Слайд 1ТЕМА: Система обучения иностранным языкам
План
Понятие «система обучения» и ее компоненты
Подход к обучению как методическая категория
Цели и задачи обучения
Содержание обучения ИЯ
Слайд 2Система -
упорядоченная и внутренне организованная совокупность взаимосвязанных и образующих
единство объектов.
1. Понятие «система обучения» и ее компоненты
Слайд 3Компоненты системы образования
Слайд 4Система обучения ИЯ -
совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих
отбор учебного материала для занятий, формы и способы его подачи
на уроке, методы и средства обучения.
Слайд 6Характерные особенности системы обучения
– функциональность – способность реализации
системы в процессе обучения под влиянием поставленной цели;
– сложность -
состоит из многих компонентов (подсистем), которые в процессе обучения вступают в определенные взаимоотношения друг с другом и со средой;
– открытость - система испытывает влияние со стороны среды и готова включать в свою структуру новые компоненты, отражающие достижения в развитии методики и смежных с нею дисциплин
Слайд 7Формы обучения ИЯ
По взаимодействию обучаемого и обучающего - контактное и
дистантное
По способу организации - активное и информативное
По связи содержания
обучения с будущей профессией - контекстное и внеконтекстное
По реализации в обучении принципа сознательности - интуитивное и сознательное
По характеру взаимодействия между преподавателем и учащимися - ориентированное на учителя и ориентированное на ученика
Слайд 82. Подход к обучению как методическая категория
Термин подход к обучению
(англ. approach - подход, подступ) был введен в научный обиход
английским методистом А. Энтони (1963) для обозначения исходных положений, которыми пользуется исследователь относительно природы языка и способов овладения им. Будучи компонентом системы обучения языку, подход выступает в качестве самой общей методологической основы обучения, характеризуя существующие точки зрения на предмет обучения (язык) и возможности овладения им в процессе обучения.
М.В. Ляховицкий называет четыре общих подхода, определяемых им с позиции психологии овладения языком:
– бихевиористский - овладение языком путем образования речевых автоматизмов в ответ на предъявляемые стимулы;
– индуктивно-сознательный - овладение языком в результате наблюдения над речевыми образцами, что приводит к овладению языковыми правилами и способами их употребления в речи;
– познавательный (когнитивный) – сознательное овладение языком в последовательности от знаний в виде правил и инструкции к речевыми навыкам и умениям на основе усвоенных знаний;
– интегрированный – органическое соединение в ходе занятий сознательных и подсознательных компонентов в процессе обучения, что проявляется в параллельном овладении знаниями и речевыми навыками и умениями.
Слайд 9По объекту обучения
языковой подход - ориентация занятий на овладение
языком как системой, состоящей из единиц языка разного уровня и
правил их построения и использования в общении;
речевой подход - обучение строится на основе речевых образцов, отражающих содержание актуальных для обучающихся сфер, тем и ситуаций общения;
речедеятельностный подход - речевая деятельность как процесс приема и передачи информации, обусловленный ситуацией общения и опосредствованный системой языка.
Слайд 10По способу обучения языку
прямой (интуитивный) подход - овладение языком
путем слушания и интуитивного усвоения единиц языка при исключении родного
языка из системы обучения;
сознательный (когнитивный) подход - осознание, понимание учащимися единиц языка и формирование способности объяснять выбор и употребление таких единиц в процессе общения;
деятельностный подход - постановка и решение учащимися конкретных учебных задач в ситуации реального общения;
социокультурный подход - тесное взаимодействие языка и культуры его носителей.
Слайд 11Цель обучения - заранее планируемый результат деятельности по овладению языком,
достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.
3.
Цели и задачи обучения
Слайд 12Цели обучения сформулированы в:
законе Российской Федерации «Об образовании» (1992),
госстандартах,
программах.
Слайд 13Коммуникативная компетенция - «способность решать средствами ИЯ актуальные для учащихся
и общества задачи общения из бытовой, учебной, производственной и культурной
жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения» (Азимов Э.Г, Щукин А.Н.).
Коммуникативная компетенция - это способность человека адекватно ситуации реального общения организовать свою речевую деятельность в говорении, письме, чтении и аудировании (Зимняя И.А.).
Слайд 14Коммуникативная компетенция включает следующие виды компетенции:
лингвистическую
cоциолингвистическую
дискурсивную
стратегическую
социокультурную
социальную.
Слайд 15Лингвистическая компетенция
– это способность понимать и продуцировать неограниченное
число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых
знаков и правил их соединения
Слайд 16Социолингвистическая компетенция -
это способность осуществлять выбор языковых форм, использовать
их и преобразовывать в соответствии с контекстом.
Слайд 17Социокультурная компетенция –
готовность и способность к ведению диалога культур, готовность
и способность жить и взаимо-действовать в современном поликультурном мире.
Слайд 18Дискурсивная компетенция –
представляет собой целостную способность порождать и воспринимать тексты
различных типов (жанров) для достижения коммуникативного намерения субъекта речи в
определенной ситуации общения.
Слайд 19Стратегическая компетенция —
это способность использовать вербальные и невербальные средства
(стратегии), к которым прибегает человек в случае, если коммуникация не
состоялась (переспрос, запрос нового слова, повторное прочтение фразы, непонятного места в тексте, использование жестов, мимики и др.).
Слайд 20Социальная компетенция
предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность
в себе, а также умение поставить себя на место другого
и способность справиться со сложившейся ситуацией.
Слайд 21КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Ученик
Учитель
Слайд 22Цели обучения
практическая - овладение учащимися языком как средством общения,
а также формирование ряда общеучебных умений ;
общеобразовательная - использование
изучаемого языка для повышения общей культуры учащихся, расширения их кругозора, знаний о стране изучаемого языка и - посредством языка - об окружающем мире в целом ;
воспитательная - отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решение задач, обеспечивающих формирование положительного отношения к языку, культуре народа, говорящего на этом языке, отношения, способствующего развитию взаимопонимания, толерантности ;
развивающая - деятельность преподавателя, направленная на развитие языковых способностей учащихся, культуры речевого поведения, общеучебных умений, интереса к изучению языка, таких свойств личности, как устойчивые положительные эмоции, волевые качества, память и др.
Слайд 23Задачи обучения -
объективное отражение целей обучения применительно к конкретному
этапу и условиям занятий
Слайд 26Содержание обучения –
совокупность того, что учащиеся должны освоить, чтобы
качество и уровень их владения изучаемым языком соответствовали задачам данного
учебного заведения
4. Содержание обучения ИЯ
Слайд 27Содержание обучения ИЯ включает:
Лингвистический компонент
Психологический компонент
Методологический компонент
Слайд 28Содержание обучения ИЯ включает:
сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации,
речевые действия и речевой материал (тексты, речевые образцы и т.д.);
ЯМ, правила его оформления и навыки оперирования ими;
комплекс специальных (речевых) умений;
систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны ИЯ, минимум этикетно-узуальных форм речи и умения пользоваться ими;
учебные и компенсирующие (адаптивные) умения, рациональные приемы умственного труда.
Слайд 29Принципы отбора содержания обучения
необходимость и достаточность содержания для достижения поставленной
цели обучения;
доступность содержания обучения для его усвоения.