3 года) – возрастает роль индивидуального опыта в ходе формирования образа себя.
Слайд 26Таким образом, к концу 3 года жизни ребенок начинает осознавать
себя как самостоятельную личность со своими собственными желаниями, а также
свои возросшие возможности.
Половая идентификация свидетельствует о том, что ребенок научился среди окружающих выделять мальчиков и девочек. Он знает, какие требования общество предъявляет мужчинам и женщинам.
К 3-м годам задача психологического отделения от матери решена. Свидетельством этого становится местоимение «Я».
Слайд 275. Кризис трех лет
Суть кризиса трех лет заключается в попытке
психологической эмансипации «Я» ребенка от окружающих его взрослых, которая сопровождается
рядом специфических проявлений – негативной симптоматикой кризиса и комплексом положительных перемен.
Слайд 28Первый комплекс симптомов кризиса, или апогей кризиса трех лет, характеризуется появлением
так называемого семизвездия симптомов: негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, протеста-бунта, обесценивания,
деспотизма – ревности (Л.С. Выготский вслед за Э.Келер).
- Негативизм – наиболее очевидный симптом наступления кризиса. Это – негативная реакция на предложение со стороны взрослых. Не следует путать с непослушанием. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение. Ребенок отказывается делать что-то только потому, что его об этом попросили.
Слайд 29Упрямство – такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому,
что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал.
Строптивость – направлена против норм воспитания, сложившихся ранее. Строптивое отношение ко всему образу жизни, который сложился раньше.
Своеволие – тенденция к самостоятельности. Ребенок хочет все сделать сам.
Протест-бунт – ребенок воюет с окружающими, находится в постоянном конфликте с ними.
Обесценивание – ребенок начинает ругаться. Причем, обесценивается все: от игрушек до родителей.
Деспотизм-ревность – желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим («ты никуда не пойдешь!»). В семье с несколькими детьми этот симптом может быть замещен ревностью к младшим или старшим.
Слайд 30Второй комплекс симптомов, т.е. последствия основных симптомов, делится на две группы.
1)
Симптомы, которые вытекают из установки ребенка на самостоятельность. Из-за потребности
изменения социальных отношений, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Реакции на эти конфликты могут иметь крайние проявления: ночные страхи, неспокойный сон, энурез (ночное недержание мочи); резкие затруднения речи, заикание; гипобулические припадки (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками и ногами).
2) осложнениями кризиса трех лет могут стать невротические и психопатические симптомы.
Слайд 31
Позитивная сторона кризиса трех лет состоит в появлении положительных качественных
новообразований личности ребенка. К ним относят «систему Я», потребность в
реализации и утверждении собственного Я (Л.И.Божович), личное действие и сознание «я сам» (Д.Б.Эльконин), «гордость за достижения» (Т.В.Гуськова).
Слайд 32Комплекс положительных преобразований разворачивается в трех направлениях:
к предметному миру(появляется стремление
к достижению результата своей деятельности – дети долго и настойчиво
манипулируют предметом, перебирают варианты действия с ним, отыскивают нужный, практически не отвлекаясь. )
к другим людям (достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. )
к себе (у детей появляется обостренное чувство собственного достоинства)
Слайд 33Одобрение и признание со стороны взрослого рождают у малыша чувство
гордости за свои достижения. Признание окружающих преобразуют его чувства, испытываемые
раньше при достижении результата: из радости и огорчения эти чувства превращаются в переживания успеха-неуспеха. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия, миром познания, но и сферой самореализации.