Слайд 1Теория управления
лекция
Калининград 2019
Слайд 2http://zf.ranepa.ru
Контактная информация
Кафедра: управления социально-экономическими системами
Доцент: к.э.н., Чумаков Александр Сергеевич
Кабинет: №302
Сайт:
http://zf.ranepa.ru
Адрес электронной почты: cha@zf.ranepa.ru
Слайд 3http://zf.ranepa.ru
Рекомендуемая литература
Слайд 4http://zf.ranepa.ru
Перечень информационных технологий
Слайд 6Модуль 2. Теоретические основы управления
Тема 2.1. Закономерности, принципы и цели
управления
Слайд 7Слово “Бюрократия” в буквальном переводе означает господство канцелярии (от фр.
bureau - бюро, канцелярия), власть аппарата управления. Само по себе
это слово не несет никакой негативной нагрузки. Различные учреждения и конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в подведомственных структурах процессами, для организации связей между участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом.
Слайд 8В буквальном переводе слово бюрократия означает господство конторы, власть аппарата
управления, иными словами власть не народа, даже не конкретного человека,
а должностной позиции.
Бюрократия действует в интересах тех, кто уполномочил её управлять общественными делами, стремится удовлетворять потребности самих управляемых, которые заняты другими делами ( производством материальных и духовных благ, воспитанием нового поколения, охраной здоровья и т.д.).
Слайд 9Место и роль бюрократии в системе госуправления
Термин бюрократия иногда употребляют
как: синоним управления, администрирования;
особый слой чиновников – управленцев;
рационально организованную
службу управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в соответствии с законами, инструкциями и другими правилами.
Бюрократическое управление – это управление в рамках четко разработанных правил и предписаний.
Слайд 10Централизация – это сосредоточение властных прав в вышестоящих органах.
Децентрализация –
это передача властных прав от вышестоящих к нижестоящим органам.
Слайд 12Принципы управления — основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей
по осуществлению управленческих функций. Это нормы и требования, которыми должны
руководствоваться работники системы управления персоналом, включая руководителей организации.
Основными принципами управления персоналом являются:
1. Принцип умелого использования и сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении.
Коллегиальность предполагает выработку коллегиального или коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.
Единоначалие — единоличное управление, единый орган власти и властных полномочий.
Слайд 132. Принцип научной обоснованности (объективности) управления — принцип, при котором
все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов
и подходов, основываться на принципах науки и отвечать требованиям науки. Это исходный принцип.
3. Принцип плановости — принцип установления основных направлений, задач, планов развития организации в перспективе, предусматривающих заранее намеченную систему деятельности в порядке последовательности и сроков выполнения работы.
4. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности — принцип, при котором каждый субъект в организации наделяется конкретными делами, несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
Слайд 145. Принцип мотивации — принцип, при котором чем тщательнее менеджеры
осуществляют систему поощрений и наказаний, тем эффективнее будет программа мотиваций
и побуждения людей к деятельности для достижения целей организации и личности.
Мотивация — совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
6. Принцип стимулирования — процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.
Слайд 157. Принцип демократизации управления — принцип участия в управлении организацией
всех сотрудников. Это принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается
активное и равноправное участие в ней всех членов и работников коллектива.
8. Принцип системности — принцип, который предполагает тесную увязку решений экономического, социально-культурного и технологического характера в процессе управления.
Это принцип определенного порядка принятий решении, взаимодействия и связи действий, представляющий собой закономерно расположенное единство.
9. Принцип эффективности — принцип достижения поставленных целей в короткий срок и с наименьшими потерями человеческой энергии.
Слайд 1610. Принцип основного звена — принцип нахождения и решения среди
множества задач важнейшей.
11. Принцип оптимальности — принцип соотношения между централизацией
и демократизацией, соединения творческой активности рядовых работников и руководства сверху (демократический централизм).
12. Контроль и ответственность за исполнением решений — принцип проверки, а также постоянного наблюдения в целях проверки или надзора; необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет о своих действиях и поступках.
Слайд 17Методы управления – способы осуществления управленческих действий на персонал для
достижения целей управления производством.
Существуют 3 метода управления, которые отличаются
различными способами воздействия на людей:
Слайд 18Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал и
базируется на власти, дисциплине и взысканиях.
Административные методы ориентированы на
такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга стремление человека трудиться в определённой организации и т. д.
Эти методы воздействия имеют прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Слайд 19Способы административного воздействия
Слайд 20Способы административного воздействия
Слайд 21Экономические методы – способ осуществления управляющих воздействий на персонал на
основе использования экономических законов и категорий.
Классификация экономических методов управления:
1. Плановое
ведение хозяйства: 1) свободное предпринимательство; 2) план экономического развития; 3) портфель заказов; 4) критерий эффективности; 5) конечные результаты.
2. Хозяйственный расчёт: 1) самостоятельность; 2) самоокупаемость; 3) самофинансирование; 4) экономические нормативы; 5) фонды стимулирования.
3. Оплата труда: 1) должностной оклад для служащих; 2) тарифная ставка для рабочих; 3) дополнительная зарплата; 4) вознаграждение; 5) премия.
Слайд 22Классификация экономических методов управления
4. Рабочая сила: 1) рынок труда; 2)
спрос (потребность); 3) наличие (численность); 4) стоимость рабочей силы; 5)
уровень жизни.
5. Рыночное ценообразование: 1) стоимость; 2) цена; 3) себестоимость; 4) доход; 5) прибыль.
6. Ценные бумаги: 1) акции; 2) облигации; 3) векселя; 4) кредитные карты; 5) дивиденды.
7. Налоговая система: 1) на фонд оплаты труда; 2) подоходный налог; 3) НДС; 4) налог на прибыль; 5) прочие.
8. Формы собственности: 1) государственная (федеральная); 2) муниципальная; 3) частная; 4) общественная; 5) интеллектуальная.
9. Фазы воспроизводства: 1) производство; 2) обмен; 3) распределение; 4) потребление.
Слайд 23Социально-психологические методы – способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся
на использовании закономерностей психологии и социологии.
Объект воздействия этих методов,
– группы людей и отдельные личности.
По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на 2 основные группы:
социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека);
психологические, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Слайд 24Социологические методы:
Социальное планирование: цели; методы; критерии; нормативы; результаты.
Социологические методы исследования:
анкетирование; интервьюирование; социометрия; наблюдение; собеседование.
Личностные качества: деловые качества; моральные
качества; достоинства; недостатки.
Мораль: государственная; общественная; религиозная; групповая; личная.
Партнерство: деловое; дружеское; по увлечению; семейное; сексуальное.
Соревнование: принципы; критерии; методы; формы; организация.
Общение: межличностное; личностное; вербальное; невербальное.
Переговоры: структура; техника; методика; технология (приёмы); результаты.
Конфликты: межличностные; личностные; ролевые; деловые; семейные.
Слайд 25Элементы, регулируемые психологическими методами:
Психологическое планирование: цели; критерии; методы; нормативы; результаты.
Отрасли
психологии: психофизиология; психоанализ; психология труда; психология управления; психотерапия.
Типы личности: организаторский;
аналитический; инженерный; творческий; интуитивный.
Темпераменты: сангвинический; флегматический; холерический; меланхолический.
Характер человека: черты характера (экстраверт; интроверт); отношения человека (к окружающей действительности; к другим людям; к себе; к работе).
Направленность личности: потребности; интересы; мотивы; убеждения; мировоззрение.
Интеллектуальные способности: уровень интеллекта; мышление; сознание; память; логистика; творчество.
Слайд 26Элементы, регулируемые психологическими методами:
Методы познания: анализ; синтез; индукция; дедукция; ощущения;
восприятие.
Психологические образы: исторические; художественные; графические; визуальные; знаковые.
Способы психологического воздействия: внушение;
убеждение; подражание; просьба; похвала; совет; принуждение; осуждение; требование; запрещение; порицание; комплимент; метод Сократа; намёк; обманутое ожидание; «взрыв».
Поведение: «ангельское»; высокоморальное; нормальное; аморальное; «дьявольское».
Чувства и эмоции: нравственные; эстетические; патриотические; интеллектуальные; умиротворение; причастность; переживания; угрозы; ужасы.
Стрессы: внешняя среда; обстоятельства; болезни; перегрузки; расслабление.
Слайд 27Вопросы для обсуждения:
Сущность и особенности проявления законов социального управления. Миссия
и цели в управленческой деятельности.
Законы информационно-аналитического управления.
Закон Питера.
Законы организационно-административного управления.
Законы Паркинсона.
Целеполагание в управлении.
Декомпозиция целей.