Разделы презентаций


Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА  ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И

Содержание

Цель изучения темы Ознакомить студентов с особенностями и причинами зарождения древнейших государств и правовых отношений в условиях античной (европейской) цивилизации. Познакомиться с социальной структурой общества, государственным устройством Древней Греции (на классических примерах

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема:

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ДРЕВНЕГО МИРА

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
_________________________________

Тема:ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАДРЕВНЕГО МИРА ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ_________________________________

Слайд 2Цель изучения темы

Ознакомить студентов с особенностями и причинами зарождения древнейших

государств и правовых отношений в условиях античной (европейской) цивилизации. Познакомиться

с социальной структурой общества, государственным устройством Древней Греции (на классических примерах Афин и Спарты). Получить представление о зарождении и особенностях права в данных государствах. Уделить особое внимание характеристике античной формы демократии.


План

Возникновение государств в античном мире.
Афинское государство.
Государство в Спарте.
Афинское право.


Цель изучения темы	Ознакомить студентов с особенностями и причинами зарождения древнейших государств и правовых отношений в условиях античной

Слайд 4 Новый виток в развитии человеческого общества, государственности

и правовых отношений, связан с цивилизациями Средиземноморья, или, как их

обычно называют, античными. Античности, греческой и римской цивилизациям, Европа обязана опытом демократии, основами права, опирающимися на римскую систему. В настоящей лекции мы познакомимся с процессом зарождения и формирования древнегреческих государств и особенностями правовых отношений.

Процесс зарождения древнегреческой государственности
можно разделить на несколько этапов:

1 этап: в Средиземноморском бассейне возникают ранние очаги цивилизации (III - II т.л. до н.э.). Для данного периода характерна некоторая изоляция и самобытность культур;
2 этап: связан с завоеваниями автохтонными греческими племенами юга Балканского полуострова и островов Эгейского моря (II - I т.л. до н.э.) Слияние пришлых и местных культур породило крито-микенскую цивилизацию представленную Кносским, Микенским царствами и иными боле мелкими государствами. Для данного периода характерна монархическая форма управления и наличие крупных государ-ственно - храмовых хозяйств;
3 этап: время вторжение с севера дорийских племен (XII в. до н.э.), находившихся на более низком уровне развития. С точки зрения исследователей, это временно затормозило начавшийся процесс формирования эллинской государственности и даже не некоторое время вернуло общество к родоплеменным отношениям (XII - VIII вв. до н.э.);
4 этап: это период колонизации Малой Азии и Причерноморья (VIII - VI вв. до н.э.). Характерны расширенные контакты с Востоком и взаимопроникновение, взаимовлия-ние культур).


Тезисы
лекции:


Новый виток в развитии человеческого общества, государственности и правовых отношений, связан с цивилизациями Средиземноморья,

Слайд 5Особенности
развития
античной
цивилизации

ограниченность сельскохозяйственных площадей в горных и прибрежных долинах не позволяла

развиваться крупным земледельческим общинам по аналогу Востока. Однако, горный регион

способствовал раннему освоению и применению металлов, развитию ремесла, торговли, рыбной ловли и мореплавания, т.е. иных (по сравнению с Востоком) способов хозяйствования и экономики;

горные долины, побережье, рассеченное крупными и глубокими заливами, большое количество островов архипелага (т.е. территории обитания племен были окружены естественными природными границами) стали причиной создания многочисленных мелких государств (в отличие от Востока) или изолированных городов-государств (полисов);

замкнутость отдельных городов-государств, ограниченность территорий и природных ресурсов ставило выживание их населения в прямую зависимость от развития морской торговли, обеспечивающей обмен товарами. В итоге, сформировалась общая культура, политическая структура общества и единые тенденции правового развития;

полис заменил распавшиеся родоплеменные группы, союзы. Он был закрыт для чужих и сохранил многие институты родоплеменной демократии. В то же время полисы проходили все естественные этапы развития: от родоплеменного устройства к централизованной власти царей, т.е. бывших вождей, опиравшихся на патриархальные общины. Усиление влияния родовой аристократии привело к ликвидации царской власти и формированию аристократической, а следом (после коротких периодов тирании) демократической республиканской формам правления.


Особенностиразвитияантичнойцивилизацииограниченность сельскохозяйственных площадей в горных и прибрежных долинах не позволяла развиваться крупным земледельческим общинам по аналогу Востока.

Слайд 6Особенности
развития
античной
цивилизации

Выделение среди греко-античного мира двух крупных полисов,

ставших центрами политических объединений - Афин и Спарты, привело к

конкуренции и длительной Пелопонесской войне. Борьба политических объединений шла не столько из-за конкуренции городов, сколько за утверждение различных форм социально-политической организации: афинская (с демократической гражданс-кой общиной, частной собственностью и рабством) и спартанская (военно-аристократическая демократия опирающаяся на искусственно сдерживаемые общинные отношения, с общинной собственностью на основные средства производства). Итогом стало падение демократических институтов и завоева-ние греческих территорий Македонией с монархической формой правления.

Только античному Риму, удалось выйти из государственно-полисной организации (Римская республика) за счет завоеваний и создания империи к I в. до н.э. Однако, не смотря на все объективные условия формирования бюрократической монархии, роль республиканских институтов была очень велика. Только на позднем этапе, с установлением императорской власти и принятием христианства, позднеримская империя разрывает связь с полисно-демократической организацией.


Особенностиразвитияантичнойцивилизации   Выделение среди греко-античного мира двух крупных полисов, ставших центрами политических объединений - Афин и

Слайд 7СОЦИАЛЬНО-
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СТРУКТУРА
Акрополь
(реконструкция)
АФИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО
В конце II тысячелетия до н.э. Аттику населяло четыре

племени. Для них было характерно племенное управление:
НАРОДНОЕ
СОБРАНИЕ
СОВЕТ
СТАРЕЙШИН
ВОЖДЬ
(БАСИЛЕВС)
В

итоге перехода к производящему хозяйству, земля была разделена на участки, принадлежащие семьям и передаваемые по наследству.
Имущественная дифференциация (ее процесс был ускорен за счет интенсив-ного развития ремесла и торговли), привела к выделению обогатившейся родовой аристократии и одновременно, к обнищанию части общинников (часть из них превратилась в фетов-батраков, часть - за долги оказалась в рабстве. Обычно рабов-соплеменников продавали за границу). В самих же Афинах, рабы были из числа военнопленных.
Рабство получило развитие уже в начале I т.л. до н.э., но ведущей роли в общественном производстве на раннем этапе не играло (для патриархального рабства характерно использование в домашнем хозяйстве, ремесле, реже - в сельском хозяйстве). Со временем, использование рабского труда расширяется, и начинает преобладать. Богатые владельцы уже перестают участвовать непосред-ственно в производительном труде.

Рост роли знатных родов в народных собраниях привел к:
формированию совета старейшин из представителей знатных родов;
из них избираются и басилевсы;
в итоге, утвердилась форма политической организации - военная демократия.


СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯСТРУКТУРААкрополь(реконструкция)АФИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО	В конце II тысячелетия до н.э. Аттику населяло четыре племени. Для них было характерно племенное управление:НАРОДНОЕСОБРАНИЕСОВЕТСТАРЕЙШИНВОЖДЬ(БАСИЛЕВС)

Слайд 8СОЦИАЛЬНО-
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СТРУКТУРА
Природные условия, рост производящего хозяйства, потребность в

обмене и расширении контактов стали причиной разрушения родов и племен,

а следовательно, возникла потребность урегулирования отношений на региональном уровне, т.е. на территории всей Аттики. Возникли предпосылки объединения.

