Слайд 1Творчество О.Рабина
Выполнила студентка
Группы:ЗТД-163
Киниспаева Асемгуль
Слайд 2Введение
Цель работы – изучить особенности творчества О.Рабина. Оскар Яковлевич Рабин
– российский и французский художник, один из основателей неподцензурной нонконформистской
художественной группы «Лианозово» и один из организаторов знаменитой «Бульдозерной выставки».
Лианозовская школа является своеобразной формально- тематической матрицей нонконформизма как художественного движения: на показах картин в Лианозово зрители могли видеть то главное, что нонконформизм противопоставил советскому искусству – критический реализм, абстракцию, сюрреалистические фантазии и просто «безыдейную» живопись, отличавшуюся ярко выраженным частным взглядом на жизнь».
Свое творчество мастера-«лианозовцы» стремились по мере возможности доносить до зрителей. Выставки устраивались в бараке, где жили Рабин и Кронивницкая. Несмотря на исключительную убогость окружения, выставки «лианозовцев» привлекали внимание.
Слайд 3В 60-е годы имя Рабина уже было хорошо известно за
рубежом. Французская критика называла его «Солженицыным от живописи». В 1965
году владелец лондонской галереи Grosvenor GalleryЭрик Эсторик приобрёл у Рабина большое количество картин и открыл у себя выставку. Она получила положительные отзывы критиков и прессы, в том числе BBC. Посредником в этой операции выступил англо-советский журналист, сотрудничавший со спецлужбами, Виталий Луи, довольно загадочная и одиозная фигура – даже его подлинное имя остаётся предметом многочисленных споров, не говоря уже о роли в жизни московской богемы.
Слайд 4Для Рабина характерно применение коллажей и ассамбляжей, часто повторяющийся мотив
в его картинах – обрывки газет, листовок, документов (прежде всего,
паспорт) или этикеток. Его работы политизированы, но при этом остаются чрезвычайно эмоциональными, глубоко личными. Так, частое изображение паспорта объясняется переживаниями юности художника, когда ему приходилось странствовать по Союзу, не имея при себе никаких личных документов. .
Слайд 5В книге о своем творчестве Оскар Рабин писал: «Я изображаю
жизнь через себя, беря предметы и превращая их в предметы-символы,
придавая им второй смысл, вторую функцию, дополнительную к обычной, которая характерна для них в жизни». Очень часто в его картинах, в этой черной, выстроенной по принципам экспрессионистской эстетики реальности, появляются белые или оранжевые полевые цветы – ромашки.
Слайд 6Лаконичность формы, скупость цвета. Натюрморт и пейзаж в рамках одного
полотна. Это узнаваемый стиль Рабина.
Суровая реальность, распахнутая настежь. Именно это
неподкупная правда жизни, воспринимавшееся
коммунистическими властями как диссидентство, освобождение от уз соцреализма стало причиной лишения
Оскара Рабина советского гражданства.
Слайд 7Самый важный образ в творчестве Рабина – это изображение бараков.
Эти многочисленные деформированные дома с покосившимися крышами означали для художника
гораздо больше, чем просто убогую реальность. Ведь за изображениями коммунальной жизни в бараках стоял человек. Но его никогда не было видно на картинах.
Слайд 8Со скрипкой у Оскара Рабина связано много личных историй. С
нее начинается знакомство с миром искусства – еще в школе
мать художника, веря в прекрасный слух своего чада, отвела его в соседнюю музыкальную школу. И хотя игра на скрипке не увлекала Рабина, как рисование, все же он продолжал прилежно ходить на занятия.
Слайд 9В советской массовой культуре водка значила очень многое: она была
всегда, «и при рождении, и при смерти, и в радости,
и в горе, и просто от серой тоскливой жизни». Но при ее большой роли в жизни советского человека ни один официальный художник не изображал водку в картинах праздничного веселья.
Чтобы показать огромное значение этого напитка в повседневной жизни, Оскар Рабин часто намеренно увеличивает размер бутылки до тех пор, пока она не заполнит собой все пространство картины.
Слайд 10Газету, которую в сталинскую эпоху навязывали всем читать как единственный
правдивый источник информации, часто использовали и в бытовых целях. В
нее заворачивали рыбу, из нее делали бумажный кулек для семечек и, тщательно смяв, запихивали в ботинки, чтобы те быстрее просохли к утру. Этот предмет буквально окружал советского человека на разных уровнях его существования.
Слайд 11Кладбище на картинах Оскара Рабина появлялось постоянно. Тема размышлений о
смерти есть в ранних работах, как, например, «Скрипка на кладбище»
– в своеобразной изобразительной версии поминальной молитвы, и в поздних картинах, написанных в период невольной эмиграции во Францию.
Слайд 12В суровой иконографии художника с ее жестокими образами гнилых бараков,
закопченных вывесок и грязных натюрмортов с бутылками водки было место
и более светлым образам.
Слайд 13Иконы являются неотъемлемой частью многих работ Оскара Рабина. Об этом
художник рассказывал в интервью искусствоведу Андрею Ерофееву: «Они появились не
как религиозный элемент. Я их использовал как часть повседневности, как часть народной души и моей души».
Слайд 14Картины Рабины с их обманчивой внешней простотой, жирными чёрными контурами
и тяготением к плоскости скрывают глубину замысла, непрерывный духовный поиск.
Они содержат отсылки к немецким экспрессионистам, сюрреалистам, отчасти кубистам.
Слайд 15Заключение
Творчество самого Оскара Рабина склоняется в сторону очевидной критики советских
реалий. Его картины, выполненные в темных тонах, с элементами кубизма
и сюрреализма показывают словно увиденные в разбитом зеркале кусочки советского быта. И из этих кусочков складывается уже иная реальность, абсурдная и давящая – духовный портрет окружающего мира. Рабин часто вводит в свои картины текст, который дополняет и объясняет изображение либо противоположен ему для создания более впечатляющего эффекта абсурдности.
На полотнах Рабина часто появляются приметы жалкого барачного быта: бутылки водки и консервы, селедка на газете или просто на столе, мятые рублевые купюры или тусклые монеты.
Слайд 16Список литературы
Бергер Л.Г. Эпостемология искусства. – М.: Русский мир, 2014.
– 432 c.
Бойко А.Г. Опыт интерпретации художественных образов XX века.
– СПб.: Государственный русский музей, 2012. – 114 с.
Бычков В.В. Художественно-эстетическая культура XX века. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2013. – 607 с.
Добрицына И.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2014. – 412 с.
Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. – М.: Интрада, 1996. – 384 c.
Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – M:. Интрада, 2014.
Хофман В.Основы современного искусства. – СПб.: Академический проект, 2013. – 560 с.