Слайд 1ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Слайд 2Международная среда бизнеса
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИЙ?
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА?
Слайд 3
ТОРГОВАЯ (ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ) ПОЛИТИКА
это система мероприятий, направленных на достижение экономикой
данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и, одновременно, на
защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров.
Слайд 4НАПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
СВОБОДА ТОРГОВЛИ (ВТО)
ПРОТЕКЦИОНИЗМ ?????
В «чистом» виде не существуют!
Слайд 5СОВРЕМЕННЫЙ
ПРОТЕКЦИОНИЗМ
СВЕРХПРОТЕКЦИОНИЗМ
НАСТУПАТЕЛЬНЫЙ
(АГРЕССИВНЫЙ)
ЧАСТНО – МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕКТИВНЫЙ
Слайд 6
Средневзвешенный тариф (в %)
Слайд 8СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ
АВТОНОМНЫЕ МЕРЫ – национальное законодательство
ДВУСТОРОННИЕ МЕРЫ – состояние торгово-политического
режима, итоги споров
ПЛЮРИЛАТЕРАЛЬНЫЕ МЕРЫ ????
МНОГОСТОРОННИЕ МЕРЫ – общие принципы
Слайд 9
Торговые договоры и соглашения - правовая база осуществления внешнеэкономических связей
ДВУСТОРОННИЕ, ПЛЮРИЛАТЕРАЛЬНЫЕ И МНОГОСТОРОННИЕ
ДОГОВОРЫ ОБЩЕГО ТИПА И СПЕЦИАЛЬНЫЕ (двусторонние?)
Слайд 10МНОГОСТОРОННИЕ и ПЛЮРИЛАТЕРАЛЬНЫЕ ДОГОВОРЫ
СОГЛАШЕНИЯ СИСТЕМЫ ВТО – МНОГОСТОРОННЯЯ ТОРГОВАЯ СИСТЕМА
(ГАТТ, ГАТС, ТРИПС и т.д.)
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ / ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ
ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ (РТС/ПТС)
Слайд 11
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (1947)
На начальном этапе –
исключительно вопросы торгово-политического регулирования внешней торговли
8 раундов ГАТТ
Создание ВТО
Слайд 12ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЕГО РЕГЛАМЕНТАЦИЯ В РАМКАХ ВТО
Слайд 13РОЛЬ ПОШЛИН
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
Стоимостной барьер
Стимулирование развития отдельных отраслей экономики
ТОРГОВО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
Защита от конкуренции
Средство
достижения уступок
Слайд 14Виды таможенных пошлин
по целям взимания:
фискальные
протекционистские
по объекту обложения:
ввозные (импортные)
вывозные (экспортные) –НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
транзитные
Слайд 15по способу взимания:
адвалорные
специфические
комбинированные
в зависимости от страны происхождения:
максимальные (генеральные, общие)
минимальные
преференциальные
антидемпинговые
компенсационные
специальные
Слайд 17по характеру происхождения:
автономные
конвенционные (договорные) = минимальные
по степени регулирования:
связанные
несвязанные
Слайд 18ТАРИФНАЯ ЭСКАЛАЦИЯ : пример текстиля и одежды
Слайд 20Переговоры о тарифных уступках в рамках ВТО
«СВЯЗЫВАНИЕ» ПОШЛИН
ПРИНЦИП СТРАНЫ-ГЛАВНОГО ПОСТАВЩИКА/
ПОТРЕБИТЕЛЯ
ПАКЕТНЫЙ МЕТОД
ПРИНЦИП ВЗАИМНОСТИ
ПРИНЦИП ВЗАИМНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ
Слайд 21СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ:
ЦЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ
ВЗИМАНИЕ АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ ПОШЛИН
ПРИМЕНЕНИЕ ТАРИФНЫХ
КВОТ
ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАКОВ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ТОРГОВАЯ СТАТИСТИКА
Слайд 22ПРИНЦИПЫ В ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ РАЗЛИЧНЫ
ВНУТРИ СТРАНЫ МОГУТ
РАЗЛИЧАТЬСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛИ И КАТЕГОРИИ СТРАН
БАЗОВЫЕ
в зависимости от
добавленной стоимости
по изменению товаром товарной позиции
СМТК vs. HS?
Слайд 23Нетарифные средства регулирования торговли: общая характеристика и особенности применения
Слайд 24Средства нетарифного регулирования
ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в
группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу
выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота.
Слайд 26КЛАССФИКАЦИЯ
ПАРАТАРИФНЫЕ МЕРЫ
МЕРЫ КОНТРОЛЯ НАД ЦЕНАМИ
ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ
МЕРЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
МЕРЫ
КОЛИЧЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ МЕРЫ
ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ
Слайд 27По назначению:
Специально созданные с целью регулирования внешней торговли (запреты, квотирование,
лицензирование, ДОЭ и др.)
