Слайд 2Радуга
Последовательность цветов спектра легко запомнить, следуя поговорке:
Каждый
Охотник
Желает
Знать
Где
Сидит
Фазан
Слайд 3Основные цвета
Основными цветами называются цвета, которые нельзя получить путём смешивания
других.
Слайд 4Составные цвета
Составные цвета –
цвета, получаемые путём
смешивания основных цветов.
?
?
?
Слайд 5Основные и составные цвета
Для удобства все цвета размещают по кругу,
исключая голубой (смесь синего с белым).
Основной цвет
Основной цвет
Основной цвет
Слайд 6Основные и составные цвета
Для удобства все цвета размещают по кругу,
исключая голубой (смесь синего с белым).
Составной
цвет
Составной
цвет
Составной
цвет
Слайд 7Цветовой круг
Цветовой круг можно расширить, добавляя в него цвета, полученные
смешением основных и составных цветов
Слайд 8В процессе изучения цвета был составлен «Цветовой круг». Если мы
проведём в нашем простом цветовом круге диаметры, то увидим, что
они соединяют пары основных и составных цветов. Это красный и зелёный, синий и оранжевый, фиолетовый и жёлтый.
Это пары называются дополнительными или комплиментарными цветами.
Слайд 9Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Глаз сразу
замечает такое сочетание, поэтому они применяются там, где необходимо привлечь
внимание.
Слайд 11Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет
играет главную роль
Слайд 12Колорит – это система соотношений цветовых тонов и их оттенков,
образующих определённое единство
Слайд 13Основные характеристики цвета
Светлота
Цветовой тон
Насыщенность цвета
С. Ткачев.
На солнышке
В.Борисов-Мусатов. Весна
В.
Борисов-Мусатов. Водоем
Слайд 14Родственные цвета
М. Асламазян
Праздничный
натюрморт
Слайд 15Порядок расположения цветов в цветовом круге
Слайд 21Клод Моне. Руанский собор
1.В свете восходящего солнца.
2.Утром.
3.Вечером
1
2
3
Слайд 24Запомните, что эти сочетания всегда наиболее гармоничные, а так же
наиболее яркие. Каждая пара содержит в себе весь цветовой спектр.
Гармонично
и хорошо сочетаются любые пары основных цветов:
красный и синий
синий и жёлтый
жёлтый и красный
Это менее яркие пары, нежели дополнительные.
А вот пары дополнительных цветов:
оранжевый и фиолетовый
зелёный и фиолетовый
зелёный и оранжевый
Это дисгармоничные сочетания, и их стоит избегать.
Слайд 26Наименее ярко смотрятся пары соседних цветов, но эти сочетания так
же гармоничные.
При смешивании любой пары дополнительных цветов всегда получается коричневый!
Выделяются
три группы цветов по сочетанию – родственные, родственно-контрастные и контрастные.
Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют хотя бы один общий цвет, например, жёлтый, оранжевый и жёлто-красный. Существуют четыре группы родственных цветов:
жёлто-красные
красно-синие
сине-зелёные
зелёно-жёлтые
При этом в сочетании не должно быть одновременно двух контрастных цветов.
Слайд 27Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга и
имеют один общий (главный) цвет, два других составляющих цвета –
взаимо-дополнительные. Существуют четыре группы родственно-контрастных цветов:
жёлто-красные и красно-синие
красно-синие и сине-зелёные
сине-зелёные и зелёно-жёлтые
зелёно-жёлтые и жёлто-красные
Эти сочетания достаточно активны.
Слайд 29Выделяют 4 группы цветовых сочетаний.
Монохромные - цвета, имеющие одно название, но
разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного
до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе.
Гармония нескольких тонов одного цвета (лучше 3-4) выглядит интереснее, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый.
Монохромные сочетания часто используют в вышивке одежды (например, на голубом фоне вышивают нитками темно-голубыми, голубыми и белыми), декоративных салфеток (например, на суровом полотне вышивают нитками коричневыми, светло-коричневыми, бежевыми), а также в художественной вышивке листьев и лепестков цветов для передачи светотени.
Слайд 30Полный цветовой круг
Полный цветовой круг включает хроматические и ахроматические цвета
Смешение
хроматического цвета с белым увеличивает его СВЕТЛОТУ
Смешение хроматического цвета с
чёрным увеличивает его насыщенность
Слайд 31Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в
своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный).
Существуют
4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.
Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый).
Однотоновая гармония
Слайд 32Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах
хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем
составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.
Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные.
Контрастные цвета. Диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой.
Слайд 34Все цвета можно разделить на две большие группы:
Ахроматические (бесцветные) – к
которым относятся белый, черный и все оттенки серого цвета. Ахроматические
цвета характеризуются только степенью их светлоты (светло-серый, темно-серый и т. д.).
Слайд 35Хроматические (спектральные) – все цвета и оттенки спектра: пурпуровый, карминно-красный, киноварно-красный,
оранженый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубо-зеленый, циано-голубой, ультрамариновый (синий), голубо-фиолетовый, пурпурно-фиолетовый.
Хроматические цвета имеют три свойства: светлоту, цветовой тон, насыщенность.
Цветовой тон - одна из характеристик, определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой», «лиловый», «коричневый» и т. д. Например, один красный цвет имеет желтоватый оттенок, а другой синеватый. Смешивая красный цвет с другими красками, можно получить бесконечное множество цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону. Человеческий глаз различает до 400 оттенков.
Слайд 37Насыщенность цвета - это степень яркости цвета, которая изменяется в зависимости
от наличия в нем серого цвета (ярко-голубой, серо-голубой и т.
д.). Чем более данный цвет отличается от серого, тем он насыщеннее, ярче, красочнее. Чистый цвет - это цвет наибольшей яркости. Обычно это свойство обозначается словами «яркий», а «приглушенный», «мягкий» (пастельные тона характеризуются пониженной насыщенностью).
Яркие цвета чаще всего применяются в вышивке декоративных изделий, более спокойные, ненасыщенные - в вышивке одежды.
Светлота - это большая или меньшая близость цвета к белому цвету (например, темно-синий, синий, голубой - разные по светлоте тона одного синего . Темные цвета образуются в результате смешивания какого-либо цвета с черной краской, а светлые цвета - с белой краской
Теплые и холодные цвета. Все хроматические цвета и их оттенки делятся на теплые и холодные. К теплым относятся цвета огня и солнца - желтый, оранжевый. К холодным относятся цвета воды, льда - голубой, синий.
В пределах каждого цвета могут быть более теплые и более холодные оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым - если с желтым оттенком. Зеленый цвет с желтоватым оттенком - теплый, а с синим - холодный.
Слайд 39Теплые и насыщенные (яркие) цвета привлекают больше внимания и создают
впечатление близости предмета.
Их называют также приближающими, выступающими. Холодные цвета
и ненасыщенные создают впечатление отдаленности.
Поэтому их называют удаляющими, отступающими.
Наибольшим приближающим эффектом обладает желтый цвет, максимально удаляющим - синий.
Нанесенные на одной плоскости цвета могут казаться более близкими или более отдаленными от зрителя.
Пользуясь этим свойством цветов, можно передать объем и рельефность деталей вышивки, приблизить и выделить одни части рисунка и отодвинуть на задний план другие.
Слайд 40Свойство приближения и удаления цветов зависит от фона, на котором
они расположены. На светлом фоне лучше выделяются, выступают темные тона,
светлые теряются, а на темном фоне больше выступают светлые и яркие тона, а темные пропадают.
На светлом фоне все светлые тона цвета кажутся темнее, а эти же тона на темном фоне кажутся светлее.
Все хроматические цвета лучше выделяются на сером фоне.
Слайд 47Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар
считается гармоничным. Обратим внимание, как ярко смотрится жёлтый треугольник на
фиолетовом кружочке, красный кружок в зелёном квадрате, а синий овал на оранжевом прямоугольнике.
Слайд 50Посмотрим на рисунки кленового листа. Какой фон для него будет
наиболее удачным и почему?
Слайд 51Светотень. Цвет и свет - понятия, неотделимые друг от друга.
Благодаря
свету человек видит предметы, их форму и цвет.
Но в
зависимости от источника освещения цвета имеют свойство изменяться.
При дневном свете все цвета выглядят чище, прозрачнее.
При искусственном освещении цвет может меняться. Например, белый и серый цвета желтеют, синий - темнеет и кажется черным, фиолетовый цвет может краснеть или синеть.
Слайд 52Между светом и тенью всегда существуют переходы. В зависимости от
того, как предмет расположен к источнику света, различают шесть переходных
степеней светотени:
блик - особо высветленная часть предмета. Блик зависит от поверхности предмета. Матовая и шероховатая поверхность не имеют блика, а гладкая, ровная поверхность, отражая свет, дает светлый блик. Это свойство необходимо учитывать при вышивке блестящих ягод (виноград, слива, вишня), а также при вышивке глаз, которые без блика смотрятся пустыми, слепыми. Вышиваем всегда белыми или очень светлыми серыми нитками;
светлая часть - часть предмета, обращенная к источнику света;
полутон - часть предмета, находящаяся под каким-либо углом к свету;
теневая часть - часть предмета, находящаяся в противоположной стороне от источника света;
рефлекс - свет, отраженный от каких-либо окружающих предметов. Рефлекс изменяет цвет изображаемого предмета и лучше заметен в тенях;
тень, падающая от предмета на другую освещенную часть;
Влияние светотени на форму изображаемого предмета можно проследить на примере шара. Если нарисовать круг и закрасить его ровно краской одного цвета, то получится плоский круг. Если же его заполнить по краям в теневой части более темными тонами выбранного цвета с постепенным переходом на более светлые тона в освещенной центральной части, то зрительно создается ощущение формы шара.
Слайд 53Понятие о светотени дает возможность показать объемность вышиваемых предметов (ягоды,
цветы, птицы). Свет влияет на расцветку предметов. В освещенной части
предмета (или узора) цвет имеет более светлые тона, а в затемненных местах тона того же цвета темнее.
Слайд 54Цвет в композиции.
Синий цвет в композиции производит различное впечатление в
зависимости от того, расположен ли он в верхней или нижней
части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким.
Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней – он кажется спокойным и само собой разумеющимся.
Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же – он бунтует словно в заточении.
Слайд 60Практическая
работа
Составить гармонию
холодных пятен
«В царстве Снежной королевы»
Составить гармонию
теплых пятен
«В Солнечном городе»