Слайд 1Мастер-класс:
«Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке
»
Автор: Мокрушина Ирина Александровна,
учитель начальных классов,
МАОУ «СОШ№32 им. Г.А. Сборщикова»,
г.
Перми
Слайд 3деятельность»
Б. Шоу сказал:
«Единственный путь, ведущий
к знанию
Слайд 4Методическая цель урока
- создание условий для проявления познавательной активности
учащихся, которую можно достичь следующими путями:
ход познания – «от учеников»;
преобразующий
характер деятельности обучающихся;
интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся;
коллективный поиск, направляемый учителем;
создание педагогических ситуаций общения на уроке;
гибкая структура.
Слайд 5Системно-деятельностный
подход реализуется через…
Формирование УУД
Создание определённых учебных ситуаций
Использование технологий
системно-деятельностного
подхода
Формулирование и постановка учебной цели
Планирование деятельности
учащимися
Контрольно-оценочная деятельность
Слайд 6«V» - уже знал
«+» - новое
«-» - думал иначе
«?» -
не понял, есть вопросы
Слайд 7
Учебная ситуация
создать
можно
перевести из учебной задачи
Слайд 8Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию
продумать содержание учебной ситуации;
продумать
её и её «аранжировку»-поставить эту задачу в такие условия, чтобы
они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причём не вынуждения, а побуждения.
Слайд 9Пример перевода учебной задачи в учебную ситуацию:
Предмет: математика
Тема: единицы измерения
времени
Учебная задача: выполнить вычитание именованных чисел, например ,
8 ч -30 мин=…
Учебная ситуация: предлагаем детям задание, имеющее практическое значение, занятие в школе начинается в 8.00, прийти в школу следует за 10 минут до начала урока, дорога до школы занимает 20 минут, не позднее какого времени необходимо выйти из дома, чтобы не опоздать.
Слайд 10Для создания учебной ситуации в начале урока можно использовать различные
приемы входа в урок:
прием «привлекательная цель»;
приём «удивляй»;
приём «отсроченная отгадка»;
приём
«фантастическая добавка»;
приём «лови ошибку».
Слайд 11Типология учебных ситуаций:
Ситуация –
проблема
Ситуация –
иллюстрация
Ситуация -
оценка
Ситуация
–
тренинг
Слайд 12
Ситуация-проблема
Класс: 4
Тема: «Единицы измерения длины. Километр»
Учебная ситуация: Учащимся предлагается
повторить известные им единицы измерения длины (см, дм, м), вспомнить
соотношения этих единиц. Далее даётся задание измерить этими мерками длину класса. В процессе работы дети выясняют, какими мерками удобно измерять расстояния между предметами в комнате. Учитель ставит вопрос: «Какими единицами удобно измерять расстояния между населёнными пунктами? Какими единицами измеряют расстояния в космическом пространстве, на морских просторах?»
Слайд 13Ситуация- тренинг
Класс: 4
Тема: «Работа с печатным текстом»
Учебная ситуация: Берём интервью
у героя. После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг
друга. Один партнёр задаёт герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.
Слайд 14Класс: 1
Тема: «Моя семья»
Учебная ситуация:
Ситуация-иллюстрация
Слайд 15Ситуация-оценка
Класс: 3
Тема: «Сказка для театра. С. Маршак «Сказка про козла»»
Учебная
ситуация: Учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под режиссурой 2-х
учеников. Они заучивают свои роли, внимательно выслушивают указания и сотрудничают с одноклассниками, чтобы представить убедительную драматизацию, которая показывает, они верят в свою роль. Затем необходимо оценить, чья постановка была интереснее.
Слайд 16Ситуация- тренинг
Класс: 2
Тема: «Природная зона. Степь.»
Учебная ситуация: учащимся после изучения
темы, предлагается рассказать от имени животных, проживающих в степях, рассказать
в каких условиях им приходится проживать, чем питаться и как приспосабливаться к жизни.
Слайд 17Ситуация -проблема
и ситуация- иллюстрация
Учебная ситуация: Детям предлагается
решить задачу. Каждому из вас гном приготовил по 3 вишенки. Сколько всего вишен?
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + .............
19 раз
Класс: 2
Тема: «Таблица умножения»
Слайд 18Создание учебной ситуации должно строиться с учётом
возраста ребенка;
специфики
учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.
Слайд 19Виды ситуаций:
Выбор. Дается ряд готовых решений. Среди них
и неправильные. Надо выбрать правильное.
Неопределенность. Неоднозначные решения ввиду недостатка
данных
Неожиданность. Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.
Конфликт. Ситуация, рассматривающая противоположности.
Несоответствие. Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
Слайд 20
Тема урока: «Реки и озера»
(ОС «Школа 2100»)
Слайд 21Виды ситуаций:
Выбор. Дается ряд готовых решений. Среди них
и неправильные. Надо выбрать правильное.
Неопределенность. Неоднозначные решения ввиду недостатка
данных
Неожиданность. Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.
Конфликт. Ситуация, рассматривающая противоположности.
Несоответствие. Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
Слайд 23Спасибо за внимание!
Творческих
успехов!