Разделы презентаций


Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже

Жан Пиаже (1896 — 1980) Швейцарский психолог и философ, известен работами по изучениюпсихологии детей, создатель теории когнитивного развития.Основатель Женевской школы генетическойпсихологии, позднее Ж. Пиаже развил свойподход в науку о природе

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже
Презентацию подготовила
студентка группы ПП-21(1)
Смульская Владислава

Теория интеллектуального развития Ж. ПиажеПрезентацию подготовиластудентка группы ПП-21(1) Смульская Владислава

Слайд 2Жан Пиаже (1896 — 1980)
Швейцарский психолог и
философ, известен


работами по изучению
психологии детей,
создатель теории
когнитивного развития.
Основатель Женевской
школы

генетической
психологии, позднее
Ж. Пиаже развил свой
подход в науку о природе
познания — генетическую
эпистемологию.
Жан Пиаже  (1896 — 1980) Швейцарский психолог и философ, известен работами по изучениюпсихологии детей, создатель теории

Слайд 3Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет.

Уже к 20 годам он стал признанным малакологом, защитил диссертацию

по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете.
Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте одиннадцати лет.  Уже к 20 годам он стал

Слайд 4После получения учёной степени Жан Пиаже преподавал в парижской школе

для мальчиков Альфреда Бине, создателя теста IQ. В 1921 году

Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.
После получения учёной степени Жан Пиаже преподавал в парижской школе для мальчиков Альфреда Бине, создателя теста IQ.

Слайд 5Научное наследие Ж. Пиаже
1. Особенности психики ребёнка
В начальный период своей

деятельности Пиаже описал особенности
представлений детей о мире:
неразделённость мира и собственного

Я;
анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы);
артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).
2. Теория интеллекта
В традиционной психологии детское мышление рассматривалось как более
примитивное, по сравнению с мышлением взрослого человека. Но, согласно Пиаже,
мышление ребенка можно характеризовать как качественно иное, своеобразное и
отличительно особенное по своим свойствам.
Пиаже разработал свой метод при работе с детьми- метод сбора данных
посредством клинической беседы, в ходе которой экспериментатор задает ребенку
вопросы или предлагает определенные задания, и получает ответы в свободной
форме. Целью клинической беседы является выявление причин, приводящих к
возникновению симптомов.

Научное наследие Ж. Пиаже1. Особенности психики ребёнкаВ начальный период своей деятельности Пиаже описал особенностипредставлений детей о мире:неразделённость

Слайд 63. Адаптивная природа интеллекта
Развитие интеллекта происходит за счет адаптации субъекта

к изменяющейся
среде. Пиаже ввел понятие равновесия как основную жизненную цель

индивида.
Источником познания служит активность субъекта, направленная на
восстановление гомеостаза. Равновесие между воздействием организма на среду и
обратным воздействием среды — обеспечивается адаптацией, то есть
уравновешивание субъекта с окружающей средой происходит на основе равновесия
двух разнонаправленных процессов — ассимиляции и аккомодации. С одной
стороны, действие субъекта влияет на окружающие его объекты, а с другой —
среда влияет на субъект обратным действием.
Биологическое созревание субъекта не является определяющим для развития
индивида, оно лишь создает предпосылки развития.

3. Адаптивная природа интеллектаРазвитие интеллекта происходит за счет адаптации субъекта к изменяющейсясреде. Пиаже ввел понятие равновесия как

Слайд 74. Развитие структур интеллекта
Развитие психики происходит в процессе социализации. Опыт


сохраняется в виде схемы действия. В определенный момент развития
ребенка

схемы действия превращаются в операции.
В своей теории Пиаже описывает интеллект как систему операций.
Операции представляют собой интериоризированные умственные
действия, скоординированные в систему с другими действиями и
обладающие свойствами обратимости, которые обеспечивают
сохранение основных свойств объекта.
Пиаже описывает интеллектуальное развитие в виде различных
группировок, аналогичных математическим группам. Группировка —
закрытая и обратимая система, в которой все операции, объединенные в
целое, подчиняются 5 критериям:

Комбинативность: А + В = С
Обратимость: С — В = А
Ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С)
Общая операция идентичность: А — А = 0
Тавтология: А + А = А.

4. Развитие структур интеллектаРазвитие психики происходит в процессе социализации. Опыт сохраняется в виде схемы действия. В определенный

Слайд 85. Развитие мышления ребенка
Мышление ребенка проходит 3 стадии: аутистическое (0-2/3

года), эгоцентрическое
(2/3 -11/12) и социализированное мышление.
Аутистическое мышление — это

детские фантазии, грезы, образы.
Характерные черты аутистического мышления:
врождено,
подчинено принципу удовольствия,
бессознательно,
не направленно на внешний мир,
не приспосабливается под внешние условия.
Эгоцентрическое мышление занимает промежуточный этап между логикой
Аутистической и логикой социализированной, разумной. Переход к
эгоцентрическому мышлению связан с отношениями принуждения — ребенок
начинает соотносить принципы удовольствия и реальности.
Пиаже описывает эгоцентризм как познавательную позицию ребенка в отношении
окружающего мира, когда явления и объекты рассматриваются только по
отношению к себе. Ребенок, находящийся на стадии эгоцентризма, не способен
координировать различные точки зрения на предмет.
Эгоцентрическая мысль остается аутистической по структуре, но в данном
случае интересы ребенка не направлены исключительно на удовлетворение
органических потребностей или потребностей игры, как это происходит в случае
аутистической мысли, а направлены также и на умственное приспособление,
которое, в свою очередь, подобно мысли взрослого человека.

5. Развитие мышления ребенкаМышление ребенка проходит 3 стадии: аутистическое (0-2/3 года), эгоцентрическое (2/3 -11/12) и социализированное мышление.Аутистическое

Слайд 9Синкретизм рассматривается Ж. Пиаже как прямой результат детского
эгоцентризма и

является основной характеристикой детского мышления,
которая объясняет неспособность ребенка к

логическому рассуждению
из-за тенденции заменять синтез соположением.
Пиаже считал, что стадии развития мышления отражаются через
нарастание коэффициента эгоцентрической речи (коэффициент
эгоцентрической речи = отношение эгоцентрических высказываний к
общему количеству высказываний). Согласно теории Ж. Пиаже
эгоцентрическая речь не выполняет коммуникативной функции, для
ребенка важен лишь интерес со стороны собеседника, но он не пытается
встать на сторону собеседника. От 3 до 5 лет коэффициент
эгоцентрической речи нарастает, далее происходит его снижение,
примерно до 12 лет.
В 7- 12 лет происходит вытеснение эгоцентризма из сферы восприятия.
Характеристики социализированного мышления:
подчинено принципу реальности,
формируется прижизненно,
направлено на познание и преобразование внешнего мира,
выражено в речи.

Синкретизм рассматривается Ж. Пиаже как прямой результат детского эгоцентризма и является основной характеристикой детского мышления, которая объясняет

Слайд 106. Виды речи
Пиаже разделяет детскую речь на две большие группы:

эгоцентрическая речь и
социализированная речь.
Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, является

таковой, потому что
ребенок говорит лишь о себе, не пытаясь встать на место собеседника. У
ребенка нет цели воздействовать на собеседника, донести до него какую-то
мысль или идею, важен лишь видимый интерес собеседника.
Ж. Пиаже делит эгоцентрическую речь на три категории: повторение, монолог и «монолог вдвоем».
Повторение (эхолалия). Речь и идет лишь о повторении слов и слогов, ребенку просто нравится их повторять, при этом не преследуется ни цели обращения к кому-то, ни цели осмысленного произношения.
Монолог. Ребенок говорит сам с собой, он будто думает вслух. Он ни к кому не обращается. Для ребенка слово является близким к действию, в отличие от взрослых людей.
Монолог вдвоем или коллективный монолог. «Внутреннее противоречие этого названия хорошо демонстрирует парадоксальность детских разговоров, во время которых каждый приобщает другого к своей мысли или действию в данный момент, но не заботится о том, чтобы и, в самом деле, быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник — только возбудитель».

6. Виды речиПиаже разделяет детскую речь на две большие группы: эгоцентрическая речь исоциализированная речь.Эгоцентрическая речь, по мнению

Слайд 11Нарастание коэффициента эгоцентрической речи происходит от 3 до 5
лет,

но после, независимо от среды и внешних факторов, коэффициент
эгоцентрической

речи начинает уменьшаться. Таким образом,
эгоцентризм уступает место децентрации, а эгоцентрическая речь
уступает место социализированной. Социализированная речь, в отличие
от эгоцентрической, выполняет конкретную функцию сообщения,
коммуникативного воздействия.
Последовательность развития речи и мышления, согласно теории Ж.
Пиаже, находятся в следующей последовательности: вначале возникает
внеречевое аутистическое мышление, которое сменяет эгоцентрическая
речь и эгоцентрическое мышление, после «отмирания» которых и
рождаются социализированная речь и логическое мышление.

Нарастание коэффициента эгоцентрической речи происходит от 3 до 5 лет, но после, независимо от среды и внешних

Слайд 13Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже
В соответствии с теорией
интеллекта Жана Пиаже

интеллект
человека проходит в своём развитии
несколько основных стадий.
период сенсо-моторного интеллекта

(от рождения до 2 лет);
период подготовки и организации конкретных операций (от 2 до 11 лет), в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет);
период формальных операций (с 11 лет приблизительно до 15)
Теория интеллектуального развития Ж. ПиажеВ соответствии с теориейинтеллекта Жана Пиаже интеллектчеловека проходит в своём развитиинесколько основных стадий.

Слайд 14Таблица 1

Таблица 1

Слайд 15Язык и мышление
Что касается соотношения языка и мышления в когнитивном

развитии, Пиаже
полагает, что «язык не полностью объясняет мышление, поскольку структуры,
которые

характеризуют это последнее, уходят своими корнями в действие и в
сенсомоторные механизмы более глубокие, чем языковая реальность. Но всё же
очевидно, что чем более сложными становятся структуры мышления, тем более
необходимым для завершения их обработки является язык.
Следовательно, язык — это необходимое, но не достаточное условие построения
логических операций».
Язык и мышлениеЧто касается соотношения языка и мышления в когнитивном развитии, Пиажеполагает, что «язык не полностью объясняет

Слайд 16СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика