Слайд 1
Типовые задания
для подготовки к экзамену
Слайд 2Задание 1
на утечки и инъекции
Определить параметры утечек из потока «доходы-расходы»
и инъекций, вливающихся в поток «доходы-расходы», если имеется следующая информация
о состоянии открытой экономики в условных денежных единицах:
инвестиции- 250
сбережения домашних хозяйств - 600
государственные расходы - 220
налоговые платежи домашних хозяйств - 90
расходы домашних хозяйств на приобретение импортных товаров - 210
доходы предпринимателей от экспорта - 310
Слайд 3Решение задания 1
К утечкам из потока «доходы-расходы» относятся сбережения домашних
хозяйств, налоговые платежи домашних хозяйств и расходы домашних хозяйств на
приобретение импортных товаров (600 +90+ 210 =900).
К инъекциям, вливающимся в поток «доходы-расходы», относятся инвестиции, государственные расходы и доходы предпринимателей от экспорта (250 + 220 +310= 780).
Слайд 4
Задание 2
на ВВП по добавленной стоимости
Фермер, выращивает пшеницу,
которую продает мельнику за 100 ден.ед. Мельник, перемалывает пшеницу в
муку, которую продает пекарю за 150 ден.ед. Пекарь выпекает из муки хлеб, который продает потребителям за 180 ден.ед. Потребители съедают этот хлеб. На сколько увеличится ВВП в результате этих совокупных действий?
Слайд 5Решение задания 2
В результате этих действий ВВП увеличится на:
100 + (150-100) + (180-150)
=180 ден.ед
Слайд 6Задание 3
на взаимосвязь макроэкономических показателей
Известны следующие показатели национальной экономики
(в ден. ед.):
ВВП – 450
объем валовых инвестиций - 80
объем чистых инвестиций - 30
государственные закупки -80
Определить ЧВП
Слайд 7Решение задания 3
ЧВП отличается от ВВП на величину потребления основного
капитала. На эту же величину разнятся валовые и чистые инвестиции.
Величину потребления основного капитала: 80-30= 50.
ЧВП = 450-50=400
Слайд 8Задание 4
на дефлятор ВВП
Определить параметры дефлятора ВВП, если номинальный ВВП
в текущем году составил 12000 усл.ден.ед, а реальный ВВП в
ценах базисного года составил 10000 усл.ден.ед.
Слайд 9Решение задания 4
Дефлятор ВВП = Номинальный ВВП/Реальный ВВП =
= 12000/10000 = 1,2
Слайд 103адание 5
на среднюю склонность к потреблению и среднюю склонность к
сбережению
Предположим, что в текущем году располагаемый доход населения страны составил
200 ден. ед. , а величина потребительских расходов - 160. Определите среднюю склонность к потреблению и среднюю склонность к сбережениям склонность к потреблению.
Слайд 11Решение задания 5
Средняя склонность к потреблению (АРС) – это отношение
размеров потребления к размеру дохода: АРС = С /Y =
160/200 =0,8;
Средняя склонность к сбережению АРS = 1- АРС =1-0,8 = 0,2
Слайд 12Задание 6
на предельную склонность к потреблению и предельную склонность к
сбережению
Предположим, что в текущем году располагаемый доход населения страны увеличился
с 800 до 900 ден.ед. При этом потребительские расходы населения выросли с 750 до 840 ден. ед. Определите предельную склонность к потреблению и предельную склонность к сбережению
Слайд 13Решение задания 6
Предельная склонность к потреблению (МРС) – это отношение
изменения в потреблении к вызвавшему его изменению дохода: МРС =
∆С /∆Y = 840-750/900-800 = 90/100 =0,9
Предельная склонность к сбережению МРS= 1- МРС= 1-0,9=0,1
Слайд 14Задание 7
на функцию потребления
Функция потребления имеет вид С =170+0,6Y. Определите
предельную и среднюю склонность к потреблению(АРС) при уровне дохода Y
= 1000.
Слайд 15Решение задания 7
Коэффициент 0,6 определяет предельную склонность к потреблению (МРС=0,6).
Средняя
склонность к потреблению- это отношение размеров потребления к размеру дохода:
АРС= С/Y. Отсюда АРС= 170+0,6 1000/1000 = 770/1000= 0,77
Слайд 16 Задание 8
на функцию сбережений
Функция сбережения имеет
вид S = -150 +0,5Y. Определите величину автономного (независимого от
текущего дохода) автономного потребления.
Слайд 17Решение задания 8
Коэффициент 150 определяет автономные сбережения со знаком «минус»
и автономное потребление со знаком «плюс».
Слайд 18Задание 9
на мультипликативные эффекты
Определите предельную склонность к сбережению (МРS) и
мультипликатор (m), если произошло пятикратное по сравнению с первоначальными государственными
инвестициями увеличение дохода.
Слайд 19Решение задания 9
Мультипликатор инвестиций – это коэффициент, на который нужно
помножить прирост инвестиций, чтобы получить прирост дохода. Произошло пятикратное по
сравнению с первоначальными государственными инвестициями увеличение дохода и мультипликатор равен 5.
Общая формула мультипликатора имеет вид: m = 1/МРS =1/1- МРС. Из данной формулы следует, что 5 = 1/ МРS, откуда МРS= 1/5= 0,2
Слайд 20Задание 10
на мультипликативные эффекты
Определите, на какую величину нужно увеличить инвестиции
(в млн. руб.), чтобы ВВП увеличился на 40 мнл. руб.,
если предельная склонность к потреблению равна 0,5.
Слайд 21Решение задания 10
Зная, что мультипликатор инвестиций m =1/1-МРС = ∆Y/
∆I , находим m = 1/1-0,5 = 2.
Мультипликатор может быть представлен следующим образом:
m = ∆Y/ ∆I.
Откуда:
2 = ∆Y/ ∆I;
2 = 40/ ∆ I;
∆ I = 20 мнл.руб.
Слайд 22Задание 11
на макроэкономическую динамику
Денежная масса в экономике страны А в
начале года составляла 172. ден .ед., скорость обращения в рассматриваемом
периоде не менялась и была равна 0,8.Уровень цен также не изменялся. В конце года количество денег увеличилось в 1,5 раза, Определите величину роста (спада) экономики в процентах.
Слайд 23Решение задания 11
Решение:
+ 150%
Слайд 24Задание 12
на реальный доход
Как изменится реальный доход, если номинальный доход
повысился на 8%, а уровень цен вырос на 10%?
Слайд 25Решение задания 12
Снизится на 2%
Слайд 26Задание 13
на уровень безработицы
Известно, что структурный состав населения страны характеризуется
следующими данными (в млн. чел.):
общая численность населения – 208
численность нетрудоспособного населения – 63
численность трудоспособных, но не желающих работать – 15
численность трудоспособных, желающих работать, но не имеющих работы -10
численность занятых в процессе производства – 120
Определить уровень безработицы.
Слайд 27Решение задания 13
Уровень безработицы = безработные/занятые и безработные = 10/120+10=
8%.
Слайд 28Задание 14
на последствия безработицы
С помощью закона Оукена определите объем недопроизводства
ВВП, если известно, что реальный ВВП равен 750 млрд.руб. Реальная
безработица в стране 7,5 %, а естественный уровень безработицы 4,5%.
Слайд 29Решение задания 14
Превышение уровня безработицы на 1 % над уровнем
естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным (увеличивает
разрыв ВНП ) на 2 %.
При уровне реальной безработицы в 7,5% и ее естественном уровне в 4,5% недополученный объем ВВП составит
(7,5 - 4,5) х 2,0 = 6,0 %.
Объем недопроизводства ВВП составляет 6,0% или 45 млрд. руб.
Слайд 30Задание 15
на состояние государственного бюджета
Известны следующие показатели национальной экономики (в
ден. ед.):
ВВП – 500
чистые инвестиции частного сектор – 75
государственные закупки -80
потребление домашних хозяйств -250
поступление в государственный бюджет прямых налогов – 30
поступление в государственный бюджет косвенных налогов – 20
субсидии предпринимателям -25
Определить состояние государственного бюджета
Слайд 31Решение задания 15
Состояние государственного бюджета характеризуется разностью между государственными расходами
и поступлениями в бюджет: (80+25)- (30+20) = 55
Государственные расходы превышают
бюджетные доходы, что указывает на дефицит государственного бюджета.
Слайд 32Задание 16
на денежный (кредитный) мультипликатор
Определите значение денежного (кредитного) мультипликатора, если
известно, что денежная масса (MS) составляет 5000 у.е, денежная база
(МВ) определяется 1000 у.е., а норма обязательных резервов коммерческих банков (rr) составляет 5,0%.
Слайд 33Решение задания 16
Значение денежного (кредитного) мультипликатора:
m = MS /МВ
= 5000/1000 = 5.
Слайд 34Задание 17
на банковский (депозитный) мультипликатор
Определите значение банковского мультипликатора, если известно,
что норма обязательных резервов коммерческих банков (rr) составляет 5,0% и
2/3 денежной массы определяют депозиты.
Слайд 35Решение задания 17
Значение банковского мультипликатора:
m = 1/ rr = 1/0,05 = 20
Слайд 36Задание 18
на воздействие стимулирующей бюджетно-налоговой политики на равновесие
Предположим, что функционирование
национальной экономике представлено следующей моделью IS-LM, где IS0 описывается уравнением
i=10- 2Y , IS1 описывается уравнением i=12- 2Y и LM0 описывается уравнением i= 2 + 0,5Y . Постройте графики IS и, LM и определите масштабы эффекта вытеснения (значительнее или незначительные) в модели IS-LM.
Слайд 38
Задание 19
на абсолютные преимущества во внешней торговле
Производство товаров Х и
У в единицу времени в странах А и Б составляет:
Страны
Продукт А В
Х, кг, в час 10 1
У, шт.ва час 1 6
Оцените, в производстве какого товара страна А имеет абсолютное преимущество? В производстве какого товара страна Б имеет абсолютное преимущество? Почему?
Слайд 39Решение задания 19
Из условия задачи видно, что страна А имеет
абсолютное преимущество в производстве товара Х, так как производительность труда
в производстве данного товара здесь выше (10 кг./час), чем в стране Б (1 кг/час). Страна Б имеет абсолютное преимущество в производстве товара У, так как производительность труда в производстве данного товара здесь свыше ( 6 шт./час), чем в стране А ( 1 шт. /час).
Слайд 40
Задание 20
на сравнительные преимущества во внешней торговле
Ниже представлена таблица производственных
возможностей страны Х и У по выпуску автомобилей и риса:
Страны
Продукт Х У
Автомобили, млн.шт. 10 20
Рис, млн.т 15 15
Слайд 41Решение задания 20
Страна Х: относительная цена автомобиля = 1,5 т.
риса (15:10), а относительная цена риса = 0,7 автомобиля
(10 :15).
Страна У: относительная цена автомобиля = 1,3 т риса (20:15) а относительная цена риса = 0,75 автомобиля
(15 :20).
Специализация страны целесообразна на товаре, относительная цена которого в данной стране ниже, чем в другой стране.
Таким образом, страна Х специализируется на производстве риса, а страна У – на производстве автомобилей.
Слайд 42Задание 21
на платежный баланс
Базируясь на данных платежного баланса (все цифры
в млрд.долл.), рассчитайте величину сальдо счета движения капитала:
товарный экспорт +40
товарный импорт - 30
экспорт услуг +15
импорт услуг -10
чистые доходы от инвестиций -5
чистые денежные переводы +10
приток капитала +10
отток капитала -40
официальные резервы +10
Слайд 43Решение задания 21
Счет текущих операций состоит из
статей Товарный экспорт (+40) , Товарный импорт (-30), Экспорт услуг
(+15), Импорт услуг (-10) Чистые доходы от инвестиций (-5), Чистые денежные переводы (+10).
Сальдо счета текущих операций равно :
+40-30+15-10-5+10 =+20 млрд.долл.
Слайд 44Задание 22
на платежный баланс
Базируясь на данных платежного баланса (все цифры
в млрд.долл.), рассчитайте величину сальдо счета движения капитала:
товарный экспорт +40
товарный импорт - 30
экспорт услуг +15
импорт услуг -10
чистые доходы от инвестиций -5
чистые денежные переводы +10
приток капитала +10
отток капитала -40
официальные резервы +10
Слайд 45Решение задания 22
Счет движения капитала состоит из статей
Приток капитала (+10) и Отток капитала (-40).
Сальдо счета движения капитала
составит +10 -40= -30 млрд.долл.
Слайд 46Задание 23
на платежный баланс
По приведенному ниже перечню внешнеэкономических операций
страна А составьте платежный баланс:
покупка
резидентами страны А ценных бумаг иностранных фирм - 70 ден.ед.;
импорт товаров и услуг в страну А – 115 ден.ед.;
экспорт товаров и услуг из страна А -135 ден.ен.;
денежные переводы от фирм в страну А – 50 ден.ед.;
продажа ценных бумаг страны А иностранцам - 75 ден.ед.;
импорт золота в страну А - 75ден.ед.
Слайд 47Решение задания 23
Статья
Дебет Кредит
Импорт 115
Экспорт 135
Покупка ценных бумаг 70
Продажа ценных бумаг 75
Денежные переводы 50
Импорт золота 75
Итого 260 260
Слайд 48Задание 24
на валютный курс
Предположим, что существует система золотого стандарта. Доллар
США имеет фиксированное золотое содержание при цене 20,67 долл. за
унцию, а британский фунт стерлингов – 4,25 ф. ст. за 1 унцию золота.
Каков обменный курс доллара на фунт стерлингов?
Что выгоднее при обменном курсе 6 долл. за 1 фунт стерлингов, имея 85 фунтов стерлингов, купить золото в Великобритании или конвертировать фунты в доллары и купить золото в США?
Слайд 49Решение задания 24
Курс доллара = 20,67 : 4,25 = 4,86
долл. за 1 фунт стерлингов (за 1 фунт стерлингов можно
купить 4,86 долл.).
85 ф. ст. : 4,25 = 20 унций золота; 85 ф. ст. х 6 = 510 долл.; 510 : 20,67 = 24,67 унций золота (выгоднее купить золото в США, конвертировав фунты в доллары).
Слайд 50Задание 25
на реальный валютный курс
Два одинаковых по своим качествам товара
– российский и американский – стоят соответственно 300 тыс. руб.
и 20 тыс.дол. номинальный обменный курс валюты США составляет 24 руб./ 1 дол. Каким при этом будет реальный обменный курс?
Слайд 51Решение задания 25
Реальный валютный курс можно определить как отношение цен
товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте:
300
тыс.руб. : 480 тыс. руб. = 0,6 (поскольку 1 долл. = 24 руб. то 20 тыс.долл. = 480 тыс.руб.).
Слайд 52Задание 26.
на паритет покупательной способности
В потребительскую корзину входят продукты
А,Б и С в количестве 5,25 и 40 единиц при
следующих ценах:
Продукты
Цена А Б С
В долларах 3 1 0,5
В рублях 45 25 15
Рассчитайте паритет покупательной способности доллара по отношению к рублю.
Слайд 53Решение задания 26
ППС это соотношение между двумя (или несколькими) валютами
по их покупательной способности к определенному набору товаров в форме
потребительской корзины. Для этого необходимо рассчитать наборы товаров в заданных количествах с ценами в рублях и долларах. Потребительская корзина в долларах: 3 х 5 + 1 х 25 + 0,5 х 40 = 60 долл. Потребительская корзина в рублях: 45 х 5 + 25 х 25 + 15 х 40 = 1450 руб.
Паритет покупательной способности (ППС) доллара к рублю = 1450 : 60 = 24,2 рубля.
Слайд 54Задание 27.
на паритет покупательной способности
Допустим, что цена потребительской корзины
страны А составляет 136 швейцарских франков, этот же показатель в
стране Б равен 100 долл.
Определите , что произойдет с обменным курсом доллара, если в стране А в два раза возрастут товарные цены, а в экономике страны Б положение останется прежним?
Слайд 55Решение задания 27.
Соотношение курсов валют определяется путем сопоставления валютных курсов
каждой из стран (цены национальных денежных единиц): 100 долл. =
136 франков. Цена 1 доллара страны Б равна 1,36 франка страны А.
С учетом роста цен на товары в стране А произойдут следующие изменения:
136 франков х 2 = 272 франка (новая цена потребительской корзины в стране А);
272 франка = 100 долл. Цена 1 доллара страны Б удвоилась по сравнению с первоначальными условиями и будет равна 2,72 франка.