Важным этапом в истории Древней Греции стали реформы приписываемые легендарному Тезею, завершившиеся формированием единого народа Аттики в результате объединения к VIII в. до н.э. четырех племен под управлением единого Совета в Афинах.
Имущественная дифференциация в результате реформ Тезея завершилась выделением трех социальных групп свободных:

ЭВПАТРИДОВ
(благородных)

ИМЕЛИ ПРАВО ИЗБРАНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ

ГЕОМОРОВ
(общинников-земледельцев)

ДИМИУРГОВ
(ремесленников)

К ним примыкали СВОБОДНЫЕ ТОРГОВЦЫ
и городская беднота

ЗА НИМИ СОХРАНЯЕТСЯ ПРАВО УЧАСТВОАТЬ
В НАРОДНЫХ СОБРАНИЯХ

Следствием обнищания свободных мелких земледельцев явилась долговая кабала и в ряде случаев продажа за долги в рабство за границу.


СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯСТРУКТУРА   Природные условия, рост производящего хозяйства, потребность в обмене и расширении контактов стали причиной разрушения

Слайд 9СОЦИАЛЬНО-
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СТРУКТУРА
Усиление влияния в обществе аристократии (эвпатридов) постепенно

привело к ограничению власти выборного басилевса (вождя) и его функции

центрального управления переходят к выборным из эвпатридов должностным лицам - архонтам. Они избирались пожизненно, на позднем этапе - на срок до 10 лет.
С VII в. известно существование 9 архонтов ведущих ведомств (военного, жреческого, судебного, образования и пр.), которые были объединены в коллегию архонтов, вытеснившую власть басилевсов (басилевс, со временем стал играть роль главы жрецов. Его именем называли год).
Высшие контрольные функции в государстве стал играть ареопаг. В его состав входили все бывшие и действующие архонты. Ареопаг превратился в орган управления, заменивший Совет старейшин. Он же избирал и контролировал деятельность коллегии архонтов, а также являлся высшей судебной инстанцией.

Разрушение родовых связей, необходимость контроля и централизованного управления, растущая роль торговли и необходимость обороны, охраны торговых судов, привела в VII в. до н.э. к административно-территориальной реформе. Территория Аттики была разделена на невкрарии (округа), жители которых, не зависимо от племенных отношений, обязаны были построить, снарядить и содер-жать военный корабль, обеспечив его экипажем.

К VI в. до н.э. возникли новые противоречия, связанные с развитием товарно-денежных отношений, дальнейшей имущественной дифференциацией общества:
часть эвпатридов - разорилась и обеднела;
часть геоморов - разорившись, перешло в категорию батраков (с оплатой 1/6 урожая), либо оказывается в долговой зависимости, теряет свободу (следствием становится продажа в рабство). Часть же, наоборот, разбогатела, что не соот-ветствовало статусу по происхождению;
из среды демиургов и купечества выделяется богатая влиятельная прослойка, но не имеющая доступа к управлению.


СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯСТРУКТУРА   Усиление влияния в обществе аристократии (эвпатридов) постепенно привело к ограничению власти выборного басилевса (вождя)

Слайд 10 Таким образом, в каждой социальной группе наметилось

новое расслоение, и как следствие - противоречия. Прежде всего -

между родовой аристократией и демосом, возглавляемым богатыми, но не имеющими прав демиургами.
В VII в. до н.э. предпринимается ряд попыток свержения власти родовой аристократии (например известна в 30-е годы - попытка переворота Килона).
На фоне расширяющегося использования рабского труда, внешней опасности, единственным условием сохранения единства, мог стать поиск компромисса между различными слоями населения с целью примирить между собой группы свободных граждан, противопоставив им рабов, иноземцев и т.д.

СОЦИАЛЬНО-
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СТРУКТУРА

РЕФОРМЫ
СОЛОНА

Реформы Солона

Солон был избран архонтом Афин в 594 г. до н.э. По происхождению он был эвпатрид, но разбогател на торговых операциях. В итоге, представлял интересы двух противоборствующих сторон. Одновременно, имел огромный авторитет среди населения Афин, т.к. в качестве архонта разгромил ближайшего противника Афин - г.Мегару, владевший о.Саламин, что позволяло перекрыть выход судов из афинс-ких гаваней.
Цель реформ:
сокращение влияния эвпатридов в интересах зажиточной части населения, включая и прогрессивное крыло эвпатридов, порвавшее с родовой знатью;
достижение компромисса в противостоянии социальных групп свободных.



Таким образом, в каждой социальной группе наметилось новое расслоение, и как следствие - противоречия.

Слайд 11СОЦИАЛЬНО-
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СТРУКТУРА

РЕФОРМЫ
СОЛОНА

Экономические:

проведена сисахфия ("стряхивание бремени" - долговая реформа) - были

ликвиди-рованы долги бедняков, попавшие в долговое рабство - освобождались, а

проданные за границу - выкупались. Долговое рабство в Афинах отменялось;
афиняне получили право свободной купли-продажи земли. Через закон о свободе завещания утверждалась частная собственность на землю и право на дробление родовых наделов (это привело к перераспределению основных средств производ-ства, разорению неимущих, одновременно, - к росту числа землевладельцев);
запрещался вывоз хлеба из Аттики и поощрялась внешняя торговля оливковым маслом, вином и пр. Это решение привело к падению цен на хлеб, регулируемых родовой знатью, владевшей большими участками пахотной земли. Кроме того, ре-форма, стимулировавшая выращивание олив, виноградников и т.п. позволяла расши-рить и укрепить мелкое хозяйство афинянина (что было важно после дробления участков), вывести на первое место не злаки, производство которых на ограниченных площадях Греции проблематично, а высокоинтенсивные садово-огородные культуры дававшие значительную товарную продукцию;
в целях поощрения развития торговли и ремесла был принят закон, по которому сын мог отказать отцу в помощи, если тот не обучил его своему ремеслу;
проведена унификация мер и весов;
проведена денежная реформа. Вместо эгинской денежной системы, введена рас-пространенная в греческом мире эвбейская. Во-первых, это позволило облегчить проведение торговых операций с соседними полисами, во-вторых, - т.к. эвбейский талант был легче, расширился круг афинского гражданства за счет малоимущих;
приняты законы, регулирующие посадку деревьев, строительство ирригационных сооружений, правила о совместном пользовании колодцами (ранее принадлежали родам и семьям) и пр.;
Солону приписывают и установление максимального размера земельного надела, но это спорно, т.к. прямых указаний на данную реформу не сохранилось (крупные наделы, как известно из исследований, сохранялись).


СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯСТРУКТУРАРЕФОРМЫСОЛОНАЭкономические: проведена сисахфия (

Слайд 12СОЦИАЛЬНО-
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СТРУКТУРА

РЕФОРМЫ
СОЛОНА

Политические реформы:

цензовая реформа привела к разделению граждан по уровню

богатства, а не по происхождению или роду занятий. Всего вводится

4 категории граждан, исходя из объема доходов с земли. Например, к первому разряду относили граждан, получавших в год доходы не менее 500 медимнов [1 медимн равен 41-52 литра зерна, масла, вина и пр.], второй разряд - не менее 300, третий - 200 и имевших свою упряжку волов, четвертый - все, кто получал доход менее 200 медимнов, т.е. это феты. Представители 1 разряда могли занимать должность архонта и быть в составе ареопага; граждане 1, 2 и 3 разрядов могли избираться и назначаться на общественные должности; 4 разряд - мог участвовать только в народном собрании;

упорядочена система сбора военного ополчения, которое теперь формировалось по разрядам. Вооружение зависело от категории, т.к. ополченцы были на самообес-печении. Граждане 1 и 2 разряда формировали конницу, 3 - тяжеловооруженную пехоту (гоплиты), 4 - легковооруженную пехоту;

увеличивается роль народного собрания (экклесии). Собрание граждан обсуждает и принимает законы, избирает должностных лиц, заслушивает отчеты избранных;

создается судебный орган, подобно суду присяжных - гелиэя. В него могли избираться граждане любой из 4-х категорий. Гелиэи выполняли не только судебные функции, но и осуществляли контроль за должностными лицами;

учреждается новый орган управления - Совет четырехсот (буле) в который избирается по 100 человек от каждой из 4-х родовых фил (племен).

Реформы способствовали дальнейшему разрушению родоплеменной структуры и падению влияния родовой аристократии, но не решили окончательно проблем социальных противоречий.


СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯСТРУКТУРАРЕФОРМЫСОЛОНАПолитические реформы: цензовая реформа привела к разделению граждан по уровню богатства, а не по происхождению или роду

Слайд 13СОЦИАЛЬНО-
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СТРУКТУРА

РЕФОРМЫ
ПИСИСТРАТА

Итогом гражданской войны в Афинах стало установление

тирании Писистрата и его сыновей. Так называемая "конституция" Солона продолжала

жить, но над афинским обществом была установлена единоличная власть тирана1.

В ситуации, когда слои аристократии были существенно ослаблены (прежде всего, в результате борьбы за власть), а демократическая система еще не сформировалась, опираясь на отряд телохранителей, Писистрат дважды захватывал Акрополь и соответственно - государственную власть (560 гг. до н.э. Правил 6, а потом 7 лет). В третий раз Писистрат пришел к власти опираясь на собственный военный отряд, поддержку городов Фив, Эретрия и наосского тирана Лигдамида и правил вплоть до смерти в 527 г. до н.э. В своей политике, направленной против афинской аристократии, Писистрат находил поддержку у купечества, ремесленников и земледельцев. Во время правления им были проведены следующие реформы и мероприятия:

конфискованы земельные владения части аристократии, противоборствующей тирану и розданы беднейшим земледельцам (это обеспечило опору среди мелких собственников земли);

введен государственный кредит с низким процентом (защищал земледельцев и иную часть малоимущих граждан от разорения и долговой зависимости от частных кредиторов - родовой знати и ростовщиков);

введен институт т.н. разъездных судей, на местах разрешавших спорные проблемы (что значительно облегчило судебный процесс, ранее недоступный для малоимущего населения);

1 Под «тираном» в Древней Греции подразумевалось лицо, пришедшее к власти незаконным путем.


Реформы Писистрата

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯСТРУКТУРАРЕФОРМЫПИСИСТРАТА   Итогом гражданской войны в Афинах стало установление тирании Писистрата и его сыновей. Так называемая

Слайд 14СОЦИАЛЬНО-
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СТРУКТУРА

РЕФОРМЫ
ПИСИСТРАТА
создана постоянная армия и военный флот (наряду с укреплением централизо-ванной

власти, вооруженные силы обеспечивали строгое соблюдение законов в государстве);

введен единый постоянный подоходный налог в размере 10 % урожая;

захвачены города-государства Сигей и Троаде, заключены союзы с тиранами Самоса и Аргоса (это позволило обеспечить выход Афин к основным торговым путям и безопасность от Спарты, главное - способствовало развитию торговли и отвечало интересам купечества);

проведены крупномасштабные строительные работы по сооружению общественных зданий в Афинах, включая храмы Афине, Деметре и Элевсине (что обеспечило рабочими местами ремесленников и городскую бедноту).

Время тирании Писистрата - знаменито развитием экономики Афин. Полис стал центром греческой торговли и ремесла. Одновременно, экономический рост привел к развитию и укреплению демократических сил, тяготившихся правлением тирана. Ситуация осложнилась при правлении сыновей Писистрата, ведущих жизнь полную роскоши. В это время Афины теряют часть опорных пунктов, захваченных Персией и контроль за морской торговлей.

Попытка аристократии вернуть власть не увенчалась успехом. При поддержке демоса и Спарты к власти пришел Клисфен, обещавший установить демократические порядки в Афинах. Акрополь был захвачен и власть перешла к рабовладельческой торгово-ремесленной верхушке во главе с Клисфеном. Однако, борьба демократов и аристократов завершилась победой первых только 509 г. до н.э.



СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯСТРУКТУРАРЕФОРМЫПИСИСТРАТАсоздана постоянная армия и военный флот (наряду с укреплением централизо-ванной власти, вооруженные силы обеспечивали строгое соблюдение законов

Слайд 15СОЦИАЛЬНО-
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СТРУКТУРА

РЕФОРМЫ
КЛИСФЕНА
Административно-территориальная и политическая реформа:

вместо старых родовых фил введено

новое территориальное деление: выделялось 3 области включавших в себя часть

побережья, часть Афин и пригоро-да, внутреннюю область. Каждая из областей, в свою очередь делилась на 10 частей - тритий. Три тритии, по одной из каждого округа, составляли одну новую филу. Таким образом, в каждую филу входила часть города, часть береговой зоны и часть сельской местности, расположенных в разных концах Аттики и не объединенных общей границей. Граждане фил собирались на собрания на отдельных площадях Афин (см. далее схему);
первичной административно-территориальной единицей стал дем (в конце VI в. до н.э. в Аттике насчитывалось 100 демов (окончательно разрушены родо-племен-ные связи, т.к. раздел шел по территориальному признаку). Демы формировали ополчение, избирали (по жребию) в члены суда и Совет. Во главе дема стоял выборный демарх.
Совет теперь насчитывал 500 представителей, но не от родов, а от фил - по 50 от каждой филы;
в число афинских граждан были включены многочисленные метеки (инородцы).
афинское ополчение возглавила коллегия из 10 стратегов (по 1 выбранному от каждой филы). Причем, избираться стратегом можно было неограниченное число раз. Таким образом, военное командование превратилось в демократический выборный орган. В последующем роль стратегов возросла и они, оттеснив коллегию архонтов, стали первыми должностными лицами государства;
С целью борьбы с политическими оппонентами, в стремлении не допустить возвращения к власти аристократии или тирании, был введен суд остракизма. Ежегодно весной собрание решало: нужно ли провести остракизм. После этого вторично собирались граждане численностью не менее 6000. Каждый на глиняном черепке писал имя того, кто мог представлять опасность для государства. Осужденный большинством - изгонялся из Афин на срок в 10 лет.



Реформы Клисфена

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯСТРУКТУРАРЕФОРМЫКЛИСФЕНААдминистративно-территориальная и политическая реформа: вместо старых родовых фил введено новое территориальное деление: выделялось 3 области включавших в

Слайд 165 ФИЛА
7 ФИЛА
1 ОБЛАСТЬ
(часть города)
2 ОБЛАСТЬ
(часть побережья)
3 ОБЛАСТЬ


(часть сельхозокруги)
1 ТРИТИЯ
2 ТРИТИЯ
3 ТРИТИЯ
4 ТРИТИЯ
5 ТРИТИЯ
6 ТРИТИЯ
7 ТРИТИЯ
8 ТРИТИЯ
9

ТРИТИЯ

10 ТРИТИЯ

1 ТРИТИЯ

2 ТРИТИЯ

3 ТРИТИЯ

4 ТРИТИЯ

5 ТРИТИЯ

6 ТРИТИЯ

7 ТРИТИЯ

8 ТРИТИЯ

9 ТРИТИЯ

10 ТРИТИЯ

1 ТРИТИЯ

2 ТРИТИЯ

3 ТРИТИЯ

4 ТРИТИЯ

5 ТРИТИЯ

6 ТРИТИЯ

7 ТРИТИЯ

8 ТРИТИЯ

9 ТРИТИЯ

10 ТРИТИЯ

1 ФИЛА

2 ФИЛА

3 ФИЛА

4 ФИЛА

6 ФИЛА

8 ФИЛА

9 ФИЛА

10 ФИЛА

Таким образом, в результате эко-номических и политических реформ, борьбы родовой аристократии и де-моса, возникло государство, а сфор-мировавшийся политический аппа-рат управления - превратился в го-сударственный аппарат.
В Афинах возникло рабовла-дельческое государство в форме демократической республики.


5 ФИЛА7 ФИЛА1 ОБЛАСТЬ (часть города)2 ОБЛАСТЬ (часть побережья)3 ОБЛАСТЬ (часть сельхозокруги)1 ТРИТИЯ2 ТРИТИЯ3 ТРИТИЯ4 ТРИТИЯ5 ТРИТИЯ6

Слайд 17БОРЬБА
СО
СПАРТОЙ
И
ПЕРСИЕЙ
Дальнейшая история Афин проходила в борьбе со

Спартой и Персией. Распро-странение демократического движения среди городов Греции вызвало

сопротив-ление Спарты. Ей удалось организовать против Афин коалицию с Коринфом, Бео-тией и эвбейскими городами. Однако, во время похода на Афины спартанский союз оказался ненадежным. Коринф, а следом и другие города вышли из коалиции. Одновременно началась борьба между спартанскими царями Клеоменом и Демар-том. Воспользовавшись раздорами в лагере противника, Афины разгромили ряд бывших союзников Спарты, создав в V в. до н.э. на захваченных землях колонии из 4000 человек (клерухов).

