Слайд 1Теория потребительского выбора
Слайд 2Характеристика потребительского выбора
Потребителя приобретает товары и услуги для личного потребления;
Потребитель
имеет вполне отчетливую систему предпочтений;
Потребитель принимает решения в условиях бюджетных
ограничений в форме денежного дохода в каждый данный момент времени;
Потребительский выбор – принятие решения о структуре и количестве приобретаемых по определенным ценам товаров (благ);
Поведение потребителя рационально, т.е. он стремится найти и выбрать ту из доступных ему альтернатив, которая является наиболее предпочтительной с точки зрения его личных вкусов.
Слайд 31. Анализ потребительский предпочтений
Полезность – некий положительный результат, извлекаемый
в процессе потребления благ, т.е. некая величина, которая характеризует степень
удовольствия потребителя. Для количественной оценки полезности используется условный измеритель - Ютиль (обозначается U от англ. Utility - полезность).
Общая полезность(TU - total utility) –оценка потребителем совокупной полезности от всего количества приобретаемого блага.
Предельная полезность (MU – marginal utility) – это дополнительная полезность, которую приносит потребителю использование дополнительной единицы данного блага. Она определяется как прирост, изменение общей полезности в результате потребления дополнительной единицы блага:
где TU – изменение общей полезности, Q – изменение количества потребляемого блага.
Слайд 4Условный пример оценки общей и предельной полезности
Слайд 5Закон убывающей предельной полезности - по мере увеличения количества потребляемых
благ общая полезность, получаемая потребителем, увеличивается, но увеличивается все более
медленными темпами, а предельная полезность каждой последующей единицы блага снижается.
Действие закона убывающей предельной полезности имеют важное экономическое значение:
Предельная полезность отражает субъективную ценность экономического блага, и поскольку каждая последующая единица товара обладает все меньшей ценностью, потребитель станет покупать дополнительную единицу только при условии снижения его цены. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок товара.
Слайд 6Ранжирование потребительских наборов
Потребителю часто сложно точно количественно оценить полезность приобретаемых
благ, но он способен сравнивать и упорядочивать товарные наборы с
точки зрения их предпочтительности, или полезности.
Например, потребитель может сказать, что товарный набор А приносит ему наибольшее удовлетворение, набор В – меньшее удовлетворение, набор С– еще меньшее удовлетворение и т.д.
В данном случае количественная величина полезности заменяется порядковой величиной: потребитель присваивает первый ранг набору А, второй ранг – набору В, третий - набору С и т.д.
Ранжирование наборов соответствует предпочтениям потребителя.
Слайд 7Простая задача потребительского выбора:
А = (x, у)
Среди множества наборов
данных благ найдутся такие наборы, которые будут равноценны для потребителя,
но количественная структура этих наборов будет разной.
Например,
Все эти наборы могут быть отражены на графике в виде соответствующих точек.
Слайд 8Кривая безразличия - совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень
полезности, так что потребителю «безразлично» какой из них выбрать.
Графический
инструментарий анализа потребительских предпочтений
Слайд 9Множество наборов, которые находятся выше кривой безразличия, являются более предпочтительными
для потребителя (U+).
Множество наборов, которые находятся ниже этой кривой,
являются менее предпочтительными для потребителя (U –).
Слайд 12Карта кривых безразличия
Карта кривых безразличия - это семейство упорядоченных кривых
безразличия, которое графически описывает индивидуальные предпочтения потребителя и процесс роста
полезности для индивида по мере увеличения потребления им двух благ
U1
U2
U3
U1 U2U3
Слайд 13Свойства кривых безразличия
Через любую точку товарного множества можно провести кривую
безразличия
Кривые безразличия не пересекаются.
Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
Чем
дальше от начала координат располагается кривая безразличия, тем более высокому уровню потребления она соответствует.
Кривые безразличия выпуклы к началу координат.
