Слайд 1Центрированный
на обучающемся подход (ЦОП)
student-centred approach
Слайд 2ЦЕНТРИРОВАННЫЙ НА ОБУЧАЮЩЕМСЯ ПОДХОД
Подход к обучению, заключающийся в максимальной
передаче в процессе занятий инициативы самому учащемуся.
Предполагает раскрытие личностного
потенциала учащегося в результате особой организации обучения, создание партнерских отношений между педагогом и учащимся.
Слайд 3Такой подход противопоставляется традиционному, когда учитель является главным действующим лицом
в учебной деятельности обучающихся, обеспечивающим усвоение программного материала, т. е.
учитель передает учащимся знания и контролирует их усвоение путем получения и анализа ответов.
ЦОП можно рассматривать как дальнейшее развитие идей коммуникативно-деятельностного подхода
к обучению.
Слайд 4 Если целью преподавания в рамках ЦОП является автономность учащихся
в обучении, то сам учащийся должен знать, как ему лучше
учиться.
Дж. Рубин и И. Томпсон (1982)
Слайд 5Преимущества и противоречия ЦОП
в языковой подготовке студентов в вузе в
качестве основы технологии обучения иностранному языку
Слайд 6Традиционная система обучения иностранному языку ориентирована в основном на обучающихся
среднего уровня языковых способностей.
Она формирует у студентов минимальные умения
и навыки, но не дает возможности активно и целенаправленно развивать их языковой потенциал.
Например, отсутствие деятельности, адекватной уровню способностей обучающихся с повышенным уровнем иноязычной компетенции, обилие репродуктивной работы, необходимой основной массе, лишает способных мотивации.
Слайд 7Подходы к обучению иностранному языку
в высшей школе:
деятельностный
дифференцированный
коммуникативный
коллективный способ обучения
Слайд 8Центрированный на обучающемся подход ориентирован на развитие не просто личностных
качеств обучающегося, а, прежде всего, на качества специалиста-профессионала, на совершенствование
способностей продолжать самообучение по окончании вуза, в процессе своей деятельности.
Слайд 9Знания, передаваемые преподавателем студенту, становятся доступными только при условии, если
обучающийся осуществляет ответные познавательные действия.
Важно, что любое знание может
быть усвоено только в результате взаимодействия "теории" и "практики".
Причем "теоретические знания" могут, хотя и необязательно, исходить от преподавателя, а "практика" всегда должна принадлежать обучающемуся.
Слайд 10В основе ЦОП:
гуманистические воззрения
личная инициатива обучающихся
индивидуально ориентированные
учебные программы
самоорганизованное обучение с применением многочисленных альтернативных источников информации
творческие проектные задания
коммуникативное обучение
субъект-субъектные отношения
Слайд 11Противоречия:
Подход обусловлен всей исторической логикой развития педагогической науки, которая привела
к этапу, когда обучение важно
превратить в учение.
С другой стороны,
преподаватель остается организатором учебного процесса, ответственным за конечный результат.
Слайд 12Некоторые авторы убеждены, что ЦОП является наилучшим способом решать возникающие
в обучении иностранным языкам проблемы, поскольку он обеспечивает благоприятные эмоциональные
переживания при свободном самовыражении личности.
Другие специалисты утверждают, что "аффективное" (эмоционально окрашенное) учение не всегда означает "эффективное" учение.
Слайд 13Внедрение ЦОП в практику вузов осуществить непросто.
Наблюдения показывают, что
даже при использовании методического приема, предполагающего полную самостоятельную работу студентов,
преподаватель нередко подменяет обучающегося, вмешивается, навязывает, подсказывает, выражает недовольство и т.д.
Слайд 14Преподаватель в ЦОП:
консультант
советчик
обладает большими знаниями и личностным опытом
основная задача
- создание психолого-педагогических условий, при которых обучающийся может в полной
мере раскрыться как субъект учебной деятельности, способный занять активную личностную позицию и нести ответственность за усвоение программных знаний.