Разделы презентаций


Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»

Содержание

Это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый. Возник во Франции в XVII веке. Теоретик классицизма - Никола Буало.Классицизм Никола́ Буало́- Депрео́(1636 - 1711)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теория литературы
8 класс
Классицизм как литературное направление

Теория литературы8 классКлассицизм  как литературное направление

Слайд 2Это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый.


Возник во Франции в XVII веке.
Теоретик классицизма - Никола

Буало.

Классицизм

Никола́ Буало́- Депрео́
(1636 - 1711)

Это художественный метод в искусстве, от лат.

Слайд 3Классицизм
Направление в литературе и искусстве XVII - начала

XIX вв., взявшее за основу образцы античного (классического) искусства.
Для

русского классицизма характерна национально-патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.

КлассицизмНаправление в литературе и искусстве   XVII - начала XIX вв., взявшее за основу образцы античного

Слайд 4КЛАССИЦИЗМ
сатира
поэма
Строгое деление жанров

Низкие
басня
комедия
песня
трагедия
ода
Высокие

КЛАССИЦИЗМсатирапоэмаСтрогое деление жанровНизкиебаснякомедияпеснятрагедияодаВысокие

Слайд 5К высоким жанрам относятся те, что повествуют о выдающихся событиях

и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня.
Герои высоких

жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи, мифологические или библейские герои. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля.
В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо.

Высокие жанры

К высоким жанрам относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая

Слайд 6Низкие жанры рассказывают о частной повседневной жизни простых людей: буржуа,

мещан, крестьян, слуг.
Это может быть комедия, сатира, басня, написанная

в разговорном стиле.
Для каждого жанра определялся
языковой стиль, соответственно
высокий или низкий.

Низкие жанры

Низкие жанры рассказывают о частной повседневной жизни простых людей: буржуа, мещан, крестьян, слуг. Это может быть комедия,

Слайд 7Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны".
Так,

из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные

герои.
Это так называемые "типические образы".
Герои - носители одной добродетели или одного порока.

Герои

Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода

Слайд 8Характерные черты классицизма
значительность тем и сюжетов;
нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация,

отвлеченность в изображении;
надуманные образы, схематические характеры;
назидательность произведения, строгое деление героев

на положительных и отрицательных;
использование языка, мало понятного простому народу;
обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам;
общенациональная, гражданская направленность;
установление иерархии жанров.
Характерные черты классицизмазначительность тем и сюжетов;нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении;надуманные образы, схематические характеры;назидательность произведения,

Слайд 9Система амплуа.
Принцип трех единств:
единство времени;
единство места;
единство действия.



Особенности
классицистической пьесы

Система амплуа.Принцип трех единств:единство времени;единство места;единство действия.Особенности классицистической пьесы

Слайд 10подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»:
времени,
места,
действия
Все события происходят

в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной

линии.

Правило «трех единств»:

подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»:времени,места,действия Все события происходят в 24 часа, в одном месте и

Слайд 11Западноевропейская литература:
П. Корнель (трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»),
Ж. Расин

(трагедии «Федра», «Митридат»),
Вольтер (трагедии «Брут», «Танкред»),
Ж.Мольер (комедии «Тартюф»,

«Мещанин во дворянстве»),
Н. Буало (трактат в стихах «Поэтическое искусство»),
Ж. Лафонтен («Басни»).

Представители
классицизма

Вольтер
(Мари Франсуа Аруэ)
(1694-1778)

Пьер КОРНЕЛЬ
(1606—1684)

Мольер
(Жан Батист Поклен)
(1622-1673)

ЖАН де ЛАФОНТЕН
(1621-1695)

Западноевропейская литература: П. Корнель (трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»), Ж. Расин (трагедии «Федра», «Митридат»), Вольтер (трагедии «Брут», «Танкред»),

Слайд 12Русская литература:
М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день

восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»),
Г. Державин

(ода «Фелица»),
А. Сумароков (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»),
Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»),
Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»).

Представители
классицизма

Яков Борисович КНЯЖНИН
(1740 —1791)

М.В.ЛОМОНО́СОВ
(1711— 1765)

Александр Петрович
Сумаро́ков
(1717—1777)

Гаврила Державин
(1743 - 1816)

Русская литература:М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747

Слайд 13Денис Иванович Фонвизин
(Фон-Визин, фон Ви́зен, 3 [14] апреля 1745, Москва

— 1 [12] декабря 1792, Санкт-Петербург) — русский литератор екатерининской

эпохи, создатель русской бытовой комедии.
Денис Иванович Фонвизин(Фон-Визин, фон Ви́зен, 3 [14] апреля 1745, Москва — 1 [12] декабря 1792, Санкт-Петербург) —

Слайд 149 класс
РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

9 классРУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

Слайд 15По ходу лекции заполните таблицу

По ходу лекции заполните таблицу

Слайд 16Классицизм
Классицизм — европейское культурно-эстетическое направление и стиль XVII — начала

XIX в. в литературе и искусстве, которые ориентировались на античное

(древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию как на художественный образец.
Как литературное направление классицизм начал складываться в эпоху Возрождения в Италии, однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII веке.
Высшая точка его развития при­шлась на конец XVIII века — время царствования Людовика XIV.
Получил распространение в Европе.


