Слайд 1ТЕМА:
«РЕДАКТИРОВАНИЕ 3D-ТЕЛ. ЧАСТЬ 2»
ДИСЦИПЛИНА:
Автоматизация конструкторского и технологического проектирования
Лекция №10.
Слайд 2
1. Редактирование инструментами 3D-графики. Часть 2.
2. Редактирование ручками
3. Оболочка
4. Клеймо
(оттиск)
5. Упрощение, проверка и журнал 3D-тел
6. Анализ общих свойств 3D-тел
Слайд 3Рисунок 6.3 ДО Select color(Выбор цвета)
Слайд 4 Завершая выполнение упражнения, рассмотрим на примере объекта 5 работу еще
нескольких инструментов редактирования твердых тел.
Инструмент Taper faces (Свести грани на конус)
Инструментом Taper faces (Свести грани на конус) грани ЗD-тела можно наклонить или свести на конус относительно заданного вектора направления.
Активизируйте инструмент Taper faces (Свести грани на конус) и придайте нижней части объекта 5 форму конуса, выполняя следующие действия:
Слайд 6 Инструмент Color edges (Изменить цвет ребер)
С помощью инструмента Color edges
(Изменить цвет ребер) можно изменить цвет образующих грани ребер ЗD-тела.
Активизируйте
инструмент Color edges (Изменить цвет ребер) и придайте ребрам на верхней грани объекта 5 любой цвет, отличный от цвета 9, выполняя следующие действия:
в раскрывшемся ДО Select Color (Выбор цвета), рис. 6.3, выберите необходимый цвет и нажмите кнопку ОК;
Слайд 7 Инструмент Copy edges (Копировать ребра)
Ребра, как и грани ЗD-тела допускается
копировать, и эта процедура выполняется инструментом Copy edges (Копировать ребра).
Активизируйте инструмент Copy edges (Копировать ребра) и выполните следующую последовательность действий:
завершение работы команды - Esc.
Слайд 8 Далее кратко рассмотрим работу двух новых инструментов AutoCAD, предназначенных для
цели редактирования ЗD-тел.
Инструменты:
Fillet edges (Сопряжения кромок);
Chamfer edges (Фаски кромок).
Способы доступа:
Слайд 9 Для знакомства с инструментами нарисуйте простой параллелепипед с размерами сторон,
например 120x80x40 и создайте его одну копию.
После активизации инструмента Fillet
edges (Сопряжения кромок) для первого объекта алгоритм сопряжения граней следующий:
Слайд 10Для формирования фасок на гранях второго объекта после активизации инструмента
Chamfer edges (Фаски кромок) выполняется следующая последовательность действий:
Слайд 11 При необходимости на вкладке Selection (Выбор), кроме
размера самих ручек можно изменить их цвет в ДО Grip
Colors (Цвета ручек), которое в свою очередь, вызывается нажатием одноименной кнопки. В окне для изменений доступны следующие параметры ручек:
Grip contour color (Цвет контуров ручек).
Unselected grid color (Цвет невыбранных ручек);
Слайд 12 Для подготовки к редактированию подобъектов ЗD-тела,
то есть граней, ребер и вершин (иногда их называют вложенными
объектами), предварительно на них выводятся ручки. Это делается щелчком ЛКн по подобъекту при удержании в нажатом состоянии клавиши Ctrl. На рисунке 6.4 показан результат выделения ЗD-тела:
Рисунок 6.4. Выбор подобъектов ЗD-тела с помощью ручек
а) без удержания клавиши Ctrl;
в) выделение ребер;
б) выделение граней;
г) выделение вершин.
Слайд 13 Грани и ребра допускается перемещать, поворачивать и
масштабировать в пространстве, а перемещая вершины - растягивать или наоборот
сужать ЗD-тела.
На рисунке 6.5 показано простое исходное ЗD-тело и результаты редактирования его подобъектов ручками:
Рисунок 6.5. Изменение геометрии простого ЗD-тела ручками
а) исходное ЗD-тело
г) перемещение вершины ЗD-тела.
