Разделы презентаций


Тема Музыка в храме

Содержание

«Ничто так не возвышает душу, ничто так её не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к житейским

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Тема
Музыка
в храме

Тема Музыка в храме

Слайд 2«Ничто так не возвышает душу, ничто так её не окрыляет,

не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не

наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение»
Иоанн Златоуст (око­ло 350-407).
«Ничто так не возвышает душу, ничто так её не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от

Слайд 3Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его,

сияющий огнями
Перед молящейся толпой;
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах

и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах...
И в час, когда хор тихо пел
О «Свете тихом», - в умиленье
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел...
И.А. Бу­нин

Когда мы приходим в храм и вслушиваемся в песнопения, нас не оставляет чувство прикосновения к тайне...

Картина Н.К.Зацепина «Монастырки на клиросе». 1852г.

Любил я в детстве сумрак в храме,Любил вечернею порой Его, сияющий огнями Перед молящейся толпой;Любил я всенощное

Слайд 4Хоровое церковное пение и колокольные звоны составляют основу музыкальной традиции

православия.
На Западе, в католических и протестантских храмах, с конца

средних веков в богослужении использо­вался орган, затем и другие музыкальные инструменты, а на Руси самым совершенным инструментом считался чело­веческий голос.

Автор неизвестен

Хоровое церковное пение и колокольные звоны составляют основу музыкальной традиции православия. На Западе, в католических и протестантских

Слайд 5Музыка, звучащая в храме, представлялась божест-венной, а её ис­полнение -

ангельским, небесным.
Считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются

с голосами человеческими, воссоздают в песнопениях боже­ственный образ.
Хоровое церковное пение, преобладавшее до конца XVII века, воспринималось как стремление к гармоническому единству человека с Богом

Похвала Богоматери. Фрески Софийского собора в Вологде.
1686-1688 гг.

Музыка, звучащая в храме, представлялась божест-венной, а её ис­полнение - ангельским, небесным. Считалось, что во время богослужения

Слайд 6В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, т.е. распевно

произнесённое слово (от славянского – «знамя», т.е. «знак», с помощью

кото-рого записывали песнопения). Во время богослужения чтение было распевным, медленным и выразительным. Мелодии для чтения текстов были просты и выразительны.

Пример знаменной нотации с так называемыми «красными знаками», из книги 1884г.

Хор Валаамского монастыря – Царю небесный, гл. 6 - (знаменный распев)

В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, т.е. распевно произнесённое слово (от славянского – «знамя», т.е.

Слайд 7К концу XVI века музыкальные композиции стано­вятся более сложными и

приближаются к сочинительству.
В XVIII веке особой популярностью стало пользоваться

так называемое партесное (многоголосное) пение, требовавшее особого виртуозного исполнения.

Мужской хор «Согласие» – Божественный гром
(партесный концерт св. Николаю)

К концу XVI века музыкальные композиции стано­вятся более сложными и приближаются к сочинительству. В XVIII веке особой

Слайд 8Музыка вместе с иконописью и архитектурой восприни-малась как своеобразный синтез

искусств. Церковная музыка имеет не только эстетическое значение, она несёт

в себе глубокий смысл, помогающий пониманию сущ- ности православной веры. Церковная му­зыка обращена к чувствам, переживаниям, а главное - к мыслям человека.
Музыка вместе с иконописью и архитектурой восприни-малась как своеобразный синтез искусств. Церковная музыка имеет не только эстетическое

Слайд 9В XVIII-XIX веках к сочинению церковной музыки обращались многие знаменитые

композиторы:
Д. Бортнянский («Концерт для хора»),
А. Гречанинов («Верую»),
П.

Чесноков («Херувимская песнь»),
П. Чайковский (Литургия св. Иоанна Златоуста»),
С. Рахмани­нов («Всенощное бдение») и др.

Д. Бортнянский
(1751-1825)

А. Гречанинов
(1864-1956)

П. Чесноков
(1877-1944)

П. Чайковский
(1840-1893)

С. Рахмани­нов
(1873-1943)

Государственный академический русский хор СССР под управлением А.Свешникова – С.В. Рахманинов «Всенощное бдение» (фрагмент)

В XVIII-XIX веках к сочинению церковной музыки обращались многие знаменитые композиторы: Д. Бортнянский («Концерт для хора»), А.

Слайд 10Музыка ислама
Мусульманская религия строго регламентировала не только архитектуру, изобразитель­ное искусство

и зрелищные представления, но и музыкальное творчество. С одной стороны,

музыка попала в ранг запрещённых исламом искусств, а с другой - было создано богатейшее музыкальное наследство с национальными традициями.
Музыка исламаМусульманская религия строго регламентировала не только архитектуру, изобразитель­ное искусство и зрелищные представления, но и музыкальное творчество.

Слайд 11Жёстко было отвергнуто и инструментальное исполнение музыки, она носит только

вокальный характер. Выразительный го­лос служителя ислама - муэдзина («призывающий») должен

5 раз в день созывать верующих для молитвы Аллаху.

Призыв к молитве содержит одни и те же слова: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его». Но всякий раз он импровизирует и по-своему распевает их. Вот как это звучит на арабском языке:
«Лэ иллаху, илла лахху,
Мухамме дун русул лаху».

