Разделы презентаций


ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ 2013/2014 учебный год Гуреева Марина Алексеевна

Содержание

ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВТеория отраслевых рынков – это область экономической науки, посвященная исследованию рынков, которые нельзя проанализировать с помощью стандартных моделей совершенной конкуренции.Основной объект анализа – это исследование того, как производственная

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
2013/2014 учебный год
Гуреева Марина Алексеевна

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ2013/2014 учебный годГуреева Марина Алексеевна

Слайд 2ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
Теория отраслевых рынков – это область экономической

науки, посвященная исследованию рынков, которые нельзя проанализировать с помощью стандартных

моделей совершенной конкуренции.

Основной объект анализа – это исследование того, как производственная деятельность приводится в гармоническое соответствие со спросом на товары и услуги посредством некоего организующего механизма (такого, как свободный рынок) и как изменения и несовершенства в организующем механизме влияют на прогресс, достигнутый в удовлетворении экономических потребностей.

Область изучения современной теории организации отраслевых рынков охватывает три группы вопросов:
– вопросы теории фирмы: ее масштаб, сферу деятельности, организацию и поведение;
– несовершенную конкуренцию: исследуя условия приобретения рыночной власти, формы ее проявления, факторы ее сохранения и утраты, ценовое и неценовое соперничество;
– политику общества в отношении бизнеса: какой должна быть оптимальная политика в отношении бизнеса (как традиционная антимонопольная политика, регулирование рынка, так и вопросы дерегуляции, либерализации условий входа в отрасль, приватизации, стимулирования технологических и продуктовых нововведений, конкурентоспособности).

ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВТеория отраслевых рынков – это область экономической науки, посвященная исследованию рынков, которые нельзя проанализировать

Слайд 3СУБЪЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА
Субъекты отраслевого рынка
Домохозяйства
Бизнес (фирмы)
Государство
Отдельные лица
или группы лиц,


совместно принимающие
решения
Фирмы, поставляющие
готовую продукцию на
рынок товаров и услуг
Фирмы, обслуживающие
производящие

фирмы
СУБЪЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКАСубъекты отраслевого рынкаДомохозяйстваБизнес (фирмы)ГосударствоОтдельные лица или группы лиц, совместно принимающие решенияФирмы, поставляющиеготовую продукцию нарынок товаров

Слайд 4СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ
ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
Модель О. Курно
Структура рынка
Поведение фирмы
Результативность

рынка
Парадигма с обратными связями
Базовые условия
Со стороны спроса
Со стороны предложения
Структура

рынка

Поведение фирм
на рынке

Результативная функция
рынка

Государственная политика
(государственное регулирование)

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВМодель О. КурноСтруктура рынкаПоведение фирмыРезультативность рынкаПарадигма с обратными связями Базовые условияСо стороны

Слайд 5АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ РЫНКОВ
Рынок – базовое понятие теории организации отраслевых рынков.

И связано это с тем, что именно на рынке фирмы

взаимодействуют друг с другом, а это и представляет собой цель исследования данной теории.

Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.

Отраслью является совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.

Следует выделять несколько типов границ рынка:

– продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении;
– временные границы, позволяющие проводить сравнительный анализ развития рынков во времени;
– локальные границы, ограничивающие рассматриваемые рынки в рамках какой-либо территории.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ РЫНКОВРынок – базовое понятие теории организации отраслевых рынков. И связано это с тем, что именно

Слайд 6ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ РЫНКА
(для стран Европейского союза)
Критерии выделения рынка
Показатель изменения

выручки
при изменении цены
Корреляция цен товаров
во времени
Географическая ограниченность рынка

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ РЫНКА(для стран Европейского союза)Критерии выделения рынкаПоказатель изменения выручкипри изменении ценыКорреляция цен товаров во времениГеографическая

Слайд 7ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ
ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

Слайд 8СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ВХОДА ФИРМ НА
ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК
Стратегические (субъективные) барьеры
Лимитирующее ценообразование
Высокая

степень
дифференциации
продукта
Долгосрочные контракты
с поставщиками и
покупателями
Вертикальная
интеграция
Согласованная ценовая


политика

Наличие резервных
мощностей

Дополнительные инвестиции
в оборудование

Необходимость значительных
расходов на рекламу

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ВХОДА ФИРМ НА ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОКСтратегические (субъективные) барьерыЛимитирующее ценообразованиеВысокая степень дифференциации продуктаДолгосрочные контракты с поставщиками и

Слайд 9НЕСТРАТЕГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ВХОДА ФИРМ НА
ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК
Нестратегические барьеры
Емкость отраслевого
рынка
Барьеры

капитальных затрат
или объемы первоначальных
инвестиций
Барьеры, основанные на
преимуществе

(абсолютном
или относительном)
в уровне затрат

Административные
барьеры

Состояние инфраструктуры
рынка

Криминализация
экономики

НЕСТРАТЕГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ВХОДА ФИРМ НА ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОКНестратегические барьерыЕмкость отраслевого рынкаБарьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций Барьеры,

Слайд 10ВИДЫ ОТРАСЛЕВЫХ БАРЬЕРОВ

ВИДЫ ОТРАСЛЕВЫХ БАРЬЕРОВ

Слайд 11ПОГЛОЩЕНИЯ И СЛИЯНИЯ ФИРМ
Приобретение фирм
Согласованное
слияние
Оспариваемые
поглощения
Отторжение
Выкуп


управляющими

ПОГЛОЩЕНИЯ И СЛИЯНИЯ ФИРМПриобретение фирмСогласованное слияние Оспариваемые поглощения Отторжение Выкуп управляющими

Слайд 12ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

Слайд 13продолжение

продолжение

Слайд 14окончание

окончание

Слайд 15МОДЕЛЬ КУРНО

МОДЕЛЬ КУРНО

Слайд 16МОДЕЛЬ ФОРХМАЙЕРА

МОДЕЛЬ ФОРХМАЙЕРА

Слайд 17 МОДЕЛЬ ШТАКЕЛЬБЕРГА

 

МОДЕЛЬ ШТАКЕЛЬБЕРГА     

Слайд 18ОЛИГОПОЛИЯ: КОРПОРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Альтернативой независимому поведению рыночных агентов служит соглашение фирм,

относительно поддающихся контролю параметров рынка. Соглашения такого рода называются картельными.


График максимизации прибыли при тайном сговоре

ОЛИГОПОЛИЯ: КОРПОРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕАльтернативой независимому поведению рыночных агентов служит соглашение фирм, относительно поддающихся контролю параметров рынка. Соглашения такого

Слайд 19МОНОПОЛИЯ
Монополия – это такая рыночная ситуация, когда на нем функционирует

единственный производитель продукции, причем этот продукт не имеет близких заменителей,

произведенных в других отраслях. В условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

Естественная монополия – это отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем, если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм. Естественная монополия представляет собой такую структуру отраслевого рынка, которая либо подверглась национализации, либо подвергается государственному регулированию.

Черты естественной монополии:
– технологические исключительные преимущества на данном рынке;
– FС (постоянные издержки) велики, а VС (переменные) незначительны;
– АС (средние издержки) выше МС (предельных издержек).

МОНОПОЛИЯМонополия – это такая рыночная ситуация, когда на нем функционирует единственный производитель продукции, причем этот продукт не

Слайд 20МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ МОНОПОЛИСТА
Максимизация прибыли монополиста может осуществляться двумя способами:
1) метод сравнения

валового дохода (TR) и валовых издержек (TC);
2) метод сравнения предельного дохода

(MR) и предельных издержек (MC).
Монополия сосредотачивает в своих руках продукции, поэтому кривая спроса dd фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса всей отрасли, имеет отрицательный наклон.
МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ МОНОПОЛИСТАМаксимизация прибыли монополиста может осуществляться двумя способами:1) метод сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (TC);2) метод

Слайд 21СПРОС, ЦЕНА, ПРЕДЕЛЬНЫЙ И СОВОКУПНЫЙ ДОХОД
В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ
Ed

> 1 – эластичная цена; Ed = 1 – единичная

эластичность;
Ed < 1 – неэластичная цена
СПРОС, ЦЕНА, ПРЕДЕЛЬНЫЙ И СОВОКУПНЫЙ ДОХОД В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИEd > 1 – эластичная цена; Ed =

Слайд 22РАВНОВЕСИЕ В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ

РАВНОВЕСИЕ В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ

Слайд 23ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
Ценовая дискриминация существует там, где два

или более товара продаются по ценам, которые находятся в разных

отношениях с их предельными издержками, т.е. либо при одинаковых предельных издержках товары продаются по разным ценам, либо при разных предельных издержках – по одним и тем же ценам. Цель ценовой дискриминации заключается в захвате фирмой потребительского излишка в максимально возможном количестве.

