Слайд 1Теория литературы
8 класс
Классицизм 
как литературное направление
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый.
                                                            
                                    
Возник во Франции в XVII веке. 
Теоретик классицизма - Никола
                                    Буало.
Классицизм 
Никола́ Буало́- Депрео́
(1636 - 1711) 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Классицизм
Направление в литературе и искусстве   XVII - начала
                                                            
                                    
XIX вв., взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. 
Для
                                    русского классицизма характерна национально-патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4КЛАССИЦИЗМ
сатира
поэма
Строгое деление жанров
Низкие
басня
комедия
песня
трагедия
ода
Высокие
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5К высоким жанрам относятся те, что повествуют о выдающихся событиях
                                                            
                                    и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. 
Герои высоких
                                    жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи, мифологические или библейские герои. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля. 
В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо.
Высокие жанры
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Низкие жанры рассказывают о частной повседневной жизни простых людей: буржуа,
                                                            
                                    мещан, крестьян, слуг. 
Это может быть комедия, сатира, басня, написанная
                                    в разговорном стиле. 
  Для каждого жанра определялся
    языковой стиль, соответственно 
       высокий или низкий. 
Низкие жанры
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны". 
Так,
                                                            
                                    из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные
                                    герои. 
Это так называемые "типические образы". 
Герои - носители одной добродетели или одного порока.
Герои 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Характерные черты классицизма
значительность тем и сюжетов;
нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация,
                                                            
                                    
отвлеченность в изображении;
надуманные образы, схематические характеры;
назидательность произведения, строгое деление героев
                                    на положительных и отрицательных;
использование языка, мало понятного простому народу;
обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам;
общенациональная, гражданская направленность; 
установление иерархии жанров.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Система амплуа.
Принцип трех единств:
единство времени;
единство места;
единство действия.
Особенности 
классицистической пьесы
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»:
времени,
места,
действия 
Все события происходят
                                                            
                                    в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной
                                    линии.
Правило «трех единств»:
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Западноевропейская литература: 
П. Корнель (трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»), 
Ж. Расин
                                                            
                                    (трагедии «Федра», «Митридат»), 
Вольтер (трагедии «Брут», «Танкред»), 
Ж.Мольер (комедии «Тартюф»,
                                    «Мещанин во дворянстве»), 
Н. Буало (трактат в стихах «Поэтическое искусство»), 
Ж. Лафонтен («Басни»).
Представители 
классицизма 
Вольтер 
(Мари Франсуа Аруэ) 
(1694-1778)
Пьер КОРНЕЛЬ 
(1606—1684)
Мольер
(Жан Батист Поклен) 
(1622-1673)
ЖАН де ЛАФОНТЕН 
(1621-1695)
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Русская литература:
М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день
                                                            
                                    восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), 
Г. Державин
                                    (ода «Фелица»), 
А. Сумароков (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»), 
Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»), 
Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»).
Представители 
классицизма 
Яков Борисович КНЯЖНИН 
(1740 —1791)
М.В.ЛОМОНО́СОВ 
(1711— 1765)
Александр Петрович 
Сумаро́ков 
(1717—1777)
Гаврила Державин 
(1743 - 1816)
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Денис Иванович Фонвизин
(Фон-Визин, фон Ви́зен, 3 [14] апреля 1745, Москва
                                                            
                                    
— 1 [12] декабря 1792, Санкт-Петербург) — русский литератор екатерининской
                                    эпохи, создатель русской бытовой комедии.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 15По ходу лекции заполните таблицу
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Классицизм
Классицизм — европейское культурно-эстетическое направление и стиль XVII — начала
                                                            
                                    
XIX в. в литературе и искусстве, которые ориентировались на античное
                                    (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию как на художественный образец.
Как литературное направление классицизм начал складываться в эпоху Возрождения в Италии, однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII веке. 
Высшая точка его развития пришлась на конец XVIII века — время царствования Людовика XIV. 
Получил распространение в Европе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Отличительные черты классицизма:
  1) правило «трех единств»: единство действия,
                                                            
