Слайд 1Тема5. Организация подготовки в системе МЧС России
Лекция 3. Планирование, организация
и проведение комплексных учений, КШУ, ТСУ и тренировок
Слайд 2Учебные вопросы:
Классификация КШУ.
Руководство и посреднический аппарат.
Подготовка КШУ.
Методика проведения КШУ.
Слайд 3Список литературы:
1. Учебное пособие «Командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения, объектовые
тренировки» (Москва,2000 г.)
2. Учебное пособие «Документы по подготовке и проведению
комплексных учений и тренировок на объектах» (Москва,1999 г.)
3. Методические рекомендации по подготовке и проведению командно-штабных учений (тренировок) и специальных учений (Утверждены заместителем Министра РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ генерал-лейтенантом В.В. Степановым 01.11.2013 № 2-4-87-35-14 (Москва,2013 г.)
4. Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
5. Организационно-методические указания по подготовке территориальных органов, СВФ, подразделений ФПС, образовательных учреждений и организаций МЧС России в области ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях.
Слайд 4Требования руководящих документов
Федеральный закон РФ 1998 г.
№
28-ФЗ
«О Гражданской обороне»
(в редакции закона № 122-ФЗ
от 2004 г.)
Федеральные
законы РФ
Статья 11. Органы госуд. власти и МСУ…
осуществляют подготовку и содержание в
готовности сил и средств для защиты населения
и территорий, обучения населения способам
защиты и действий в указанных ситуациях.
Статья 19. Граждане РФ «обязаны изучать
основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания ПП, правила пользования коллективными и СИЗ, совершенствовать свои знания»
Статья 11.Руководители органов
исполнит. власти несут
персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.
Слайд 5Постановления Правительства РФ
Определяет:
«совершенствование знаний, умений и навыков населения в
обл. защиты от ЧС осуществляется в ходе проведения КШ, ТС
и К учений и тренировок»;
Определяется их продолжительность;
Определяет:
основные задачи обучения населения в области ГО;
соответствующие функции органов исполнительной власти
основные формы обучения населения в области ГО.
Требования руководящих документов
Постановление Правительства РФ от 15.08.2006 г. № 501
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, УТВЕРЖДЕННОЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 НОЯБРЯ 2000 Г. N 841
Слайд 6Указания МЧС России
МЧС России
№ 43-2324-14 от 17.08.2005 г.
«Организационно-методические указания по подготовке населения
Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»
Главной задачей по подготовке населения РФ в области безопасности жизнедеятельности считать: развитие единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера с учетом обучения населения вопросам пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, расширение её возможностей, в том числе за счёт создания Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, совершенствования организации подготовки населения на основе требований новых нормативных актов.
Требования руководящих документов
Слайд 7Нормативно-правовые акты по подготовке населения
РФ по вопросам
ГОЧС
Указания МЧС России
«Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в
области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2016-2020 годы»
Главной задачей
по подготовке населения РФ в 2016-2020 годах в области безопасности жизнедеятельности считать: повышение качества и увеличение охвата обучением за счёт совершенствования структуры единой системы подготовки населения в области развитие единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера, улучшения организации и материально-технического обеспечения обучения всех групп населения, а также реализации требований нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности.
Слайд 8Федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной
власти субъектов РФ
Организации
Аварийно-спасательные
службы
аварийно-спасательные
формирования организаций
1 раз в 2 года
до 3-х суток
Ежегодно
до 1-х
суток
КШУ
1 раз в 3 года,
8 ч. (формир. пост.
готовн.-ежегодно)
КШУ (ШТ)
ТСУ
Основные формы подготовки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов исполнительной власти МСУ, АСФ, АСС и населения
(Пост. Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. №547)
Органы МСУ
КШУ
1 раз в 3 года
до 3-х суток
Слайд 9Муниципальные образования и
организации, имеющие опасные
производственные объекты.
Лечебно-профилактические
учреждениях имеющие
более 600 коек;
Другие организации
1раз в 3 года,
до 2-х суток
1
раз в 3 года, до
8 часов.
Комплексное
учение
Тренировки
Основные формы подготовки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов исполнительной власти МСУ, АСФ, АСС и населения
(Пост. Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. №547)
С учащимися общеобразовательных
учреждений и учреждений начального,
среднего и высшего проф. образования
Тренировки
Ежегодно
Слайд 10ЦЕЛИ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТСУ
ТСУ – основная и
наиболее эффективная форма подготовки и слаживания
аварийно-спасательных формирований, а
также спасательных служб для ведения
АСДНР при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и выполнении задач ГО.
