Слайд 1Теоретические основы нравственного воспитания
Причины современного кризиса нравственного воспитания.
Диалектическое единство и
различие морального и нравственного развития человека.
Обзор основных подходов к проблеме
нравственного идеала человека в этике.
Свойства и структура нравственного идеала.
Слайд 2Причины современного кризиса морали
В отечественной этической науке преобладало представление о
морали как форме главным образом человеческого сознания.
Как на уровне этической
теории, так и на уровне обыденного сознания, преобладает мнение о содержательном тождестве понятий мораль и нравственность.
Поглощение сферы морали идеологией. Игнорирование нравственности, нравственной деятельности привело к одностороннему пониманию этической реальности, а именно как сугубо моральной. Мораль же, согласно диалектической противоположности нравственности, делает акцент на общественном, групповом, полезном.
Слайд 3Отчуждение человека -
«означает превращение результатов и продуктов деятельности в
нечто, не зависящее от человека и господствующее над ним; извращение
характера человеческой деятельности так, что она лишается творческого содержания, а сам человек деперсонифицируется, поскольку общественные отношения людей приобретают форму отношений вещей» (Словарь по этике /Под ред. И.С. Кона. – М., 1981. С.238).
Слайд 4Позиции в этике относительно проблемы единства и различия понятий
«мораль» и
«нравственность»
Традиционная позиция отечественной этики, согласно которой понятия «мораль» и «нравственность»
полностью отождествляются (Л.М. Архангельский, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, Л.А. Попов, М.Н. Росенко и др.).
Позиция, согласно которой мораль - это форма сознания, где этика обретает свое теоретическое определение, а нравственность, понимается как практическая этика. Различие понятий «мораль» и «нравственность» носит здесь чисто функциональный характер (Г.В.Ф. Гегель).
Точка зрения, согласно которой, понятия «мораль» и «нравственность» рассматриваются в их диалектическом единстве и различии (М.Н. Аплетаев, В.С. Библер, Г.А. Брандт, Е.Л. Иголь, А.М. Лобок, А.А. Радугин, Г.П. Синицына и др.).
Слайд 5Мораль это -
социальная форма (сфера) существования принятых в социуме императивов,
норм и требований, основанных на силе общественного мнения, предъявляемых каждому
человеку, регулирующих его поведение и систему отношений в социуме как условие их взаимосвязанного функционирования и развития. Освоение человеком моральных норм представляет собой необходимый этап его адаптации в социуме как условия нравственной свободы человека, творца морали, субъекта морального нормотворчества.
Слайд 6Нравственность это -
деятельность и отношения людей, построенные по законам самой
человеческой жизни. В отличие от нормативных, условных и искусственно установленных
правил поведения, регулирующих отношения между людьми, существуют принципы подлинной нравственности, которые вырастают из задач обеспечения жизнеспособности человека и усиливают эту жизнеспособность. Нравственная жизнь заключается не в поведении, подчиненном определенным внешним правилам, где человек несвободен, а находится лишь на поводу событий и обстоятельств. Нравственная жизнь там, где человек сам творит обстоятельства. А это он может делать, лишь совершая поступки.
Слайд 7Идеал это -
«(греч. idea - идея, первообраз) образ совершенства,
наиболее ценного и величественного, в культуре, искусстве, отношениях между людьми,
нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Содержание идеала часто складывается как альтернатива действительности, как внутренний протест против устоявшегося порядка вещей» (Психолого-педагогический словарь /Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-н /Д., 1998. С.167).
Слайд 8Подход И. Канта к пониманию Идеала
Идеал принципиально недостижим в действительности.
Он представляет собой регулятивную идею и указывает скорее направление цели,
чем саму цель и поэтому руководит человеком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата. Только в искусстве идеал может быть представлен в виде образа - в форме прекрасного, а значит, жизнь идеала допускается только в искусстве.
Слайд 9Понимание Идеала в марксистской философии
В нравственном идеале мы находим
общее представление о совершенном обществе, об образе человеческой личности, ее
назначении, цели и месте в жизни. Нравственные идеалы всегда стоят несколько выше достигнутого, совершеннее его, иначе они не были бы высшим образцом, своеобразным эталоном для многих реально живущих в обществе людей.
Слайд 10Философы экзистенциалисты считают, что Идеал
у каждого человека свой, и
он непосредственно соотносится с реальностью. Чем является нравственный идеал человека
по отношению к действительности, субъектом или объектом определяется в «пограничной ситуации» или акте «кризисного прозрения», в которых человек должен сделать нравственный выбор, «с кем он»: со своим нравственным идеалом, или с несовершенной действительностью.
Слайд 11Нравственный идеал человека это -
универсальный, абсолютный, целостный эталон этически
совершенного человека, центром содержания которого является понимание человека как цели
и никогда как средства. Содержание нравственного идеала человека не только автономно, но и императивно по отношению к действительности. Нравственный идеал человека служит абсолютной ценностью, целью, образцом, стандартом для определения Смысла жизни и направления нравственного самосовершенствования человека.
Конкретизации нравственного идеала человека постоянно совершенствуются в ходе исторического развития человечества, вбирают в себя наиболее ценные особенности индивидуального и общественного менталитета (своего народа).
Слайд 12Свойства нравственного идеала:
Абсолютность.
Универсальность.
Совершенство.
Ценностность.
Свобода.
Человечность.
Императивность.
Оценочность.
Слайд 13Компоненты структуры нравственного идеала человека:
Практико - деятельностный компонент.
Эмоционально - волевой
компонент.
Познавательно - ценностный компонент.