КлассицизмКлассицизм — европейское культурно-эстетическое направление и стиль XVII — начала XIX в. в литературе и искусстве, которые

Слайд 17Отличительные черты классицизма:
1) правило «трех единств»: единство действия,

единство времени, единство места;
2) деление на «высокие» и

«низкие» жанры: «высокий»(трагедия, ода) и «низкий» (комедия, басня);
3) противопоставление долга чувству, требование жертвовать личными интересами ради общественного блага.
Отличительные черты классицизма:  1) правило «трех единств»: единство действия, единство времени, единство места;  2) деление

Слайд 18Писатели клас­сицизма считали, что произведение искусства нужно создавать по определён­ным

правилам, обязательным для всех. Считалось, например, невозможным смешивать высокие и

низкие жанры. Поэтому литературные жанры строго
раз­граничивали.
Писатели клас­сицизма считали, что произведение искусства нужно создавать по определён­ным правилам, обязательным для всех. Считалось, например, невозможным

Слайд 19КЛАССИЦИЗМ
сатира
поэма
Строгое деление жанров

Низкие
басня
комедия
песня
трагедия
ода
Высокие
В поэзии - ода,
в прозе — торжественная

речь,
в драматургии — трагедия.
Самые высокие жанры
Комическое могло проявиться

только в «низких» жанрах: басне, эпиграмме, комедии.
КЛАССИЦИЗМсатирапоэмаСтрогое деление жанровНизкиебаснякомедияпеснятрагедияодаВысокиеВ поэзии - ода, в прозе — торжественная речь, в драматургии — трагедия.Самые высокие жанры

Слайд 20
Иерархия жанров

Иерархия жанров

Слайд 21Черты
Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и

разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма.
Художественным формам классицизма свойственны

строгая ор­ганизованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
Черты Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным

Слайд 22У каждого жанра су­ществовали характерные для него темы, образы и,

конечно, стиль.
Например, в трагедии действующими лицами обычно выступали цари,

князья, государ­ственные деятели. Лишь высокие героические чувства должны были здесь при­влекать читателей и зрителей.
Основное содержание классицистической траге­дии — конфликт между долгом и страстью, между общественным и личным. В драматическом произведении предписывалось соблюдать три единства: един­ство времени, места и действия. События пьесы должны были развертываться лишь в течение одних суток, в одном и том же месте. Главную интригу нельзя было осложнять другими, дополнительными. Разум провозглашался высшим началом в человеке. Страсть признавалась губительной, если она противоре­чит разуму. Герои в литературе классицизма чаще всего чётко разделялись на положительных и отрицательных. В характере каждого героя подчёркивалось преимущественно какое-то одно, самое главное качество.
Классицизм привнёс в литературу новые принципы — чёткость, простоту, строгость форм.

У каждого жанра су­ществовали характерные для него темы, образы и, конечно, стиль. Например, в трагедии действующими лицами

Слайд 23Русский классицизм
Основные признаки русского классицизма:
следование образам и формам античного искусства;
чёткое

деление героев на положительных и отрицательных;
сюжет основан, как правило, на

любовном треугольнике: героиня — герой-любовник, второй любовник;
в конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торже­ствует;
соблюдается принцип трёх единств: времени, места, действия.

идеалы
ан­тичности

идеалы
собственной русской православной культуры

Простор и рациона­лизм — вот две опорные точки русского классицизма.

Русский классицизмОсновные признаки русского классицизма:следование образам и формам античного искусства;чёткое деление героев на положительных и отрицательных;сюжет основан,

Слайд 24Первый писатель-классицист в России –
Антиох Дмитрие­вич Кантемир.
Князь Антиох

Дмитриевич Кантемир (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir;
10 [21] сентября 1708, Константинополь, по другим

данным Яссы —
31 марта [11 апреля] 1744, Париж) — русский поэт-сатирик и дипломат,
деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский
поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского — Ломоносова).
Отмечают, что его творчество сыграло значительную роль
в развитии русского литературного языка и стихосложения.
Младший сын молдавского господаря (правителя)
Дмитрия Константиновича Кантемира и Кассандры Кантакузен.
Родился в Константинополе (Стамбуле). Дмитрий Кантемир
был союзником Петра по неудачной турецкой кампании и лишился на родине своих владений. В 1711 году семья Кантемира
переехала в Россию, где его отец получил княжеский титул.
Первый писатель-классицист в России – Антиох Дмитрие­вич Кантемир. Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir; 10 [21] сентября 1708,

Слайд 25В 1729 году появляется его первая сатира - «На хулящих

учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра I

многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.

Невежество знание уж местом посело; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.

Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 — за границей. В них, следуя традиции просвещения, он поучает, «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки как общественные, так и людские.
Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».
Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были изданы только в 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора.

В 1729 году появляется его первая сатира - «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после

Слайд 26Русская литература:
М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день

восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»),
Г. Державин

(ода «Фелица»),
А. Сумароков (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»),
Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»),
Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»).

Представители
классицизма

Яков Борисович КНЯЖНИН
(1740 —1791)

М.В.ЛОМОНО́СОВ
(1711— 1765)

Александр Петрович
Сумаро́ков
(1717—1777)

Гаврила Державин
(1743 - 1816)

Русская литература:М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747

Слайд 27История возникновения русского классицизма (по В. И. Фёдорову)
1-й период: литература

петровского времени; она носит переходный харак­тер; основная особенность — интенсивный

процесс «обмирщения» (то есть замена литературы религиозной литературой светской — 1689-1725 гг.) — предпосылки возникновения классицизма.
2-й период: 1730-1750 гг.— эти года характеризуются формированием клас­сицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой русского языка.
3-й период: 1760-1770 гг.— дальнейшая эволюция классицизма, расцвет са­тиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
4-й период: 1775-1800 гг., последняя четверть века — начало кризиса класси­цизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций.

История возникновения русского классицизма (по В. И. Фёдорову)1-й период: литература петровского времени; она носит переходный харак­тер; основная

Слайд 28Русский классицизм
Ломоносов вместе с Тредиаковским, Сумароковым, Фонвизиным и другими значительными

писателями создал русский классицизм.
В России классицизм носил иной характер,

чем на Западе. В нашей культуре не было устойчивой традиции индивидуализма, сложившейся в Западной Европе во время и после эпохи Возрождения. Поэтому классицизм в России смягчал остроту конфликта. Во французской литературе конфликт, например, долга и страсти был непримирим и разрешался трагично, тогда как в русской литературе тот же конфликт мог завершаться примирением ума и страстей или счастливым финалом. Иной была и иерархия жанров. Как известно, главным родом французской литературы была драма, а центральным, наиболее высоким жанром — трагедия. В России на первое место вышел лирический род, а в нем — торжественная, похвальная ода или высокая сатира, близкая философской или нравоучительной оде. Державин даже назвал свое теоретическое сочинение «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», поставив тем самым знак равенства между лирикой и одой.

Русский классицизмЛомоносов вместе с Тредиаковским, Сумароковым, Фонвизиным и другими значительными писателями создал русский классицизм. В России классицизм

Слайд 29Реформы в русском классицизме
Первый этап:
Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и

краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего

надлежащих званий» (1735).

Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах россий­ского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» (1739).

Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактиче­ском послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эписто­лы (в первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединённые им под названием «Наставление хотящим быти писателем» (1748).

Второй этап:

Третий этап:

Реформы в русском классицизмеПервый этап:Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с

Слайд 30Прочитайте стихотворение
В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Рос­сии», которое стало

классикой нового русского стихосложения.

Прочитайте стихотворение В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Рос­сии», которое стало классикой нового русского стихосложения.

Слайд 31Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны

дальны:
Ибо все днесь мне ее доброты
Мыслить умом есть

много охоты.
Россия-мати! Свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небо Российску ты Солнце ясно!
Красят иных все златые скиптры,
И драгоценна порфира, митры;
Ты собой скипетр твой украсила,
И лицем светлым венец почтила.
О благородстве твоем высоком
Кто бы не ведал в свете широком?
Прямое сама вся благородство:
Божие ты, ей! светло изводство.
В тебе вся вера благочестивым,
К тебе примесу нет нечестивым;
В тебе не будет веры двойныя,
К тебе не смеют приступить злые.
Твои все люди суть православны
И храбростию повсюду славны;
Чада достойны таковой мати,
Везде готовы за тебя стати.
Чем ты, Россия, не изобильна?
Где ты, Россия, не была сильна?
Сокровище всех добр ты едина,
Всегда богата, славе причина.
Коль в тебе звезды все здравьем блещут!
И Россияне коль громко плещут:
Виват Россия! виват драгая!
Виват надежда! виват благая.
Скончу на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Сто мне языков надобно б было
Прославить все то, что в тебе мило!
1728
Начну на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Ибо все днесь мне ее доброты

Слайд 32Источник:
Г.Фефилова. Литература. 9 класс.

I полугодие
Другие материалы
Выполнила
Бурмистрова Р.А.

Источник:Г.Фефилова. Литература. 9 класс.       I полугодиеДругие материалыВыполнила Бурмистрова Р.А.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика