Слайд 1Тольяттинский
государственный университет
Психология сложного дефекта
Слайд 2Это тяжелые множественные нарушения в развитии ребенка (ТМНР).
Сложными нарушениями принято
называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного
ребенка. Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма.
Термин «множественные нарушения» или «сложное нарушение развития» используется как в России, так и за рубежом.
Под сложным дефектом подразумевают
Слайд 3В настоящее время известно не менее
10 разнозначных определений понятия
«множественные нарушения развития», которые трактуются по-разному:
«сложный дефект»,
«сложная структура
дефекта»,
«сложные аномалии развития»,
«сложные нарушения развития»,
«сочетанные нарушения»,
«комплексные нарушения»,
«комбинированные нарушения»,
«тяжелые и множественные нарушения»,
«сложный вариант нарушенного развития» и пр.
Слайд 4До сих пор в России не существует официального определения сложного
нарушения как особого вида детской и взрослой инвалидности. Инвалидность до
сих пор определяется по одному наиболее выраженному нарушению.
Слайд 5При осложненном дефекте возможно выделение ведущего (первичного) нарушения и осложняющих
его расстройств, которые носят вторичный характер.
Вторичные нарушения в развитии
затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем возрасте.
К ним относятся речь, тонкая моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.
Первичные и вторичные нарушения
Слайд 6Дискуссионной проблемой остается отнесение к сложному дефекту тех видов глубокого
органического поражения ЦНС, следствием которых являются нарушения развития у ребенка
с глубоким отставанием в умственном развитии.
В этом случае можно говорить о множественном виде нарушений, поскольку выраженная умственная отсталость сопровождается нарушениями развития или поражениями многих областей коры головного мозга, отвечающих за сенсорную, двигательную и речевую сферы человека.
Слайд 7Для ранней диагностики сложного нарушения очень важны знания о причинах,
которые могут привести к поражению сразу нескольких функций организма. Когда
мы имеем дело с одним первичным дефектом развития у ребенка, мы рассматриваем вероятность либо наследственного, либо экзогенного происхождения. Сложное нарушение развития может быть вызвано одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению.
Слайд 8один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот
(например, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение
двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы);
оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери);
Можно рассматривать несколько вариантов этиологически сложного нарушения:
Слайд 9каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо (например, ребенок
приобрел нарушение слуха в результате перенесенной скарлатины, а нарушение движений
наступило от травмы позвоночника);
оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома;
два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.
Слайд 10Наиболее изучены последние два варианта причин сложных нарушений, когда одно
заболевание (наследственное или экзогенное) может стать причиной сложного или даже
множественного нарушения развития у ребенка. В группе множественных нарушений у детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Реже встречаются хромосомные синдромы как виды сложных нарушений. Классический пример множественного дефекта хромосомного происхождения — это синдром Дауна. Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70 % случаев имеются нарушения слуха и в 40% — выраженный дефект зрения. Почти 30% детей с синдромом Дауна имеют множественный сенсорный дефект (нарушение зрения и слуха) в сочетании с умственной отсталостью.
Слайд 11К экзогенным по происхождению заболеваниям, приводящим к сложному и даже
множественному нарушению развития, относятся различные пренатально (внутриутробно) и постнатально перенесенные
заболевания.
Наиболее известными из таких внутриутробных заболеваний является
краснуха,
корь,
туберкулез,
токсоплазмоз,
цитомегаловирусная инфекция и др.
Слайд 12Другим известным внутриутробным хроническим вирусным заболеванием, которое может привести к
сложному дефекту, является цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ). Вирус этого заболевания передается
при близком контакте и считается наиболее распространенным среди всех врожденных инфекций. Заболевание часто протекает у детей почти без видимых симптомов и подтверждается только после лабораторных исследований. Как следствие этой врожденной инфекции у детей могут возникать изолированные нарушения (врожденная косолапость, глухота, деформация нёба и микроцефалия) или комплексные (глухота и нарушения зрения в виде хориоретинита или атрофии зрительных нервов, ДЦП и глухота и т.д.). Поскольку в последние годы успешно проводится профилактика внутриутробной краснухи, ЦМВ остается наиболее опасной инфекцией, последствием которой могут быть врожденные сложные нарушения у детей.
Слайд 13Такие постнатальные заболевания, как корь или скарлатина, тяжелый грипп или
нейроинфекции, перенесенные в детском возрасте, также могут привести к сложному
нарушению развития у ребенка. К сложному нарушению зрения и слуха с возрастом может привести тяжелый диабет и ряд других соматических заболеваний.
Слайд 14В последние годы специалисты отмечают рост числа детей с врожденными
нарушениями зрения и слуха, появившихся на свет глубоко недоношенными и
спасенными благодаря достижениям современной медицины. Примерно у 11 % недоношенных детей обнаруживаются аномалии развития глаз, приводящие к глубоким нарушениям зрения и даже слепоте. Ретинопатия недоношенных (поражение сетчатки) развивается у глубоко недоношенных детей при неадекватном кислородном режиме во время искусственного вынашивания в кювезах. Как следствие глубокой недоношенности у таких детей могут наблюдаться и нарушения слуха. Иногда к бисенсорному дефекту добавляется ДЦП или другие нарушения. Иногда глубокая недоношенность является следствием внутриутробно перенесенных инфекционных заболеваний. Но в большинстве случаев причины глубокой недоношенности остаются пока неизвестными.
Слайд 15По сочетанности нарушений можно выделить более 20 видов сложных и
множественных нарушений. Это могут быть различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых
и эмоциональных нарушений друг с другом (сложное сенсорное нарушение как сочетание нарушений зрения и слуха; нарушение зрения и системное нарушение речи; нарушения слуха и движений; нарушение зрения и движений), а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отсталость, слепота и умственная отсталость, двигательные нарушения и умственная отсталость; разные сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).
Слайд 16По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей с этим
видом сложного нарушения можно разделить на:
тотально или практически слепоглухих;
слепых
слабослышащих;
слабовидящих глухих;
слабовидящих слабослышащих.
Детей с сочетанными нарушениями зрения и речи можно разделить на:
слепых алаликов;
слабовидящих алаликов;
слепых детей с ОНР;
слабовидящих детей с ОНР.
Слайд 17Детей с нарушениями зрения и движений можно разделить на:
непередвигающихся
самостоятельно слепых;
непередвигающихся самостоятельно слабовидящих;
слепых с нарушениями движений (остаточные
явления ДЦП);
слабовидящих с остаточными нарушениями ДЦП.
Слайд 18Сочетание нарушений слуха и движений можно разделить на:
тяжелые формы
ДЦП и глухоты;
тяжелые формы ДЦП и тугоухости;
легкие формы
ДЦП и глухоты;
легкие формы ДЦП и тугоухости.
Возможно множество сочетаний, разных по выраженности сенсорных и двигательных нарушений, с разной по глубине умственной отсталостью.
Слайд 19Таким образом, разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого
из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить
программу их обучения и воспитания.
При этом необходимо постоянно следить за изменением состояния нарушенных функций и быть готовым не только к их будущему улучшению, но и к ухудшению или появлению новых проявлений других нарушений.
Слайд 20В случае сложного нарушения принято выделять детей с одновременно или
разновременно наступившими нарушениями. Это могут быть врожденные нарушения зрения и
слуха у ребенка, одновременно наступившие после заболевания менингоэнцефалитом в определенном возрасте. Это могут быть различные случаи разновременной потери слуха и зрения (одно нарушение врожденное, другое наступило в результате травмы или прогрессирующего наследственного заболевания в более позднем возрасте). В других случаях это может быть врожденная слепота и неподвижность после травмы позвоночника в подростковом возрасте.
Слайд 21Этот подход к классификации сложного нарушения у детей дошкольного возраста
также помогает нам понять неоднозначность течения многих видов сложного дефекта,
возможность перехода этих детей из одной категории нарушений развития в другую и т.д. Учет времени наступления нарушений особенно важен для детей с сенсорными нарушениями: для оглохших детей является очень важным степень сформированное их речи ко времени заболевания; для ослепших — запас их зрительных впечатлений, на которые можно опереться при ориентировке в окружающем.
Слайд 22По времени наступления сложных нарушений можно разделить на такие группы:
с
врожденным или ранним сложным дефектом;
со сложным нарушением, проявившимся или приобретенным
в младшем или старшем дошкольном возрасте;
с нарушением, приобретенным в подростковом возрасте;
с нарушением, приобретенным в зрелом возрасте;
с нарушением, наступившим в старческом возрасте.