Последующая история Афин связана с персидскими войнами. Персидское госу-дарство, возникшее в VI в.до н.э. (царь - Кир II), нанесло удар по Малоазийским государствам. В 546 г. до н.э. было разгромлено Лидийское царство, подчинены ионийские города-государства. Милет оказался в зависимости от тирана при-шедшего к власти при поддержке персов. Жители городов Магнесии и Приены - проданы в рабство. Греческое население других городов было вынуждено остав-лять родину, переселяясь в иные места (включая и Северное Причерноморье).
Следом персы захватили и ряд островов, включая Хиос, Лесбос и Самос. Попытки Спарты противостоять в VI в. до н.э. продвижению персов и объединить города-государства оказались безрезультатными. Неудачный поход Дария I в 512 г. до н.э. в Скифию, вызвал серию восстаний на захваченных территориях. Однако, персы подавили восстания, подчинили Фракию и Македонию. Около 500 г. до н.э. персидский военачальник грек Аристагор поднял на восстание малоазийские греческие города. Его сторонники овладели персидским флотом, в восставших городах сбыла свергнута власть тиранов - ставленников Персии.


БОРЬБАСОСПАРТОЙИПЕРСИЕЙ   Дальнейшая история Афин проходила в борьбе со Спартой и Персией. Распро-странение демократического движения среди

Слайд 18























ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ 499 – 479 гг. до н. э.

ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ 499 – 479 гг. до н. э.

Слайд 19 Сам Аристагор снял с себя власть и

объявил жителям Милета о восстановлении самоуправления. После выборов начальников, Аристагор

направился в поисках союзников в Европейскую Грецию. Однако, Спарта в помощи отказала. Зато Афины и город Эретрия, направили в помощь восставшим 20 триер. Причиной тому был захват персами Египта и основных проливов, что привело к сокращению торговли (особенно доставки хлеба и леса). Тем не менее, в период с 499 по 495 гг. до н.э. восстание городов Ионии и ряда островов было подавлено. Город Милет, являвшийся центром восстания, разрушен, флот уничтожен.

В ответ на поддержку восставших Дарий I начал наступление на континен-тальную Грецию и острова. Первым покорился Македонский царь и следом ряд греческих городов. Однако у мыса Акте, персидский флот был уничтожен бурей, что остановило продвижение. Новая военная компания 492-491 гг. до н.э. привела к добровольному подчинению персам большинства греческих городов. Отказались покориться только Спарта и Афины.

В 490 г. началось новое наступление персов на Европейскую Грецию. Многие островные греческие города были захвачены, либо покорились добровольно. Персы, высадили войска в районе селения Марафон. Так как Спарта пообещала помощь Афинам только через 10 дней, последние в союзе с городом Платеей, самостоятельно выступили против численно преобладающего врага (численность греков - более 10 000 чел. гоплитов, персов - более 20 000 чел.). Афинские стратеги, которые по обычаю должны были командовать поочередно, передали всю власть стратегу Мильтиаду.

БОРЬБА
СО
СПАРТОЙ
И
ПЕРСИЕЙ


Сам Аристагор снял с себя власть и объявил жителям Милета о восстановлении самоуправления. После

Слайд 20БОРЬБА
СО
СПАРТОЙ
И
ПЕРСИЕЙ
Осенью под Марафоном, в результате тактически удачного

приема, персы были разгромлены. Афиняне уничтожили около 6,5 тыс. персов

(при всего 192 погибших греках), захватили 7 персидских кораблей. По случаю победы афинский воин пробежал 42 км., чтобы сообщить радостную весть Афинам. Воскликнув: "Радуй-тесь, афиняне, - мы победили!" - умер. В честь этого события - в олимпийские игры было включено состязание в беге на дистанцию, равную расстоянию от поля битвы при Марафоне до Афинской горы.

Пришедший к политической власти в 483 г. Фемистокл, добился от граждан ре-шения строительства мощного военного флота. К 483 г. флот Афин состоял из 200 триер.

Вошедший на персидский престол сын Дария I - Ксеркс, в 480 г. собрав огромную армию (свою, союзников) двинулся на Грецию. Часть городов и племен присоеди-нилось к персам. Попытка небольшого отряда во главе со спартанским царем Леонидом (300 спартанцев и около 7 тыс. союзников) закрыть горные проходы в Фермопилах, в результате предательства, оказалась безуспешной. Когда враг прорвался, Леонид отпустил союзников, а сам с 300 воинами погиб в неравном бою с армией Ксеркса. Жители Аттики бежали на острова, Афины были захвачены.

Однако, в Саламинском проливе, благодаря хитрости Фемистокла, флот персов был разгромлен. Персидская армия отступила из Аттики.

Новое вторжение персов и союзников в 479 г. в Аттику завершилось поражени-ем, которое им нанесли союзные афинские и спартанские войска под Платеями. Следом, под Микале вновь был разгромлен персидский флот. Аттика, острова и побережье Малой Азии были освобождены от захватчиков.


БОРЬБАСОСПАРТОЙИПЕРСИЕЙ   Осенью под Марафоном, в результате тактически удачного приема, персы были разгромлены. Афиняне уничтожили около

Слайд 21БОРЬБА
СО
СПАРТОЙ
И
ПЕРСИЕЙ
После того как спартанцы отозвали свои войска,

освобожденные города-госу-дарства в 478 г. до н.э. объединились во главе

с Афинами в т.н. Делоский или 1-й Морской союз с центром на острове Аполлона Делосе. В союз вошло 140 - 160 полисов. Союзники должны были иметь по 100 триер для борьбы с персами, 10000 сухопутного и 1000 конного войска. Казна, сформированная от союзных взносов (форос) находилась в храме Аполлона. В итоге, персы к 460 г. были еще раз разбиты.

В результате победы, колебаний Спарты в борьбе, создания Первого Морского союза, Афины заняли важное значение в политической системе Аттики, потеснив влияние Спарты. Со временем, флот стал строиться только в Афинах, туда же перешла с острова Делос казна. Недовольство союзников подавлялось, а на их территории возник ряд афинских колоний. В союзные государства направлялись представители Афин, а суд города, рассматривал некоторые, наиболее важные дела граждан союзных государств. Все это способствовало экономическому росту Афин и изменению политической структуры. В 449 г. (после разгрома греческого флота в Египте и персидского около Кипра) подписанием мира завершились греко-персидские войны. Персия признала независимость греческих городов-государств, включая и находившиеся на побережье Малой Азии.

Вновь разгоревшаяся борьба между Спартой (и поддерживавшими ее афинскими аристократами) и Афинами (опиравшимися на городской люд, включая бедноту), завершилась подписанием в 445 г. тридцатилетнего мирного соглаше-ния, в котором было признано равноправие Пелопоннесского и Афинского союзов.


БОРЬБАСОСПАРТОЙИПЕРСИЕЙ   После того как спартанцы отозвали свои войска, освобожденные города-госу-дарства в 478 г. до н.э.

Слайд 22ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТРОЙ
И УПРАВЛЕНИЕ
Произошли существенные изменения и в системе управления


Ареопаг потерял окончательно остатки власти перешедшей собранию

граждан и Совету 500. За ареопагом сохранились только религиозные функции. На смену патриархальному рабству - пришло классическое. Рабы широко использовались во всех сферах производства. Численность рабов превысила число граждан Афин в 4 раза. Метеки, не имевшие гражданских прав составляли 1/2 горожан.
В середине V в.до. по 30-е годы IV в.до н.э. афинская демократия вступила в период своего рассвета и превратилась в политическую форму господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Приоритет в управлении имели рабовладельцы и влиятельная, богатая верхушка купечества.