Слайд 15Различие в предпочтениях
Крутизна наклона кривой безразличия - отражают значимость товаров
в потребительском наборе, т.е. является критерием выявления предпочтений потребителя.
Слайд 162. Совершенные субституты
Два товара являются совершенными субститутами, если потребитель готов
заменить один товар другим в постоянной пропорции.
U(X, Y)=aX +bY,
a
и b – предельные полезности блага X и Y, соответственно
MRS xy = a/b – пропорция замещения в потреблении
U(X, Y)=2X +Y,
MRS xy = 2 = const
Слайд 173. Взаимодополняемые товары (совершенные комплементы) — это товары, всегда потребляемые
вместе в постоянной пропорции.
Полезность потребительского набора растет только при
увеличении количества благ
U = min{ax1; bx2}
a и b – положительные величины, обратные долям Х и У в потребительском наборе.
Угол луча определяется пропорцией, в которой потребляются товары = a/b
Слайд 184. Благо и антиблаго
С точки зрения своих субъективных предпочтений индивид
может считать вредным или неприятным для себя потребление даже в
малых количествах, какого – либо товара.
U (x1, x2 ) = ax1 - bx2 ,
Слайд 195. Безразличные блага
Товар является безразличным благом, если потребитель к нему
совершенно равнодушен
U = ax ,
У– безразличное благо,
Х - предпочтительное
Слайд 20Таким образом:
У потребителя есть потребительское множество, состоящее из всевозможных альтернативных
товарных наборов, которые он только может себе представить.
Его восприятие
этих альтернатив описывается отношением предпочтения, характеризующим его желания.
Реальные же условия, в которых осуществляется выбор потребителя, ограничивают набор доступных альтернатив его возможностями, или бюджетным ограничением.
Слайд 212. Бюджетное ограничение потребителей
Бюджетное ограничение – это все комбинации товаров,
которые потребитель имеет возможность купить на располагаемый бюджет при данных
ценах на эти товары.
X∙Px+ Y∙Py = I, где
I – доход потребителя, или более точно, бюджет потребителя, выделенный на покупку данных товаров;
Y и Х – количество благ, входящих в набор;
Pxи Py – цены товара Х и товара Y
Слайд 22Бюджетное множество – это множество товарных наборов, который доступны потребителю.
Слайд 23Важные параметры - относительные цены и реальный доход.
Под реальным доходом
мы понимаем максимальное количество единиц некоторого товара, которое потребитель мог
бы приобрести, если бы он потратил на него весь свой денежный доход.
Отношение I/рх называется его реальным доходом, выраженным в товаре Х, и измеряется в единицах товара Х
Под относительной ценой товара X мы понимаем количество единиц некоторого другого товара Y, от которых надо отказаться ради приобретения одной единицы товара X.
Наклон линии бюджетного ограничения измеряется соотношением цен (Рх/Ру) – коэффициентом трансформации.
Слайд 25Пример построения линии бюджетного ограничения
Некоторый потребитель выделил 10 000 р. в
месяц на еду и развлечения (походы в кино, кафе и
пр.). Условная единица продуктов питания (блага Х) стоит 100 р., а каждая единица развлечения (благо Y) обходится в 500 р.
Слайд 27Для построения линии бюджетного ограничения, по оси абсцисс отложим максимальное
количество блага Х, а по ось ординат – максимальное количество
блага Y и соединим их
Слайд 28Линия бюджетного ограничения может смещаться.
Параллельное смещение линии бюджетного ограничения происходит
в результате изменения реального дохода, определяющего благосостояние потребителя.
Реальный доход может
увеличится:
либо при растущем номинальном доходе (например, с 10 000 р. до 12 000 р.) и неизменных ценах товаров (рис.11б);
либо при неизменном номинальном доходе и пропорционально снижающихся ценах всех товаров, входящих в набор.
Слайд 30В случае изменения цены одного из товаров смещение линии бюджетного
ограничения происходит вдоль той оси, где представлен товар, цена которого
изменилась.
Снижение цены одного товара расширяет бюджетные возможности потребителя. Причем уровень потребления растет даже тех товаров, цены которых не изменились. Наоборот, повышение цены какого-либо товара, сужает бюджетные возможности и сокращает потребление не только товара, цена которого возросла.
Слайд 313. Анализ потребительского выбора в условиях ограничений
Задача максимизации полезности
(задача потребителя)
maxTU (X, Y,…, Z)
X∙Px+ Y∙Py + … + Z∙Pz= I
TU (X, Y,…,Z) – функция общая полезности, отражающая зависимость полезности от количества товаров Х,Y, .., Z. В общем виде, при аналитическом решении задачи максимизации товаров в наборе может быть более двух.
Потребитель выбирает набор, максимизирующий его полезность с учетом бюджетного ограничения
Слайд 35В общем виде, различие между предельными полезностями на единицу затрат
для различных видов благ, говорит о том, что потребитель имеет
возможность достичь более высокого уровня общей полезности, если перераспределит денежныесредства между покупаемыми товарами.
В ситуации, когда MUx/Px>MUy/Py, потребитель излишне много покупает блага У. Меньшее количество данного товара, будет обладать для потребителя большей ценностью (MUy), при этом освободившуюся часть денежных средств потребитель сможет направить на покупку большего количества блага Х. Чем большим количеством блага Х будет располагать потребитель, тем ниже для него будет предельная полезность данного блага (MUx). В итоге потребитель сможет добиться равенства между MUx/Px и MUy/Py.
Слайд 36Графическое решение задачи потребителя
Точка Е является точкой касания линии бюджетного
ограничения и кривой безразличия.
Набор Е обеспечивает потребителю максимально возможное
удовлетворение при полном использовании его бюджета. Любые другие наборы либо обеспечивают меньший уровень полезности, либо недостижимы.
Слайд 39Графическое решение задачи минимизации расходов
Нам нужен минимальный объем расходов, необходимый
потребителю для достижения уровня полезности U, или самая низкая кривая
постоянных расходов, которая имеет хотя бы одну общую точку с кривой безразличия U.
Слайд 40Кривая цена-потребление – это множество всех оптимальных комбинаций товаров X
и Y при изменении цены товара X и неизменном доходе
потребителя.
Определение зависимости между ценой блага и спросом на него благо
Слайд 41Кривая «цена-потребления» отражает закон спроса, косвенным образом характеризуя зависимость между
спросом на товар Х и его ценой.
Данную связь можно
проиллюстрировать наиболее очевидно, отложив различные значения цены товара и объемы данного блага на одном графике.
Наклон данной кривой спроса отражает действие закона спроса –с цены объем покупок товара падает.
Слайд 42Анализ характера трансформации потребительского набора под влиянием изменения цен товаров
Эффект
замещения (substitution effect, SE) связан с тем, что изменение цены
какого-либо товара меняет относительные цены различных благ, и это побуждает потребителя приобретать относительно подешевевшие товары взамен товаров, ставшие относительно более дорогими
Эффект дохода (income effect, IE) связан с тем, что с изменением цены какого-либо товара изменяется реальный доход потребителя, и его покупательная способность, а следовательно и величина спроса на различные блага
Общий эффект изменения цены (total effect, ТЕ)
TE = SE + IE
Слайд 43кривая «доход—потребление» - кривая, соединяющая равновесные точки при различных уровнях
дохода потребителя
Каждый новый равновесный набор включает большее количество этого блага
(Х1< Х2< Х3< Х4).
Определение зависимости между уровнем дохода потребителя и спросом на конкретное благо
Слайд 44Зависимость между спросом на благо и уровнем дохода потребителя может
быть выражена и в более явной форме.
Кривая Энгеля — это
линия, выражающая в графической форме зависимость между изменениями в доходе потребителя и величиной потребления блага, а также отражающая характер этих изменений.