Меры, возникающие в результате проведения технической политики,
норм охраны здоровья, финансового и административного регулирования.
? Побочное действие ?
Слайд 28РЕГУЛИРОВАНИЕ
В первом случае – развитая законодательная и административная база.
Уполномоченные
– органы исполнительной власти
Во втором случае – международное сообщество стремится
к разработке правил, чтобы свести к минимуму их ограничительное воздействие
Слайд 29
Количественные ограничения экспорта и импорта (разрешительный режим)
прямая административная форма
государственного регулирования внешнеторгового оборота.
Слайд 30КОНТИНГЕНТИРОВАНИЕ (КВОТИРОВАНИЕ)
ограничение ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством,
объемом или суммой на установленный период времени.
Слайд 31·
ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК (ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ)
ввоз или вывоз товаров при наличии лицензии
Слайд 32Соглашение о процедурах импортного лицензирования
УПРОЩЕНИЕ И УНИФИКАЦИЯ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ ПРИ
ВЫДАЧЕ ЛИЦЕНЗИЙ
Правила выдачи лицензий
Не должны создавать препятствий, создаваемых контингентом
Предоставление информации
по индивидуальному лицензированию
Национальный режим
Требования к получателю лицензии
Слайд 33ПРАВОВАЯ БАЗА
Ст. Х1: отказ от количественных ограничений
Ст. ХП
: количественные ограничения «для обеспечения внешнего финансового ограничения и равновесия
платежного баланса»
Ст. ХШ: Недискриминационное применение количественных ограничений
Ст. ХIV: «Исключения из правила недискриминации»: применение количественных ограничений выборочно с указанием ситуаций, когда это возможно
Слайд 34ПРАВОВАЯ БАЗА (2)
Статья XIX
Чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров:
Соглашение по защитным мерам в торговле
Слайд 35
Статья XX Общие исключения
для защиты общественной морали;
для защиты жизни
или здоровья человека, животных и растений;
относящихся к ввозу или
вывозу золота или серебра;
для обеспечения соответствия законам или правилам, которые относятся к обеспечению соблюдения таможенного законодательства, правил о монополиях, защите патентов, товарных знаков и авторских прав;
к товарам, произведенным заключенными;
Слайд 36Статья XX Общие исключения (2)
для охраны национальных сокровищ художественной, исторической
или археологической ценности;
консервация истощаемых природных ресурсов, если подобные меры
проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления;
принимаемых во исполнение обязательств по межправительственному товарному соглашению;
(i) связанных с ограничением экспорта отечественных материалов, необходимых для обеспечения достаточным количеством таких материалов отечественной обрабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие материалы держится на более низком уровне, чем мировая цена, как часть осуществляемого правительством плана стабилизации; при условии, что такие ограничения не содействуют расширению экспорта или защите этой отечественной промышленности и не отступают от положений настоящего Соглашения, касающихся недискриминации;
(j) существенных для приобретения или распределения товаров, являющихся дефицитными в целом или для конкретного региона; при условии, что любые такие меры совместимы с принципом, что все договаривающиеся стороны имеют право на справедливую долю в международных поставках таких товаров, и что любые такие меры, не совместимые с другими положениями настоящего Соглашения, прекращаются, как только условия, ставшие причиной их применения, перестали существовать. ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ рассмотрят необходимость сохранения настоящего пункта не позднее 30 июня 1960 г.
Слайд 37Статья XX Общие исключения (3)
ограничение экспорта отечественных материалов, необходимых для
обеспечения достаточным количеством таких материалов отечественной обрабатывающей промышленности;
существенных для приобретения
или распределения товаров, являющихся дефицитными в целом или для конкретного региона; при условии, что любые такие меры совместимы с принципом, что все договаривающиеся стороны имеют право на справедливую долю в международных поставках таких товаров
Слайд 38Ст. ХХI Исключения по соображениям безопасности: запреты и ограничения на:
Предоставление какой-либо информации, раскрытие которой страна считает противоречащим существенным
интересам ее безопасности,
Возможность предпринимать такие действия, которые страна считает необходимыми для защиты существенных интересов своей безопасности…
(iii) если они принимаются в военное время или в других чрезвычайных обстоятельствах в международных отношениях…
Любые действия во исполнение обязательств по Уставу Организации Объединенных Наций для сохранения мира во всем мире и международной безопасности.
Слайд 39Меры защиты внутреннего рынка
Соглашение по защитным мерам (квоты и специальные
пошлины)
Соглашение о применении статьи VI ГАТТ (антидемпинговые пошлины)
Соглашение по субсидиям
и компенсационным мерам (компенсационные пошлины)
Слайд 40МЕХАНИЗМ:
ПОДАЧА ИСКА ОТ ИМЕНИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ПРОВЕДЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ
УСТАНОВЛЕНИЕ МЕР
ЦЕЛЬ –
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕСПРАВЕДЛИВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Слайд 41Введение меры
ПРОЦЕДУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Расследование (квази-судебная процедура) и выявления обстоятельств,
требующих компенсации ущерба.
СУБСТАНТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Доказательство факта демпинга и материального ущерба
Лекция 3 для слушателей ЕУИ
Слайд 42Демпинг
Продажа товара по цене ниже нормальной, т.е. продажной цены, по
которой аналогичный товар может быть продан на рынке страны экспортера
Рассчитывается на основе цены, реально уплачиваемой независимым покупателем на внутреннем рынке при обычном ходе торговли
Комитет по а/д практике (представители всех стран)
Слайд 43Корзины субсидирования
Красная корзина
группа мер, в отношении которых принимаются обязательства по
связыванию первоначального уровня субсидирования и его последующего поэтапного сокращения
меры экспортного
субсидирования.
Обязательства по сокращению субсидирования реализуются в течение 6 –летнего, с момента присоединения к Соглашению, периода, по затратам – на 36 % от первоначально связанного размера субсидий, и по объему – на 21 %.
Слайд 44Желтая корзина
меры, оказывающие искажающее воздействие на производство и реализацию продукции,
в отношении которых принимаются обязательства по связыванию первоначального уровня поддержки
и его последующему поэтапному сокращению в течение 6-летнего, с момента присоединения, переходного периода в размере 20 процентов от исходного связанного
Интегрированный показатель объема финансирования таких мер, составляющий ежегодную сумму всех видов государственной поддержки, на которые распространяются обязательства по связыванию и сокращению - «агрегированная мера поддержки» (АМП).
Слайд 45Зеленая корзина
группа мер, в отношении которой не принимается обязательств по
связыванию
включает направления государственной поддержки, не оказывающие или оказывающие минимальное
искажающее воздействие на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции.
общий критерий отнесения тех или иных мер к «зеленой корзине» - такие меры финансируются из государственного бюджета на основе законодательства и решений Правительства, а не за счет средств потребителей и не имеют следствием поддержания цен производителей.
Слайд 46Специфическая субсидия – это:
Субсидия, которая предоставляется:
конкретному производителю
экспортёру
объединению производителей
объединению экспортёров
отрасли
экономики
Либо направлена на:
стимулирование экспорта товара
замещение импорта товара
Слайд 47Роль стандартов
Широкий выбор товаров и возможность выбора
Инструмент маркетинга
Социальная функция
Слайд 48Технические нормы и стандарты
Техническое нормы (регламенты) – обязательные
Технические
стандарты – добровольные
Включают в себя:
Характеристики продукции, включая качество
Процессы и методы производства
Терминология и символика
Требования к упаковке и маркировке
Слайд 49СОГЛАШЕНИЕ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ БАРЬЕРАМ В ТОРГОВЛЕ (TBT)
Не применять в дискриминационных
целях
При разработке учитывать международные стандарты
Доступ к национальным методам испытаний и
сертификации
Взаимное признание сертификаций и стандартов
Комитет по техническим барьерам
Нотификация
Слайд 50САНИТАРНЫЕ И
ФИТО-САНИТАРНЫЕ МЕРЫ (SPS)
Цель введения: защита жизни и
здоровья человека, животных и растений путем обеспечения безопасности продуктов питания
и предотвращения заболеваний
Слайд 51РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ТБТ И СФС
Значение научных показателей
СФС: основаны только
на научных данных
ТБТ: использование научных аргументов как цель применения стандартов
Применение РНБ
ТБТ: применяется
СФС: могут быть country-specific
Слайд 52РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ТБТ И СФС (2)
Отклонения от стандартов
СФС: в случае
научного обоснования или если более высокий уровень требований оправдан
ТБТ: климатические,
географические или технологические особенности
Превентивность мер
ТБТ: не применяется
СФС: могут быть применены превентивно
Слайд 54Общая характеристика современной системы разрешения споров
Слайд 55Международные торговые споры
Споры между государствами, связанные с применением или
угрозой применения мер, ограничивающих доступ на соответствующие рынки товаров, капиталов,
услуг или рабочей силы.
Ведутся только государствами
Меры в нарушение обязательств
Меры, не нарушающие обязательства, но влекущие угрозу для другой страны
Слайд 56МЕХАНИЗМ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
ДОГОВОРЕННОСТЬ О ПРАВИЛАХ И ПРОЦЕДУРАХ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ (ДПРС)
- ОРС:
СОЗДАНИЕ СПЕЦ. ГРУПП ЭКСПЕРТОВ;
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ РЕШЕНИЙ;
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ УСТУПОК В
ОТНОШЕНИИ СТРАН-НАРУШИТЕЛЕЙ ГАТТ
Слайд 58Учреждение третейской группы
2 независимых эксперта в области торговли
Реестр квалифицированных представителей
правительств и неправительственных экспертов
Проблема выбора экспертов