Слайд 1Трезвучия и их обращения.
Педагог дополнительного образования ГБОУ лицей 101
Выборгского р-на Санкт-Петербурга
Незнанова Т.Е.
Слайд 2
Трезвучие – это аккорд состоящий из трех
звуков, расположенных по терциям.
Мажорное трезвучие
В основе мажорного трезвучия лежит большая терция, над которой сверху надстраивается малая. Таким образом, интервальный состав этого трезвучия – большая терция + малая терция. Для обозначения мажорного (или по-другому большого) трезвучия используют заглавную букву Б, полное обозначение – Б53. Например, если мы хотим построить большое трезвучие от «до», то отложим от этой ноты сначала большую терцию «до-ми», потом сверху прибавим ещё и малую от «ми» — «ми-соль». Трезвучие получилось из звуков ДО, МИ и СОЛЬ.
Слайд 3
Если строить такое
трезвучие от «ре», сначала пишем большую терцию «ре фа-диез», затем
к «фа-диезу» прицепляем малую – «фа-диез ля». Таким образом, мажорное трезвучие от «ре» — это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ.
Задание:
Постройте письменно, мажорные трезвучия от остальных звуков, которые можно сыграть на белых клавишах фортепиано, то есть от МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Слайд 4 Мажорное трезвучие очень часто можно встретить в
музыке – в мелодиях песен или инструментальных пьес, а также
в фортепианных или гитарных аккомпанементах, или в оркестровых партитурах. Яркий пример использования мажорного трезвучия в мелодии песни, всем знакомая «Песня про капитана» Исаака Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Помните знаменитый припев со словами: «Капитан, капитан, улыбнитесь…»? Так вот, в основе его мелодии как раз и лежит движение вниз по звукам мажорного трезвучия:
Слайд 5 Минорное трезвучие
В основе минорного
трезвучия лежит, соответственно, минорная малая терция, и над ней уже
надстраивается большая. Таким образом, его интервальный состав будет таким: малая терция + большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53. Если строить малое трезвучие от «до», сначала откладываем «до ми-бемоль» — малую терцию, затем к «ми-бемолю» добавляем большую – «ми-бемоль соль». В итоге у нас получается аккорд из звуков ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ.
Слайд 6 Ещё один пример – построим минорное трезвучие
от «ре». Малая терция от «ре» — это «ре-фа», плюс
от «фа» большая терция – «фа-ля». Все звуки искомого трезвучия, таким образом, это РЕ, ФА и ЛЯ.
Задание:
постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.
Слайд 7 Минорное трезвучие тоже широко используется в музыке
в самых разных композициях, иногда и с его звучания начинаются
песни. Так, например, с малого трезвучия начинается мелодия известнейшего хита своего времени – песни «Подмосковные вечера» композитора Василия Соловьева-Седого. В самом начале на словах «Не слышны в саду…» мелодия как раз и проходит по звукам малого трезвучия:
Слайд 8
Увеличенное трезвучие Увеличенное трезвучие получается в
том случае, когда соединяются две большие терции. Для записи трезвучия
используют сокращённое обозначение «Ув», к которому прибавляются числа 5 и 3, указывающие на то, что аккорд является именно трезвучием – Ув53. Рассмотрим примеры. От звука «до» увеличенное трезвучие идёт по нотам ДО, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Обе терции – «до ми» и «ми соль-диез», как и должно быть, большие.
Слайд 9Задание:
От остальных звуков вы, уже имея некоторый
опыт, можете легко построить такие трезвучия самостоятельно в тетради.
Постройте увеличенное трезвучие от звуков МИ; ФА; СОЛЬ; ЛЯ; СИ
Увеличенное трезвучие, как и мажорное, и минорное, естественно, применяется в музыке во многих случаях. Но из-за того, что оно звучит неустойчиво, с него музыкальные произведения, как правило, не начинают. Увеличенное трезвучие можно встретить, главным образом, в середине песни или инструментальной пьесы.
Слайд 10 Уменьшённое трезвучие
Уменьшённое трезвучие является полной
противоположностью по отношению к увеличенному аккорду. Оно состоит из двух
малых терций. Принцип обозначения – аналогичный: сокращённая запись «Ум» и числа трезвучия (5 и 3) – Ум53. Если мы строим уменьшённое трезвучие от звука «до», то нужно построить и соединить две малых терции: первая – «до ми-бемоль», вторая – «ми-бемоль соль-бемоль». Итак, мы получили следующее: ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ – вот те звуки, которые образуют нужное нам трезвучие.
Задание:
Уменьшённые трезвучия от остальных основных ступеней (РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) постройте самостоятельно.
Слайд 11 Обращение трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд
Любые
созвучия, в том числе и трезвучия, можно обращать – то
есть путём перестановки звуков получать новые виды аккордов. Все обращения выполняются по единому принципу: нижний звук исходного аккорда переносится на октаву выше, в результате получается другой аккорд.
Все трезвучия имеют по два обращения:
Первое называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом.
Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух чисел: 6 и 4.
Слайд 12 Например, выполним обращение мажорного трезвучия «до-ми-соль». Нижний звук
«до» переносим на октаву выше, остальные звуки просто переписываем, оставляя
их на своих местах. У нас получился секстаккорд «ми-соль-до». Теперь выполним следующее обращение, работать мы будем уже с полученным нами секстаккордом. Нижний звук «ми» переносим вверх на интервал чистой октавы, остальные звуки просто переписываем. Получаем, таким образом, квартсекстаккорд из звуков «соль-до-ми». Это обращение было второе и последнее. Если же попытаться сделать ещё одно обращение, то мы вернёмся к тому, от чего изначально отталкивались. То есть если в квартсекстаккорде «соль-до-ми» перенести бас «соль» на октаву выше, то получится обыкновенное трезвучие «до-ми-соль». Таким образом, мы убеждаемся в том, что трезвучие действительно имеет только два обращения.
Слайд 13 Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов? Так
как трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и
квартсекстаккордов также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим. Для примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких интервалов они состоят. Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.
Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы уже знаем. Мажорный секстаккорд складывается из малой терции (в нашем примере это «соль-диез си») и чистой кварты (ход «си-ми»).
Слайд 14 Мажорный квартсекстаккорд начинается с чистой кварты (звуки
«си-ми» в основании аккорда), к которой затем прибавляется большая терция
(в примере – «ми соль-диез»). Таким образом, мы получили следующее правило: Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта + большая терция. Минорный секстаккорд и квартсекстаккорд Малое трезвучие от МИ строится по звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних знаков альтерации). Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ, СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ,
Слайд 15 Минорное трезвучие образовано двумя терциями – малой
«ми-соль» и большой «соль-си». Малый секстаккорд состоит из большой терции
(звуки «соль-си») и чистой кварты (звуки «си-ми»), а малый квартсекстаккорд, наоборот, начинается с кварты (в примере – «си-ми»), к которой добавлена малая терция (в примере это звуки «ми-соль»).
Слайд 17 Зачем вообще нужно знать, из каких
интервалов сложен тот или иной аккорд? Это нужно для того,
чтобы легко строить нужное созвучие от любого музыкального звука. Например, построим все рассмотренные сегодня нами аккорды от звука РЕ.
Большое трезвучие от РЕ мы уже строили, его комментировать дополнительно не будем. Это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ. Мажорный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА, СИ-БЕМОЛЬ («ре-фа» — малая терция, а «фа си-бемоль» — чистая кварта). Мажорный квартсекстаккорд от этой же ноты – РЕ, СОЛЬ, СИ (чистая кварта «ре-соль» и большая терция «соль-си»). Малое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ. Минорный секстаккорд от данной ноты – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ (большая терция «ре фа-диез» + чистая кварта «фа-диез си»). Минорный квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (чистая кварта «ре-соль» + малая терция «соль си-бемоль»).
Увеличенное трезвучие от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ-ДИЕЗ. Увеличенный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ-БЕМОЛЬ (сначала большая терция «ре фа-диез», затем уменьшённая кварта «фа-диез си-бемоль»). Увеличенный квартсекстаккорд от того же звука – РЕ, СОЛЬ-БЕМОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (уменьшенная кварта в основании «ре соль-бемоль» и большая терция над ней «соль-бемоль си-бемоль»). Уменьшённое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Уменьшённый секстаккорд от этого звука – РЕ, ФА, СИ («ре-фа» — малая терция, «фа-си» — увеличенная кварта). Уменьшённый квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ (увеличенная кварта в основании «ре соль-диез», и малая терция над ней «соль-диез си»). Все обращения трезвучий обладают собственной выразительной силой и широко используются в музыке в самых разных произведениях.
Слайд 18
Сегодня мы повторяли
построение различных трезвучий и их обращений от разных нот.
Вспомнили, что такое трезвучие вообще и какие бывают у него обращения, как они называются, обозначаются на письме и как строятся на нотном стане.
Узнали из каких интервалов они состоят.
Все трезвучия, которые мы сегодня прошли, построены вне лада, и поэтому мы не говорили о том, главные они или побочные, а говорили о том, что они МАЖОРНЫЕ, МИНОРНЫЕ, УВЕЛИЧЕННЫЕ или УМЕНЬШЕННЫЕ.
Обязательно выполните задания, которые были предложены в презентации для закрепления материала и так же выполните последнее
Задание:
Постройте главные трезвучия лада и их обращения в тональности F-dur и определите какими они являются – мажорными, минорными, увеличенными или уменьшенными.
Материал для составления презентации взят с сайта
https://muz-teoretik.ru/