Разделы презентаций


Целеполагание в технологии обучения предмету Физическая культура Тема: ЛЕКЦИЯ

Содержание

ПЛАН1. Проблемы целеполагания в теории и практике преподавания предмета «Физическая культура»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Целеполагание в технологии обучения предмету «Физическая культура»
Тема:
ЛЕКЦИЯ 14

Целеполагание в технологии обучения предмету «Физическая культура»Тема:ЛЕКЦИЯ 14

Слайд 2ПЛАН
1. Проблемы целеполагания в теории и практике преподавания предмета «Физическая

культура»

ПЛАН1. Проблемы целеполагания в теории и практике преподавания предмета «Физическая культура»

Слайд 32. Процедуры целеполагания в циклах технологии
учебно-воспитательного процесса
ПЛАН

2. Процедуры целеполагания в циклах технологии учебно-воспитательного процесса ПЛАН

Слайд 43. Цели учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»
ПЛАН

3. Цели учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» ПЛАН

Слайд 54. Факторы оптимальности содержания образования, форм организации и методов учебно-воспитательного

процесса
ПЛАН

4. Факторы оптимальности содержания образования, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса ПЛАН

Слайд 6ПЛАН
1. Проблемы целеполагания в теории и практике преподавания предмета «Физическая

культура»

ПЛАН1. Проблемы целеполагания в теории и практике преподавания предмета «Физическая культура»

Слайд 7Целеполагание - это процедура, ориентированная на определение конечных, промежуточных и

текущих результатов функционирования процесса обучения по данной дисциплине.
Для исследования этих

частнодидактических затруднений были проведены социологические исследования с 687 учителями физической культуры со стажем работы от 1 года до 30 лет и более работавших в общеобразовательных школах различных регионов России.

Сложность и многоаспектность предмета «Физическая культура» (образовательного, воспитательного и оздоровительного характера), вызывают серьезные затруднения в деятельности учителя физической культуры именно в целеполагании

Целеполагание - это процедура, ориентированная на определение конечных, промежуточных и текущих результатов функционирования процесса обучения по данной

Слайд 8Выявлены разноречивые толкования ими цели
преподаваемой дисциплины:
Укрепление
здоровья школьников—
30 %

ответивших
подготовка к
сдаче нормативов
— 28%
воспитание
всесторонне развитых
людей —

18%

физическое
совершенствование
учащихся — 16%

затруднялись с
ее определением
9%.

Аналогичные результаты получены в исследованиях
целевой ориентации преподавателей
физического воспитания

учителя выдвинули цели, направленные
на развитие индивида (укрепление здоровья,
повышение уровня физической готовности)

На первое
место

расположились цели, связанные с
социальным, психологическим и
интеллектуальным развитием учащихся

На второе
место

Выявлены разноречивые толкования ими цели преподаваемой дисциплины:Укреплениездоровья школьников— 30 % ответившихподготовка к сдаче нормативов — 28%воспитание всесторонне

Слайд 9Разноаспектность в толковании цели предмета «Физическая культура» может быть рассмотрена

с различных сторон
Это широта возможностей данной
учебной

дисциплины воздействовать на развитие
личности учащегося

Первое

это пробелы в формировании целеполагающего компонен-
та педагогической деятельности, что подтверждается такими
затруднениями учителей физической культуры, как форму-
лировка цели школьного звена системы физического воспитания
и неумение дифференцировать ее по формам организации
физического воспитания учащихся образовательных школ

Второе

Последнее и есть один из основных субъективных
факторов, обусловливающих недостаточную
эффективность учебно-воспитательного
процесса по физической культуре в школе.

Разноаспектность в толковании цели предмета «Физическая культура» может быть рассмотрена с различных сторонЭто широта возможностей данной

Слайд 10 Оперативные планы (семестр, триместр, четверть)
не содержат конкретно

сформулированных целей учебно-
воспитательного процесса по физической культуре.
Анализ практической деятельности показал

следующее:

Выявлена преемственность учебного материала,
содержащегося в документах перспективного,
оперативного и текущего планирования

Обнаружены значительные расхождения между мнимой целью
учебной деятельности педагога, на которую он якобы ориентиро-
вался в учебном году и реальными результатами, достигнутыми
в конце соответствующих циклов.

Все это свидетельствует о несформированности у учителей умения оперировать целями преподаваемой дисциплины, разрабатывать их.

Оперативные планы (семестр, триместр, четверть) не содержат конкретно сформулированных целей учебно-воспитательного процесса по физической культуре.Анализ

Слайд 112. Процедуры целеполагания в циклах технологии
учебно-воспитательного процесса
ПЛАН

2. Процедуры целеполагания в циклах технологии учебно-воспитательного процесса ПЛАН

Слайд 12 Сущность содержания понятия целеполагание делает очевидным потребность

в разработке системы целей, которая отражает структуру циклов учебно-воспитательного процесса

по физической культуре в школе.

Учителю физической культуры общеобразовательной школы со сравнительно небольшим контингентом учащихся приходится самому выполнять сложную и трудную работу — конкретизировать цель преподаваемой дисциплины.

Для этого учитель обращается к нормативно-директивному документу, где данная цель сформулирована. Такими документами могут быть:

«ГОС области образования
"Физическая культура"»

Первое

обязательный минимум
содержания по предмету
«Физическая культура»;

Второе

примерная учебная
программа по дисциплине

Третье

Сущность содержания понятия целеполагание делает очевидным потребность в разработке системы целей, которая отражает структуру

Слайд 13Цель предмета
Цель предмета по ступеням школы
Цель предмета для
начальной школы
Цель предмета

для
основной школы
Цель предмета для
полной средней школы
Цель предмета по годам обучения

в школе (классам)

Цели предмета по четвертям учебного года

Цели отдельных уроков физической культуры

Логика целеполагания в технологии дидактических процессов по физической культуре в общеобразовательной школе

Первый этап. Цель учебного предмета «Физическая культура» подразделяется на три подцели: цель предмета для начальной школы, цель предмета для основной школы и цель предмета для полной средней школы.

Цель предметаЦель предмета по ступеням школыЦель предмета дляначальной школыЦель предмета дляосновной школыЦель предмета дляполной средней школыЦель предмета

Слайд 14Второй этап. Определяется возможность дифференцировать выделенные параметры знаний, двигательные навыки

и умения, уровни развития двигательных качеств, норм и требований, виды

физкультурной деятельности школьников в соответствии с особенностями их половозрастного развития по ступеням общеобразовательной школы (начальной, основной, полной средней).

Результатом этой работы могут быть конкретно сформулированные цели предмета «Физическая культура» каждой ступени общеобразовательной школы.

Например, цель — обеспечить начальное общее образование учащихся I — III(IV) классов по физической культуре — можно подразделить на три (четыре) цели.

Заложить основу начального общего
образования учащихся I класса на
материале элементарных теоретических
сведений по физической культуре,
двигательных навыков и умений по
основным жизненно важным движениям

Продолжить общее начальное
образование учащихся II класса на
материале базовых теоретических
сведений, основных движений

Завершить начальное общее образование учащихся III- IV класса
путем формирования элементарных знаний системного характера,
навыков и умений по основным жизненно важным
двигательным действиям, обеспечение готовности к выполнению
норм и требований, а также использовать знания навыки и
умения в самостоятельных занятиях физической культурой.

Второй этап. Определяется возможность дифференцировать выделенные параметры знаний, двигательные навыки и умения, уровни развития двигательных качеств, норм

Слайд 15Третий этап. Дифференцирование целей предмета для начальной, основной и полной

средней школы на каждый год обучения школьников в данном образовательном

учреждении — учебные классы.

Четвертый этап. Определение целей на период учебного года: четверти, триместры или семестры

Пятый этап (совпадающий по своему назначению и содержанию с подготовкой учителя к уроку физической культуры). Определяется и детализируется цель конкретного и наименьшего отрезка педагогического процесса — урока физической культуры.

Особенность технологии учебно-воспитательного процесса в том, что после разработки системы целей — от общей к частным — по циклам, их реализация осуществляется обеспечивается, по восходящей — от частных целей к общей.

Достижение цели каждого урока обеспечивает достижение более обобщенных целей — учебной четверти, года, ступени школы и общей цели предмета «Физическая культура».

Третий этап. Дифференцирование целей предмета для начальной, основной и полной средней школы на каждый год обучения школьников

Слайд 163. Цели учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»
ПЛАН

3. Цели учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» ПЛАН

Слайд 17В связи с разнообразием целей предмета «Физическая культура», их множеством

и взаимообусловленностью потребовалось их дифференцировать
Чем больший период охватывается целью,

тем меньше определенности в модели будущих результатов.

Ясность цели, ее восприятие и осознание учителем зависят от важных моментов:

представления учителя об ожидаемых и
фактических результатах, которые могут быть
выражены в определенных показателях

Первое

объективных и субъективных условий
достижения цели;

Второе

связи между целями и отношением субъектов,
причастных к работе по ее достижению,
их потребностями

Третье

суждений, полученных на основе
анализа реальных условий.

Четвертое

В связи с разнообразием целей предмета «Физическая культура», их множеством и взаимообусловленностью потребовалось их дифференцировать Чем больший

Слайд 18Генеральная цель
Перспективные цель
Тактические цель
Оперативные цель
Текущие цель
По времени, отведенному

для реализации, и степени ясности параметров конечного результата цели предмета

«Физическая культура» дифференцируются на несколько разновидностей:
Генеральная цельПерспективные цельТактические цельОперативные цельТекущие цель  По времени, отведенному для реализации, и степени ясности параметров конечного

Слайд 19Функции
цели
системообразующая, диагностическая и управленческая.
Сущность второй заключается в

формировании представления
у субъекта управления в параметрах, которые он может


воспринимать и осознать. Смысл третьей функции в том,
что параметры цели позволяют ее дифференцировать на
подцели и этим обеспечить управление процессом.