                                    
единство времени, единство места;
  2) деление на «высокие» и
                                    «низкие» жанры: «высокий»(трагедия, ода) и «низкий» (комедия, басня);
  3) противопоставление долга чувству, требование жертвовать личными интересами ради общественного блага.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Писатели классицизма считали, что произведение искусства нужно создавать по определённым
                                                            
                                    
правилам, обязательным для всех. Считалось, например, невозможным смешивать высокие и
                                    низкие жанры. Поэтому литературные жанры строго 
разграничивали. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19КЛАССИЦИЗМ
сатира
поэма
Строгое деление жанров
Низкие
басня
комедия
песня
трагедия
ода
Высокие
В поэзии - ода, 
в прозе — торжественная
                                                            
                                    
речь, 
в драматургии — трагедия.
Самые высокие жанры 
Комическое могло проявиться
                                    только в «низких» жанрах: басне, эпиграмме, комедии.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 21Черты 
Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и
                                                            
                                    
разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. 
Художественным формам классицизма свойственны
                                    строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22У каждого жанра существовали характерные для него темы, образы и,
                                                            
                                    
конечно, стиль. 
Например, в трагедии действующими лицами обычно выступали цари,
                                    князья, государственные деятели. Лишь высокие героические чувства должны были здесь привлекать читателей и зрителей. 
Основное содержание классицистической трагедии — конфликт между долгом и страстью, между общественным и личным. В драматическом произведении предписывалось соблюдать три единства: единство времени, места и действия. События пьесы должны были развертываться лишь в течение одних суток, в одном и том же месте. Главную интригу нельзя было осложнять другими, дополнительными. Разум провозглашался высшим началом в человеке. Страсть признавалась губительной, если она противоречит разуму. Герои в литературе классицизма чаще всего чётко разделялись на положительных и отрицательных. В характере каждого героя подчёркивалось преимущественно какое-то одно, самое главное качество. 
Классицизм привнёс в литературу новые принципы — чёткость, простоту, строгость форм.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Русский классицизм
Основные признаки русского классицизма:
следование образам и формам античного искусства;
чёткое
                                                            
                                    деление героев на положительных и отрицательных;
сюжет основан, как правило, на
                                    любовном треугольнике: героиня — герой-любовник, второй любовник;
в конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует;
соблюдается принцип трёх единств: времени, места, действия.
идеалы 
античности
идеалы 
собственной русской православной культуры
Простор и рационализм — вот две опорные точки русского классицизма.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Первый писатель-классицист в России – 
Антиох Дмитриевич Кантемир. 
Князь Антиох
                                                            
                                    
Дмитриевич Кантемир (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir; 
10 [21] сентября 1708, Константинополь, по другим
                                    данным Яссы — 
31 марта [11 апреля] 1744, Париж) — русский поэт-сатирик и дипломат, 
деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский 
поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского — Ломоносова). 
Отмечают, что его творчество сыграло значительную роль 
в развитии русского литературного языка и стихосложения.
Младший сын молдавского господаря (правителя) 
Дмитрия Константиновича Кантемира и Кассандры Кантакузен.
Родился в Константинополе (Стамбуле). Дмитрий Кантемир 
был союзником Петра по неудачной турецкой кампании и лишился на родине своих владений. В 1711 году семья Кантемира 
переехала в Россию, где его отец получил княжеский титул. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25В 1729 году появляется его первая сатира - «На хулящих
                                                            
                                    учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра I
                                    многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.
Невежество знание уж местом посело;
То под митрой гордится, в шитом платье ходит,
Оно за красным сукном судит, полки водит.
Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.
  Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 — за границей. В них, следуя традиции просвещения, он поучает, «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки как общественные, так и людские. 
  Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».
Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были изданы только в 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора.
                                