Совершенствование практических
навыков командно-начальствующего
состава по управлению формирова-
ниями при организации и проведении
АСДНР и мероприятий по защите
населения;
Подготовка и слаживание формиро-
ваний как для самостоятельного вы-
полнения АСДНРи мероприятий по
защите населения, так и во взаимодей-
ствии с др. формированиями, под-
разделениями ПСС, соед. и частей ГО;
Проверка готовности формирований
к действиям в зонах ЧС и очагах пора-
жения согласно предназначению
Ц Е Л И
Всесторонний учет и отражение в
в плане проведения ТСУ характера
возможных ЧС в данном регионе;
Создание сложной и поучительной
обстановки, максимально
приближенной к условиям региона;
Четкая целенаправленность обучае-
мых отрабатывать те задачи и ме-
роприятия, которые потребуются ре-
шать должностным лицам при ре-
альных ЧС
ТРЕБОВАНИЯ
Слайд 11ЦЕЛИ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К
КОМПЛЕКСНЫМ УЧЕНИЯМ
Комплексные учения (КУ)
- высшая и наиболее эффективная форма подготовки
объекта в
целом, его ОУ, руководящего состава, формирований, рабочих и служащих,
не входящих в формирования, а также населения жилых кварталов, расположенных
вблизи объекта, к действиям в ЧС мирного и военного времени.
Совершенствование практических
навыков рук.состава формирований,
рабочих и служащих, не входящих в
формирования, а также населения
жилых кварталов, расположенных
вблизи объекта.
Проверка реальности плана действий
по предупреждению и ликвидации ЧС
и плана объекта ГО.
Изучение, изыскание и исследование
вопросов реагирования на ЧС,
выработка мер по дальнейшему
совершенствованию системы пре-
дупреждения и ликвидации ЧС.
Ц Е Л И
Всесторонний учет и отражение в
плане проведения КУ, характера
возможных ЧС в данном регионе;
Создание сложной и поучительной
обстановки, максимально приближенной
к условиям региона;
Четкая целенаправленность обучаемых
отрабатывать те задачи и мероприятия,
которые потребуются решать
должностным лицам при реальных ЧС.
Наращивание обстановки с высокой
интенсивностью
ТРЕБОВАНИЯ
Слайд 121-й учебный вопрос:
Классификация КШУ
Слайд 13ЦЕЛИ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КШУ
КШУ - являются высшей
формой совместного обучения руководящего состава и
ОУ ГОЧС, КЧС, сил
ГО и РСЧС.
Сущность КШУ заключается в том, что на фоне созданной учебной обстановки
обучаемые в составе ОУ выполняют комплекс присущих их должностным
обязанностям задач по руководству силами и средствами в соответствии с темой и
целями учения.
Совершенствование практических
навыков руководящего состава и ОУ.
Достижение согласованности в работе
ОМСУ, ОУ ГОЧС.
Проверка реальности планов действий
по предупреждению и ликвидации ЧС.
Изучение, изыскание и исследование
вопросов реагирования на ЧС.
Выработка мер по дальнейшему
совершенствованию системы
предупреждения и ликвидации ЧС.
Ц Е Л И
Всесторонний учет и отражение в
замысле КШУ, характера возможных ЧС
в данном регионе.
Создание сложной и поучительной
обстановки, максимально
приближенной к условиям региона;
Четкая целенаправленность обучаемых.
отрабатывать те задачи и мероприятия,
которые потребуются решать должностным
лицам при реальных ЧС.
ТРЕБОВАНИЯ
Слайд 14КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕНИЙ по ГОЧС
По уровню проведения:
федеральные;
межрегиональные;
региональные;
муниципальные;
объектовые;
По числу привлекаемых
инстанций:
одностепенные (рук.состав ОИВ, ОМСУ или объектовое звено
РСЧС);
многостепенные (ОИВ, ОМСУ и объектовых звеньев РСЧС)
По месту проведения:
на городских и загородных ПУ, с развертыванием системы связи и АСУ;
на подвижных ПУ.
По назначению:
плановые;
проверочные;
опытные;
показные.
По методу проведения:
на картах;
на местности.
Слайд 152-й учебный вопрос:
Руководство и посреднический аппарат
Слайд 16Руководитель
учения
Штаб
Помощники РУ
Заместители
Группы
Р у к о в о д
с т в о
Слайд 17Штаб руководства
Розыгрыша
Организации
практических
мероприятий
Организационная
Подготовки
разбора
Исследований
Сбора и
обобщения
информации
ГРУППЫ
Слайд 18Штаб руководства является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения:
разрабатывает необходимые документы по учению;
обеспечивает подготовку к учению посреднического
аппарата, обучаемых органов управления, привлекаемых сил и района учения;
организует связь и комендантскую службу;
осуществляет наращивание обстановки и розыгрыш действий обучаемых;
анализирует и оценивает решения обучаемых;
осуществляет контроль за выполнением обучаемыми поставленных задач;
организует проведение исследований;
готовит материалы разбора.
Слайд 19 Группа розыгрыша является основным органом штаба руководства, обеспечивающим
целенаправленную подготовку и поучительное проведение учения.
На нее возлагается:
при подготовке учения - разработка исходных материалов учения, плана наращивания обстановки и других учебно-методических документов по обеспечению проведения учения;
в ходе учения - уточнение содержания ранее разработанных учебно-методических документов, организация наращивания обстановки и розыгрыша действий обучаемых, а также работы посреднического аппарата.
Слайд 20Организационная группа решает организационные вопросы по размещению, перемещению и обеспечению
работы руководителя учения, его заместителей (помощников), штаба руководства и посредников.
Группа
сбора и обобщения информации в ходе проведения учения проводит анализ разработанных участниками КШУ документов, проверяет соответствие планам временных и количественных показателей, а также качество и своевременность отработки документов, готовит предложения в разбор.
