Слайд 2Задание 1
Помним, что надо найти ДВА ОДИНАКОВЫХ ответа, совпадающих информационными
единицами. Особое внимание уделяйте датам, названиям, именам: любой фактической информации,
которую легко перепутать при первом чтении. Иногда их меняют в ответе.
Слайд 3Задание 2
Сначала попробовать вставить слово, не читая задание (иногда оно
легко вставляется сразу).
Затем посмотреть, что попросили вставить и убедиться, что
вы нашли ту часть речи, которую попросили в задании (повторить союзы, наречия, частицы, разряды местоимений, вводные слова).
Иногда нужное слово можно найти в формулировках первого задания, прочитайте их и поищите нужную вам связь.
Слайд 4Задание 3
Внимательно читайте не только значения слов, но и примеры,
которые приведены после объяснений: часто именно они помогают выбрать верное
значение.
Слайд 5Задание 4
Слова из орфоэпического словаря нужно регулярно читать ВСЛУХ, чтобы
ухо привыкало к правильному звучанию, из тех, в которых ошиблись,
создать отдельный список и отрабатывать только эти слова.
На экзамене говорить будет нельзя, но вспоминайте именно звучание, а не написание предложенных в задании слов.
Слайд 6Задание 5
Презентация по паронимам находится по ссылке:
https://infourok.ru/prezentaciya-trudnie-sluchai-vibora-paronimov-zadanie-ege-1717312.html
Если вы не
уверены в каких-то словах, имеет смысл запоминать их в контексте,
чтобы помнить с какими словами они употребляются в языке.
Слайд 7Задание 6
По заданиям 6-7-8 была отдельная презентация.
Напомню, что при исключении
лишнего слова, нужно думать прежде всего о значении иностранных слов
(именно они не всегда нам ясны) или тех слов, которые ничего не добавляют в предложение (секунда времени, ладонью руки, свой автопортрет, цейтнот времени, вечерняя серенада, коренной абориген и т.п.)
При замене слова обращайте внимание на лексическую сочетаемость слов: иметь значение, играть роль, одеть кого-то, надеть что-то и т.п.
Слайд 8Задание 7
К этому заданию повторить:
Склонение числительных
Формы сравнения прилагательных и
наречий
Множественное число и родительный падеж существительных
Смотрите в файл «Грамматика»
Слайд 9Задание 7. Формы некоторых глаголов
Одеть – надеть
Запоминаем: надеть что-то, одеть
кого-то:
Я надел шапку, я одел брата.
Класть – положить
Класть – без
приставки, с приставкой используем корень -лож-: сложить, переложить, положить.
Положить тетрадь на стол; класть деньги в карман.
Формы повелительного наклонения
Лечь – ляг, лягте (ляжь, ляжьте);
Ехать – поезжай(те) (едь(те), ехай(те), езжай(те));
Ездить – езди(те) (ездий(те), ездь(те));
Бежать – беги(те) (бежи(те));
Лазать – лазай(те) (лазь(те)).
Формы настоящего времени
Ездить – я езжу, он ездит
Лазать – я лазаю, он лазает
Лазить – я лажу, он лазит
Пылесосить – я пылесошу, он пылесосит
Слайд 10Задание 7. Имена существительные
Названия предметов, употребляющихся обычно парами:
ботинок, бахил,
бутс, брюк, гетр, панталон, кастаньет, валенок, туфель, шаровар, шорт, мокасин,
сапог (но: сапогов-скороходов), чулок (но: носков); (без) погон, эполет; НО: гольфов, джинсов, кедов, клипсов, лампасов, рельсов;
названия некоторых национальностей, главным образом с основой на н и р:
англичан, армян, болгар, башкир, бурят, лезгин, осетин, румын, татар, туркмен, грузин, турок, хазар, цыган; НО: бедуинов, негров, сванов, калмыков, киргизов, мегрелов, монголов, таджиков, хорватов, якутов и т.д.
названия воинских групп:
(отряд) партизан, солдат; но: минеров, саперов; в собирательном значении - рота гренадер, гардемарин, кадет, гусар, драгун, улан; эскадрон и обозначении отдельных лиц - (трех) гренадеров, гусаров, гардемаринов, кадетов;
некоторые названия единиц измерения:
ампер, ватт, вольт; вариативные формы: граммов - грамм, килограммов - килограмм, каратов — карат, кулонов - кулон;
названия овощей и фруктов:
абрикосов, апельсинов, ананасов, гранатов, лимонов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов, но дынь, слив, яблок, груш.
Слайд 11Задание 7. Имена существительные
Множественное число с окончанием –а
Директор – директора,
инспектор – инспектора, катер – катера,
ордер – ордера, паспорт
– паспорта, округ – округа,
профессор – профессора, сторож - сторожа, хутор - хутора,
шулер - шулера, повар - повара, борт-борта,
вексель-векселя, вензель - вензеля, ворох - вороха,
китель - кителя, кузов - кузова, купол - купола,
окорок - окорока, погреб - погреба, тенор - тенора,
фельдшер - фельдшера, флюгель - флюгеля,
штабель - штабеля, штемпель - штемпеля
Слайд 12Задание 7. Имена существительные
Множественное число с окончанием –ы
Бухгалтер - бухгалтеры,
диспетчер - диспетчеры,
договор - договоры, лектор - лекторы, инженер
- инженеры,
редактор - редакторы, ректор - ректоры, тренер - тренеры,
грифель - грифели, возраст - возрасты, грунт - грунты,
конструктор - конструкторы, плейер - плейеры,
порт - порты, приговор - приговоры, сектор - секторы,
склад - склады, штаб - штабы, штурман – штурманы.
Внимание:
слесарь – слесари и слесаря, свитер – свитеры и свитера,
прожектор – прожекторы и прожектора.
Слайд 13Задание 9
Нужно различать безударные гласные в корне, которые
не проверяются
ударением (словарные слова),
2) проверяются ударением (ударение в проверочном слове
падает на ту букву, которую проверяем: гр_зовой – гроза – грозы) и
3) чередующиеся (повторяем список корней с чередование, особое внимание корням с чередованием
–а- (-я-) // ин (-им-): начать – начинать, нажать – нажимать, снять – снимать, смять – сминать, пожать – пожинать, распять – распинать, проклясть – проклинать, примять – приминать…
Слайд 14Задание 10
Приставки пре- и при- запомнить:
прислушаться, присмотреться, преподавать, преследовать, пригодный,
прибор, приключение, приличный, примитивный, причина, неприятности, восприятие, присутствовать, привилегия, приватный,
приоритет, предмет, преимущество, прельщать, знаки препинания, претить, не преминуть, прекословить, преамбула, президент, прерогатива, препарат, презумпция
Слайд 17Задание 10
Приставки на з/с
Список приставок:
Раз- / рас-
Без- / бес-
Воз- /
вос- (вз- / вс-)
Низ- / нис-
Из- / ис-
Через- / черес-
(чрез- / чрес-)
Приставки нес/нез не существует!!! Это приставки не- и с-:
Например: не-с-говорчивый
Слайд 18Задание 10
Твёрдый знак ставится в трех случаях:
1. После приставки на
твердый согласный перед корнем, начинающимся на е, ё, ю, я.
2.
В сложном прилагательном после корня двух-, трех-, четырех- перед корнем, начинающимся на е, ё, ю, я: двухъярусный.
3. В иноязычных словах (выучить!): адъютант, адъюнкт, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.
Слайд 19Задание 11-12
Выучить слова:
неотъемлЕмый, движИмый, колеблЕмый, незыблЕмый, РеЯть, сеЯть, веЯть, таЯть,
лелеЯть, блеЯть, кашлЯть, лаЯть, каЯться, затеЯть, чуЯть, надеЯться, маЯться, выменЯть, выровнЯть,
хаЯть, кланЯться, чаЯть – I спряжение;
видЕть, обидЕть, зависЕть, клеИть – II спряжение;
летЕть, гремЕть, горЕть, спАть, свистЕть. звенЕть – II спряжение;
гуттаперчЕвый, юродИвый, милостИвый, усовещИвать, девчОнка, опробОвать (я опробую), пышЕт (пышУщий) жаром (здоровьем), продлЕвать, затмЕвать, застрЕвать, горлИнка.
Слайд 20Задание 12
Выучить слова:
РеЯть, сеЯть, веЯть, таЯть, лелеЯть, блеЯть, кашлЯть, лаЯть,
каЯться, затеЯть, чуЯть, надеЯться, маЯться, выменЯть, выровнЯть, хаЯть, кланЯться, чаЯть, зиждИться,
зыбИться, брить , стелить – I спряжение;
видЕть, обидЕть, зависЕть, клеИть – II спряжение;
летЕть, гремЕть, горЕть, спАть, свистЕть. звенЕть – II спряжение;
неотъемлЕмый, движИмый, колеблЕмый, незыблЕмый
Слайд 21Задание 12
Запомнить!
Приставка ВЫ- оттягивает на себя ударение, прежде чем работать
со словом – уберите её!
вЫлетишь - летИшь
вЫживешь – живЁшь
Если вы
не убрали эту приставку, прежде чем определять спряжение глагола, – вы точно ошибётесь, так как в этих глаголах ударное личное окончание и спряжение положено определять по нему, а с приставкой вы- ударение смещается, при этом спряжение остаётся прежним.
Слайд 22Задание 13
Прилагательные намерен, обязан, склонен, расположен, рад, горазд, должен, люб,
готов, надобен, и пр. употребляются в современном русском языке только
в краткой форме! Именно эти краткие прилагательные с НЕ пишутся всегда раздельно.
Слово, несклоняемое в русском языке.
Написание слитное, т.к. это прилагательное, потому что зависимое слово не в творительном падеже. Причастием слова на -мый, образованные от глагола несовершенного вида и переходного становятся при наличии зависимого слова в творительном падеже.