 
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 26Русская литература:
М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день
                                                            
                                    восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), 
Г. Державин
                                    (ода «Фелица»), 
А. Сумароков (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»), 
Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»), 
Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»).
Представители 
классицизма 
Яков Борисович КНЯЖНИН 
(1740 —1791)
М.В.ЛОМОНО́СОВ 
(1711— 1765)
Александр Петрович 
Сумаро́ков 
(1717—1777)
Гаврила Державин 
(1743 - 1816)
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27История возникновения русского классицизма (по В. И. Фёдорову)
1-й период: литература
                                                            
                                    
петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность — интенсивный
                                    процесс «обмирщения» (то есть замена литературы религиозной литературой светской — 1689-1725 гг.) — предпосылки возникновения классицизма.
 2-й период: 1730-1750 гг.— эти года характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой русского языка.
 3-й период: 1760-1770 гг.— дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
 4-й период: 1775-1800 гг., последняя четверть века — начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Русский классицизм
Ломоносов вместе с Тредиаковским, Сумароковым, Фонвизиным и другими значительными
                                                            
                                    
писателями создал русский классицизм. 
В России классицизм носил иной характер,
                                    чем на Западе. В нашей культуре не было устойчивой традиции индивидуализма, сложившейся в Западной Европе во время и после эпохи Возрождения. Поэтому классицизм в России смягчал остроту конфликта. Во французской литературе конфликт, например, долга и страсти был непримирим и разрешался трагично, тогда как в русской литературе тот же конфликт мог завершаться примирением ума и страстей или счастливым финалом. Иной была и иерархия жанров. Как известно, главным родом французской литературы была драма, а центральным, наиболее высоким жанром — трагедия. В России на первое место вышел лирический род, а в нем — торжественная, похвальная ода или высокая сатира, близкая философской или нравоучительной оде. Державин даже назвал свое теоретическое сочинение «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», поставив тем самым знак равенства между лирикой и одой. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Реформы в русском классицизме
Первый этап:
Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и
                                                            
                                    краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего
                                    надлежащих званий» (1735).
Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» (1739).
Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактическом послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эпистолы (в первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединённые им под названием «Наставление хотящим быти писателем» (1748).
Второй этап:
Третий этап:
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Прочитайте стихотворение 
В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные России», которое стало
                                                            
                                    
классикой нового русского стихосложения.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Начну на флейте стихи печальны, 
Зря на Россию чрез страны
                                                            
                                    
дальны: 
Ибо все днесь мне ее доброты 
Мыслить умом есть
                                    много охоты. 
Россия-мати! Свет мой безмерный! 
Позволь то, чадо прошу твой верный, 
Ах, как сидишь ты на троне красно! 
Небо Российску ты Солнце ясно! 
Красят иных все златые скиптры, 
И драгоценна порфира, митры; 
Ты собой скипетр твой украсила, 
И лицем светлым венец почтила. 
О благородстве твоем высоком 
Кто бы не ведал в свете широком? 
Прямое сама вся благородство: 
Божие ты, ей! светло изводство. 
В тебе вся вера благочестивым, 
К тебе примесу нет нечестивым; 
В тебе не будет веры двойныя, 
К тебе не смеют приступить злые. 
Твои все люди суть православны 
И храбростию повсюду славны; 
Чада достойны таковой мати, 
Везде готовы за тебя стати. 
Чем ты, Россия, не изобильна? 
Где ты, Россия, не была сильна? 
Сокровище всех добр ты едина, 
Всегда богата, славе причина. 
Коль в тебе звезды все здравьем блещут! 
И Россияне коль громко плещут: 
Виват Россия! виват драгая! 
Виват надежда! виват благая. 
Скончу на флейте стихи печальны, 
Зря на Россию чрез страны дальны: 
Сто мне языков надобно б было 
Прославить все то, что в тебе мило! 
                    1728
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 32Источник:
Г.Фефилова. Литература. 9 класс.      
                                                            
                                    
I полугодие
Другие материалы
Выполнила 
Бурмистрова Р.А.