б) масштабирование верхней грани и одного из ребер;
в) поворот грани вокруг ребра;
Слайд 14Корректировать геометрию сложного ЗD-тела, возможно просто перемещая его вершины без
удержания клавиши Ctrl. Для того чтобы точно переместить вершину ЗD-тела
в определенном направлении предварительно отрезками производятся вспомогательные построения, и определяется необходимая точка в пространстве.
На рисунке 6.6 приведен пример изменения геометрии сложного ЗD-тела с помощью ручек:
Слайд 15
Рисунок 6.6 Изменение геометрии сложного тела
Сложные ЗD-тела, созданные из наборов
простых тел процедурами объединения, вычитания и пересечения также доступны для
редактирования ручками. Для объектов расположенных на заблокированных слоях, ручки не отображаются.
Слайд 16Оболочка
Инструмент Shell (Оболочка)
Способы доступа:
Слайд 17Упражнение 12: Тела с твердотельной оболочкой
Объект 1 представлен в виде
заготовки канистры с горловиной и, если создать оболочку, не исключив
предварительно верхнюю грань горловины из процесса формирования оболочки, то отверстия на горловине не получится и придется его дополнительно создавать.
Приблизьте объект 1 максимально, чтобы был виден вспомогательный круг желтого цвета на верхней грани горловины объекта и активизируйте инструмент Shell (Оболочка).
Выполните, отвечая на приглашения КС, последовательно следующие действия:
Слайд 18
Для объекта 2 (инструментальный ящик) оболочку необходимо сформировать по всему
объему тела, включая ручку, поэтому можно проигнорировать предложение КС об
удалении граней.
Приблизьте объект, чтобы было удобно с ним работать, и выполните следующую последовательность действий:
дождитесь окончания процедуры и нажмите клавишу Esc или дважды щелкните по клавише Ent.
Слайд 19
Активизируйте инструмент Slice (Разрез) и выполните разрез объекта пополам в
продольной плоскости, а с помощью инструмента 3D Rotate (ЗD-поворот) поверните
верхнюю крышку ящика вокруг оси X на угол 120 единиц со знаком минус. В качестве опорной точки для проведения вышеуказанных процедур используйте среднюю точку вспомогательной линии красного цвета на задней грани объекта.
Слайд 20Для объекта 3 (корпус сотового телефона) оболочку создайте таким же
способом, как и для объекта 2. Помимо оболочки сформируйте отверстия
с лицевой стороны объекта, для чего после того как будет создана оболочка, выполните еще несколько действий в следующей последовательности:
Слайд 21
Инструмент Imprint (Клеймить)
Способы доступа:
С помощью инструмента Imprint (Клеймить) на грани
ЗD-тела создается оттиск или клеймо
Слайд 22 В свою очередь, если клеймящий объект представляет
собой замкнутый контур, то в результате клеймения на грани ЗD-тела
формируется оттиск в виде грани, которая поддается редактированию. На рисунке представлены некоторые возможности редактирования оттиска:
а) грань ЗD-тела с оттисками в виде граней;
б) изменение цвета оттисков;
в) выдавливание оттисков (удлинение граней).
Слайд 23Упражнение 13: Дорожные знаки
В этом упражнении вам
предлагается выполнить клеймения на представленных объектах и изменить цвет граней
полученных оттисков.
Начните с объекта 1, для чего приблизьте объект, чтобы были отчетливо видны все буквы, активизируйте инструмент Imprint (Клеймить) и по приглашениям КС выполните следующую последовательность действий:
Слайд 24
Далее активизируйте инструмент Color faces (Изменить цвет граней) и измените
последовательно для каждой буквы цвет грани оттиска на зеленый цвет.
В
завершении вам останется перенести панель, установить ее в корпус табло и повернуть совместно оба объекта вокруг оси X на 90 единиц.
Слайд 25Инструменты:
Clean (Упростить);
Check (Проверить).
Способы доступа:
Слайд 26 Процедура упрощения позволяет очистить ЗD-тело от всевозможных
наслоений, которые иногда образуются в процессе редактирования, при этом происходит
слияние смежных ребер лежащих на одной прямой и смежных граней принадлежащих одной поверхности. Упрощение ЗD-тела не удаляет клеймо.
Алгоритм выполнения процедуры упрощения ЗD-тела весьма прост:
активизация инструмента Clean (Упростить);
выбор ЗD-тела и завершение процедуры упрощения Ent
Слайд 27 Процедура проверки ЗD-тела выполняется аналогично:
Если в ходе проверки происходит сбой
работы модуля ACIS, то в палитре КС появляется сообщение:
This object
is not a valid Shape Manager solid (Объект не является корректным телом Shape Manager).
По умолчанию история создания составных ЗD-тел сохраняется в журнале, отображающем доступное для редактирования изображение форм исходных объектов. Доступ к журналу возможен в палитре Properties (Свойства), после выделения ЗD-тела.
Если же создается сложное ЗD-тело, то в некоторых случаях бывает полезно периодически удалять историю построения составного объекта.
активизация инструмента Check (Проверить);
выбор ЗD-тела и завершение процедуры проверки ЗD-тела Ent.
Слайд 28 Инструмент Region/Mass Properties (Геометрия и масса)
Способы
доступа:
Если необходимо оценить масс инерционные свойства объекта или группы объектов,
то применив инструмент Region/Mass Properties (Геометрия и масса) можно достаточно быстро получить результаты.
Слайд 29 Для вывода текстового файла с результатами общих свойств объекта необходимо
выбрать в ГМн соответствующий пункт, выделить объект и щелкнуть по
клавише Ent. В раскрывшемся текстовом окне AutoCAD, рисунке, выводится информационный список параметров объекта.
Слайд 30 Для сохранения результатов вводится Y - Ent. Файл
будет сохранен в указанной папке с расширением .mpr. Открыть файл
.mpr можно в приложении Microsoft Excel или в текстовом редакторе щелчком ПКн по значку файла и выбором пункта: открыть с помощью Notepad (Блокнот), рисунок.
Слайд 31 В этом наборе вам предлагается расставить по местам
в соответствии со схемой компоновки девять объектов произвольно расположенных в
пространстве. Для работы вам потребуются три инструмента, это 3D Rotate (ЗD-поворот), Move (Перенос) и Copy Selection (Копировать выбранные).
Прежде чем перемещать какой-либо объект необходимо определить его положение в пространстве и при необходимости повернуть вокруг выбранной оси на угол кратный 90 единицам. Все объекты представлены в блоках, поэтому для выделения любого объекта достаточно просто щелкнуть по нему ЛКн.
Слайд 32 В качестве привязок используйте центральные точки вспомогательных
отрезков показанных в виде крестиков и размещенных в слое 777.
Все действия над объектами выполняйте при установленном визуальном стиле 3D Wireframe (ЗD-каркас). По окончании работы отключите слой 777 и установите в рисунке визуальный стиль отличный от каркасного стиля отображения модели.
Слайд 33 Для работы с объектами в этом наборе вам потребуются инструменты:
3D
Mirror (ЗD-зеркало).
Слайд 34Схема компоновки ms-04
Фигура 1:
Фигура 2:
Фигура 3:
в текущем рисунке установите
любым известным вам способом визуальный стиль 3D Wireframe (ЗD-каркас);
перенесите и
установите объекты 09 и 10 на объект 01а, причем для установки объекта 10 используйте цилиндрическое углубление в теле объекта 01а.
Слайд 37 ДО - диалоговое окно
ПИ - панель инструментов
ГМн
– главное меню
КМн – контекстное меню
ЛКн – левая кнопка мыши
ПКн
– правая кнопка мыши
КС – командная строка
Слайд 38В лекции № 10 рассмотрены следующие вопросы:
Инструменты редактирования твердых
тел.
Редактирование ручками. Параметры ручек.
Инструменты Оболочка, Клеймо.
Инструменты
упрощения, проверки. Журнал ЗD-тел
Анализ общих свойств ЗD-тел
Наборы инструментов.
Выводы по содержанию лекции