Не склоняемое (кем?) мной – будет раздельно.
Слайд 23Задание 14
Запомнить:
бок о бок, впотьмах, впопыхах, второпях, вгорячах, натощак, воочию,
напоследок, насмарку, впрок, вволю, наотрез, вполголоса, впритирку, наизнанку, поодиночке, вмиг,
наспех, в упор, в обход, в общем, вообще, на совесть, исподлобья, поистине, исподтишка, из-под мышек, под мышкой, из-под носа, честь по чести, крест-накрест, с бухты-барахты, подобру-поздорову, худо-бедно, нежданно-негаданно, волей-неволей, видимо-невидимо, всего-навсего, вряд ли, впоследствии, как будто, то есть, в виде, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за счёт, за исключением, по мере, по поводу, по причине.
Слайд 24Задание 15
Запомнить:
неждаННый, негадаННый, невидаННый, неслыхаННый, чекаННый, нечаяННый, медлеННый, даННый,
ветреНый
– но безветреННый,
маслеНый – но промаслеННый,
смышлёНый, посажёНый отец,
назваНый брат, ранеНый, свиНой, юНый, стекляННый, оловяННый, деревяННый, недюжиННый.
Слайд 25Задание 16
Помнить!
В сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом запятая перед
союзом «и» не ставится!
[Мама пришла поздно], и [мы ужинали одни].
[Вчера
мама пришла поздно] и [мы ужинали одни].
Слайд 26Задание 17
Правильно выделяем границы оборотов: в оборот входит причастие (или
деепричастие) и все слова, которые зависят от него (по цепочке).
Помним,
что если однородные причастные или деепричастные обороты соединены союзом «и», то запятая между оборотами не ставится, ставим только запятые перед первым и после второго.
Слайд 27Задание 18
Помним, что никогда не являются вводными:
будто, вряд ли, едва
ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, непременно, вот, как
раз, всё-таки, обязательно, вдруг, словно, буквально, ведь, к тому же, по решению, по предложению, по постановлению, по представлению, поэтому, вдобавок, в конечном счете, примерно, небось, как будто, просто, решительно, словно, авось, в довершение, исключительно, как бы, между тем, приблизительно, притом.
Слайд 28Задание 19
Помним, что запятую ставим не перед союзным словом КОТОРЫЙ,
а там, где начинается придаточное (в том месте, где мы
задали к нему вопрос).
Слайд 29Задание 20
Запятые ставим там, где заканчиваются простые предложения, помним, что
их не нужно ставить между однородными придаточными, соединенными союзом «и»,
и в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.
При стечении союзов (друг за другом идут два союза: сочинительный и подчинительный или два подчинительных) надо принять решение о том, нужна ли запятая между этими союзами. Для того, чтобы это понять, нужно выбросить из предложения придаточное, начинающееся ВТОРЫМ из двух союзов. После этого смотрим, осталось ли предложение правильным грамматически:
ДА, выбросить можно , ДА, запятая нужна;
НЕТ выбросить нельзя, Нет запятая не нужна.
Если после придаточного стоят союзы ТО, НО, ТАК – выкинуть предложение не получится!
Слайд 30Задание 21
Внимательно относимся к различению тире между подлежащим и сказуемым
и при приложении.
Мы увидели озеро – огромную водную гладь.
Перед нами
раскинулось озеро – огромная водная гладь.
Озеро, раскинувшееся в ущелье, – огромная водная гладь.
Не забываем о неполных предложениях.
Слайд 31Задание 22
Читая утверждения, обращаемся к тексту, внимательно проверяем факты: названия,
даты, возраст, все детали, часто ошибка кроется в них.
Ищем предложения,
которые помогут точно увидеть соответствие – несоответствие.
Не путаем общеизвестные факты с теми, что есть в тексте.
Слайд 32Задание 23
Внимательно читаем утверждения в задании.
Помним:
повествование – что
произошло
описание – как выглядит кто-то / что-то
рассуждение: - позиция, идея
автора, размышления, ответ на вопрос что он думает (и почему)
Слайд 33Задание 25
Повторить разряды местоимений, частицы, формы слова, наречия, вводные слова.
При
поиске важно не только увидеть нужное слово в предложении, но
и убедиться, что оно соотносится с каким-то словом в предыдущем, иначе оно НЕ служит для связи предложений в тексте.
Помним, что личные местоимения в падежных формах сами на себя не похожи: Я – меня, мне, мной…
Слайд 34Задание 26
Порядок работы:
1) уточнить значение терминов
2) поделить на
синтаксические / лексические (тропы) / приемы
3) потом почитать аннотацию и
подобрать правильные ответы.
Приемы: диалог, вопросно-ответная форма изложения, лексический повтор, противопоставление, сравнение, цитирование.
Формы речи: монолог, диалог
К лексическим относятся также синонимы, антонимы (в том числе контекстные), диалектные слова, фразеологизмы.