определить долгосрочную перспективу результатов
функционирования учебно-воспитательного процесса в
параметрах, которые поддаются отдаленному прогнозу

Назначение
цели

В учебно-воспитательном процессе генеральная
цель преобразуется в перспективные цели

это цель предмета на весь период обучения
учащихся в учреждения общего образования, в
частности средней общеобразовательной школе
с ее разновидностями и временем обучения 11 лет

Генеральная
цель

Функции целисистемообразующая, диагностическая и управленческая. Сущность второй заключается в формировании представления у субъекта управления в параметрах, которые

Слайд 20Это совокупное представление об этапных результатах
реализации генеральной цели предмета

«Физическая культура»
по ступеням общеобразовательной школы. Эти цели содержат
в себе

информацию о направленности генеральной цели
и приурочены к достижению этапных результатов.

Перспективные
цели

При конкретизации и формулировании перспективной
цели исходят из таких факторов, как

1.Материалы углубленного медицинского осмотра учащихся;

2. Материалы анализа и оценки результатов учебно-воспитательного
процесса в его предыдущих циклах;

3. Физкультурные и спортивные интересы учащихся по ступени
общеобразовательной школы, для которой конкретизируется
перспективная цель

Это совокупное представление об этапных результатах реализации генеральной цели предмета «Физическая культура» по ступеням общеобразовательной школы. Эти

Слайд 214. Возможности для ее реализации у учителя физической культуры
5. Инструктивно-нормативные

материалы органов управления
образованием, регламентирующие учебно-воспитательный
процесс по предмету«Физическая культура»;
6. Уровень физической

подготовленности учащихся и др.

определить этапную перспективу результатов
функционирования учебно-воспитательного
процесса в параметрах, которые поддаются
прогнозированию на этап продолжительностью
ступени общеобразовательной школы

Назначение
цели

системообразующие (педагогическая система большого
мезоцикла), диагностические, управленческие
наподобие функций генеральной цели

Функции
цели

4. Возможности для ее реализации у учителя физической культуры5. Инструктивно-нормативные материалы органов управленияобразованием, регламентирующие учебно-воспитательныйпроцесс по предмету«Физическая

Слайд 22 это педагогически обработанное представление

о результатах учебно-воспитательного процесса,
ориентированных на

обеспечение достижения
перспективной цели по годам обучения школьников.

Тактические
цели

формирование у учителя образа ожидаемых
результатов по итогам учебно-
воспитательного процесса в параметрах,
которые конкретизируют их сущность

Назначение
цели

К тем, которые были выделены для перспективных
целей, добавляются дидактические функции,
конкретизирующие образовательную направленность
учебно-воспитательного процесса. Эти функции
обеспечивают доминирующую роль дидактических
составляющих в содержании педагогической системы,
и особенно дидактических процессов

Функции
цели

это педагогически обработанное представление     о результатах учебно-воспитательного процесса,

Слайд 23характеризуют конкретные параметры
ожидаемых результатов по данной

дисциплине по периодам учебного года
(четверти, триместра, семестра). Она
характеризуется

более подробным
описанием параметров будущего результата.

Оперативные
цели

дифференцирование ожидаемых результатов с
учетом реальности их достижения по периодам
учебного года, чтобы они в совокупности
обеспечили цель предыдущего уровня их иерархии

Назначение
цели

дальнейшее повышение значимости дидактичес-
ких составляющих при сохранении важности
уже известных —системообразующих,
диагностических и управленческих функций

Функции
цели

характеризуют конкретные параметры ожидаемых результатов по данной    дисциплине по периодам учебного года (четверти, триместра,

Слайд 24 Это дидактическая цель. Она содержит

противоречие
между фактическим уровнем обученности учащихся

и его ожидаемыми параметрами. В ходе реализации
текущих целей уча­щиеся овладевают средствами
их достижения. Главное при конкретизации
текущих целей — реальность их достижения

Текущая
цель

конкретизация наименьшего результата, представляющего
целостность, минимальную единицу, которая может быть
достигнута на данном (урочном) фрагменте учебно-
воспитательного процесса (составляет отдельно взятое
звено оперативных целей и логически завершенный
шаг технологии преподавания предмета

Назначение
цели

Сохраняются функции диагностические, системообразующие
(педагогическая система малого микроцикла), управленческие
(с учетом цели определяется содержание материала,
изучаемого на уроке; отбираются формы организации
дидактического взаимодействия, методы и средства
обучения, которые впоследствии реализуются с ориентацией
на достижение текущей цели), дидактические

Функции
цели

Это дидактическая цель. Она содержит противоречие     между фактическим

Слайд 254. Факторы оптимальности содержания образования, форм организации и методов учебно-воспитательного

процесса
ПЛАН

4. Факторы оптимальности содержания образования, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса ПЛАН

Слайд 26 Отбор и обоснование оптимальных составляющих дидактических процессов

по предмету «Физическая культура» ведутся в соответствии с целью предмета

по циклам учебно-воспитательного процесса. Главными факторами при этом должны быть те, на основе которых конкретизированы цели предмета.

Критериями оптимальности содержания образования по предмету «Физическая культура» на уровне функционирования генеральной цели могут быть:

его целостность, соответствие требованиям развития российского общества
(чтобы средствами физической культуры решались проблемы социализации
подрастающего поколения в условиях реформирования экономики и
изменения политической ориентации страны), удовлетворение потребности
школьника в физическом совершенствовании

соответствие содержания образования возрастно-половым
особенностям и физкультурным интересам школьников

возможность усвоения в рамках учебного времени,
отведенного для его изучения

Отбор и обоснование оптимальных составляющих дидактических процессов по предмету «Физическая культура» ведутся в соответствии

Слайд 27 отражение международного и национального опыта
(средства, формы и

методы )
соответствие содержания образования условиям конкретной
общеобразовательной школы (учебно-материальная

база, рельеф местности, климат, этническое наследие
в области физической культуры и спорта).

Выбор форм организации деятельности учащихся связан с определением целей и задач урока, а также с их соответствием той или иной его части.

Учитель исходит из цели и задач урока, его содержания, степени сложности и травмоопасности учебного материала, уровня подготовленности учащихся, возможностей негативных и позитивных сторон формы организации, особенностей собственной профессиональной подготовленности и дисциплины коллектива класса.

отражение международного и национального опыта (средства, формы и методы ) соответствие содержания образования условиям конкретной общеобразовательной

Слайд 28 Организационно-педагогические факторы, влияющие на оптимизацию педагогического процесса

по физическому воспитанию в школе, такие как:
1. Постановка дел

физического воспитания в школе

сотрудничество всех учителей школы
в процессе физического воспитания;

педагогика сотрудничества учителя
физической культуры и учащихся.

2. Педагогическое мастерство учителя физической
культуры содержание и условия преподавания

разнообразие
уроков

интересное
содержание уроков

хорошая
организация уроков

Организационно-педагогические факторы, влияющие на оптимизацию педагогического процесса по физическому воспитанию в школе, такие как:

Слайд 293. Формирование позитивного отношения к
физической культуре и к предмету


учёт интересов
школьников
личная
заинтересованность
создание условий

для
заинтересованности

4. Использование широкого круга внеурочных мероприятий

занятия в
спортивных
секциях

внеурочные мероприятия
(дни здоровья, спортивные
праздники)

система домашних
заданий по предмету

3. Формирование позитивного отношения к физической культуре и к предмету учёт интересов школьников личная заинтересованность создание условий

Слайд 305. Дифференциация в процессе физического
воспитания школьников
экспесс-оценка
уровня

гармоничности
физического развития
учет индивидуального
уровня физического развития
и физической

подготовленности
каждого ученика

Контрольные вопросы.

1. Каково место, значение и функции целеполагания в технологии преподавания предмета «Физическая культура»?

3. Каков порядок действий учителя в целеполагании?

2. Как осуществляется целеполагание в технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».

5. Дифференциация в процессе физического воспитания школьников экспесс-оценка уровня гармоничностифизического развития учет индивидуального уровня физического развития и

Слайд 314. Что должно быть результатом целеполагания в технологии преподавания предмета

«Физическая культура»?
5. Назовите виды целей в технологии учебно-воспитательного процесса

по физической культуре.

6. Какова сущность отбора и обоснования оптимального содержания и методов реализации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе? Что подлежит отбору?

7. Назовите критерии отбора оптимальных содержания и методов осуществления учебно-воспитательного процесса

8. Какова процедура отбора и обоснования оптимальных содержания и методов осуществления учебно-воспитательного процесса?

4. Что должно быть результатом целеполагания в технологии преподавания предмета «Физическая культура»? 5. Назовите виды целей в

Слайд 32С П А С И Б О ЗА

В Н И М А Н И Е

С П А С И Б О  ЗА  В Н И М А Н И

Слайд 33 Целеполагание в технологии преподавания физической культуры в

школе, источники целеполагания по циклам технологии учебного процесса.
СЕМИНАР

(2 ЧАСА)

Ответы на предложенные вопросы

Целеполагание в технологии преподавания физической культуры в школе, источники целеполагания по циклам технологии учебного

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика