Слайд 1
Теория политических институтов.
Гражданское общество как политический институт.
Лекция 5.
Слайд 2
Категория «гражданское общество» получает свое развитие в Новое время, когда
возникает теория естественных прав и общественного договора (Дж. Локк, Т.
Гоббс, Ж-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон и др.). Следует отметить, что в основе теоретических представлений о гражданском обществе также лежат взгляды В. Фон Гумбольдта, И. Канта, А. Токвиля и др.
Данные представители политической философии определяли гражданское общество как неполитическую сферу социума, которая противостоит государству или сосуществует с ним.
Слайд 3
Ключевыми политическими институтами гражданского общества - являются группы интересов (социальные
группы, реализующие свой интерес через влияние на политическую власть -
экономические сообщества, феминистские, экологические объединения и т.д.), политические партии, общественные организации, лоббисты (группы давления).
Слайд 4
Основные элементы гражданского общества.
Основными элементами гражданского общества являются:
1.Верховенство права. Для
становления и развития гражданского общества необходимо правовое государство (государство, все
субъекты которого находятся в равном отношении к праву).
2. Автономность общества - самостоятельность граждан, возможность и желание со стороны граждан организовывать институты гражданского общества (экономический, социальный и культурный плюрализм). Автономность общества наиболее ярко проявляется в деятельности такого института гражданского общества как группы интересов.
Слайд 5
3. Частная собственность. Свободный собственник - основа гражданского общества. Владение
и распоряжение собственностью позволяет индивиду бороться с вмешательством государства в
экономическую, а также политическую сферу. диффузная собственность - 2/3 населения, человек - носитель нескольких форм собственности (акционерная, индивидуальная, групповая), в социальной структуре доминирует средний класс, низкий уровень коррупции.
4. Гражданская политическая культура. Данный тип культуры (смешанный тип подданнической культуры и культуры участия) был определен Г.Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура».
Слайд 6
Группы интересов.
Группы интересов можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные
или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно
значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.
Слайд 7
Партии как политический институт.
Партия является «самой политической» из всех общественных
организаций (Р. Доуз).
В результате своего исторического развития партия сформировалась
как организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование высшей политической власти.
Слайд 8
Американский специалист по сравнительной политологии Джозеф Лапаломбара (род. 1925) составил список четырех
признаков партии:
прежде всего любая партия есть носитель идеологии или по меньшей
мере особого видения мира и человека;
партия — это организация, т.е. достаточно длительное объединение людей на самых разных уровнях политики — от местного до международного;
цель партии — завоевание и осуществление (чаще всего в коалиции) власти;
каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа — от голосования за нее до активного членства.
Слайд 9
Типы партий и партийных систем.
Партийные системы – относительно стабильная сеть
отношений между политическими партиями, которая зависит от количества, численности и
идеологической их ориентации.
К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование партийных систем, относятся: характер социальной структуры общества, действующее законодательство (прежде всего, избирательные законы) и социокультурные традиции.
Слайд 10
Дж. Сартори дает классификацию, основанную на идеологической дистанции («полярности») между
партиями.
1. Однопартийные системы (СССР, Куба), где фактически существует тотальный контроль одной
партии, слившейся с государственным аппаратом.
2. Системы партии-гегемона (ГДР, Болгария) при формальном наличии зависимых партий-сателлитов, не влияющих на принятие решений.
3. Системы доминирующей партии (Япония, Индия), где долгие годы, несмотря на множество партий, реально правит одна и та же (либерально-демократическая партия Японии, Индийский национальный конгресс).
Слайд 11
4. Двухпартийная система (бипартизм), существующая в основном в англосаксонских странах, где две
основные партии чередуются у власти (Демократическая и Республиканская партии в
США, консерваторы и лейбористы в Великобритании).
5. Системы умеренного плюрализма (от 3 до 5 партий) с довольно фрагментированными партиями (Франция, Бельгия).
6. Системы крайнего плюрализма (от 6 до 8 партий), где происходит поляризация партийного спектра (Нидерланды, Финляндия) и образуются сложные коалиции.
7. Атомизированные системы (свыше 8 партий) с рассредоточением политического влияния и ролей (Малайзия).
Сартори считает, что появление пяти и более партий создает «крайнюю многопартийность», опасную для существования государства.