Муэдзин – Азан (призыв к молитве)

Жёстко было отвергнуто и инструментальное исполнение музыки, она носит только вокальный характер. Выразительный го­лос служителя ислама -

Слайд 12Призыв мусульман к молитве получил название азана. Он был уста­новлен

пророком Мухаммедом в 622-623 годах.
Церемония азана очень театральна: на

фоне южной природы возвышается устремлённый ввысь минарет мечети с одинокой фигурой взывающего к Богу муэдзина.
В наши дни в больших городах эти музыкальные призывы к молитве радио­фицированы.
Призыв мусульман к молитве получил название азана. Он был уста­новлен пророком Мухаммедом в 622-623 годах. Церемония азана

Слайд 13Среди религиозных мусульманских обрядов, кроме азана, существу­ют и другие разновидности

культовой музыки. Одна связана с мелодичной декламацией священного Корана. На

больших площадях городов устраива­ются спе-циальные музыкальные чтения избранных сур (глав) Корана.

Мелодичное чтение сура из Корана (102) – Ат Такасур - Накопление

Среди религиозных мусульманских обрядов, кроме азана, существу­ют и другие разновидности культовой музыки. Одна связана с мелодичной декламацией

Слайд 14Другая - зикр - представляет собой вид культовых песнопений, сопровождаемых

рит­мическими телодвижениями. Зикр («поминание») — исламская духовная практика, заключающаяся в

многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога.
Другая - зикр - представляет собой вид культовых песнопений, сопровождаемых рит­мическими телодвижениями. Зикр («поминание») — исламская духовная

Слайд 15Музыка буддизма
Буддийская музыка непривычна для слуха европейца, она кажет­ся ему

резкой и немелодичной. Считалось, что звук играет важнейшую роль в

мироздании. Бесчис­ленные согласованные и соразмерные звуковые колебания рождают бо­жественную гармонию мира,
Музыка буддизмаБуддийская музыка непривычна для слуха европейца, она кажет­ся ему резкой и немелодичной. Считалось, что звук играет

Слайд 16Отношение к музыке было более благосклонным, чем в мусульманских странах.

К миру музы­ки причисляли многих богов

и персонажей буддийского пантеона. Об этом свидетельствуют их изображения. Прекрасное пение, танцы, звуки, воспринимались как неотъемлемая принад­лежность к «стране совершенного блаженства».

Изображение буддийских богом с музыкальными инструментами

Отношение к музыке было более благосклонным, чем в мусульманских странах. К миру музы­ки причисляли

Слайд 17По мнению верующих, не менее сверхъестественной силой облада­ют важнейшие буддийские

молитвы-заклинания, сопровождающие об­ряды богослужения; многократное пение молитв приближало их к

вечно­му блаженству - нирване.

Ритуальные колокольцы буддизма

По мнению верующих, не менее сверхъестественной силой облада­ют важнейшие буддийские молитвы-заклинания, сопровождающие об­ряды богослужения; многократное пение молитв

Слайд 18В настоящее время создана довольно сложная и пёстрая система буд­дийских

музыкальных традиций. Музыка включается в сферу храмового ритуала, она также

исполняется странствующими мо­нахами и музыкантами.
Существуют и сольные музицирования, связан­ные с определёнными формами медитации
В настоящее время создана довольно сложная и пёстрая система буд­дийских музыкальных традиций. Музыка включается в сферу храмового

Слайд 19Буддийские монастыри, ставшие своеобразными культурными центрами, в значительной мере способствовали

успешному развитию музыкального творчества. Музыка в них рассматривалась как необходимый

элемент буддийского ритуала, овладение которым входило систему обучения монахов.
Буддийские монастыри, ставшие своеобразными культурными центрами, в значительной мере способствовали успешному развитию музыкального творчества. Музыка в них

Слайд 20Общий звуковой фон молитвы, исполняемой монаха­ми, разнообразен и динамичен. Одновременное,

моно­тонное чтение молитв на самом деле осуществляется в различ- ных

темпах и ритмах. Буддийские песнопения строго канонизированы и тре­буют соответствующих систем нотных записей и определённой манеры исполнения.

Буддийские монахи исполняют канон для вечерней молитвы

Общий звуковой фон молитвы, исполняемой монаха­ми, разнообразен и динамичен. Одновременное, моно­тонное чтение молитв на самом деле осуществляется

Слайд 21В буддийском богослужении широко используются музыкальные инструменты, чаще духовые и

ударные (около 50):
металлические трубы дли-ной 3,5-4 метра, издающие гроз­ные возгласы,

пред-назначенные для привле-чения внимания богов к молитвам человека;
многочисленные виды барабанов и ко­локолов;
реже струнные и смычковые инст­рументы.

Буддийский этнический инстру-мент дунчен – большая труба

В буддийском богослужении широко используются музыкальные инструменты, чаще духовые и ударные (около 50):металлические трубы дли-ной 3,5-4 метра,

Слайд 22Во время красочных костюмированных процессий в буддийских монастырях утончённой считается

игра на длинных цитрах. Исполнение музыки на цитрах входило
в

обязательный кодекс поведения благородной личности. Этим инструментом (в Китае он назывался цинь) пользовался известный философ Конфуций.

Исполнение буддийской музыке на цине

Будда, играющий на цине. Каменная статуэтка. 386-534 гг. н.э.

Во время красочных костюмированных процессий в буддийских монастырях утончённой считается игра на длинных цитрах. Исполнение музыки на

Слайд 23Закрепление материала
Бывал ли кто-нибудь из вас в храме? Что вы

чувствовали там?
Какой инструменты использовался в католических и протестантских храмах и

на Руси?
Что лежит в основе древнерусского певческого искусства?
Назовите композиторов, сочинявших церковную музыку.
Что обозначают слова в исламской религии: Муэдзин, азан, дикр.
В чем необычность буддийской музыки?
Чем являются буддийские монастыри?
Назовите инструменты, которые используются в буддийских богослужениях.
Почему использовались ударные и духовые инструменты?
Закрепление материалаБывал ли кто-нибудь из вас в храме? Что вы чувствовали там?Какой инструменты использовался в католических и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика