Слайд 1Русская Поэзия
ХХ века
Поэзия б.л. Пастернака
поэзия а.т. твардовского
7 класс
Слайд 2Борис Леонидович пастернак
(1890-1960)
Познакомьтесь с биографией поэта
в учебнике стр.
123
(1,2 абзацы)
Слайд 3Детство
Родился 29 января 1890 г. в Москве
Слайд 4Мать - Розалия Кауфман, известная пианистка
Отец - Леонид Пастернак (академик
живописи, преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества)
Родители
Слайд 5Атмосфера в семье Пастернака
Семья Пастернака поддерживала дружбу с известными художниками
(Левитан, Нестеров, Поленов, Иванов, Ге).
В доме бывали музыканты и писатели,
в том числе и Л. Н. Толстой;
устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов.
Слайд 6В 13 лет, под влиянием композитора А.Н. Скрябина, Пастернак увлекся
музыкой, которой занимался в течение 6 лет (сохранились две написанные
им сонаты для фортепиано).
Скрябин – учитель музыки
Б. Пастернака
Увлечение музыкой
Слайд 7Учеба в Московской гимназии и университете
1908 г.
Выпускник Пятой Московской
гимназии
Увлечение музыкой, философией, религией
«Больше всего на свете я любил музыку…
Но у меня не было абсолютного слуха…».
Слайд 8Первая книга стихов
«Близнец в тучах» (1913)
Знакомство с Владимиром Маяковским.
Слайд 9Особенности лирики Пастернака
Слияние в поэзии музыки и философии;
Вера в бессмертие
творчества;
Связь всего живого в мире (в том числе человека и
природы;
Слайд 10Прочитайте статью (стр. 124). Ответьте на вопросы
Какой изображается природа в
стихах Пастернака?
Как вы понимаете выражение: «У пейзажей Пастернака есть свой
нрав»?
Нрав – характер
(природа – живое существо)
Что значит «Поэзия Пастернака метафорична»? Выпишите определение понятию МЕТАФОРА в тетрадь (см. словарь стр. 295)
Слайд 11Прочитайте стихотворение «Никого не будет в доме» (стр. 125)
Какие образы
рисует поэт в первых четырех строфах?
Где находится лирический герой?
Как описан
зимний вечер? Какое настроение испытывает герой?
Меняется ли настроение в конце стихотворения? С чем это связано?
Слайд 121 часть
Перед нами возникает немного грустная картина: сумерки, тишина, лирический
герой, сидящий ОДИН у окна, мокрые комья снега, крыши.
Строки
«Зимний день в сквозном проеме / Незадернутых гардин…» вызывает чувство грусти, тоски, уныния и почему-то вины.
Слайд 132 часть
Приход героини назван «вторженьем», с ней приходит мир, жизнь.
Вокруг все меняется. «Белых мокрых комьев» теперь нет, а есть
снежные хлопья, которые теперь являются единым целым с ней. Ее платье даже не названо платьем, а «чем-то белым», из тех материй, из которых «хлопья шьют». Материал – хлопья, хлопок – делает героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира.
Автор создает удивительно красивую картину: в белом, сотворенном из снега платье выплывает она, недоступная и любимая.
Интонация стихотворения изменяется: грусть, тоска уступают место восторженности и восхищению
Слайд 14Прочитайте стихотворение «Июль» (стр. 126)
Каким престает июль у Пастернака?
Найдите
строки, описывающие поведение и характер июля.
С каким чувством описывает поэт
летний месяц июль?
Слайд 15Стихотворение «Июль»
Тема стихотворения – озорная душа летнего месяца.
Лирический герой сдал
внаем комнату июлю, который стал центральным героем.
Июль – шутник и
озорник. Он «мешается во все дела», «срывает скатерть со стола»; топает на чердаке, не вытирает у порога ноги, а вбежав в дом, начинает плясать с занавеской. Он позволяет себе таскать в одежде одуванчики и заходить в дом сквозь окна.
В последнем четверостишье поэт отображает целый букет июльских ароматов. Это запахи липы, укропа, ботвы и луга.
Лирический герой совсем не сердится на проказника июля.
Слайд 16вывод
Природа в изображении Пастернака – живая и действующая личность.
Не
поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами
или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души.
Природа и состояние души поэта слиты воедино.
Поэт учит в большом видеть малое и наоборот – учит вглядываться в себя и в то, что нас окружает. Все творчество Пастернака – это «тайность», «иносказание», в которых заключено стремление понять, что же такое наша жизнь.
Слайд 17Александр Трифонович твардовский (1910-1971)
Познакомьтесь с автобиографией поэта в учебнике стр.
137-138
Слайд 18
Родился в 1910 г.
в Смоленской губернии
(Смоленщина)
в селе Загорье
в семье деревенского
кузнеца, раскулаченного в 30-ые годы.
Слайд 19Родители Твардовского
Трифон Гордеевич, отец
Мария Митрофановна, мать
Слайд 20Анна Трифоновна, сестра
Мария Трифоновна, сестра
Иван Трифонович, брат
Константин Трифонович, брат
Павел
Трифонович, брат
Василий Трифонович, брат
Слайд 21Первые стихи
В родном хуторе Загорье на Смоленщине Твардовский становится селькором.
В 1925 в газете «Смоленская деревня» публикуются первые его стихотворения.
Слайд 22Прочитайте стихотворение «Снега потемнеют синие…» (стр. 140)
Мир детства и юности
на хуторе Загорье звучит во многих стихотворениях поэта. Какие картины
вы видите, читая стихотворение? Как меняется настроение лирического героя?
Слайд 25Прочитайте стихотворение «Июль –макушка лета» (стр. 141)
Какими художественными средствами создаётся
образ лета? Какие приметы июля в народном календаре вы услышали?
Как вы понимаете строчку «Июль – макушка лета»?
Слайд 27Прочитайте стихотворение
«На дне моей жизни» (стр. 141-142)
Как вы понимаете
строки: «На дне моей жизни…», «Я думу свою без помехи
подслушаю…», «Черту подведу стариковскою палочкой…».
Лирический герой подводит итог своего жизненного пути.
О чем думает герой в конце жизни?
Слайд 28Домашнее задание
Выразительное чтение стихов Пастернака и Твардовского