Основными органами власти в Афинах являлись:
народное собрание, Совет пятисот и гелиэя (высший суд).

Народное собрание являлось верховным органом власти в Афинах:

собиралось 10 (позже 40) раз в год и в случае чрезвычайных обстоятельств;
компетенция собрания: принимало законы, издавало постановления по частным вопросам, избирало и контролировало деятельность должностных лиц, решало вопросы войны и мира, обеспечения продовольствием и пр. Отдельные собрания проводились в связи с судом остракизма (главное собрание 6-го месяца года);
участвовали в собрании полноправные афинские граждане с 20 лет (женщины, метеки и рабы участия не принимали);
кворум: для решения вопроса требовалось не менее 6 тыс. чел. (т.е. около 1/5 граждан Афин). В связи с тем, что часть граждан, занятая делами (особенно зем-ледельцы) на собрания не являлись - с IV в. вводится вознаграждение за участие в собраниях;
функции: повестка дня собрания утверждалась заранее. Одно из собраний меся-ца считалось главным (основные вопросы, проверка деятельности должностных лиц). Остальные 3 - рассматривали: жалобы граждан, религиозные и иные второстепенные вопросы;



ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТРОЙИ УПРАВЛЕНИЕПроизошли существенные изменения и в системе управления     Ареопаг потерял окончательно остатки власти

Слайд 23ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТРОЙ
И УПРАВЛЕНИЕ
права участников собрания: каждый имел право выступать на собрании

и вно-сить проекты новых законов. Обычно, от имени групп населения,

выступали про-фессиональные ораторы - демагоги. Каждый участник, сославшись на незакон-ность законопроекта, мог снять его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Председатель собрания мог не ставить на обсуждение и голосование предложения, которые с его точки зрения были противозаконными;
проекты законов, прежде, чем быть обсуждаемы на собрании, вывешивались для всеобщего обозрения и обсуждались на Совете 500, который давал свое предварительное заключение. Голосование по закону проводилось поднятием руки. Закон считался принятым, если за него проголосовало большинство участни-ков собрания и он не отвергался гелиэйей.

Совет пятисот

состоял из 50 избранных представителей от каждой из 10 территориальных фил. Члены Совета (булевты) избирались из граждан, достигших 30 лет. Для организации повседневной работы делился на 10 комиссий (пританий) по 50 представителей от одной филы. Каждая комиссия по очереди исполняла обязанности Совета. Ежегодно, по жребию, избирался новый председатель Совета, он же председатель собрания ( с IV в. председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета);
компетенция: осуществление дипломатических отношений, управление финансами, регулирование торговли, надзор за арсеналами, флотом, доками и конкретными должностными лицами. Важнейшая функция: предварительное обсуждение законопроектов и иных вопросов, поступающих на собрание (с предоставлением своего заключения по вопросу), что позволяло направлять деятельность собрания;
ответственность: по окончании срока избрания, каждый член Совета отчитывался о своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТРОЙИ УПРАВЛЕНИЕправа участников собрания: каждый имел право выступать на собрании и вно-сить проекты новых законов. Обычно, от

Слайд 25ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТРОЙ
И УПРАВЛЕНИЕ
Гелиэя (высший судебный орган)

состояла из 5000 судей и

1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил

избранных по жребию из граждан, достигших 30 лет. Делилась на 10 коллегий из 500 судей и 100 запасных. Причем когда и какую из коллегий призовут к исполнению обязанностей решалось жребием в день суда.
функции: являлась судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. В остальных случаях - апелляционной инстанцией. Обладала рядом контрольных функций и правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.



Должностные лица были выборными на определенный срок, подотчетны и подконтрольны, ответственны за свои действия и коллегиальны. В Афинах их насчитывалось около 700, включая важнейшие коллегии стратегов и архонтов.

Выборы осуществлялись ежегодно на народном собрании открытым голосовани-ем. Перед вступлением в должность кандидаты подлежали специальной проверке (право занимать должность, политическая благонадежность и наличие необходимых личных качеств). Дважды избираться на одну должность (либо совмещать) не допускалось (кроме стратегов). Исполнение должности, за исключением стратегов, оплачивалось. По окончании срока, должностные лица предоставляли отчет Совету и гелиэе. Большинство должностей было коллегиальным.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТРОЙИ УПРАВЛЕНИЕГелиэя (высший судебный орган) состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой

Слайд 26ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТРОЙ
И УПРАВЛЕНИЕ
Коллегия стратегов избиралась из 10 чел. (имеющих семью

и недвижимое имущество), обладала широкими правами: распоряжалась средствами на содержание

армии и флота, организовывала сбор чрезвычайных военных налогов, руководила доставкой продовольствия, заключала перемирие и принимала капитуляцию, вела следствие и члены коллегии председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Для принятия неотложных мер стратеги имели право требовать созыва Совета и народного собрания. В исключительных случаях, из числа стратегов, выделялся автократор - командующий армией и в чрезвычайных обстоятельствах, ему временно переходила вся власть в государстве.
Коллегия архонтов: после реформ Солона избиралась жребием из 9 человек, из числа кандидатов, предложенных филами. Коллегиально действовали при решении вопросов об остракизме или проверке должностных лиц. 1-й архонт (архонт-эпоним) выполнял судебные функции по семейным делам и о наследстве. 2-й архонт (архонт-басилевс) ведал делами религиозного культа и судом по уголовные делам. 3-й архонт (архонт-полемарх) ведал делами метеков и иностранцев. Остальные 6 (архонты-фесмофеты) - руководили афинскими судами.

Остальные коллегии и должностные лица ведали государственным имуществом, казной, рыночной торговлей, воспитанием и обучением, внутренней безопасностью и пр. Кроме общегосударственных, должностные лица избирались в филах и демах.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТРОЙИ УПРАВЛЕНИЕ Коллегия стратегов избиралась из 10 чел. (имеющих семью и недвижимое имущество), обладала широкими правами: распоряжалась

Слайд 27



ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТРОЙ
И УПРАВЛЕНИЕ

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА V – VI ВВ.

ДО Н.Э.
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
СОВЕТ ПЯТИСОТ
ГЕЛИЭЯ
АРМИЯ И
ПОЛИЦИЯ











КОЛЛЕГИЯ
СТРАТЕГОВ





КОЛЛЕГИЯ
АРХОНТОВ






СУДЕБНЫЕ
ОРГАНЫ













ДРУГИЕ КОЛЛЕГИИ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА











СУХОПУТНОЕ
ВОЙСКО:
постоянное

ополчение

МОРСКОЙ ФЛОТ

ПОЛИЦИЯ:
рабы-тексоты

Автократор

9 стратегов

АРХОНТ-ЭПОНИМ

АРХОНТ-БАЗИЛЕВС

АРХОНТ-ПОЛЕМАРХ

АРХОНТЫ-
ФЕСМОФЕТЫ (6)

КОЛЛЕГИИ КАЗНАЧЕЕВ

КОЛЛЕГИЯ ДИМИУРГОВ

КОЛЛЕГИЯ НОМОФИЛАКОВ

КОЛЛЕГИЯ ГИМНАСИАРХОВ

ДРУГИЕ КОЛЛЕГИИ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

КОЛАКРЕТЫ

АПОДЕКТЫ

АРЕОПАГ

СУД ЭФЕТОВ

КОЛЛЕГИЯ
ОДИННАДЦАТИ

СУД ДИЭТЭТОВ

КОЛЛЕГИЯ
СОРОКА

СУДЫ ДЕМОВ

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦАГОСУДАРСТВЕННЫЙСТРОЙИ УПРАВЛЕНИЕСТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА V – VI ВВ. ДО Н.Э.НАРОДНОЕ СОБРАНИЕСОВЕТ ПЯТИСОТГЕЛИЭЯАРМИЯ ИПОЛИЦИЯКОЛЛЕГИЯСТРАТЕГОВКОЛЛЕГИЯАРХОНТОВСУДЕБНЫЕОРГАНЫДРУГИЕ КОЛЛЕГИИ И

