Слайд 1Выполнила: Ильина Аксиния Александровна, педагог дополнительного образования
Слайд 2Справка
Борецкая роспись - русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует
с XVIII века.
Борок - древнее село на берегу Северной Двины
(ныне Виноградовского района Архангельской области), возникшее еще при заселении двинского края новгородцами.
Символ борецкой росписи - Древо. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья.
Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.
Слайд 3История
В деревне Скобели, возле пристани Борок, жила Пелагея Матвеевна
Амосова. Ее работы по росписи прялок широко известны. Живописцами были
и ее братья Степан, Никифор, Василий, Михаил, Кузьма.
Изготовлял прялки для Амосовых местный плотник Василий Иванович Никитин.
Вероятно, среди новгородских и ладожских переселенцев были и художники-иконописцы, и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий.
Слайд 4Технология
Крупные, массивные прялки вырезали из целого дерева с корнем.
Из нижней части ствола делали ножку прялки и головку, куда
привязывалась кудель при прядении, а из горизонтального ответвления корня - донце (сиденье пряхи).
Форма прялки здесь была всегда одна. Верхушку украшали «бобочками» или «бобошками» («городки», «маковки» - верхние круглые выступы), а низ головки – «сережками».
Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Редко – синий.
Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.
Слайд 5Сюжеты
Весьма широк круг сюжетов, которые живописцы любили применять при
росписи прялок: свадебные катания; сцены крестьянского труда - прядение, ткачество,
кормление птиц, полевые работы, выгон, убой скота, труд в лесу, в кузнице; сцены отдыха, винопития и чаепития.
Нередко такие бытовые сцены на борокских прялках сопровождаются надписями: «Везет молодец девицу на златогривых лошадях», «Эта прялочка изрядна, а хозяюшка обрядна».
Борокские прялки поражают своим богатством и пышностью. Господствует древнерусское узорочье, применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорных бордюров, рамок, уголков, скобок с «волнами», зубчиками и т. п.
Слайд 6Элементы
ВЕТОЧКА С ЯГОДАМИ - полукруг с крупной ягодкой посередине
веточки и ягодами поменьше по бокам. Могут быть красными, коричневыми,
оранжевыми, очень редко - синими. Все элементы обводятся черным контуром.
ТРИЛИСТНИКИ - как отдельные, так и сдвоенные, иногда с веточками и ягодками вместе. Могут быть красными, оранжевыми, коричневыми. Обводка черного цвета.
УГОЛКИ - это части рамок, состоящие из геометрических орнаментов (ромбики, треугольники, скобки), трилистников и веточек с ягодками.
ТЮЛЬПАН - символ борецкой росписи, царственно прекрасный цветок. В обе стороны от него бегут изящные, изогнутые листья.
ДРЕВО - декоративные цветы, которые напоминают дерево, в росписи их называют древом жизни. Это огромные цветы с толстыми прямыми стволиками стеблей, со сдвоенными трилистниками и ягодами клюквы под цветком. Древо обычно изображалось на среднем ставе прялки. Вокруг него - пышная растительность, на фоне которой сидели птицы.
РОЗЕТКИ - узоры в круге. Шесть или четыре лепесточка заключены в центре розетки, обрамленные круговым геометрическим орнаментом из треугольников или скобочек.
Слайд 10Геометрический орнамент. Розетки
Слайд 15Птицы: тетерев, павлин и сказочные
Слайд 16Кони: красные, оранжевые, иногда зеленые
Слайд 17Композиции: в квадрате и в круге