Слайд 21Группа подготовки разбора разрабатывает планы проведения общего и частных разборов,
осуществляет сбор, обобщение и анализ донесений и докладов от посредников,
готовит материалы разбора, необходимые карты и схемы.
Группа организации практических мероприятий осуществляет контроль за подготовкой учебных мест, анализирует действия обучаемых и готовит предложения в разбор по своим направлениям.
Группа исследований разрабатывает документы по организации исследований на учении, обобщает и анализирует результаты исследований в ходе учения, изучает принятые обучаемыми решения, готовит обобщенный отчет по исследуемым вопросам.
Слайд 223-й учебный вопрос:
Подготовка КШУ
Слайд 23ПОРЯДОК РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ И ПОМОЩНИКОВ ПО ПОДГОТОВКЕ КШУ
Этапы
работы
Проводимые мероприятия по подготовке учения
ПЕРВЫЙ -
- принятие
решения
на прове-
дение
учения
Уясняет задачу (вид учений, тему, с кем, когда и где про-
водится, кто привлекается?);
Проводит расчет времени на подготовку;
Отдает указания на разработку приказа о подготовке и проведении
учения и разработку календарного плана подготовки;
Оценивает обстановку, уточняет и определяет исходные
для проведения учения;
Принимает решение на проведение КШУ;
Отдает указания заместителям, штабу руководства, помощникам
и посредникам на подготовку учения;
Отдает указания на разработку и отправку обучаемым органам
управления организационных указаниий на подготовку к
учениям;
Слайд 24ПОРЯДОК РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ И ПОМОЩНИКОВ ПО ПОДГОТОВКЕ КШУ
ВТОРОЙ
- планирование
учений, под-
готовка
обуча-
емых органов
управления,
районов уче-
ния
руководит разработкой замысла учения и при необходимости
проводит рекогносцировку для его уточнения;
руководит разработкой оперативно-учебных, планирующих
и других групп документов;
рассматривает, подписывает замысел учения, утверждает
другие документы;
представляет замысел с пояснительной запиской для
утверждения в высший орган исполнительной власти РФ;
проверяет готовность к учению руководства, посредников,
утверждает их частные планы;
проверяет готовность обучаемых органов управления,
АСФ, районов и мест проведения учения;
проводит занятия с руководством и посредниками по под-
готовке и проведении розыгрыша действий в ходе КШУ;
докладывает о готовности к учения руководителю высшего
органа исполнительной власти РФ.
Слайд 25ПОДГОТОВКА УЧЕНИЙ по ГОЧС
ВКЛЮЧАЕТ:
1. Планирование учений
2.
Подготовку руководства, посреднического аппарата,
исследовательских
групп и участников учения
3. Подготовку обучаемых органов управления,
формирований ГОЧС
4. Подготовку мест проведения учений (пунктов управления)
Слайд 26ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КШУ
Распоряжение
руководителя
о подготовке и
проведении
учения;
Календарный
план подготовки
учения;
Организационные
указания;
Схема организа-
ции руководства
учением
Сценарий
развития ЧС
Замысел
учения;
Поясните-
льная за-
писка;
Задание.
План-календарь
проведения учения.
План наращивания
обстановки
План практических
мероприятий
Личный план руко-
водителя учения
Частн.планы работы
заместителей, помо-
щников РУ,
посредников
План проведения
исследований на
учениях
Расчеты возмож-
ных потерь про-
изводственного
персонала, насе-
ления и ущерба
от характерных
для данного ре-
гиона ЧС
Состав имеющи-
хся сил и средств
их возможнос-
ти по ликвида-
ции ЧС и др.
Распоряжение
по скрытому
управлению и
соблюдением
режима секрет-
ности.
План имитации.
План материаль-
но-техническо-
го обеспечения
План связи
План КС
Слайд 27Распоряжение (приказ, указание) о мероприятиях по подготовке и проведению учения.
В нём указываются:
тема
КШУ;
сроки и продолжительность его проведения;
состав участников;
состав руководства и посреднического аппарата;
состав рабочей группы по подготовке КШУ;
сроки разработки и утверждения основных документов по подготовке КШУ;
сроки и порядок подготовки руководства КШУ, посреднического аппарата и участников учения;
задачи должностным лицам и структурным подразделениям по подготовке учения;
основные вопросы всестороннего обеспечения участников учения.
Слайд 28Календарный план подготовки учения разрабатывается в целях организации работы должностных
лиц и органов управления по непосредственной подготовке учения. В плане
отражается:
перечень организационных мероприятий по подготовке учения;
последовательность и сроки разработки основных документов;
порядок и сроки подготовки к учению руководства и посредников;
сроки проведения мероприятий и ответственные за их выполнение.
Слайд 29Организационные указания разрабатываются в соответствии с замыслом и календарным планом
подготовки учения и доводятся до обучаемых в части, их касающейся,
не позднее одного месяца до начала учения после принятия решения по основным вопросам подготовки и проведения учения, с тем, чтобы предоставить исполнителям больше времени для целеустремленной и своевременной подготовки к учению. Обычно организационные указания разрабатываются после проведения рекогносцировки районов (мест, объектов) учения.