Слайд 28СУДЕБНАЯ
СИСТЕМА
АРМИЯ
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
Рассматривало дела о наиболее тяжких преступлениях
(в виде исключения)
ГЕЛИЭЯ
Высший

выборный судебный орган Афин (функции см.выше)
АРЕОПАГ
Под председательством архонта-басилевса, рассматривал
дела

об уголовных преступлениях. По поручению народного
собрания – вел следствие по делам о государственных
преступлениях

СУД ЭФЕТОВ

Рассматривал дела о неумышленных убийствах

КОЛЛЕГИЯ ОДИНАДЦАТИ

Ведала делами о разбое, краже и иных имущественных
преступлениях

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД ДИЭТЭТОВ

Рассматривал гражданско-правовые споры

КОЛЛЕИЯ СОРОКА

Разрешала мелкие гражданско-правовые споры

СУДЫ В ДЕМАХ

Рассматривали мелкие дела на местах
(введены при Перикле)

О П О Л Ч Е Н И Е
ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ КАЖДАЯ ФИЛА
ОБЯЗАНА БЫЛА ВЫСТАВИТЬ:

ГРУППУ ВСАДНИКОВ
(численность устанавливало народное собрание)

ОТРЯД ТЯЖЕЛОВООРУЖЕННЫХ ВОИНОВ
(ГОПЛИТОВ)

ОТРЯД ЛЕГКОВООРУЖЕННЫХ ВОИНОВ

Армия
Народное ополчение Афин состояло из граждан в возрасте от 18 до 50 лет. При наборе воинов в ополчение народное собрание определяло призывной возраст.

Судебная система в Афинах


СУДЕБНАЯСИСТЕМААРМИЯНАРОДНОЕ СОБРАНИЕРассматривало дела о наиболее тяжких преступлениях (в виде исключения)ГЕЛИЭЯВысший выборный судебный орган Афин (функции см.выше)АРЕОПАГПод председательством

Слайд 29 В мирное время: все граждане с 18

до 20 лет обязаны были пройти военное обучение и привлекались

к патрульной службе на границах. Постоянное наемное войско появилось только в середине V в. до н.э. и использовалось для охраны границ. Начиная с Пелопоннесской войны наемники используются в военных действиях, а с IV в. до н.э. число наемников в армии и флоте увеличилось.

Полицейские функции - исполняли 200 рабов-тексотов (выполнение полицейс-ких функций по отношению к согражданам - свободными афинянами, представля-лось неправомерным и неэтичным).

К концу V в. до н.э. демократическая форма правления в Афинах уже сочета-лась с активных имущественным расслоением населения. Кризис обострился в 431 г., когда в результате поражения в Пелопоннесской войне (см.далее карту), Афины потеряли влияние на государства, входившие в Морской союз. Существенно была подорвана экономика. Дважды, в результате переворотов, к власти приходила богатая часть горожан. Однако через время демократическая форма правления восстанавливалась. Единственное, богатая часть населения Афин, в связи с отсутствием подвластных государств, теперь была вынуждена поддерживать свободных бедных граждан из своих средств. Причина: противостояние свободных - рабам.

В 338 г. до н.э. - Филипп Македонский разгромил афинские войска, в 336 г. Александром Македонским Афины, как и вся Греция, были включены в состав Македонской монархии. Во II в. до н.э. Афины попадают под власть Рима.


В мирное время: все граждане с 18 до 20 лет обязаны были пройти военное

Слайд 31ОСОБЕННОСТИ
ИСТОРИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
СПАРТАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Спартанское государство возникло в VIII-VII вв. до н.э.

миграция и

военные столкновения Балканских племен в XII в. до н.э. привели

к слиянию местных ахейских племен долины Лакеонии с пришлыми дорийскими племенами;
объединившиеся племена спартиатов в VIII - VII вв. до н.э. захватили и поработили область Мессению. В зависимости оказались и пограничные территории;
спартиаты владели основными средствами производства: землей и рабами. Покоренные жители были превращены в рабов или неполноправных граждан (их насчитывалось в 20 раз больше, чем спартиатов);
для Спарты характерно аграрное хозяйство (горы создали естественную изоляцию, что не способствовало развитию торговли и товарно-денежных отношений);
длительное время при классовом разделении (в Спарте оно совпадает с родо-племенным) сохраняются элементы военной демократии: два вождя, совет старейшин, народное собрание;
ретра (договор) между племенами был ориентирован на: обеспечение единства, социально-экономическое равенство спартиатов (путем сдерживания имущественной дифференциации) и утверждение совместного господства над завоеванным населением. Автором договора считается легендарный Ликург.


ОСОБЕННОСТИИСТОРИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯСПАРТАНСКОЕ ГОСУДАРСТВОСпартанское государство возникло в VIII-VII вв. до н.э.миграция и военные столкновения Балканских племен в XII в.

Слайд 32СОЦИАЛЬНАЯ
СТРУКТУРА
ОБЩЕСТВА
Особенности общественного строя: для Спарты характерно классовое

рабо-владельческое общество с элементами родоплеменных отношений.


Социальная структура общества:

РАБЫ

ИЛОТЫ

ПЕРИЕКИ

ГИПОМЕЙОНЫ

СПАРТИАТЫ

Спартиаты - это полноправные граждане, являвшие-ся господствующим классом. Для их положения в обще-стве характерно:

совместная собственность на землю;
пользование земельными наделами (клерами), кото-рые им передавались государством вместе с илотами (земля была разделена на 9000 относительно равных клеров - неделимых и неотчуждаемых;
на раннем этапе жили в некоем подобии города, объединявшим 5 селений (типа полувоенного лагеря);
главной обязанностью спартиатов являлась военная служба, которая длилась с 20 до 60 лет (государ-ственное воспитание и обучение воинов осуществля-лось в школах с 7 лет);

взрослые мужчины объединялись в возрастные и иные союзы;
избранные граждане входили в привилегированный корпус 300 всадников;
женщины (в условиях рабства) освобождались от ведения домашнего хозяйства, были сравнительно свободны, их основной обязанностью была забота о детях, имелось время для развития интеллектуальных способностей;
для спартиатов действовали правила, ограничивающие роскошь: одинаковое во-оружение, одежда, участие в общественных трапезах (все порции были равными). С целью недопущения имущественного расслоения даже запрещалось заниматься торговлей и т.п.


СОЦИАЛЬНАЯСТРУКТУРАОБЩЕСТВА   Особенности общественного строя: для Спарты характерно классовое рабо-владельческое общество с элементами родоплеменных отношений.

Слайд 33СОЦИАЛЬНАЯ
СТРУКТУРА
ОБЩЕСТВА
Гипомейоны (опустившиеся) - свободные спартиаты, не имеющие

полных граж-данских прав. В связи с тем, что клеры переходили

старшему сыну, остальные сыновья получали лишь выморочные наделы. Если такие земли отсутствовали, то данная категория безземельных переходила в разряд неполноправных граждан – гипомейонов. Они теряли право участвовать в народных собраниях и сисситиях (трапезах равных).

Периеки - жители периферийных горных районов - свободные, но не обладаю-щие равными правами с гражданами. Находились под надзором должностных лиц - гармостов, могли быть казнены без суда по решению высших должностных лиц государства. Занимались: торговлей и ремеслом. Участвовали в военных сражени-ях вместе со спартиатами (формировали тяжеловооруженную пехоту).

Илоты (государственные рабы) - порабощенные жители Мессении - являлись собственностью государства. Обрабатывали земельные участки спартиатов за 1/2 урожая. Вели собственное хозяйство, но являлись товаром (нечто наподобие госу-дарственных крепостных). Участвовали в войнах Спарты в качестве легковооружен-ных воинов. Могли выкупаться на свободу. Ежегодно, по традиции, спартиаты объ-являли илотам войну сопровождавшуюся убийствами. Убить за какую-либо провин-ность илота без суда допускалось в любое время.

Рабы - лица оказавшиеся в рабстве в результате военного плена. Являлись собственностью, товаром. Использовались в домашнем хозяйстве.


СОЦИАЛЬНАЯСТРУКТУРАОБЩЕСТВА   Гипомейоны (опустившиеся) - свободные спартиаты, не имеющие полных граж-данских прав. В связи с тем,

Слайд 34ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТРОЙ
И УПРАВЛЕНИЕ
Организация власти

Высшее положение в обществе занимали два

архагета (вождя, царя) - из племен ахейцев и дорийцев. Их

власть была наследственная. Однако, после гаданий жрецов по звездам через каждые 8 лет, вожди могли быть отстранены от власти или даже осуждены. Они получали большую часть военной добычи, имели право на совершение ритуальных жертвоприношений, входили в состав Совета старейшин. Архагеты осуществляли суд по делам, связанным с интересами всей общины, командовали войском. Их власть во время военных походов (первоначально) была неограниченной.

Герусия (совет старейшин) - состоял из 28 героитов. Они избирались пожизнен-но народным собранием из числа спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В Совет входили и 2 архагета.

Совет рассматривал вопросы, выносимые на обсуждение народного собрания, мог воспрепят-ствовать принятию решения, покинув его, участво-вали в дипломатических переговорах с иными го-сударствами, вели судебные процессы, связан-ные с государственными преступлениями и в от-ношении архагетов (вождей).

Народное собрание (апелла). В нем участво-вали все свободные граждане с 30 лет. Собирали и председательствовали на собраниях (первона-чально) - архагеты (вожди). При обсуждении вопросов выступать могли только должностные лица и послы иностранных государств.

ПЯТЬ ЭФОРОВ
(ВЫСШИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ
ЛИЦА)

АПЕЛЛА
(НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ)

ГЕРУСИЯ
(СОВЕТ СТАРЕЙШИН)
28 геронтов

ДВА АРХАГЕТА
(ВОЖДЯ)



ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТРОЙИ УПРАВЛЕНИЕОрганизация власти  Высшее положение в обществе занимали два архагета (вождя, царя) - из племен ахейцев

Слайд 35ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТРОЙ
И УПРАВЛЕНИЕ
На собрании решение принималось голосованием: криком

или участники расходились в разные стороны. Собрание проводилось 1 раз

в месяц, плюс - чрезвычайные. Граждане-спартиаты принимали законы, избирали должност-ных лиц, решали вопросы войны и мира, союза с иными государствами, о наследовании должности вождя, определялось кому из 2-х вождей командо-вать войском в походе и пр.

Эфоры - высшие должностные лица в государстве. Их число не превышало 5 человек, избранных из «достойных» граждан, т.е. из родовой аристократии на 1 год (типа коллегии).
Решения эфоры принимали большинством голосов. Первоначально они являлись помощниками архагетов, осуществляли суд по имущественным спорам. С IV в. до н.э. эфоры уже были уполномочены контролировать вождей во время военных походов. Они имели право созывать герусию и народное собрание. Совместно с герусией могли предотвратить принятие решения собранием. Они же осуществляли организацию и руководство внешними сношениями, обеспечивали внутреннее управление государством: контроль за соблюдением установленных порядков, суд и наказание спартиатов, контроль над деятельностью должностных лиц и объявление войны и мира.
Эфоры отчитывались перед вновь избранными преемниками. Во время общих сисситий (пиршеств) имели право на отдельный стол.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТРОЙИ УПРАВЛЕНИЕ   На собрании решение принималось голосованием: криком или участники расходились в разные стороны. Собрание

Слайд 36ПРИЧИНЫ
РАСЦВЕТА И
КРИЗИСА
СПАРТЫ
ПРИЧИНЫ РАСЦВЕТА:
- первоначальная монолитность господствующего класса;
Мощная военная организация и

высокий уровень воен-
ной подготовки
К V веку спартиатам
удалось захватить
большую

часть
Пелопоннеса

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА И УПАДКА:

- застой в социально - экономическом и политическом
развитии;
- имущественная дифференциация после получения
контрибуции с Афин в результате победы в Пелопоннес-
ской войне;
- возможность дарения и наследования земли с IV в.
до н.э. (без права продажи) - привела к неравенству на-
делов;
- разорение массы спартиатов привело к потере равно-
правия и земельных наделов.

Привело к распаду родо-
племенного строя, единства
общины и военной мощи

В IV в. до н.э. часть Спарты (включая Мессению) была завоевана Македонским государством. В III в. до н.э. - делаются неудачные попытки восстановить могу-щество путем предоставления гражданских прав неполноправным гражданам, лик-видации долгов и передачи земли. В середине II в.до н.э. Территория Спарты пе-реходит под власть Рима.



ПРИЧИНЫРАСЦВЕТА ИКРИЗИСАСПАРТЫПРИЧИНЫ РАСЦВЕТА:- первоначальная монолитность господствующего класса;Мощная военная организация и высокий уровень воен-ной подготовки 	 К V

Слайд 37АФИНСКОЕ ПРАВО
Источники:

обычаи, религиозные установления, нравственные предписания - становятся

территориальными правовыми обычаями;
развивающиеся имущественные отношения - закрепляются ареопагами и

архонтами, позже - законодательными органами (народными собраниями и пр.)
Наиболее активная законодательная деятельность связана с именами Драконта (621 г. до н.э.) – санкционирование древних обычаев, и Солона (594 г. до н.э.) – реформы государственной власти и имущественных отношений.
Отдельные акты принятые собраниями - касались только частных лиц. В целом - основные институты гражданского и уголовного права в Афинах были разработаны не полно, большинство являлось отражением родовых обычаев.

Право собственности:
Различалось:
владение -
фактическое обладание имуществом с правом его использования;
собственность -
собственность с правом распоряжения. Понятие права собственности, как абсолютного права лица не существовало;
коллективная собственность -
государственные имения (земля), рудники (доходы делились между гражданами, шли на постройку и содержание флота, храмам и т.п.);
общественные земли фил и демов;
частное имущество -
"видимое" (земля, дом, рабы и пр.) и "невидимое" (деньги, драгоценности и т.п.), т.к. могло быть спрятано от налогообложения и конфискации.


АФИНСКОЕ ПРАВОИсточники: обычаи, религиозные установления, нравственные предписания - становятся территориальными правовыми обычаями; развивающиеся имущественные отношения - закрепляются

Слайд 38АФИНСКОЕ
ПРАВО
Однако, понятия государственное, общее и частное еще

сливалось. Даже после реформ Солона земельные участки свободных граждан назывались

клеры - от слова "жребий" (т.е. полученный от общины в результате жеребьевки). Архонты, вступая в должность, каждый раз объявляли о сохранении за гражданами принадлежавшего им имущества, а состоятельные граждане обязаны были устраивать за свой счет пышные праздники (литургии) для афинян. Во время войны - на богатых возлагалась триерархия (от слова триера) - обязанность за свой счет снаряжать военный корабль.

Договора и обязательства

В афинском праве выделялось обязательство, вытекавшее из:

договоров (вольные обязательства);
причиненного вреда (невольные обязательства).

Заключение договоров не требовало особых формальностей, однако, наиболее важные - заключались письменно. Договор купли-продажи подписывался двумя сторонами, договор займа - одной. Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством (3-х лиц), залогом. (До реформ Солона существовал самозаклад должника).
Залог земли в Афинах (ипотека) означал, что земля оставалась во владении и пользовании должника, но он терял право ею распоряжаться. При неисполнении обязательств должником земля переходила кредитору. Движимые вещи - находились во владении кредитора, который в случае невыполнения договора мог их продать.


АФИНСКОЕПРАВО   Однако, понятия государственное, общее и частное еще сливалось. Даже после реформ Солона земельные участки

Слайд 39АФИНСКОЕ
ПРАВО
Широкое распространение получили:

договора купли-продажи;
заем,

включая заем у ростовщиков под проценты (до 20%);
имущественный наем

движимости (корабли, рабы и пр.) и недвижимости (например, домов метеками - ограниченными в праве их приобретения);
личный найм и др.
известен договор товарищества (торговые, религиозные и др.): средства вносила группа граждан - доходы распределялись в соответствии с условиями договора или пропорционально вкладу.

Обязательства вытекающие из причиненного вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление, причинение убытков и т.п.). Если вред нанесен не умышленно - предусматривалось возмещение ущерба, умышленно - в двойной размере. Если вред нанес раб, то он мог быть передан в счет погашения ущерба потерпевшему. При нанесении вреда личности (иногда имуществу) - возникала ответственность за преступление.

Семейно-брачные отношения:
Безбрачие в Афинах морально осуждалось, многоженство - запрещено.
Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених - вносил плату, невеста - получала приданное, но не всегда.
После брака женщина одновременно находилась под властью отца и мужа. Развод для мужчины был свободен, для женщин - проблематичен. Власть отца над детьми (до реформ Солона), была неограниченная (вплоть до продажи в рабство). Сын мог быть лишен наследства, дочь - выдана замуж по усмотрению отца.


АФИНСКОЕПРАВО   Широкое распространение получили: договора купли-продажи; заем, включая заем у ростовщиков под проценты (до 20%);

Слайд 40ОСНОВАНИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВ













ВИДЫ
СОБСТВЕННОСТИ

































ГОСУДАРСТВЕННАЯ













ОБЩЕСТВЕННАЯ













ЧАСТНАЯ













ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ИМЕНИЯ
РУДНИКИ
МАСТЕРСКИЕ
ЗЕМЛИ ФИЛ
ЗЕМЛИ ДЕМ
ВИДИМОЕ
(ЗЕМЛЯ, ДОМА, РАБЫ И Т.П.)
НЕВИДИМОЕ
(ДЕНЬГИ, ДРАГОЦЕННОСТИ)
ИЗ ДОГОВОРОВ










ИЗ

ДЕЛИКТОВ


КУПЛЯ-ПРОДАЖА
НАЕМ
ССУДА
ЗАЕМ
ДРУГИЕ ДОГОВОРЫ
УЩЕРБ ИМУЩЕСТВУ
УГОЛОВНЫЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ
































ГОСУДАРСТВЕННАЯ













ПРОТИВ
СОБСТВЕННОСТИ













ПРОТИВ
СЕМЬИ













ИЗМЕНА
ОБМАН НАРОДА
ОСКОРБЛЕНИЕ БОГОВ
КРАЖА
ГРАБЕЖ И ДР.
ПОХИЩЕНИЕ ДЕВУШКИ
ИЗМЕНА ЖЕНЫ И

ПР.

ИНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ПРОТИВ
ЛИЧНОСТИ













УБИЙСТВО

ОСКОРБЛЕНИЕ

НАКАЗАНИЯ











СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

ОБРАЩЕНИЕ В РАБСТВО

ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ

ШТРАФ

КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА

АТИМИЯ

ОСНОВАНИЯВОЗНИКНОВЕНИЯОБЯЗАТЕЛЬСТВВИДЫ СОБСТВЕННОСТИГОСУДАРСТВЕННАЯОБЩЕСТВЕННАЯЧАСТНАЯГОСУДАРСТВЕННЫЕИМЕНИЯРУДНИКИМАСТЕРСКИЕЗЕМЛИ ФИЛЗЕМЛИ ДЕМВИДИМОЕ(ЗЕМЛЯ, ДОМА, РАБЫ И Т.П.)НЕВИДИМОЕ(ДЕНЬГИ, ДРАГОЦЕННОСТИ)ИЗ ДОГОВОРОВИЗ ДЕЛИКТОВКУПЛЯ-ПРОДАЖАНАЕМССУДАЗАЕМДРУГИЕ ДОГОВОРЫУЩЕРБ ИМУЩЕСТВУУГОЛОВНЫЕПРЕСТУПЛЕНИЯГОСУДАРСТВЕННАЯПРОТИВСОБСТВЕННОСТИПРОТИВСЕМЬИИЗМЕНАОБМАН НАРОДАОСКОРБЛЕНИЕ БОГОВКРАЖАГРАБЕЖ И ДР.ПОХИЩЕНИЕ

Слайд 41АФИНСКОЕ
ПРАВО
Преступления и наказания

Выделялись: преступления против государства, и

против личных интересов.

Обвинение (в обоих случаях) возбуждалось

потерпевшим либо гражданами, считавшими необходимым привлечение виновного к ответственности.

К тяжким преступлениям против государства относились: государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества.

Преступления против личности или государственных интересов: убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки.

Имущественные преступления: кража, поджог. Если поджег совершен в общественном месте, это считалось преступлением против государственных интересов.
Наказание зависело от тяжести преступления.

За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) - предусмотрена смертная казнь. В случае рецидива кражи - обращение в рабство. В остальных случаях предусматривалось возмещение, штрафы (в 2-м размере от ущерба) и конфискации, атимия (бесчестие) - т.е. лишение политических прав. К рабам - применялись телесные наказания.
За ложное обвинение в политическом преступлении - доносчик мог быть предан суду.


АФИНСКОЕПРАВОПреступления и наказания   Выделялись: преступления против государства, и против личных интересов.   Обвинение (в

Слайд 42АФИНСКОЕ
ПРАВО

СУДОПРОИЗВОДСТВО В АФИНАХ


ПРОЦЕСС DIKE







 Процесс начинался по заявлению потер-
певшего или

его законного представителя
 Мог быть прекращен до вынесения судом
решения.
ПРОЦЕСС GRAPHE







Процесс начинался по заявлению любо-
го полноправного гражданина.
 Заявитель должен был довести его до
конца под угрозой штрафа.

СТАДИИ ПРОЦЕССА


ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ






 Отбирались объяснения от обвиняемого
(ответчика).
 Опрашивались свидетели.
 Исследовались доказательства.
 Все фиксировалось письменно.

СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ






 Оглашалась жалоба истца и возражения
ответчика.
 Стороны произносили речи, в ходе кото-
рых оглашались документы и свидетельские
показания.

По окончании судебного следствия присяжные решали вопрос о виновности. На приговоры и судебные
решения допускалась апелляция в гелиэю. Решения гелиэи были окончательными.

АФИНСКОЕПРАВОСУДОПРОИЗВОДСТВО В АФИНАХПРОЦЕСС DIKE Процесс начинался по заявлению потер-певшего или его законного представителя Мог быть прекращен до

Слайд 43Основная учебная литература и пособия:

- Всеобщая история государства и права

/ Под ред. К.И.Батыра. – М.: Былина, 1995.
- Васильев Л.С.

История Востока. В 2-х т.: Учеб. по спец. “История”./ Л.С.Васильев. - М.: Высш. шк., 1998.
Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов./ В.Г.Графский. – М.: НОРМА, 2004. (а также издание 2000 г.)
- История Древней Греции / Учеб. Под ред. В.И.Авдиева и Н.Н.Пикуса. – М.: Высш.шк., 1962.
- История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2 ч. / Под ред. проф. Н. А. Кра-шенинниковой, О.А.Жидкова. – 2-е изд. – М.: НОРМА, 2004-2006 (а также издания 1996 – 1998 гг.)
- История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов / под ред. К.И.Батыра. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. (а также: Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И.Батыра. – М.: Былина, 1995)
- Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / А.И. Косарев. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2002. – 464 с.
- Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права: учебник: в 2 т. / О.А. Омельченко. – 3-е изд., испр. – М.: ТОН-Остожье, 2001.
- Прудников, М.Н. История государства, права и судопроизводства зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов / М.Н. Прудников. — М.: Юнити, 2007.
- Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права./ З.М.Черниловский. – М.: Проспект, 2002 (а также 1995 г.)
- Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2-х т. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2006 (а также издание 1996-1997 гг.)
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов: в 2-х т. / отв. Ред. Н.А.Крашенинникова. – М.: НОРМА, 2004.
- Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. Пособие / Под ред. З. М. Черниловского. - М.: Гардарика, 1996.
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост. В.А.Томсинов. – М.: Зерцало, 2001 (а также издание 1999 г.).


Основная учебная литература и пособия:- Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И.Батыра. – М.: Былина,

Слайд 44
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика