Слайд 1Типы речи
Урок русского языка в 6 классе
Слайд 3Тема и основная мысль текста
Слайд 5Повествование
Повествовать – значит рассказывать о событиях в их
временной последовательности.
- Отвечать на вопрос: что случилось?
- События и действия
отображены в динамике, развитии.
То есть они развиваются, изменяются и изображают, что было сначала, потом, затем и наконец.
Слайд 6
Содержание повествования можно передать на нескольких кадрах
фотоаппарата (один кадр сменяет другой).
Слайд 7Композиция повествовательных текстов
1. Завязка (начало событий).
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4. Развязка
(итог событий).
Слайд 8Составьте текст-повествование
Слайд 9Определите тип речи
1)Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи…
А. Н. Плещеев «Весна»
2)Предвесеннее небо было
синим. Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце…
Слайд 10 Описание –
это мир в покое
( одна
фотография)
Слайд 11Описание
Отвечает на вопрос: какой?
- В тексте много прилагательных, сравнительных оборотов.
Найдите их.
Изображается статическая картина. (Статика – состояние покоя).
Во всем ощущается
морозное дыхание зимы.
За ночь на небе собрались тучи, а утром, словно пух, из них посыпались первые легкие снежинки.
Первый снегопад - самый красивый. Снег нежный, чистый, лежит на земле, как белый пух.
Слайд 12Рассуждение
Рассуждать – значит доказывать
Слайд 13Слова и предложения, используемые для связи частей рассуждения:
докажем это,
это можно доказать так (следующим образом),
обобщим все сказанное,
почему?
и вот почему,
таким образом,
это объясняется следующим,
следовательно.
Слайд 14 Чаще всего художественный текст сочетает в себе все
три типа речи:
повествование,
описание,
рассуждение.
И нам нужно научиться
пользоваться ими, чтобы уметь писать красивые тексты.
Слайд 15Определите типы речи
1)На рассвете недалеко от меня
кто-то зашелестел листьями.
В двух шагах от меня пробежал круглый, встопорщенный
ёж. Он пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя он вышел из-под куста и отправился по своим делам. Скоро ёж вернулся опять с добычей.
2)Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Он выступал вперед широкой отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами.
3)Я однажды побывала на соревнованиях по фехтованию. Мне эти сражения не понравились. Во-первых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. А во-вторых, это какой-то несовременный вид спорта. Ну кому придет в голову защищать себя при помощи шпаги! Нет, уж если бы я занималась спортом, то изучала бы бокс или еще лучше – самбо. Чтобы уметь постоять за себя в любых обстоятельствах.