Слайд 23Врожденное или очень рано наступившее сложное нарушение чрезвычайно осложняет процесс
развития ребенка и требует самого пристального внимания со стороны специалистов
разного профиля в течение всей его жизни. Рождение ребенка с комплексным тяжелым нарушением в семье почти сразу ставит вопрос о возможности его семейного воспитания. Именно эти дети чаще всего попадают в специальные Дома ребенка и клиники и прогноз их развития там самый печальный. Неизвестно ни одного случая благополучного развития ребенка со сложными нарушениями, от воспитания которого с рождения отказались его родители.
Слайд 24Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития
Единая комплексная программа
обследования детей с выраженным нарушением в психическом развитии должна включать'
обязательное медицинское, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое комплексное обследование каждого ребенка при первом обращении;
регулярные повторные обследования состояния зрения и слуха у детей со всеми видами аномалий развития;
регулярные повторные психолого-педагогические обследования всех детей с нарушениями развития;
направление всех семей на генетическое обследование.
Слайд 25Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития
Медицинское, или клиническое,
обследование должно включать участие врачей разных специальностей (педиатра, невролога, психиатра,
офтальмолога, отоларинголога и генетика), при этом нужно учитывать данные лабораторных, рентгенологических и других специальных обследований; в последние годы это, например, томография мозга и магнитно-резонансная томография (МРТ).
Слайд 26Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития
Нейрофизиологическое обследование может
состоять из электроэнцефалографии (ЭЭГ) и объективного обследования зрения и слуха
ребенка методом вызванных потенциалов. Особенно велика роль исследования слуховых вызванных потенциалов (СВП) и зрительных вызванных потенциалов (ЗВП).
Данные нейрофизиологического изучения ребенка могут существенно повлиять на заключение о наличии и выраженности сенсорных нарушений, о глубине и распространенности поражения ЦНС, о зрелости мозговых процессов.
Слайд 28Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития
Дефектолог вместе с
врачом суммирует полученные данные и дополняет ими историю развития ребенка,
полученную из беседы с членами его семьи, уделяя особое внимание описанию состояния ребенка ко времени заболевания, приведшего к сложному нарушению психического развития. По характеру и скорости восстановления нарушенных контактов со средой можно судить о перспективах развития ребенка с приобретенной потерей зрения и слуха. Для этого очень важно самым тщательным образом собирать все имеющиеся сведения об особенностях его психического развития до заболевания и своевременно начать восстанавливать утраченные связи, используя сохранные органы чувств.
Слайд 29Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития
Психолого-педагогическое обследование должно
включать исследование особенностей двигательной, познавательной и личностной сфер ребенка, ведущих
средств общения и уровня владения навыками самообслуживания. В случаях сложного и множественного нарушения развития у ребенка огромное значение имеют наблюдения за особенностями поведения и общения с окружающими в привычной для ребенка домашней обстановке или анализ видеоматериалов об этом. При обследовании нужно внимательно следить за особенностями реакции ребенка на новое помещение, наблюдать характер контактов ребенка с близкими взрослыми и с незнакомыми людьми, определять уровень сформированности предметных и игровых действий, возможности ребенка в принятии диагностических заданий от взрослого, реакция на помощь, оказываемую при их выполнении.
Слайд 30Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития
Задачей комплексного диагностического
обследования ребенка со сложным или множественным нарушением является описание физического,
соматического и психического состояния ребенка на момент обследования и разработка психолого-педагогических рекомендаций по его обучению и воспитанию.
Решить же вопрос о потенциальных возможностях развития каждого отдельного ребенка можно только в процессе его воспитания и обучения.
Слайд 31Сочетание двух и более дефектов развития представляют собой не просто
сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру,
отличную от его составляющих.
Такие дети требуют особого психолого-педагогического подхода, нуждаются в специальных условиях развития. На сегодняшний день в области специального образования одной из важнейших проблем является поиск наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания детей со сложными нарушениями.
Слайд 32Три основных направления работы с детьми со сложными нарушениями развития
Адаптация
Коррекция
Компенсация
Слайд 33Адаптация в психологии в широком смысле понимается как приспособление человека
к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта — биологический
и психологический.
Рассматриваемая в психофизиологии адаптация органов чувств (например, темновая адаптация) — это частное проявление биологической адаптации, которая включает все направления приспособления организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и другим физическим условиям), а также к возникающим изменениям в организме (заболеванию, потере какого-либо органа или ограничению его функций).
Слайд 34Психологический аспект адаптации — приспособление ребенка как личности к существованию
в обществе (в микро- и макросоциальной среде) в соответствии с
требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами. Психологическая адаптация происходит путем усвоения норм, правил и ценностей общества, в котором он живет (как в широком смысле, так и в более узком, включая образовательное учреждение, где учится ребенок, класс, семью). Основными проявлениями психологической адаптации человека следует считать взаимодействие с окружающими людьми (в том числе общение с ними) и активную деятельность.
Слайд 35Основными средствами психологической адаптации являются воспитание, образование, а также трудовая
и профессиональная подготовка.
Своеобразие адаптационных процессов при сложных нарушениях развития характеризуется
как недостатками определенных функциональных систем, вызванными органическими повреждениями анализаторов или центральной нервной системы, так и проявлениями некоторых общих закономерностей нарушенного психического развития. Из таких закономерностей наибольшее влияние на процесс адаптации оказывают трудности взаимодействия с окружающими людьми и замедленная скорость приема и переработки информации.
Слайд 36При работе с детьми со сложными дефектами развития самым главным
является уменьшение трудностей адаптации и максимально возможное приближение психического развития
аномальных детей к нормальному (так называемая нормализация) за счет коррекции и компенсации недостатков развития (если это возможно).
Слайд 37КОРРЕКЦИЯ (лат. сorrectio исправление, поправка) – система медико-педагогических мер, направленных
на исправление или ослабление недостатков в психофизическом развитии.
Под коррекцией подразумевается
как исправление отдельных дефектов (коррекция зрения, слуха, произношения), так и целостное влияние на личность ребенка в целях его обучения, воспитания и развития.
Слайд 38В отечественной дефектологии термин «коррекция» («педагогическая коррекция») впервые был применен
В.П.Кащенко по отношению к детям с отклонениями в поведении. Затем
он был распространен на умственно отсталых детей. Основное содержание деятельности вспомогательной школы определялось как коррекционно-воспитательная работа.
Слайд 39Сейчас коррекционная направленность обучения рассматривается как один из основных принципов
работы всех специальных образовательных учреждений.
Цель коррекционных занятий - повышение уровня
общего развития детей, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Слайд 40Компенсация функции (от лат. compensatio — возмещение) — восполнение или
замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных
заболеваний и травм. В процессе компенсации функция поврежденных органов или структур либо начинает осуществляться непострадавшими непосредственно системами путем усиления их деятельности (так называемая заместительная гиперфункция), либо происходит перестройка частично нарушенной функции (иногда с включением других систем). Компенсация является одним из важных видов адаптационных реакций организма.
Слайд 41
Компенсация функций на уровне сложных психических процессов осуществляется путем сознательного
переобучения, обычно с использованием вспомогательных средств. Например, компенсация недостаточности запоминания
производится путем рациональной организации запоминаемого материала, привлечения дополнительных ассоциаций, введения других приемов мнемотехники.
Слайд 42В процессе компенсации выделяют два этапа — срочной и долговременной
компенсации. Например, при утрате правой руки человек сразу же начинает
использовать левую для выполнения действий, обычно осуществляемых правой рукой, хотя эта срочная компенсация первое время оказывается заведомо несовершенной.
В дальнейшем в результате обучения и формирования в головном мозге новых временных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию — относительно совершенное выполнение левой рукой операций, выполнявшихся ранее правой рукой.
Слайд 43Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением
развития. – М., Просвещение, 2007
Блюмина М. Г. Распространенность, этиология и
некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов //Дефектология. — 1989. — № 3.
Розанова Т. В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом //Дефектология. — 1992. — № 2 — 3.
Бертынь Г.П., Лукашова И.Д., Певзнер М.С. Происхождение сложных дефектов у детей- в Кн. Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. -М, изд. АПН СССР, , 1985
Филипс К. Мама, почему у меня синдром Дауна? — М., 1998.
Литература