В организационных указаниях определяются:
тема учения и время его проведения;
состав руководства учением и привлекаемых ОУ, сил и средств ГО и РСЧС;
порядок проведения ТСУ, если они проводятся в рамках КШУ;
перечень и цели практических мероприятий;
задачи по подготовке к учению;
порядок обеспечения мер безопасности и другие вопросы, исходя из особенностей региона;
форма одежды для участников учения.
Слайд 30Схема организации руководства учением разрабатывается графически.
На ней, как правило,
указываются:
руководитель учения;
его заместители (помощники);
начальник штаба и
штаб руководства;
посредники;
группы розыгрыша, организационная, подготовки разбора, организации исследований и др.;
привлекаемые на учение органы управления и силы гражданской обороны и РСЧС.
На схеме отражается количественный состав руководства и посредников, наименование структурных подразделений, от которых они, выделяются.
Слайд 31Сценарий развития чрезвычайной ситуации разрабатывается с учетом темы предстоящего учения
и отрабатываемых учебных вопросов, а также на основе анализа ЧС,
характерных для данной местности, мониторинга и прогнозирования развития возможной обстановки, наличия потенциально опасных объектов и других исходных данных.
Подготовку сценария развития ЧС целесообразно поручать специалистам, в зависимости от направленности рассматриваемых вопросов, широко привлекать для этой работы сотрудников научно-исследовательских учреждений и обучающих организаций.
Слайд 32План-календарь проведения учения разрабатывается для обеспечения плановой и организованной работы
руководства и посреднического аппарата в ходе учения. В нем в
краткой форме по этапам и дням учения отражаются общая последовательность проведения учения, порядок работы руководства, посреднического аппарата и обучаемых по основным вопросам учения с указанием времени на их отработку, в том числе выполнения практических мероприятий, время начала и окончания учения, время проведения общего и частных разборов. Степень детализации плана-календаря проведения учения зависит от масштаба и целей учения, состава его участников, уровня подготовки штаба руководства и посредников.
Слайд 33Оперативное задание является исходным документом для обучаемых и предназначено для
ввода их в обстановку к началу учения и проведения подготовительных
мероприятий. Оно разрабатывается для всех органов управления, привлекаемых на учение.
Основными разделами оперативного задания обычно являются:
общая обстановка;
частная обстановка;
справочный данные;
что исполнить.
Слайд 34План наращивания обстановки является документом, определяющим содержание и порядок вручения
вводных в соответствии с планом-календарем проведения учения. В нем указываются
время доведения информации (вводных), ее содержание, кто выдает, в роли кого и кому доводится информация, способ передачи. При этом информация по обстановке передается из тех источников, теми способами, в таких объемах и форме, в которых она может поступать в реальных условиях.
План проведения практических мероприятий разрабатывается в целях детального планирования этих мероприятий, определения их объема и порядка проведения. В нем обычно указываются наименование мероприятий, их содержание, время и место проведения, привлекаемые силы и средства, ответственные за организацию, проведение и контроль за исполнением. План проведения практических мероприятий утверждается руководителем учения.
Слайд 35План организации и проведения исследований разрабатывается для целенаправленного проведения исследований
в ходе учений.
В нем излагаются:
цели исследований;
проблемы и вопросы исследований;
ответственные исполнители за исследование конкретных вопросов;
порядок организации исследований до начала и в ходе учения;
порядок представления донесений и обобщение результатов исследований.
К плану исследований прилагается расчет состава исследовательских групп. Кроме того, заранее разрабатываются задания на проведение исследований и карточки экспериментов.
Слайд 36Частные планы работы заместителей руководителя учения (помощников) и посредников разрабатываются
текстуально исходя из замысла и с учетом плана-календаря проведения учения
и плана работы руководителя. При необходимости к плану может прилагаться карта или схема (план) действий обучаемых.
Слайд 37К оперативным документам, разрабатываемым при подготовке и в ход учения,
относятся документы, которые высылаются в органы управления вышестоящим руководством: директивы,
приказы, распоряжения, в том числе по видам обеспечения, таблица сигналов, табель срочных донесений и др.
Оперативные документы по своему содержанию и структуре разрабатываются в соответствии с нормативными документами, действующими в системе МЧС России.
Перечень документов, разрабатываемых при подготовке к учению, в зависимости от обстановки, может быть сокращен или расширен по решению руководителя учения.
Слайд 38СОДЕРЖАНИЕ ЗАМЫСЛА КШУ
В
К Л Ю Ч А Е Т:
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ;
ГРАФИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ЗАМЫСЛА НА КАРТЕ;
ЭТАПЫ УЧЕНИЯ;
НЕОБХОДИМЫЕ РАСЧЕТЫ И ТАБЛИЦЫ
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
ТЕМА УЧЕНИЯ;
УЧЕБ. И ИССЛЕД.ЦЕЛИ;
ПРОДОЛЖИТЕЛ. И ВРЕМЯ
ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕНИЯ;
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ;
ПРИВЛЕКАЕМЫЕ ОРГАНЫ
ИСПОЛИТ. ВЛАСТИ, КОМИС-
СИИ ПО ЧС, ОРГАНЫ УПРАВ-
ЛЕНИЯ ГОЧС, КОМИССИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙ-
ЧИВОСТИ
ГРАФ.ЧАСТЬ ЗАМЫСЛА
ИСХ. ОБСТАНОВКА;
ЗАДАЧА И РЕШЕНИЕ
ВЫШЕСТ. ОРГАНА ИСП.
ВЛАСТИ ПО ИСХ. ОБС-
ТАНОВКЕ;
ЗАДАЧА ОБУЧАЕМЫХ
ОУ БЕЗ РАСКРЫТИЯ
ИХ РЕШЕНИЯ;
ОБСТАНОВКА, СОЗДА-
ВАЕМАЯ ДЛЯ КАЖДОГО
ЭТАПА
ЭТАПЫ УЧЕНИЯ
НАИМЕНОВАНИЕ
ЭТАПОВ И ИХ ПРО-
ДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ;
УЧЕБН. ВОПРОСЫ
И ВРЕМЯ НА ИХ
ОТРАБОТКУ;
МЕРОПРИЯТИЯ,
ПРОВОДИМЫЕ РУ
Слайд 39Подготовка руководства, штаба руководства и посредников осуществляется с целью выработки
единого понимания замысла, целей и задач учения; способов их достижения
и выполнения своих обязанностей при отработке учебных вопросов, предусмотренных планом проведения учения.
Руководство и посредники готовятся как самостоятельно, так и на специально организуемых инструктивных занятиях, которые проводятся руководителем учения, или по его решению заместителем руководителя, начальником штаба руководства.
При подготовке к каждому инструктивному занятию штабом руководства разрабатывается план его проведения, составляется список должностных лиц, приглашаемых на занятие, определяются проблемные вопросы, требующие совместного обсуждения и решения.
Слайд 40Вопросы управления, связи и оповещения на учении отрабатываются реально, практически
и в полном объеме. Поэтому особое внимание следует обратить на
состояние и возможности системы связи и оповещения, определить с каких пунктов будет осуществляться управление и принять меры к их качественной подготовке к работе.
Задействованные в учении каналы связи и оповещения должны с одной стороны обеспечивать своевременное доведение до обучаемых соответствующих сигналов и распоряжений, обмен информацией между всеми участниками учения, а с другой стороны не затруднять работу оперативных служб по реагированию на реальные чрезвычайные ситуации.
ПРОБЛЕМА
Слайд 41Подготовка обучаемых представляет собой комплекс мероприятий и включает в себя
подготовку руководящего состава, органов управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, привлекаемых на учение.
Подготовка обучаемых осуществляется заблаговременно в течение всего учебного года на плановых занятиях, проводимых в виде лекций, семинаров, практических занятий, групповых упражнений и непосредственно в ходе подготовки к учению, а также на сборах и тренировках.
Слайд 42Подготовка района КШУ представляет собой комплекс мероприятий и включает в
себя:
уточнение границ района;
уточнение маршрутов выдвижения;
определение мест выполнения практических работ;
определение мест
расположения формирований на различных этапах учения;
определение объема и мест имитации.
Слайд 43Другие подготовительные мероприятия:
уточняются планы действия (взаимодействия) по вопросам гражданской обороны,
защите населения и территорий;
другие действующие документы;
проверяются и готовятся к работе
пункты управления, средства связи и оповещения и т.д.
Перед началом КШУ, как правило, проводится смотр готовности его участников
Слайд 44Таким образом, качественная разработка планирующих документов, грамотно организованная подготовка руководства,
посреднического аппарата, обучаемых, районов проведения учений ГОЧС позволит провести эти
учения на высоком методическом уровне.
Высокий методический уровень предполагает знание методики проведения учений по ГОЧС. Этому посвящен второй вопрос лекции.
Слайд 454-й учебный вопрос:
Методика проведения КШУ
Слайд 47Мероприятия, проводимые
руководством учения
Действия органов управления,
сил и средств ГОЧС
Отработка
учебных
вопросов по
выполнению
первоочеред-
ных меро-
приятий
2.
Осуществляют контроль за ходом мероприятий, проверяют реальность планов укрытия населения в защитных сооружениях, обеспечения средствами индивидуальной и медицинской защиты.
3. Проверяют готовность сил и средств мониторинга, радиационного, химического, медицинского контроля, уточняют режимы радиационной защиты в условиях радиационного заражения.
4. Оценивают: полноту выполнения задач планов: действий по предупреждению и ликвидации ЧС; по приведению
в готовность системы управления; по повышению устойчивости объектов
экономики.
5. Заслушивают доклады рук-лей и пред-
седателей КЧС и ОПБ городов, районов и других должностных лиц, оценивают их.
3. Руководят подготовкой сил и средств к ликвидации последствий возможных аварий на радиационно-химически-опасных объектах.
4. Управляю приведением в готовность АСФ для лик-видации ЧС.
5. С АСФ отрабатывают вопросы подготовки к ин-женерному обеспечению, ввода сил на объекты спасательных работ, под-готовки к развертыванию и работе отрядов первой медицинской помощи.
6. Докладывают РУ о вы-полнении планов и мероп-риятий по подготовке к ликвидации ЧС.
Слайд 49ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РУКОВОДИТЕЛЯ
изучение стиля и методов работы обучаемых
при осуществлении ими руководства подчиненными звеньями;
наблюдение и контроль за
действиями обучаемых при проведении ими мероприятий ГО и РСЧС;
изучение разработанных документов;
заслушивание докладов должностных лиц ГО и РСЧС о сложившееся обстановке, принятых решениях, отданных распоряжениях и проведенных мероприятиях.
Слайд 50Анализируя ход учения, руководитель рассматривает, как правило, следующие вопросы:
ð действия
обучаемых после получения задачи.
ð принимаемые по обстановке решения, их целесообразность
и обоснованность, мероприятия, обеспечивающие их успешное выполнение.
ð деятельность руководящего и командно-начальствующего состава, АСС по организации действий участников учения и их всестороннему обеспечению, а также по осуществлению надежного и непрерывного управления ими в различной обстановке.
ð практическое выполнение поставленных задач и мероприятий по их обеспечению.
ð эффективность применяемых способов и приемов, наиболее характерные и поучительные примеры действий формирований и отдельных обучаемых.
ð решение вопросов повышения устойчивости работы.
ð действия органов материально-технического и медицинского обеспечения и подчиненных им формирований по обслуживанию обучаемых при подготовке к учению и в ходе его.
Слайд 51При оценке действий обучаемых руководствуются следующими критериями:
общее количество участников учения
(процент охвата).
полнота привлечения формирований и техники.
объем выполненных практических работ.
правильность и
целесообразность принятых решений.
четкость организации управления формированиями.
организация и поддержание взаимодействия между формированиями, а также с воинскими подразделениями.
полнота и эффективность проведенных мероприятий по повышению устойчивости работы объектов экономики в военное время.
действия по сигналам оповещения ГО.
соблюдение мер безопасности.
общая организованность, порядок, дисциплина.
Слайд 52Разбор является заключительной частью учения.
Цели разбора:
всесторонне проанализировать организацию
выполнения мероприятий ГО (РСЧС) на всех этапах учения;
проанализировать степень
подготовки руководящего и командно-начальствующего состава к выполнению своих функциональных обязанностей по ГО (предупреждению и ликвидации ЧС);
вскрыть основные недочеты в обучении, планировании и выполнении основных мероприятий ГО (РСЧС);
поставить задачи по их устранению.
Разбор учения иллюстрируется схемой района учения, графиками, таблицами, расчетами и другими документами.
Слайд 53Таким образом, методика проведения учений по ГОЧС включает следующие этапы:
приведение органов управления сил и средств ГО в различные
режимы функционирования;
выполнение первоочередных мероприятий реагирования на ЧС и приведение различных звеньев РС ЧС и ГО в соответствующие степени готовности;
отработка вопросов управления ликвидацией ЧС мирного и военного времени;
отбой учения и его разбор.
Слайд 56Приложение 1
ПРИКАЗ
_____________
г. Москва
« » ______________ 201_ г.
№ ___________________
О подготовке и проведении командно-штабного учения по действиям в ЧС
В соответствии с Планом основных мероприятий _____________ (наименование объекта) по вопросам гражданской обороны предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 201_- год 12 сентября с.г. под моим руководством проводится командно штабное учение по действиям руководства, сил и средств _______________ (наименование объекта) в ЧС.
Учебные цели учения:
1.Совершенствовать навыки руководящего состава и специалистов, структурных подразделений, КЧС, штаба ГОЧС объекта в управлении проведением мероприятий по защите персонала и обеспечению устойчивого функционирования в ЧС.
2. Проверить готовность органов управления, КЧС, штаба ГОЧС, сил и средств объекта к действиям в ЧС.
3. Тренировать персонал в выполнении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, переводу производства на режимы работы, обусловленные обстановкой ЧС.
4. Проверить объектовую систему оповещения об угрозе возникновения ЧС.
В целях обеспечения своевременной подготовки и успешного проведения учения:
Слайд 57ПРИКАЗЫВАЮ
1. Назначить: заместителем руководителя учения _______________________;
начальником штаба руководства ______________________________________;
посредником при
дежурно-диспетчерской службе ________________________;
посредником при командирах формирований _____________________________.
2. Штаб руководства сформировать
до _____________из числа _________.
3. На учение от объекта привлечь:
- КЧС и штаб ГОЧС;
- диспетчерскую службу;
- функциональные отделы и службы: главного механика, главного энергетика, капитального строительства, снабжения и сбыта и др. (перечисляются);
- производственные подразделения:_____________________ (перечисляются)
(перечисляя функциональные и производственные подразделения, указывается, какие из них привлекаются в полном составе, от каких - оперативные группы);
- производственный персонал 1 смены — для отработки вопросов оповещения (укрытия, эвакуации и т. п.).
4. Распоряжением ____________________________________от « ___» 201_ г. № _____________(указывается должность вышестоящего начальника) для отработки вопросов ______________________________________________________________________
на учение привлекаются: _____________________________________________________________________
(перечисляются оперативные группы органов управления, объектов, формирования, население, проживающее вблизи объекта и др.)
(Если привлечение указанных инстанций входит в компетенцию руководителя, отдающего. данное распоряжение, то этот пункт излагается в повелительном наклонении).
Слайд 58
5. Начальнику штаба руководства организовать подготовку к учению, в соответствии
с планом. Обратить особое внимание на организацию взаимодействия указанных в
п. 4 инстанций с соответствующими должностными лицами объекта при подготовке к учению и во время его проведения.
6. Руководителю ____________________________ до « ___ » ______________________ 201_ г.
(наименование объекта)
— подготовить к работе ПУ, привести в готовность средства связи и оповещения;
— уточнить и согласовать, документы плана действий в ЧС во всех звеньях и довести их содержание до участников учения в части касающейся;
— с участниками учения организовать изучение их функциональных обязанностей, документов плана действий в ЧС, требований руководящих документов, методик расчетов и т. п.;
— до « ___ »_______________ 201_ г. обеспечить подготовку докладов по следующим вопросам ________________________________________________________________________________________ (перечисляются вопросы);
— подготовить и провести во время учения, следующие практические мероприятия _________________
___________________________________________________________________________________________ (перечисляются мероприятия);
— принять меры к своевременному обучению и рациональному использованию материально-технических ресурсов, необходимых для подготовки и проведения учения;
— организовать на период учения работу медицинского пункта, питание участников.
Слайд 598. Руководству учением, посредникам, руководству структурных подразделений, привлекаемых на учение,
в ходе подготовки и при проведении учения принять все необходимые
меры по исключению возможности несчастных случаев, аварий, дезорганизации производства и др. негативных факторов (целесообразно перечислить такие меры).
9. Затраты на подготовку и проведение учения производить за счет ____ в соответствии со сметой расходов.
10. Итоги учения обсудить на заседании КЧС _______объекта в ______ месяце с. г.
11. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Генеральный директор __________________________________
(подпись)
Слайд 60
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
подготовки командно-штабного учения на _________________ (наименование объекта)
(«_____»____________ 201_
г.)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель учения
«_____»___________201_ г.
Слайд 61
Начальник штаба руководства учения ______________________________
Слайд 62 СОГЛАСОВАНО
Начальник Управления ГОЧС
Северо-восточного административного
округа г. Москвы
_______________
«___» _______________ 201__ г.
ЗАМЫСЕЛ
командно-штабного учения
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель учения – генеральный директор
_________________________ _________________
«___» _______________ 201__ г.
Тема: «Организация и проведение мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф на объекте, а также обеспечению устойчивости его функционирования при угрозе и возникновении ЧС».
Время проведения:
Место проведения:
На учение привлекаются: КЧС объекта, руководители структурных подразделений объекта, аварийно-спасательные формирования объекта, поисково-спасательные формирования СВАО.
Слайд 63Порядок проведения учения
План объекта
Масштаб _______
Начальник штаба руководства учением _____________
Масштаб ____________
Слайд 64ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ЗАМЫСЛУ КОМАНДНО-ШТАБНОГО УЧЕНИЯ НА _____________ (объект экономики)
Тема:
«Организация и проведение мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф
на объекте, а также обеспечению устойчивости его функционирования при угрозе и возникновении ЧС».
Цели:
1.Совершенствовать навыки руководящего состава и специалистов, структурных подразделений, КЧС, штаба ГОЧС объекта в управлении проведением мероприятий по защите персонала и обеспечению устойчивого функционирования в ЧС.
2. Проверить готовность органов управления, КЧС, штаба ГОЧС, сил и средств объекта к действиям в ЧС.
3. Тренировать персонал в выполнении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, переводу производства на режимы работы, обусловленные обстановкой ЧС.
4. Проверить объектовую систему оповещения об угрозе возникновения ЧС.
Время проведения:
Место проведения:
На учение привлекаются: КЧС объекта, руководители структурных подразделений объекта, аварийно-спасательные формирования объекта, поисково-спасательные формирования округа.
Слайд 65Исходная обстановка:
Социально-политическая, экономическая, экологическая обстановка в городе и округе. Фактический
материал, характеризующий обстановку. Состояние объектовой подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС
к началу учений. Имевшие место в последнее время в округе и на объекте ЧС. Аварии и перебои в работе объектовых систем: коммунально-энергетических, других систем обеспечения работы персонала объекта Наличие факторов, увеличивающих риск возникновения ЧС на объекте. Метеорологическая обстановка.
Другая информация, влияющая на безопасность персонала и устойчивость функционирования объекта.
Замысел учения:
В ходе созданной сложной химической обстановки на территории _________________ АО планируется отработать вопросы последовательного руководства и управления силами и средствами объекта при возникновении угрозы и возникновения ЧС с выбросом АХОВ на ХОО объекте расположенном на территории округа, практически отработать вопросы ликвидации ЧС на объекте.
В ходе первого этапа учений в течение _______часов (с ________до__________) на фоне угрозы аварии на химически опасном объекте планируется отработать вопросы приведение органов управления и сил объекта в режим функционирования при угрозе возникновения ЧС. Отработать практические вопросы по подготовке к защите персонала и повышению устойчивости функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС.
