Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
Теории мировой торговли
Достижения и проблемы мировой торговли
Государственное регулирование внешней торговли
Межгосударственное регулирование мировой торговли
Формы и
способы мировой торговли
Слайд 4ТЕОРИЯ МЕРКАНТИЛИЗМА
Меркантилизм – экономическое учение XIV – XVIII вв.
(от итальянского мерканте – купец). Меркантилисты считали:
Чем больше золотой
запас страны, тем она богаче
Необходимо всемерно поощрять экспорт товаров и запрещать импорт.
Меркантилизм обогатил экономическую теорию идеей протекционизма – защита отечественного производства путем высоких таможенных пошлин.
Слайд 5ТЕОРИЯ АДАМА СМИТА
Выдающийся английский экономист XVIII в. сформулировал теорию
абсолютных преимуществ – страна импортирует те товары, издержки производства по
которым у нее выше, чем за рубежом, и экспортирует те товары, издержки по которым у нее ниже – т.е. имеются абсолютные преимущества. А.Смит сформулировал принципы свободы торговли – “free trade” и невмешательства государства в экономику – “laissez-faire”.
Слайд 6ТЕОРИЯ ДАВИДА РИККАРДО
Теория А. Смита не объясняла, как быть
стране, у которой нет абсолютных преимуществ ни по одному товару.
Выдающийся английский экономист начала XIX в. Д. Риккардо доказал, что страна должна импортировать товар, издержки производства которого в стране выше, чем по экспортируемому товару. Родилась теория сравнительных преимуществ, главный вывод которой в том, что основа мировой торговли – взаимная выгода.
Слайд 7УСЛОВНЫЙ ПРИМЕР ИЗ ТЕОРИИ Д. РИККАРДО
Производство вина и сукна в
Португалии обходится дешевле, чем в Англии, т.е имеются абсолютные преимущества.
Значит, по теории А. Смита, Португалии незачем торговать с Англией. Д. Риккардо доказал, что Португалии следует специализироваться на производстве и экспорте вина, издержки по которому ниже, чем по сукну. В свою очередь, Англии выгодно специализироваться на производстве и экспорте сукна, издержки по которому ниже, чем по вину, которое выгоднее ввозить из Португалии.
Слайд 9ТЕОРИЯ ДЖОНА СТЮАРТА МИЛЛЯ
Д.С. Милль (середина XIX в.) показал
по какой цене осуществляется товарный обмен. Цена обмена, по Миллю,
устанавливается по закону спроса и предложения таким образом, что совокупный экспорт страны позволяет оплачивать ее совокупный импорт. Родилась теория международной стоимости, главный смысл которой – обмен товаров между странами оптимизирует цена, определяемая спросом и предложением.
Слайд 10ТЕОРИЯ ХЕКШЕРА-ОЛИНА
В 30-40-гг. ХХ в. шведские экономисты Бертиль Олин
и Эли Хекшер создали теорию соотношения факторов производства. Страна экспортирует
те товары, выпуск которых базируется на избыточных у нее факторах производства (труд или капитал) и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.
Бертиль Олин
Эли Хекшер
Слайд 11ТЕОРИЯ ХЕКШЕРА-ОЛИНА – 2
Страна считается в избытке наделенной рабочей
силой, если соотношение между ее количеством и остальными факторами в
ней выше, чем в остальном мире.
Продукт считается трудоемким, если доля затрат на рабочую силу в его стоимости выше, чем в стоимости других продуктов.
Слайд 12ТЕОРИЯ СТОЛПЕРА-САМУЭЛЬСОНА
В 1948 г. американцы Вольфганг Столпер и Пол
Самуэльсон усовершенствовали теорему Хекшера-Олина. В своей теории они доказали, что
в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства. Теория Столпера-Самуэльсона показала, как торговля может помочь сократить разрыв в уровне развития между странами.
Вольфганг Столпер и Пол Самуэльсон
Слайд 13ПАРАДОКС ЛЕОНТЬЕВА
В 1956 г. американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев,
анализируя экспорт-импорт США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера-Олина в экспорте
США преобладали трудоемкие товары (хотя рабочая сила в США – очень дорогая), а в импорте – капиталоемкие (хотя капитал в США был в изобилии). Данный эффект получил название «парадокс Леонтьева».
Василий Леонтьев
Слайд 14ОБЪЯСНЕНИЕ ПАРАДОКСА ЛЕОНТЬЕВА
Верна ли теория Хекшера- Олина? В. Леонтьев
сам доказал, что в любой комбинации с данным количеством капитала
один человеко-год более квалифицированного американского труда равен как минимум трем человеко-годам иностранного труда. А это означает, что США – на самом деле трудоизбыточная страна.
