Слайд 1Учебная дисциплина
Психология
Слайд 2Раздел II
Психология человека
Слайд 3Тема 7.
«Психология личности»
Мотивация.
Эмоции.
Воля.
Способности.
Темперамент.
Характер.
Слайд 4Головина Светлана Геннадьевна
Доцент кафедры психолого-педагогического образования
Института непрерывного педагогического образования,
кандидат психологических
наук
Слайд 6 Мотивация
является основой жизнедеятельности всех живых существ. Она выражается
в побуждениях, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность.
Слайд 7Мотивация
представляет собой определенную энергетическую систему, стремящуюся к разрядке, к
удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации.
Слайд 8 Потребность — это состояние
организма, испытывающего нужду в объектах, необходимых
для его существования и развития, а мотив — сила, побуждающая
к достижению этих объектов. Обычно эти два понятия не разделяются в структуре мотивационно-потребностной сферы, поскольку потребности аккумулируют энергию, а мотивы побуждают к действию, направляя активность к определенной цели.
Слайд 9Нарушение биологического равновесия (гомеостаза) со средой является основным источником мотивации
живых существ, осознаваемой ими как состояние актуализированной потребности (мотива), побуждающей
живое существо к активности.
Слайд 10Виды потребностей
потенциальные
актуальные
Слайд 11Различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные – текущее психическое состояние
напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного
индивида.
Слайд 12Виды потребностей
- биогенные
- социогенные
Слайд 13Биогенные (витальные, от лат. vita – жизнь) потребности:
1) потребность
безопасности, самосохранения;
2) потребность в восстановлении энергии и в двигательной
активности;
Слайд 14Биогенные (витальные, от лат. vita – жизнь) потребности:
3) потребность
в подготовке к преодолению препятствий (одна из сфер реализации этой
потребности – научение и физическая игра);
4) потребность в продолжении рода.
Слайд 15Потребности социально обусловленные, порождаемые в определенном человеческом обществе называются социогенными.
Слайд 16Социогенные потребности (выделяются по основным видам человеческой активности):
1) потребности, связанные
с трудом, – потребности познания и созидания;
Слайд 17Социогенные потребности:
2) потребности, связанные с развитием, – потребность в игре,
научении, самореализации;
Слайд 18Социогенные потребности:
3) потребности, связанные с социальным общением, социальной идентификацией, –
нравственные и духовные потребности.
Слайд 19Асоциальное поведение связано с переходом за грань так называемых разумных
потребностей.
Слайд 20Неразумные потребности – это гипертрофированные потребности низших уровней, препятствующие развитию
потребностей более высоких уровней.
Слайд 21Только упорная работа личности и всего общества по возвышению потребностей
может ограничить неразумные потребности – гипертрофию вещизма, делячества, утилитаризма.
Слайд 22Актуализация потребностей и мотивов стимулирует разрядку энергетического потенциала, аккумулированного мотивацией.
Стимулом может быть как внутренний, так и внешний побудитель биологического
или социального происхождения.
Слайд 23 Актуализированная потребность,
стремящаяся к разрядке, является энергией, питающей разнообразную деятельность,
в том числе и познавательную.
В экспериментах с «незаконченными действиями» испытуемым
давали возможность часть заданий выполнить до конца, а выполнение других прерывали. Впоследствии оказывалось, что те действия, которые были закончены (т.е. энергия, аккумулированная потребностью, разрядилась), полностью забылись испытуемыми, ведь энергии для их сохранения не было. Незаконченные же действия остались в памяти, питаемой энергией фрустрированной, сохранившей свой заряд, потребности.
Слайд 24Существуют и другие классификации потребностей.
Рассмотрим некоторые из них.
Слайд 26 Пирамида (иерархия) человеческих потребностей по А. Маслоу
Слайд 28Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур
(функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.
Слайд 29Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. То, к чему мы стремимся,
нас эмоционально волнует.
Слайд 30Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем,
что регулируются второй сигнальной, обобщенной системой ценностных ориентации личности.
Слайд 31Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.
Слайд 32 Развитие потребностей мотивов
Биологические и социальные.
Ведущие и подчиненные.
Внешние и внутренние
(диспозиционные и ситуационные).
Осознанные и неосознанные (бессознательные).
Слайд 33 Развитие потребностей и мотивов
1) Биологические и социальные.
Первыми и в
фило- и в онтогенезе появляются биологические потребности, связанные с жизнедеятельностью
организма. Однако уже к 1—1,5 месяцам у детей зарождается социальная мотивация, направленная на близких взрослых, так называемый комплекс оживления.
Слайд 34Многие социальные потребности могут
появляться и развиваться двумя путями:
на основе постепенного
изменения содержания естественной мотивации,
с помощью ассоциации между значимым и нейтральным
стимулом.
Так, учебная деятельность может быть результатом развития изначально присущей человеку познавательной мотивации, но может сформироваться благодаря положительному подкреплению (например, награда за выученные уроки). Привязанность к другому человеку может быть вызвана неосознаваемой страстью, влечением, а может развиться в связи с теплым, влюбленным отношением с его стороны.
Слайд 35 Развитие потребностей и мотивов
По месту в иерархии мотивов выделяют
2)
ведущие и подчиненные.
Ведущие мотивы рассматриваются как выполняющие в основном смыслообразующую
функцию, являются основными для развития личности. Подчиненные мотивы выполняют функцию побуждения. Подчиненные мотивы — это мотивы-стимулы.
Ведущий мотив тоже побуждает, но прежде всего – образует смысл.
Например, человек трудится, и ведущий смыслообразующий мотив – совершенствование себя в профессии. А мотив-стимул – это заработная плата.
Слайд 36 Виды потребностей и мотивов
Третий критерий разделения мотивов (и мотивации)
– источник мотивации. Источник может быть внешний или внутренний.
3.
Внешние и внутренние мотивы (и мотивация).
Источником внешних мотивов является внешний мир; это предметные и социальные мотивы.
Когда говорят о внешней мотивации, то хотят подчеркнуть, что она не присвоенная субъектом. А когда она присваивается – становится внутренней, собственной для субъекта. Леонтьев ее называет – реально действующие мотивы. Знаемая внешняя мотивация и реально действующая внутренняя.
Конечно, наиболее эффективна внутренняя мотивация.
Слайд 37Большинство социальных мотивов появляется вначале как «знаемые», но не реально
побуждающие к деятельности. Например, ребенок знает о необходимости этой деятельности
(например, делать уроки), но не выполняет ее, пока не появится другой мотив, реально действующий и привлекательный (или вызывающий страх) — вознаграждение или наказание.
Слайд 38Переход «знаемых» мотивов в реально действующие рассматривается как одна из
важнейших закономерностей в развитии мотивации. Именно он определяет процесс социализации
человека, вхождения в окружающий его мир, поскольку те нормы и правила, которые определяют поведение в конкретной среде, также появляются вначале как знания, постепенно превращаясь в идеалы, установки, мотивы деятельности.
Слайд 39Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека
определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о
диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детеминации поведения (внутренней и внешней мотивации).
Слайд 40Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться
под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов,
потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двоякодетерминированное: диспозиционно и ситуационно.
Слайд 41 Виды потребностей и мотивов
Мотивы различают по их отношению к
сознанию.
4. Осознанные и неосознанные
(бессознательные).
Мотивы выполняют свои функции даже будучи неосознанными. Они задают направленность, определяют ценность предметного представления, побуждают действовать не будучи осознанными.
Слайд 43Термин «мотивация»
представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово
«мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих
поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Слайд 44Мотивация
это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его
начало, направленность и активность.
Слайд 45Мотивационная сфера имеет достаточно четкую структуру, иерархию мотивов.
В этой
иерархии одни мотивы являются ведущими, смыслообразующими, другие исполняют вспомогательную функцию,
облегчая протекание деятельности. Именно смыслообразующие мотивы определяют направление жизни, профессиональных и личных выборов людей. Обычно таких мотивов несколько (работа, друзья, родные), иногда же в иерархии доминирует один мотив, поглощающий все другие. В структуре присутствуют и менее значимые мотивы, которые связаны лишь с отдельными сторонами жизни человека, либо актуализируются лишь в конкретных ситуациях.
Слайд 46Иерархия мотивов, содержание доминирующих в ней потребностей определяют и структуру
личности человека, раскрывая сферу его интересов и стремлений.
Слайд 47Мотивационную сферу человека
с точки зрения ее развитости можно оценивать
по следующим параметрам: широта,
гибкость,
иерархизированность.
Слайд 48Широта мотивационной сферы
определяется разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов),
потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше
у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Слайд 49Гибкость мотивационной сферы
Более гибкой считается мотивационная сфера, в которой для
удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может
быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением и интернетом, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.
Слайд 50Иерархизированность мотивационной сферы
— это характеристика строения каждого из уровней организации
мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не
существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Слайд 51Закон Йеркса-Додсона
определяет зависимость наилучших результатов деятельности от средней интенсивности
мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит
к ухудшению результатов.
Слайд 52Роберт Йеркс и Джон Додсон
в 1908 г. установили, что для
того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя
интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока)
Слайд 53Если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие
чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, то
есть эффективности работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.
Слайд 54Существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется
лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Например: уровень
мотивации, который условно можно оценить в 7 баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведёт не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.
Слайд 56Ведущей характеристикой личности
является ее направленность
Слайд 57Направленность личности — это
«динамическая тенденция»
(С.Л. Рубинштейн)
Слайд 58Направленность личности — это
«смысло-образующий мотив»
(А.Н. Леонтьев)
Слайд 59Направленность личности — это
«доминирующее отношение»
(В.Н. Мясищев)
Слайд 60Направленность личности — это
«основная жизненная направленность»
(Б.Г. Ананьев)
Слайд 61Направленность личности — это
«динамическая организация сущностных сил человека»
(А.С. Прангишвили)
Слайд 62Направленность личности
это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно
независимых от наличной ситуации.
Слайд 63Направленность личности
всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.
Слайд 64Направленность
это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах,
как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
Слайд 65Установка – состояние готовности к определенному способу поведения в определенных
ситуациях; это нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения.
Слайд 66Установка – наиболее константная, устойчивая основа поведения человека.
Слайд 67Различаются два вида установки – общая и дифференцированная (фиксированная). Общая
установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная – по
отношению к индивидуализированным объектам.
Слайд 68Итак, направленность
это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких
формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
Слайд 70Влечение
Это наиболее простая, биологическая по сути форма направленности, выражающая недифференцированную
и недостаточно осознанную потребность. Это преходящее явление, так как представленная
в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
Слайд 71Желание
это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Желание,
будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели
будущего действия и построение его плана. Таким образом, данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
Слайд 72Стремление
возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому
стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.
Слайд 73Интерес
это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание
целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей
действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту.
Слайд 74Интерес (продолжение)
Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес
к объекту как средству достижения целей деятельности.
Широта и содержание интересов
могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.
Слайд 75Склонность
Когда в интерес включается волевой компонент он превращается в склонность.
Склонность
это направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая
устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.
Слайд 76Идеал
— это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности
индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что
ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.
Слайд 77Убеждение
— высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих
ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В
основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.
Слайд 78Рассмотрим основные формы направленности личности по
К.К. Платонову
в форме схемы
(на
следующем слайде)
Слайд 80Итак, побудительный и целеобразующий механизм человеческого поведения состоит из сложного
комплекса взаимосвязанных личностных факторов – направленности личности, ее потребностей, модификацией
которых являются интересы, желания, стремления, страсти, влечения и подсознательные установки.
Слайд 81Сознательным компонентом целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в
себе общую направленность личности. Направленность личности в значительной мере определяет
ее способности и характер.
Слайд 83Термин «эмоция» (от лат. emovere - потрясаю, волную) означает неравнодушное
отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.
Слайд 84Живя, действуя, человек не только изменяет мир, но и воздействует
на других людей и сам испытывает воздействие других людей, от
своих действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими.
Слайд 85Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается:
он относится определенным образом к тому, что его окружает.
Слайд 86Переживание этого отношения человека к окружающему миру составляет сферу его
чувств и эмоций.
Слайд 87Эмоции — это психические процессы, протекающие в форме переживаний и
отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для
жизнедеятельности человека.
Слайд 89Особенности эмоций
Они вызывают определенное физиологическое изменение.
Связаны с готовностью к совершению
поступка.
Эмоции связаны с сознательным переживанием.
В эмоциях есть познавательный компонент, они
включают память, мышление и др.
Слайд 90Функции эмоций
регуляция поведения,
смыслообразование,
приспособительная (адаптивная),
сигнальная (экспрессивная),
коммуникативная,
оценочная,
побуждающая,
стабилизирующая
Слайд 91Функции эмоций
Формируя эмоциональный опыт человека, эмоции помогают организовать поведение в
различных ситуациях оптимальным образом и открывают личностный смысл окружающего мира.
Слайд 92Функции эмоций:
регуляция поведения
По эмоциям человек судит о достижении поставленной цели:
при достижении желаемого результата человек испытывает положительные эмоции, при неудаче
— отрицательные. На основе этого осуществляется регуляция деятельности, поведения.
Слайд 93Функции эмоций:
смыслообразования
Благодаря переживаниям нейтральные прежде понятия (предметы и явления) становятся
важными для человека ценностями, формируют его духовный мир и помогают
войти в ту культуру, которая его окружает
Слайд 95Виды эмоций
Аффект
Стресс
Собственно эмоции
Чувства
Настроение
Слайд 96Аффект
интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные состояния: сильный гнев, ярость,
ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.
Слайд 97Аффект
полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми
смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию
в целом.
Слайд 98Чрезвычайно высокая двигательная активность и эмоциональная напряженность приводят к тому,
что осознанность поведения в ситуации аффекта резко снижается.
Слайд 99Стресс
неспецифический ответ организма, связанный с состоянием крайнего напряжения, которое помогает
мобилизовать силы для преодоления угрожающей (стрессовой) ситуации.
Слайд 100Фазы стресса
шок (стадия тревоги),
противошок (стадия активности),
усталость, истощение организма.
Слайд 101Собственно эмоции
отражают оценочное отношение человека к текущим событиям, вероятным и
вспоминаемым событиям.
Слайд 102Виды эмоций
радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и
др.
Слайд 103Радость
положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную
потребность
Слайд 104Удивление
не имеющая четко выраженного положитель-ного или отрицательного знака эмоциональная реакция
на внезапно возникшие обстоятельства.
Слайд 105Страдание
отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой
информа-цией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
Слайд 106Гнев
эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме
аффекта и вызываемое внезап-ным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетво-рения
исключительно важной для субъекта потребности.
Слайд 107Отвращение
отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.
д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими,
нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Слайд 108Презрение
отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в меж-личностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием
жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами
и поведением объекта чувства.
Слайд 109Страх
отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной
или воображаемой опасности.
Слайд 110Стыд
отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и
внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о
подобающем поведении и внешнем облике.
Слайд 111Амбивалентность
(двойственность) эмоций означает, что один и тот же объект может
вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения.
Слайд 112Амбивалентность
вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на
потребности и ценности человека.
Слайд 113Чувства
это более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный
предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам
(реальным или воображаемым).
Слайд 114Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено
все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы,
к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Слайд 117Настроение
самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. От эмоций отличаются
меньшей интенсивностью и меньшей предметностью.
Слайд 118Настроение
отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются
обстоятельства. Может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым
или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.
Слайд 119Настроение
существенно зависит от общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции
и особенно от тонуса нервной системы.
Слайд 120Настроение
Его причины не всегда ясны человеку, а тем более окружающим
его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и
в этом смысле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства.
Слайд 121Настроение
Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от возраста
человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня
развития ведущих мотивов поведения.
Слайд 122Настроение
Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней, недель
и даже может стать устойчивой чертой личности. По этой особенности
настроения людей делят на оптимистов и пессимистов.
Слайд 123Настроение
Настроения имеют огромное значение для эффективности деятельности, которой занимается человек.
Одна и та же работа при одном настроении может казаться
легкой и приятной, а при другом — тяжелой и удручающей.
Слайд 124Настроение
Естественно, что при хорошем настроении человек в состоянии выполнить гораздо
больший объем работы, чем при плохом.
Слайд 125Настроение
тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его
притязаний. При высокой самооценке чаще наблю-дается повышенное настроение, при заниженной
- склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов.
Слайд 126Настроение
Поэтому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего
снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной
потребности.
Слайд 128Воля
это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в
умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий
и поступков.
Слайд 129Воля
может рассматриваться как сверхмотивация, как эмоциональное напряжение, придающее дополнительную энергию
мотиву, встречающему трудности на пути своего удовлетворения.
Слайд 130Настроение
Но причина настроения всегда существует и в той или иной
степени может быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события,
выполняемая деятельность и, конечно, другие люди.
Слайд 133Структура волевого акта
намерение
решение
исполнение
Слайд 137 Способности
это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к
овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению.
Слайд 138Вопрос о происхождении способностей:
врожденны способности или формируются прижизненно?
Слайд 139Доказательства врожденности (наследственности) способностей
Раннее появление способностей у ребенка.
Известно, например, что
у Моцарта обнаружились музыкальные способности в 3 года, у Гайдна
- в 4 года; Рафаэль проявил себя как художник в 8 лет, Гаусс как чрезвычайно способный к математике - в 4 года и т. д.
Слайд 140Доказательства врожденности (наследственности) способностей
2. Повторение способностей у потомков выдающихся людей.
Известны
примеры одаренных семей и даже целых династий: Бахов, Дарвинов, Джемсов
и др.
Слайд 1412. Повторение способностей у потомков выдающихся людей.
Исследование: определялась музыкальность детей,
у которых либо оба родителя были музыкальны, либо музыкален только
один, либо оба родителя немузыкальны. Результаты оказались следующими:
Слайд 1422. Повторение способностей у потомков выдающихся людей.
Факты по данному доказательству
не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и
среды: при выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.
Слайд 1432. Повторение способностей у потомков выдающихся людей.
Эти данные скорее отражают
результаты совместного действия генотипического и средового факторов в формировании способностей,
чем говорят в пользу одного из них.
Слайд 144Доказательства врожденности (наследственности) способностей
3. Исследования с применением близнецового метода. В
ряде исследований сравнивались между собой показатели умственных способностей однояйцевых (монозиготных)
близнецов и просто братьев и сестер (так называемых сибсов). Корреляция показателей внутри монозиготных пар оказалась очень высокой: 0,8 - 0,7; тогда как те же сравнения в парах сибсов дали коэффициенты порядка 0,4 - 0,5.
Слайд 145Доказательства врожденности (наследственности) способностей
4. Исследованиях на животных с применением метода
искусственной селекции убедительно свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к
успешному обучению (расхождение между «умными» и «глупыми» крысами нарастает от поколения к поколению).
Слайд 146Таким образом, существуют доказательства в пользу генотипических предпосылок способностей.
Но
как велика их роль? Насколько успех в развитии способностей зависит
от наследственных задатков?
Для обсуждения этого вопроса нужно рассмотреть противоположные факты - те, которые показывают действие внешних условий, а также воспитания и обучения на формирование способностей.
Слайд 147Доказательства действия внешних условий, воспитания и обучения на формирование способностей
Результаты
деятельности выдающихся педагогов.
Известно много случаев, когда в различных областях деятельности
(науки, искусства, спорта и т. п.) вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по своей численности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики.
Слайд 148Доказательства действия внешних условий, воспитания и обучения на формирование способностей
2.
Факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур.
Звуковысотный
слух, или восприятие высоты звука, имеет сильную недоразвитость ее примерно у одной трети взрослых русских испытуемых, эти же лица оказались крайне немузыкальны.
Испытуемые-вьетнамцы все по показателю звуковысотного слуха оказались в группе лучших; по другим тестам эти испытуемые обнаружили также 100%-ную музыкальность.
Различия объясняются особенностями русского и вьетнамского языков: первый относится к "тембровым", второй - к "тональным" языкам. Во вьетнамском языке высота звука несет функцию смыслоразличения. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают свой музыкальный слух, чего не происходит с европейскими детьми.
Слайд 149Доказательства действия внешних условий, воспитания и обучения на формирование способностей
3.
Экспериментальные исследования на животных с применением метода искусственной селекции.
Предварительно отобранное
поколение "умных" крыс выращивалось в условиях обедненной среды, где они были лишены и разнообразных впечатлений и возможности активно действовать. Такие крысы при обучении в лабиринте действовали на уровне "глупых" животных, воспитанных в естественных условиях. Противоположный результат дали опыты с выращиванием "глупых" крыс в обогащенной среде: их показатели оказались приблизительно такими же, что и у "умных" крыс, выросших в нормальных условиях.
Слайд 150Вывод:
Факторы среды важны как и факторы наследственности: они могут как
компенсировать так и нивелировать действие последнего
Слайд 151При определении способностей
учитываются два параметра: уровень выполнения деятельности, тесно связанный
с социальной ситуацией, обучением, и темп обучения, скорость переработки информации,
которая является психодинамическим качеством, обусловленным врожденными задатками.
Слайд 152Механизмы формирования и развития способностей
остается еще до конца не изученным.
Есть
данные о сензитивных периодах формирования функций.
Сензитивные периоды – ограниченные во
времени периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности.
Слайд 153Предполагается,
что функциональные структуры способностей имеют свои сензитивные периоды или отдельные
моменты в которые они получают (или не получают) толчки к
развитию.
Слайд 154Неотъемлемый компонент способностей — повышенная мотивация.
Она обеспечивает интенсивную деятельность
для развития способностей.
Слайд 155Задатки
это природные предпосылки способностей.
Это некоторые свойства нервной системы – степень
общей активности, повышенная чувствительность нервных структур. Возможно это какая-то специальная
предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм.
Слайд 156Виды способностей
1. Общие способности – отвечают требованиям многих видов деятельности,
отождествляются многими учеными с интеллектом.
Слайд 157Виды способностей
2.Специальные способности – отвечают требованиям конкретной деятельности: музыкальные, математические
(часто проявляются в дошк. в-те), спобности к живописи, естественным наукам,
физике и т.д. (проявляются к подростковому возрасту).
Слайд 158Уровни способностей
1.Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности, обычно способность
успешно заниматься производительной деятельностью. Мастерство в профессии предполагает психологическую готовность
к творческим решениям возникающих проблем.
Слайд 159Уровни способностей
2. Талант – высокий уровень развития специальных способностей. Проявляется
и развивается в деятельности. Талант – определенное сочетание способностей, их
совокупность.
Слайд 160Уровни способностей
3. Гениальность – высший уровень развития способностей, при этом
творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в
развитии культуры.
Гениями считают Аристотеля, Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносова.
Слайд 162Темперамент
представляет собой динамические характеристики психической деятельности.
Темперамент это индивидная характеристика человека.
Слайд 163Темперамент
(в психологическом смысле) — это совокупность соответствующих динамических свойств
поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.
Слайд 164Сферы проявления темперамента
общая активность,
особенности моторной сферы,
свойства эмоциональности.
Слайд 165Общая активность
определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой
- физической и социальной. По этому параметру человек может быть
инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.
Слайд 166Проявления темперамента в моторной сфере
это частные выражения общей активности:
темп, быстрота, ритм и общее количество движений.
Слайд 167Эмоциональность как проявление темперамента
впечатлительность, чувствительность, импульсивность
и т. п.
Слайд 168Б.М. Теплов
«Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических
особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств,
с одной стороны, и силой их — с другой»
Слайд 169Основные учения о типах темперамента
Слайд 170Темперамент
это природная, динамическая основа характера.
Слайд 172Характер
это совокупность индивидуальных психологических устойчивых черт человека, в которых выражаются
способы его деятельности и способы эмоционального реагирования.
Слайд 173Характер
проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает
в себя то, что придает поведению человека специфический, характер-ный для
него оттенок .