Слайд 1Тест Ostberg O.
Определение хронобиологического типа человека
Слайд 2 Суточный (циркадианный) ритм человека связан с
одним оборотом Земли вокруг своей оси и длится около 24
часов (солнечные сутки). При этом в течение суток закономерно изменяются освещённость, температура, влажность атмосферы, напряжённость электри-ческого и магнитного поля Земли и даже интенсивность потока солнечных частиц.
У человека обнаружено более 400 ритмопроявляющихся функций, строго повторяющихся на протяжении суток и согласованных друг с другом. Считается, что у человека и животных центры синхронизации суточных ритмов, или пейсмекеры (водители ритма), управляющие ритмами клеток, органов и организма в целом, находятся в головном мозгу.
Слайд 3Типы суточных биоритмов:
«совы»
«жаворонки»
«голуби»
Слайд 4 Считается, что суточный биоритм имеет генетические предпосылки,
является врождённым. Специалисты выделяют три типа циркадных ритмов: утренний, вечерний
и средний (аритмик).
Согласно этому у представителей первого типа, «жаворонков», основная активность и высокий уровень физиологических процессов прослеживается в первой половине дня. Они рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня, а вечером испытывают сонливость и рано ложатся спать.
Для них «Утро вечера мудренее!».
Слайд 5 У представителей второго типа, «сов», высокий
уровень активности и физиологических процессов отмечается во второй половине дня.
Они засыпают далеко за полночь, просыпаются поздно и встают с трудом, т.к. наиболее глубокий период сна у них утром. Работают «совы» лучше во второй половине дня и вечером. Для них существует поговорка: «К вечеру лентяи становятся прилежными».
Слайд 6 У представителей самого распространённого среднего типа, «голубей»,
главный период высокой активности и физиологических процессов приходится на середину
дня. В соответствии с этим их работоспособность максимальная
Слайд 7 Различия в ритме работоспособности, которые характеризуют
представителей утренней, дневной и вечерней групп, обусловливаются определёнными особенностями гормональной
и психической сфер организма. Значит, эти свойства биологических ритмов - внутренне присущий организму признак, и с ним необходимо считаться при организации режимов труда и отдыха.
В этом плане заслуживает внимания опыт американских исследователей, предложивших вести обучение студентов дифференцированно, в разные часы суток, с учётом индивидуальных особенностей их биологических ритмов.
Слайд 8 В распределении людей на биоритмоло-гические
типы видится большой смысл. Возможно, существование разных типов активности и
работоспособности ещё на заре возникновения человеческих сообществ не только способствовало разумному распре-делению обязанностей среди членов общины, но и позволяло им успешно приспосаб-ливаться к окружающей среде.
История сохранила для нас много примеров разных ритмов работоспособности: Бальзак часто работал ночи напролёт, Моцарт творил и днём, и ночью и, как известно, знаменитую увертюру к «Дон-Жуану» написал в одну ночь, не ложась спать. Ночью работал великий химик Д.И. Менделеев и другие учёные. Наоборот, Наполеон начинал свой рабочий день с 3-4 ч утра. В ясные утренние часы предпочитал творить Бертольд Брехт. Лев Толстой обычно работал с 9-10 до 14-14.30 и 1-1,5 ч вечером.
Слайд 91. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно
свободны в выборе своего распорядка дня и руководствова-лись при этом
исключительно личными желаниями?
Слайд 102. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали
свое вечернее время совершенно свободно и руководствовались бы при этом
исключительно личными желаниями?
Слайд 113. На сколько велика Ваша потребность в будильнике, если утром
вам необходимо встать в точно определенное время?
Слайд 124. Если бы Вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в
условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2
ч), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?
Слайд 135. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?
Слайд 146. Чувствуете ли Вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса
после подъема?
Слайд 157. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
Слайд 16
8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях
жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7
ч), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?
Слайд 179. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после
подъема?
Слайд 1810. Если ваш следующий день свободен от работы, когда вы
ляжете спать?
Слайд 1911. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?
Слайд 2012. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физической культуры.
Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза
в неделю. Для вашего друга лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучшим и для вас?
Слайд 2113. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны
лечь спать?
Слайд 2214. При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации
умственных сил, какой из четырех предлагаемых периодов вы выбрали бы
для этой работы, если бы были совершенно свободны в планировании своего распорядка дня и руководствовались только личными желаниями?
Слайд 2315. Как велика ваша усталость к 23 ч?
Слайд 2416. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько
часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать
в определенное время. Какой из четырех предлагаемых вариантов вам больше всего подходит?
Слайд 2517. Вы должны дежурить ночью с 4 до 6 ч.
Следующий день у вас свободен. Какой из четырех предлагаемых вариантов
будет для вас наиболее приемлем?
Слайд 2618. Вы должны в течение 2 ч выполнять тяжелую физическую
работу. Какое время вы выберете для этого, если будете полностью
свободны в планировании своего распорядка дня и сможете руководствоваться исключительно личными желаниями?
Слайд 2719. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться
вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время
для него - 22-23 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?
Слайд 2820. В котором часу вы предпочитали вставать в детстве во
время летних каникул, когда час подъема выбирался исключительно по вашему
личному желанию?
Слайд 2921. Представьте себе, что вы можете свободно выбирать свое рабочее
время. Предположим, вы имеете 5-часовой рабочий день (включая перерывы) и
ваша работа интересна и удовлетворяет вас. Выберите 5 непрерывных часов, когда эффективность вашей работы была бы наивысшей.
Слайд 3022. В какое время суток вы полностью достигаете «вершины» своей
трудовой деятельности?
Слайд 3123. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа.
К какому из этих типов вы относите себя?
Слайд 32Ваш тип вы можете определить по сумме баллов.
Свыше 92 –
четко выраженный утренний тип
77-91: слабо выраженный утренний тип
58-76: аритмичный тип
42-57:
слабо выраженный вечерний тип
Ниже 41: четко выраженный вечерний тип