В ходе второго этапа в течение последующих _______ часов (с______ до_______) на фоне техногенной аварии предусматривается отработать вопросы оценки последствий ЧС для объекта. Провести мероприятия по обеспечению защиты и жизнедеятельности персонала, устойчивого функционирования объекта в условиях ЧС.
В ходе учения планируется отработать практические мероприятия по ликвидации ЧС с реальным привлечением формирований объекта.
Слайд 66Порядок проведения учения:
За _________ суток до начала учения (______________________) обучаемым
вручается задание.
Учение проводится в __________ этапа.
Первый этап:
«Организация проведения мероприятий по
обеспечению защиты персонала и устойчивости функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС».
Продолжительность: _______ часов ( с ___ до ____).
Учебные вопросы:
1. Оповещение и сбор КЧС объекта, сотрудников администрации. Приведение формирований в готовность.
2. Приведение в готовность ПУ и организация работы на нем.
3. Приведение в готовность к использованию персоналом средств коллективной защиты. и т. д.
Обстановка:
В _______________ от оперативного дежурного округа поступает информация об угрозе возникновения аварии с выбросом АХОВ на ______________. Обстановка характеризуется ___________________________ .
Слайд 67Порядок отработки учебных вопросов:
С _______ до _________ заместитель руководителя учения
производит розыгрыш обстановки по угрозе аварии на химически опасном объекте.
Дежурному диспетчеру вручается вводная об угрозе возникновения аварии на ХОО объекте. Посредник при дежурно-диспетчерской службе контролирует порядок оповещения руководства, дежурных служб округа.
До _______ производится сбор руководящего состава, КЧС объекта.
В _________ объявляется приказ генерального директора о введении режима функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС.
КЧС объекта осуществляют сбор данных обстановки, ее анализ и выработки предложений руководству для принятия решения.
С __________________ на объекте организуется химическая разведка, осуществляется развертывание сил наблюдения и контроля.
С ________до_________ руководитель учения заслушивает начальника председателя КЧС, членов КЧС по создавшейся обстановке и принятым решениям.
Заместитель руководителя учения контролирует мероприятия по приведению в готовность формирований объекта.
и т. д.
Слайд 68Второй этап:
«Оценка последствий ЧС для объекта проведение мероприятий по обеспечению
защиты и жизнедеятельности персонала».
Продолжительность: __________ часов (с _______ до
________).
Учебные вопросы:
1. Оповещение персонала об авариях и катастрофах на объекте и угрозе воздействия поражающих факторов на персонал.
2. Организация защиты персонала от воздействий поражающих факторов ЧС.
и т. д.
Обстановка:
На объекте проведены работы по приведению органов управления, формирований объекта в режим функционирования при угрозе возникновения ЧС на ХОО.
В _____________ на ХОО происходит авария с выбросом _______.
Обстановка характеризуется _________________________________.
Слайд 69Порядок отработки учебных вопросов:
В _______ посредник при дежурно-диспетчерской службе вручает
вводную об аварии на ХОО и контролирует действия дежурного диспетчера
по оповещению персонала объекта и переводе работы дежурной службы в безопасное место, порядок установления связи с вышестоящими органами управления и подчиненными руководству объекта формированиями.
Руководитель учения заслушивает предложения председателя КЧС о выполнении первоочередных мероприятий по защите персонала и выполнении мероприятий по ликвидации ЧС, с _____ до ______ контролирует порядок и правильность оценки обстановки штабом ГОЧС объекта.
С __________ до ___________ заместитель руководителя учения контролирует мероприятий по защите персонала объекта от АХОВ.
С __________ до ___________ выполняются практические мероприятия по ликвидации ЧС, и защите персонала объекта.
И т.д.
С ___________ до ________ руководитель учения заслушивает руководителей структурных подразделений, командиров формирований о выполненных мероприятиях, проверяют расчеты и отработанные штабом ГОЧС документы.
В _________________ объявляется отбой учению.
Начальник штаба руководства ____________________________
Слайд 70Председателю КЧС
Начальникам _________________
ЗАДАНИЕ
на командно-штабное учение
Обстановка на: _______________
I. Общая
обстановка
Социально-политическая, экономическая, экологическая обстановка в городе и округе. Фактический материал,
характеризующий обстановку. Состояние объектовой подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС к началу учений. Имевшие место в последнее время в округе и на объекте ЧС. Аварии и перебои в работе объектовых систем: коммунально-энергетических, других систем обеспечения работы персонала объекта Наличие факторов, увеличивающих риск возникновения ЧС на объекте. Метеорологическая обстановка.
Другая информация, влияющая на безопасность персонала и устойчивость функционирования объекта.
Слайд 71II. Частная обстановка
Укомплектованность личным составом сил и средств объекта –
реальная.
20% приборов химической разведки объекта находятся на очередной проверке.
Рабочие и
служащие объекта обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания на 80%.
Система оповещения и связи находятся в дежурном режиме.
И. т. д.
III. Справочные данные
Возможные последствия ЧС.
Направление и скорость господствующих в округе ветров.
И т.д.
IY. Исполнить
Изучить и оценить обстановку.
Быть в готовности к выполнению функциональных обязанностей и решению задач по учению.
Задание довести до всех органов управления, командиров формирований, привлекаемых на учение.
Руководитель учения ____________________