Слайд 15ОБЪЯСНЕНИЕ ПАРАДОКСА ЛЕОНТЬЕВА – 2
И В.Леонтьев, и другие экономисты
показали, что на производство американских экспортных товаров в огромных количествах
затрачивается импортируемое минеральное сырье, в добычу которого были вложены огромные финансовые средства, из тех же США. Поэтому импорт и выглядит капиталоемким.
В 70 гг. теория Хекшера-Олина была протестирована на компьютерах и дала вероятность 70%.
Слайд 16ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА
Во второй половине 60-х гг. распространение
получила теория «цикла жизни продукта», разработанная Р. Верноном, а также
Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом. Каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, роста, зрелости и упадка, на основе которого могут быть объяснены современные торговые потоки между странами при обмене готовыми изделиями. Хронологические показатели «цикла жизни продукта» могут быть различными и длиться от нескольких лет до десятилетий. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях его зрелости. Например, страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера делали НИС и встают на тот же путь «качества специализации». Теория объясняет, почему ведется торговля 99% товаров.
Слайд 17ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА – 2
Этап внедрения
Этап зрелости
Этап
упадка
Этап роста
Разрабатывается нововведение, налаживается производство и сбыт товара, начинается
экспорт. Характерна повышенная трудоемкость, снижающаяся по мере перехода к крупносерийному производству.
Увеличивается объем продаж внутри страны нововведения, растет экспорт. Повышается капиталоемкость производства. Усиливается конкуренция, часть производства переводится за рубеж.
Высокий уровень стандартизации, требуется менее квалифицированная рабочая сила Насыщение рынка в стране нововведения, перенос производства в развивающиеся страны и экспорт из них в страну нововведения.
Сужение рынка в развитых странах, удовлетворяется за счет импорта из развивающихся. Высокий спрос в развивающихся странах. На рынок продвигаются новые товары.
Слайд 18ТЕОРИЯ МАЙКЛА ПОРТЕРА
На основании анализа статистического материала около 100 отраслей
восьми промышленно развитых стран М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного
преимущества страны. Центральное место занимает идея так называемого «национального ромба», раскрывающего четыре главных свойства (“детерминанта” ) экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны. Они создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.
Слайд 19
ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
Слайд 20ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
Международная торговля представляет собой процесс купли и
продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах
Оплачиваемый
совокупный товарооборот между всеми странами мира
Под термином “внешняя торговля” понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Слайд 21ТЕМПЫ РОСТА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
Слайд 23ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
Слайд 24ОБЪЁМЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
Объемы мировой торговли сегодня превышают $ 7,5
трлн.
Аллегория свободной торговли
Слайд 25УЧАСТИЕ СТРАН В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ
Слайд 26Роль ЕС и АТР в мировой торговле
Слайд 27ГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание
промышленно развитых стран. Основные товаропотоки протекают в рамках “большой триады”
: США - Западная Европа - Япония. Так, в 90-х гг. на них приходилось около 70% мирового экспорта. Развитие и углубление международного разделения труда между промышленно развитыми странами ведет к увеличению их взаимной торговли и уменьшению доли развивающихся стран. Только “новые индустриальные страны” Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) , демонстрируют быстрый рост экспорта. Их доля в мировом экспорте в составляет более 10%. Быстро растет также доля Китая.
Слайд 28МУЛЬТИПЛИКАТОР ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Предположим, экспорт составляет 1 $ млрд. Предельная
склонность к потреблению – 2/3. Мультипликатор имеет вид:
1
---------- = 3
1 – 2/3 Экспорт товаров стимулирует развитие экономики и рост потребления, импорт ведет к оттоку части дохода за границу.
Слайд 29
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Слайд 30ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на
торговые отношения с другими странами.
Ее цели:
Изменение объемов экспорта
и импорта;
Изменение степени участия страны в МРТ;
Изменение структуры внешней торговли;
Обеспечение страны необходимыми ресурсами и товарами.
Слайд 32ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА – 3
ПОЛИТИКА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ:
государственная политика, когда
государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю.
Положительные стороны:
Способствует международной специализации страны;
Облегчает развитие конкуренции
Расширяет товарные рынки;
Удешевляет товары внутри страны.
Классический пример Free Trade – Великобритания XVIII – XIX вв.
Слайд 33ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА – 4
ПРОТЕКЦИОНИЗМ
– государственная политика, направленная на защиту
отечественной экономики путем использования тарифных и нетарифных методов.
Положительные стороны:
Ограничение иностранной конкуренции;
Ограждение менее развитых отечественных отраслей от более развитых иностранных;
Сокращение безработицы.
Крайняя форма протекционизма – экономическая автаркия.
Классические примеры протекцио-низма – Германия и США XIX – начала ХХ вв.
Слайд 34МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Слайд 35ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Таможенная пошлина
– налог на
импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы.
Классификация пошлин по направлению движения товаров:
Экспортные пошлины;
Импортные пошлины;
Транзитные пошлины.
Слайд 36ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ – 2
Классификация пошлин по
способу установления:
Адвалорные – взимаются в процентах от таможенной стоимости
товара
Специфические – взимаются с единицы измерения (тонна, кубометр и т.п.)
Комбинированные – комбинация 1 и 2 (например, 10% от таможенной стоимости, но не более $ 20 за тонну).
Слайд 37ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ – 3
Классификация таможенных пошлин в
зависимости от страны происхождения товара:
Максимальные (типовые) – устанавливаются для
всех стран;
Минимальные – для стран, которые получают режим наибольшего благоприятствования;
Преференциальные (меньше минимальных) – для отдельных групп стран (развитые по отношению к развивающимся).
Слайд 38ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ – 4
Классификация пошлин по характеру
происхождения:
Автономные – устанавливаются страной независимо от других субъектов мировой
торговли;
Конвенционные (договорные) – устанавливаются страной в соответствии с международными соглашениями
Демпинг – продажа товаров по необоснованно заниженным ценам
Слайд 39НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Количественные ограничения (квотирование)
– ограничения экспорта/импорта
определенным количеством или суммой на установленный период времени.
Виды квот:
Глобальные – устанавливаются на определенный период времени (год);
Индивидуальные – сезонные, с учетом роли экспортеров/импортеров в прошлом.
Эмбарго – полный запрет ввоза иностранных товаров
Слайд 40НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ – 2
Особый вид регулирования
в мировой торговле – добровольные ограничения экспорта (около 300 позиций
по миру). Практически, это добровольные квоты.
Япония добровольно ограничивает экспорт:
В Европейский Союз –
станки (устанавливается минимальная цена)
автопогрузчики (минимальная цена и объем экспорта)
В США –
станки (устанавливается минимальная цена)
автомобили (ограничивается объем экспорта)
Слайд 41НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ – 3
Лицензирование – выдача
внешнеторговым фирмам разрешений на экспорт/импорт.
Виды лицензий:
Генеральная – постоянно
действующее разрешение на экспорт/импорт
Индивидуальная – разовое разрешение
Открытая индивидуальная – разрешение без ограничения количества товара
Автоматическая – выдается немедленно, по упрощенной форме
Слайд 42НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ – 4
Государственные субсидии – денежные
выплаты экспортерам с целью поддержки отечественных производителей и дискриминации импорта.
Виды субсидий:
Прямые – в размере разницы издержек экспортера и полученного им дохода. Запрещены ВТО.
Косвенные (скрытые) – льготы экспортерам по налогам, возврат пошлин, льготное страхование и т.п.
Государственные заказы – покупка государством отечественной продукции, даже если она дороже импортной.
Слайд 43НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ – 5
Непрямые ограничения (технические барьеры)
– требования соблюдения стандартов страны ввоза, ее налоговой системы, аттестация,
проверка качества импорта, закрытие отдельных портов, предписание об использовании определенной доли национального сырья и т.п.
Нетарифные ограничения охватывают 40% мировой торговли
Слайд 44
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
Слайд 45ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ
ГАТТ было создано в
1947 г. Это международное соглашение по проведению консультаций между странами
по проблемам международной торговли, своеобразный кодекс правил мировой торговли.
Слайд 46ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ - 2
ПРИНЦИПЫ ГАТТ/ВТО:
Режим
наибольшего благоприятствования. Два исключения: для интеграционных группировок и преференциальных пошлин.
Признание
таможенных пошлин единственным допустимым средством регулирования торговли.
Решение всех проблем только путем переговоров, отказ от односторонних действий.
Слайд 47ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ - 3
Текущая работа ГАТТ
состояла в проведении многосторонних встреч-раундов, во время которых обсуждались вопросы
регулирования мировой торговли. Раунды проводились нерегулярно, Уругвайский раунд, к примеру, продолжался почти 8 лет. К 1995 г. ГАТТ охватывала 94% мировой торговли.
Раунды
Слайд 48ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
В 1995 г. ГАТТ была преобразована в
ВТО. Основные отличия ВТО:
ГАТТ было просто соглашение, свод правил, ВТО
– постоянно действующая организация.
ГАТТ охватывала только торговлю товарами, в ВТО входят Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Слайд 49ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - 2
Структура ВТО.
Высший орган – Министерский
совет (конференция).
Генеральный Совет собирается 8-10 раз в год.
Генеральный
директор (Паскаль Лами) руководит секретариатом (500 чел.) в Женеве.
В ВТО входят 148 стран-членов и наблюдателей. Ее деятельность охватывает товарооборот в $ 5 трлн., 90% мировой торговли.
Слайд 50РОССИЯ И ВТО
РФ подала заявку на вступление в 1993
г., переговоры идут до сих пор.