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ   Ценовая дискриминация существует там, где два или более товара продаются по ценам, которые

Слайд 24ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК С ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФИРМОЙ
Активные (доминирующие) фирмы

– это фирмы, имеющие значительную долю на отраслевом рынке, способные

устанавливать цены выше уровня предельных издержек и у которых рынок оценивает активы выше их восстановительной стоимости. Наличие рыночной власти можно рассматривать как конкурентное преимущество активной фирмы по отношению к другим субъектам рынка.

Доминирующая фирма может возникнуть на рынке при следующих условиях:
1) если у фирмы есть преимущество в издержках – новейшая и эффективная технология. Концентрируется управленческий талант, опыт функционирования фирмы и наилучший эффект масштаба;
2) соответствующее качество продукта (внутреннее и внешнее).

Доминирование может быть как ценовое, так и в выпуске продукции. Для последней модели характерно, что задача доминирующей фирмы заключается в том, чтобы путём продуктовой дифференциации «переманить» потребителей фирм-аутсайдеров.

ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК С ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФИРМОЙ   Активные (доминирующие) фирмы – это фирмы, имеющие значительную долю на

Слайд 25ПОКАЗАТЕЛИ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ
Коэффициент Бейна или норма экономической прибыли – это

показатель, фиксирующий получаемую экономическую прибыль на единицу используемого инвестиционного капитала:


Индекс Лернера. Другой подход к определению степени рыночной власти фирмы базируется на положении о том, что в условиях совершенной конкуренции цена совпадает с предельными издержками. Следовательно, фирма обладает рыночной властью только тогда, когда она имеет возможность влиять на установление рыночной цены выше предельных издержек, т.е. выше конкурентного уровня рыночной цены.

Коэффициент Тобина

q = P/ C

где Р – рыночная стоимость активов фирмы, измеряемая ценой ее акций;
С – восстановительная стоимость активов, равная сумме расходов, которые необходимо было бы произвести, если бы пришлось покупать их по текущим ценам.

ПОКАЗАТЕЛИ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИКоэффициент Бейна или норма экономической прибыли – это показатель, фиксирующий получаемую экономическую прибыль на единицу

Слайд 26ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФИРМЫ
Ценовое лидерство – означает, что доминирующая фирма

назначает цену на продукт, выпускаемый отраслью, а фирмы-конкуренты либо следуют

этой цене, либо устанавливают цену, ориентируясь на лидера.

Модель поведения ценового лидера на рынке основана на следующих предпосылках:
– на рынке существует одна крупная фирма, которая становится доминирующей в силу более низких издержек производства;
– фирмы-аутсайдеры ориентируются на цену доминирующей фирмы (они являются «ценополучателями» – соглашаются с ценой доминирующей фирмы);
– число фирм в отрасли не изменяется: фирмы не могут входить или выходить из отрасли (это соответствует предпосылке об анализе краткосрочного периода на рынке);
– доминирующая фирма знает функцию рыночного спроса;
– доминирующая фирма может предсказать выпуск фирм-аутсайдеров при каждом уровне цен.

Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФИРМЫЦеновое лидерство – означает, что доминирующая фирма назначает цену на продукт, выпускаемый отраслью, а

Слайд 27ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА НА ОТРАСЛЕВОМ
РЫНКЕ
Вертикальная дифференциация представляет пространство продуктов с

наиболее предпочтительными характеристиками для каждой группы потребителей (например, предпочтение по

качеству продукта).

При анализе горизонтальной дифференциации предполагается, что оптимальный выбор продуктов при равных ценах зависит от конкретного потребителя.

Понятие «пространственная дифференциация» предполагает размещение потребителей в разных местах. Пространственную дифференциацию описывают две стандартные модели – «на прямой» и «на окружности».

Модель Хотеллинга – модель
«линейного города»

Модель Салопа – модель
«кругового города»

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕВертикальная дифференциация представляет пространство продуктов с наиболее предпочтительными характеристиками для каждой группы потребителей

Слайд 28ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ПАТЕНТЫ,
ИННОВАЦИИ
Сегодня фирмы на отраслевых рынках инвестируют средства

в исследования и разработки для создания новых технологий и новых

продуктов, что ведет к изменению деловой среды рынка и конкурентной стратегии фирм.

Основной задачей НИОКР является разработка новой продукции или технологии от стадии возникновения идеи до практической реализации проекта.

СТАДИИ ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЙ

Фундаментальные
исследования
(изобретение)

Прикладные
исследования

Разработки

Коммерческое производство
(инновации)

Диффузия инноваций

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ПАТЕНТЫ, ИННОВАЦИИСегодня фирмы на отраслевых рынках инвестируют средства в исследования и разработки для создания новых

Слайд 29РАЗНОВИДНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
– горизонтальная интеграция – означает установление фирмой контроля

над другими самостоятельными фирмами, находящимися на одной и той же

стадии производственного процесса. В этом случае организуется фирма, напоминающая картель, т.к. объединяются предприятия, заключающие соглашение о цене, объеме производства, разделе рынка сбыта, стремящиеся монополизировать рынок. Это вызывает особый интерес со стороны государственных органов по антимонопольной политике;

– вертикальная интеграция – определяет установление компанией контроля над другими самостоятельными фирмами, находящимися на последовательных стадиях производственного процесса. В этом случае объединяются компании, добывающие сырье и выпускающие первичную продукцию, перерабатывающие их и даже самостоятельно реализующие продукцию на рынке. На таком рынке также устанавливается контроль над собственностью предприятия или его поведением, но при этом объединяемые единицы относятся к разным стадиям технологической цепочки;

– конгломеративная (универсальная, многоотраслевая, диверсифицированная) интеграция представляет собой установление контроля двумя или более разными фирмами, функционирующими на разных продуктовых рынках. Следовательно, диверсифицированная компания – это многопродуктовая компания, работающая на различных рынках.

РАЗНОВИДНОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ– горизонтальная интеграция – означает установление фирмой контроля над другими самостоятельными фирмами, находящимися на одной

Слайд 30ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ ФИРМ К ВЕРТИКАЛЬНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ
– стремление компании укрепить рыночную

власть (получение выгоды от монопольных условий).
– стремление фирм к

увеличению прибыли за счет решения проблемы «двойной надбавки».

– достижение эффективности.

– снижение риска неопределенности.

– избегание чрезмерного административного бремени

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ ФИРМ К ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ– стремление компании укрепить рыночную власть (получение выгоды от монопольных условий). –

Слайд 31ТИПЫ ОТРАСЛЕВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

ТИПЫ ОТРАСЛЕВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Слайд 32АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Методы государственного регулирования естественных монополий:
1) ценообразование по предельным

издержкам.
2) ценообразование Расмея (Р = АС). Фирма не получает

прибыли, но и не
несет убытков;

3) введение конкуренции за рынок монополии (конкуренция Демзеца).

4) внедрение конкуренции на рынок естественной монополии.

5) ценовая дискриминация.

6) нелинейное ценообразование.

7) пиковое ценообразование.

8) контроль качества товара.

9) регулирование инвестиционных решений.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВАМетоды государственного регулирования естественных монополий:1) ценообразование по предельным издержкам. 2) ценообразование Расмея (Р = АС).

Слайд 33ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Афонин В.В., Федосин С.А. Моделирование систем.

– М.: Бином, 2010.
2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации

отраслевых рынков. Учебное пособие ― М.: Юрайт, 2010.
3. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т. 5 / Под ред. А. Слуцкого – Спб.: Экономическая школа, 2003
4. Гильмундинов В.М. Экономика отраслевых рынков. В 2 ч. Ч. I: Учебное пособие. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2005.
5. Джуха В.М. Курицын А.В. Штапова И.С. – М.: Издательство «Феникс», 2010
6. Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых рынков / Пер. с англ. А.Д. Шведа. – Мн.: Новое знание, 2003.
7. Касич С.П. Экономические приложения теории игр в задачах и упражнениях по курсу «Теория отраслевых рынков»: Учеб. пособие / Под ред. Гильмундинова В.М. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003.
8. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие – СПб.: изд-во СПбГПУ, 2008
9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики – М.: Норма, 2010
10. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства. Учебник – СПб.: Экономика, 2009
11. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. Учебник – М.: Инфра-М, 2010.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ1. Афонин В.В., Федосин С.А. Моделирование систем. – М.: Бином, 2010.2. Авдашева С.Б., Розанова

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика