Сложность и многоаспектность предмета «Физическая культура» (образовательного, воспитательного и оздоровительного характера), вызывают серьезные затруднения в деятельности учителя физической культуры именно в целеполагании
физическое
совершенствование
учащихся — 16%
затруднялись с
ее определением
9%.
Аналогичные результаты получены в исследованиях
целевой ориентации преподавателей
физического воспитания
учителя выдвинули цели, направленные
на развитие индивида (укрепление здоровья,
повышение уровня физической готовности)
На первое
место
расположились цели, связанные с
социальным, психологическим и
интеллектуальным развитием учащихся
На второе
место
Первое
это пробелы в формировании целеполагающего компонен-
та педагогической деятельности, что подтверждается такими
затруднениями учителей физической культуры, как форму-
лировка цели школьного звена системы физического воспитания
и неумение дифференцировать ее по формам организации
физического воспитания учащихся образовательных школ
Второе
Последнее и есть один из основных субъективных
факторов, обусловливающих недостаточную
эффективность учебно-воспитательного
процесса по физической культуре в школе.
Выявлена преемственность учебного материала,
содержащегося в документах перспективного,
оперативного и текущего планирования
Обнаружены значительные расхождения между мнимой целью
учебной деятельности педагога, на которую он якобы ориентиро-
вался в учебном году и реальными результатами, достигнутыми
в конце соответствующих циклов.
Все это свидетельствует о несформированности у учителей умения оперировать целями преподаваемой дисциплины, разрабатывать их.
Учителю физической культуры общеобразовательной школы со сравнительно небольшим контингентом учащихся приходится самому выполнять сложную и трудную работу — конкретизировать цель преподаваемой дисциплины.
Для этого учитель обращается к нормативно-директивному документу, где данная цель сформулирована. Такими документами могут быть:
«ГОС области образования
"Физическая культура"»
Первое
обязательный минимум
содержания по предмету
«Физическая культура»;
Второе
примерная учебная
программа по дисциплине
Третье
Цели предмета по четвертям учебного года
Цели отдельных уроков физической культуры
Логика целеполагания в технологии дидактических процессов по физической культуре в общеобразовательной школе
Первый этап. Цель учебного предмета «Физическая культура» подразделяется на три подцели: цель предмета для начальной школы, цель предмета для основной школы и цель предмета для полной средней школы.
Результатом этой работы могут быть конкретно сформулированные цели предмета «Физическая культура» каждой ступени общеобразовательной школы.
Например, цель — обеспечить начальное общее образование учащихся I — III(IV) классов по физической культуре — можно подразделить на три (четыре) цели.
Заложить основу начального общего
образования учащихся I класса на
материале элементарных теоретических
сведений по физической культуре,
двигательных навыков и умений по
основным жизненно важным движениям
Продолжить общее начальное
образование учащихся II класса на
материале базовых теоретических
сведений, основных движений
Завершить начальное общее образование учащихся III- IV класса
путем формирования элементарных знаний системного характера,
навыков и умений по основным жизненно важным
двигательным действиям, обеспечение готовности к выполнению
норм и требований, а также использовать знания навыки и
умения в самостоятельных занятиях физической культурой.
Четвертый этап. Определение целей на период учебного года: четверти, триместры или семестры
Пятый этап (совпадающий по своему назначению и содержанию с подготовкой учителя к уроку физической культуры). Определяется и детализируется цель конкретного и наименьшего отрезка педагогического процесса — урока физической культуры.
Особенность технологии учебно-воспитательного процесса в том, что после разработки системы целей — от общей к частным — по циклам, их реализация осуществляется обеспечивается, по восходящей — от частных целей к общей.
Достижение цели каждого урока обеспечивает достижение более обобщенных целей — учебной четверти, года, ступени школы и общей цели предмета «Физическая культура».
Ясность цели, ее восприятие и осознание учителем зависят от важных моментов:
представления учителя об ожидаемых и
фактических результатах, которые могут быть
выражены в определенных показателях
Первое
объективных и субъективных условий
достижения цели;
Второе
связи между целями и отношением субъектов,
причастных к работе по ее достижению,
их потребностями
Третье
суждений, полученных на основе
анализа реальных условий.
Четвертое
определить долгосрочную перспективу результатов
функционирования учебно-воспитательного процесса в
параметрах, которые поддаются отдаленному прогнозу
Назначение
цели
В учебно-воспитательном процессе генеральная
цель преобразуется в перспективные цели
это цель предмета на весь период обучения
учащихся в учреждения общего образования, в
частности средней общеобразовательной школе
с ее разновидностями и временем обучения 11 лет
Генеральная
цель
Перспективные
цели
При конкретизации и формулировании перспективной
цели исходят из таких факторов, как
1.Материалы углубленного медицинского осмотра учащихся;
2. Материалы анализа и оценки результатов учебно-воспитательного
процесса в его предыдущих циклах;
3. Физкультурные и спортивные интересы учащихся по ступени
общеобразовательной школы, для которой конкретизируется
перспективная цель
определить этапную перспективу результатов
функционирования учебно-воспитательного
процесса в параметрах, которые поддаются
прогнозированию на этап продолжительностью
ступени общеобразовательной школы
Назначение
цели
системообразующие (педагогическая система большого
мезоцикла), диагностические, управленческие
наподобие функций генеральной цели
Функции
цели
Тактические
цели
формирование у учителя образа ожидаемых
результатов по итогам учебно-
воспитательного процесса в параметрах,
которые конкретизируют их сущность
Назначение
цели
К тем, которые были выделены для перспективных
целей, добавляются дидактические функции,
конкретизирующие образовательную направленность
учебно-воспитательного процесса. Эти функции
обеспечивают доминирующую роль дидактических
составляющих в содержании педагогической системы,
и особенно дидактических процессов
Функции
цели
Оперативные
цели
дифференцирование ожидаемых результатов с
учетом реальности их достижения по периодам
учебного года, чтобы они в совокупности
обеспечили цель предыдущего уровня их иерархии
Назначение
цели
дальнейшее повышение значимости дидактичес-
ких составляющих при сохранении важности
уже известных —системообразующих,
диагностических и управленческих функций
Функции
цели
Текущая
цель
конкретизация наименьшего результата, представляющего
целостность, минимальную единицу, которая может быть
достигнута на данном (урочном) фрагменте учебно-
воспитательного процесса (составляет отдельно взятое
звено оперативных целей и логически завершенный
шаг технологии преподавания предмета
Назначение
цели
Сохраняются функции диагностические, системообразующие
(педагогическая система малого микроцикла), управленческие
(с учетом цели определяется содержание материала,
изучаемого на уроке; отбираются формы организации
дидактического взаимодействия, методы и средства
обучения, которые впоследствии реализуются с ориентацией
на достижение текущей цели), дидактические
Функции
цели
Критериями оптимальности содержания образования по предмету «Физическая культура» на уровне функционирования генеральной цели могут быть:
его целостность, соответствие требованиям развития российского общества
(чтобы средствами физической культуры решались проблемы социализации
подрастающего поколения в условиях реформирования экономики и
изменения политической ориентации страны), удовлетворение потребности
школьника в физическом совершенствовании
соответствие содержания образования возрастно-половым
особенностям и физкультурным интересам школьников
возможность усвоения в рамках учебного времени,
отведенного для его изучения
Выбор форм организации деятельности учащихся связан с определением целей и задач урока, а также с их соответствием той или иной его части.
Учитель исходит из цели и задач урока, его содержания, степени сложности и травмоопасности учебного материала, уровня подготовленности учащихся, возможностей негативных и позитивных сторон формы организации, особенностей собственной профессиональной подготовленности и дисциплины коллектива класса.
сотрудничество всех учителей школы
в процессе физического воспитания;
педагогика сотрудничества учителя
физической культуры и учащихся.
2. Педагогическое мастерство учителя физической
культуры содержание и условия преподавания
разнообразие
уроков
интересное
содержание уроков
хорошая
организация уроков
4. Использование широкого круга внеурочных мероприятий
занятия в
спортивных
секциях
внеурочные мероприятия
(дни здоровья, спортивные
праздники)
система домашних
заданий по предмету
Контрольные вопросы.
1. Каково место, значение и функции целеполагания в технологии преподавания предмета «Физическая культура»?
3. Каков порядок действий учителя в целеполагании?
2. Как осуществляется целеполагание в технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».
6. Какова сущность отбора и обоснования оптимального содержания и методов реализации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе? Что подлежит отбору?
7. Назовите критерии отбора оптимальных содержания и методов осуществления учебно-воспитательного процесса
8. Какова процедура отбора и обоснования оптимальных содержания и методов осуществления учебно-воспитательного процесса?
Ответы на предложенные вопросы
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть