Слайд 1Творчество С.С.Прокофьева
Студентки 4 курса 410нх
Мантуровой Анны
Слайд 2Серге́й Серге́евич Проко́фьев (11 апреля 1891, Сонцовка — 5 марта
1953, Москва) — русский советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель.
Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952).
Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов для сольного инструмента с оркестром, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.
Прокофьев создал собственный новаторский стиль. Новаторскими чертами отмечены сочинения как раннего, так и заграничного и советского периодов. Многие его сочинения (всего более 130 опусов) вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры как, например, Первая, Пятая и Седьмая симфонии, Первый, Второй и Третий фортепианные концерты, оперы «Любовь к трём апельсинам» (1919) и «Огненный ангел» (1927), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), балет «Ромео и Джульетта» (1935), кантата «Александр Невский» (1939), музыка к кинофильму «Поручик Киже» (1934), «Мимолётности», «Наваждение», Седьмая соната и другие фортепианные пьесы. Прокофьев принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века.
Слайд 5Оперы С.Прокофьева
Тематика оперных сюжетов охватывает образцы русской классической литературы; временной
диапазон от эпохи Средневековья вплоть до периода Советского времени. Помимо
завершенных, немало оперных замыслов осталось нереализованными. Среди завершенных опер: «Пир во время чумы», родившийся во время занятий композитора с Глиэром; «Маддалена» (1911, 2-я ред. 2013), одноактная лирико-драматическая опера; «Игрок» (1916, 2-я ред. 1927), где зарождается тип конфликтной драматургии; «Любовь к трем апельсинам» (1919), восходящая к традициям dellarte; «Огненный ангел» (1919- 1027/28, по одноименному роману В. Брюсова), сочетает черты камерной лирико-психологической оперы и социальной трагедии; «Семен Котко» (1939), сочетающий черты любовной драмы, комедии социальной трагедии; «Дуэнья» (или «Обручение в монастыре», 1946) - синтезирует жанры лирической комедии и социальной сатиры; «Война и мир» ( 1941-1952) – опера-дилогия по роману Л.Толстого; «Повесть о настоящем человеке» (1948, 2-я ред.1960), посвящена одной из важнейших проблем советского искусства: национальный характер в период Великой Отечественной войны. Опера «Война и мир»
Слайд 6В целом, для оперного творчества С.Прокофьева характерно господство игровой стихии,
тенденция к усилению роли оркестровых эпизодов, стремление воплотить современные идеалы
и отразить особенности воссоздаваемой в конкретном сюжете исторической эпохи. Прокофьев в музыкальных текстах своих произведений – сторонник рационального использования музыкально-выразительных средств; как драматург обновляет оперный жанр введением в него элементов драматического театра и кинематографа. Так, специфику Прокофьевской монтажной драматургии охарактеризовал М.Друскин: «Прокофьевская драматургия – это не простая смена «кадров», не калейдоскоп чередующихся эпизодов, а музыкальное перевоплощение принципов то «замедленной», то «убыстренной» съемки, то «наплыва», то «крупного плана». Также оперы Прокофьева отличают многоплановость образов и сценических ситуаций, полярность в отражении действительности.
Опера «Огненный ангел»( 1 картинка)
Оперы «Маддалена» (2 картинка)
Слайд 7Балеты
Характерная для русского балета XX века тенденция к симфонизации
возводит балетный жанр не только в ранг одного из ведущих,
но и делает его серьезным конкурентом оперы. Во многом она (тенденция) связана с именем С.Дягилева, по заказу которого были созданы, практически все ранние балеты Прокофьева. При различии литературной основы прокофьевские балеты роднят следующие черты: композитор продолжает и завершает балетную реформу, начатую П.Чайковским, доводя её до той вершины, где балет из хореографического спектакля превращается в музыкальный театр; из трех различных линий советского балетного театра (героико-историческая, классическая, сатирическая), именно классическая, имеющая лирико-психологическую природу, оказывается основополагающей для балетов Прокофьева; симфонизация балетного жанра, важная роль оркестра, развитая лейтмотивная система. Балет «Золушка»
Слайд 8К ранним образцам балетов Прокофьева относятся: «Ала и Лоллий» (1914)
– в основе которого - скифский сюжет. Его музыка также
известна как «Скифская сюита», дерзкий, острый, смелый «Шут» или «Сказка про шута семерых шутов перешутившего» (1915-1920), поставлен в Париже; балеты 20-30 годов: «Трапеция (1924), «Стальной скок» (1925), «Блудный сын (1928), «На Днепре» (1930); три балета – шедевры, созданные по возвращении на Родину: «Ромео и Джульетта» (1935), «Золушка (1940-1944), «Сказ о каменном цветке» (1948-1950).
Инструментальная музыка – одна из важнейших сфер деятельности Прокофьева на протяжении всего творческого пути, выражающая типичные черты авторского музыкального языка – сложного, но весьма изысканного. Это, прежде всего, необычайный мелодический дар, гармония, насыщенность ярко национальным колоритом.
Балет «Сказ о каменном цветке» ( 1 картинка)
Балет «Ромео и Джульетта»(2 картинка)
Слайд 9Кантатно-ораториальное творчество
Прокофьевым создано 6 кантат: «Семеро их» (1917-1918); «Кантата
к 20-летию Октября (1936-1937); «Здравица (1939); «Александр Невский (1938-1939); «Баллада
о мальчике, оставшемся неизвестным» (1942-1943); «Расцветай, могучий край» (1947); оратория «На страже мира» (1950). Одним из первых образцов нового подхода к жанру исторической кантаты считается одночастная кантата Прокофьева «Семеро их», написанная на тексты «Зовов древности» Бальмонта Широко известный исторический (героико-патриотический) опус «Александр Невский» - монументальное творение Прокофьева, основанное на музыкальном материале одноименного кинофильма «Кантата к 20-летию Октября» родилась под впечатлением возвращения композитором на Родину и стремлением запечатления эпохальных событий Советской России. Её идейная суть: Великая Октябрьская социалистическая революция, победа, индустриализация страны, Конституция. В текстовом отношении - содержит фрагменты работ Маркса, Сталина, Ленина. Произведение было отклонено Комитетом по делам искусства, поскольку идея воплотить эти темы в музыке была расценена как кощунство. Премьера состоялась лишь в 1966г.
Слайд 10Симфонии
7 симфоний, своеобразно синтезирующие и развивающие традиции эпического, драматического
и лирико-жанрового симфонизма.
№1 (1916-1917) «Классическая», где композитор обращается к
бесконфликтному типу симфонизма добетховенского периода (гайдновский тип симфонизма);
№2-4 (1024,1928,1930) – симфонии зарубежного периода. Симфонию №2 Астафьев назвал симфонией из «железа и стали».
Симфонии №3, 4 – на материале оперы «Огненный ангел» и балета «Блудный сын»;
№5-7 (1944, 1945-1947, 1951-1952) -написаны в поздний период. Героико-эпическая симфония №5 отразила дух военного времени. Симфония №7, завершенная менее чем за год до смерти композитора проникнута оптимизмом и радостью жизни