Основные проблемы:
Переговоры
по тарифам. Не завершены с США, Австралией, Аргентиной.
Позиция Китая, требующего ряд уступок.
Позиция ЕС по либерализации российского энергетического рынка.
Слайд 51РОССИЯ И ВТО - 2
Преимущества для РФ при вступлении в
ВТО:
На РФ распространится режим наибольшего благоприятствования, снизится уровень
пошлин, прекратится торговая дискриминация, от которой РФ теряет от $ 1 до 4 млрд. в год.
Повысится роль международной конкуренции для отечественных производителей.
Облегчится процесс получения кредитов, ожидается приток капиталов и передовых технологий.
Отрицательные последствия от вступления РФ в ВТО:
Свободная торговля может отрицательно сказаться на отечественном производстве, подорвать его.
Вырастет зависимость от импорта продовольствия, который нельзя будет вытеснить высокими пошлинами.
Может погибнуть металлургическая промышленность вследствие снижения на 30% таможенных пошлин.
Страховой рынок будет захвачен иностранными компаниями, имеющими больший капитал и развитую инфраструктуру.
Наплыв дешевого импорта вызовет закрытие ряда производств и рост безработицы.
Слайд 52
ФОРМЫ И СПОСОБЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
Слайд 53ФОРМЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
Формы мировой торговли – виды внешнеторговых операций.
Две
формы:
1. СОВЕРШЕННАЯ, когда экспортно-импортные операции осуществляются раздельно, на коммерческой
основе.
Слайд 54ФОРМЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ -2
2. НЕСОВЕРШЕННАЯ ФОРМА, когда сделки заключаются
с условием полного или частичного покрытия товарами и лишь разница
покрывается деньгами (встречная торговля).
Ее виды:
БАРТЕР – обмен товарами
ВСТРЕЧНЫЕ ЗАКУПКИ – продавец участвует в реализации товара покупателя
КОМПЕНСАЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ – продавец поставляет оборудование покупателю, а тот экспортирует продавцу товары, произведенные на этом оборудовании
Слайд 55СПОСОБЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ – ТОВАРНЫЕ БИРЖИ
БИРЖИ – постоянно действующие оптовые
рынки качественно однородных, взаимозаменяемых товаров.
Виды бирж (по номенклатуре товаров):
Универсальные – широкая номенклатура товаров (Чикагская товарная)
Специализированные – группы товаров узкой специализации (Лондонская биржа металлов)
Слайд 56СПОСОБЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ – ТОВАРНЫЕ БИРЖИ – 2
По ТИПАМ
товарные биржи (реальный товар) подразделяются на:
Открытые для всех, участвуют
сами продавцы и покупатели. Сохранились лишь в некоторых странах.
Открытые биржи смешанного типа, с участием посредников-брокеров.
Закрытого типа – реальные товары, но к торговле допускаются только члены биржи и брокеры.
Брокеры действуют на бирже от имени третьих лиц, получая комиссионные
Слайд 57СПОСОБЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ – ФЬЮЧЕРСНЫЕ БИРЖИ
На фьючерсных (срочных) биржах
торгуют не товарами, а контрактами на поставку товаров в будущем.
Могут быть закрытыми (торгуют только брокеры) и открытыми (наряду с брокерами в сделках участвуют сами продавцы и покупатели.
Слайд 58СПОСОБЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ – ЯРМАРКИ И ВЫСТАВКИ
Ярмарки и выставки-ярмарки позволяют
потребителю сравнить, выбрать и заказать наиболее подходящий товар, не затрачивая
громадных усилий на сбор информации о товарах. С развитием международного разделения труда роль ярмарок еще больше возрастет. В Италии около 30% внешней торговли реализуется через ярмарки. Крупнейшие центры – Мюнхен, Милан, Утрехт, Мадрид, Берлин.
Слайд 59СПОСОБЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ – МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГИ
Международные торги – метод
заключения договоров, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов
(подрядчиков) на товар с заранее заданными характеристиками и подписывает контракт с тем продавцом, который предложил наиболее выгодные условия.
ВИДЫ ТОРГОВ:
Открытые (могут принимать участие все желающие)
Закрытые (участвуют только приглашенные фирмы).
Слайд 60СПОСОБЫ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ – МЕЖДУНАРОДНЫЕ АУКЦИОНЫ
Международные аукционы – торги,
специализирующиеся на торговле товарами с уникальными свойствами, что исключает возможность
замены партий одинаковых по названию товаров (меха, чай, табак, цветы, тропическое дерево, антиквариат).
ВИДЫ АУКЦИОНОВ:
Гласные (с повышением цены)
Негласные (покупатели подают только условный знак, размер повышения установлен заранее)
С понижением цены («голландские») на цветы, рыбу, битые машины.