Слайд 1Творчество В.М. Шукшина и В.Г. Распутина
Слайд 2Василий Макарович Шукшин (1929-1974) и Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015) –
писатели, сыгравшие значительную роль на авансцене русской литературы 60-х, 70
годов и перестроечных лет (в случае с В.Г.Распутиным). При всем том, что В.Шукшин и В.Распутин - авторы разные, их нередко (вместе с В.Беловым, Ф.Абрамовым и В.Астафьевым) причисляют к представителям «деревенской прозы». «Деревенская проза» - течение советской литературы, заострявшее внимание на проблеме гибели деревни – колыбели русской национальной культуры. В широком смысле творчество «деревенщиков» – явление-отголосок неокрестьянской поэзии эпохи модернизма.
.
Слайд 5До полноценного творческого становления В. Шукшин прошел большую жизненную школу,
сменил множество профессий. Сам он писал следующее: «…В 1946 г. ушел
из деревни. Работал в Калуге, на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья».
В 1949 году будущий писатель был призван в армию, на Балтийский флот. Тогда же и состоялся «литературный дебют» - В. Шукшин читал свои первые рассказы сослуживцам («Двое на телеге», «И разыгрались кони в поле…»).
Несмотря на то, что в годы службы В. Шукшин был активным посетителем морской библиотеки, творческое стремление не было вызвано какими-то определенными литературными пристрастиями. Не увлечение литературой, а в первую очередь накопившиеся наблюдения и переживания послужили импульсом для сочинения рассказов.
Слайд 6Временное возвращение на родину
Вернувшись в родную деревню Сростки, Шукшин сдал
экстерном экзамены и поступил на работу в школу сельской молодежи
в качестве учителя 5-7-х классов. Он преподавал русский язык и литературу, и одновременно был директором. Однако проучительствовал недолго, т. к. решил отправиться в Москву, поступать во ВГИК. Сначала В.Шукшин подал документы на сценарный факультет – принес тетрадку с рассказами, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году.
Слайд 7Успехи в кино
Достаточно благополучно стала складываться кинематографическая карьера В. Шукшина.
В 1956-м он сыграл в маленьком эпизоде в фильме Герасимова "Тихий
Дон" - выглядывающего из-за плетня матроса. Через два года получил приглашение от Марлена Хуциева на главную роль в фильме "Два Федора".
Затем предложения посыпались одно за другим. За короткий период Шукшин снялся в ряде картин, среди которых "Золотой эшелон" (1959), "Простая история" (1960), "Когда деревья были большими", "Аленка" (1962), "Мишка, Серега и я" (1962), "Мы, двое мужчин" (1963) и др. Несомненно, опыт работы в кино оказал огромное влияние на прозу Шукшина: повести и рассказы по-операторски зримы, по-кинематографически диалогичны.
Слайд 8Литературные успехи
В начале 60-х одно за другим стали выходить в
свет и литературные произведения В. Шукшина - рассказы "Правда", "Светлые
души", "Степкина любовь". В 1963 году в издательстве "Молодая гвардия" вышел первый сборник под названием "Сельские жители". В том же году в журнале "Новый мир" – главном журнале хрущевской оттепели – были напечатаны два его рассказа: "Классный водитель" и "Гринька Малюгин". На основе этих рассказов Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма "Живет такой парень".
Слайд 9Поэтика рассказов В.Шукшина
Проза В. Шукшина – при всей кажущейся простоте
явление сложное. С одной стороны, она освещает жизнь простых людей,
в юмористических тонах повествует о «чудиках» - героях не от мира сего, фантазерах и мечтателях, беззлобных по своей сути и генеалогически восходящих к типу «маленького человека» (см. рассказы «Чудик», «Экзамен», «Миль пардон, мадам», «Алёша Бесконвойный» и др.). Писатель ставит чудиков в нетипичную, но узнаваемую бытовую затруднительную ситуацию, поэтому сюжеты рассказов В.Шукшина всегда понятны широкому читателю. С другой стороны, поэтика рассказов всегда многослойна и полифонична.
Слайд 10Структура поэтики В.Шукшина
1.Сказовость
Речь героев Шукшина — это живая разговорная
речь, в ней много просторечных слов и выражений, диалектизмов (щас,
пошто, рыск, окочуриться, рассерчал, дошлый, не втяпался, знамо дело, язви мя, оклемался, не очухается и т.д.) Это помогает автору создать более точный психологический портрет героя, простого, обыкновенного человека, человека из народа. А известно, что и все прозаические фольклорные жанры также ориентированы на разговорную речь.
2.Диалогичность
Диалог движет сюжет, способствует типизации взаимоотношений персонажей, раскрывает их характеры.
3.Фольклорность
Слайд 11Последний год жизни В.Шукшина
Последний год жизни В. Шукшина (1974) был
ознаменован сразу двумя событиями:
1)В Большом драматическом театре (г. Ленинград) благодаря
режиссеру Г. Товстоногову состоялся дебют В. Шукшина-драматурга – был поставлен спектакль по пьесе «Энергичные люди»
2) 4 сентября 1974 года в "Литературной газете" был опубликован рассказ "Кляуза", который вызвал огромный интерес у читателей (его читал даже Л.Брежнев) и жаркие дискуссии. О чем говорилось в этом очерке? Шукшин описывал в нем действительный случай, который произошел с ним несколько лет назад.
Умер писатель 2 октября 1974 года от сердечной недостаточности. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве
Слайд 14Творческое становление
После окончания школы поступил на историко-филологически факультет Иркутского государственного
университета. В студенческие годы стал работать в молодежной газете и,
написав однажды талантливый очерк (позже будет опубликован под заглавием «Я забыл спросить у Лёшки» в журнале «Ангара»), обратил на себя внимание редактора.
Позже В.Распутин продолжал журналистскую практику – работал в газетах Иркутска и Красноярска, много путешествовал по Сибири.
В 1965 году В. Распутин на совещании молодых писателей Сибири показал свои рассказы В.Чивилихину – известному писателю и журналисту. В 1967 году В.Распутин вступил в Союз писателей СССР.
Слайд 15Очерк – ведущий жанр на раннем этапе творчества В.Распутина. В
период с 1961 года до 1967 года выходя сборники «Мостовые
новых городов», «Край возле самого неба».
С первой повести «Деньги для Марии» (1967 год) начался феномен В.Распутина как писателя. Уже в этом произведении читатель замечал мотив разъединенности деревни и города, что позволило отнести В.Распутина к писателям-деревенщикам.Также ощущался дух скрытой катастрофы – лейтмотив всей прозы писателя. Но особенно сильно талант раскрылся в повести «Последний срок»(1970).
Слайд 17 В авторской философии В.Распутина лежит представление о невозможности ухода
человека от исторических корней, от родного места. Опосредованно это также
показано в рассказе «Уроки французского». Поэтому мир города показан недружелюбным, жестоким, что и определяет конфликт произведения. Данная проблема углублялась, разрабатывалась. После «Уроков французского» выходит повесть «Живи и помни», а затем «Прощание с Матерой» - апофеоз проблемы гибели деревни.
Слайд 19В 1981 году вышли новые рассказы «Наташа», «Что передать вороне»,
«Век живи — век люби ». Появление в 1985 г.
повести В. Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». Позднее творчество В.Распутина отличалось публицистичностью, отходом от художественной пластики. Это послужило поводом для критики.
На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: «Сеня едет», «Поминный день», «Вечером», «Нежданно-негаданно», «По-соседски». В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 г. вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь ». В Иркутске произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению.
Умер В.Распутин 14 марта 2015 года.