Слайд 1Учебники и учебные пособия Лапыгина Юрия Николаевича, изданные в центральных
издательствах
См. «Ученые России»
Lapygin.Y@gmail.com
e-mail:
Слайд 2Раздел 2. Организация управленческого консультирования
Консультант-клиентские отношения и выбор консультационной фирмы
Основы
взаимодействия консультанта с клиентом
Контракт на консультационные услуги
Принципы организации отношений
Поведенческие аспекты
Еще
раз о моделях консультирования
Организация выполнения работ
Причины разочарований
Виды консультационных организаций
Поиск консультационной фирмы
Выявление потенциальных консультантов
Анализ предложений консультационных фирм
Цена консультационной услуги
Оценки клиента
Слайд 3Основы взаимодействия консультанта с клиентом
Процесс включает двух партнеров: консультанта и
клиента
Клиент - оплачивает услуги консультанта на условиях, определенных договором
Консультант как субъект консультирования в течение определенного периода времени работает, выполняя работу по договору
Руководитель не всегда может сформулировать главную проблему
Консультанту тогда может оказывать профессиональные услуги клиенту, начиная с формулирования предмета предстоящей работы
Слайд 4Основы взаимодействия консультанта с клиентом
Слайд 5Основы взаимодействия консультанта с клиентом
Вечные вопросы
Как с наименьшими потерями убедить
клиента заключить контракт?
Как убедить клиента не останавливаться после получения значительного,
но промежуточного результата?
Как преодолеть сопротивление изменениям в организации со стороны управленческого персонала?
Как, оказывая консультационные услуги, не превратиться в услужливого советника?
Как адаптировать успешный опыт предшествовавших работ в организации нового клиента?
Как работать в условиях отрицательного опыта работы клиентской организации с различными консультантами?
Как не позволить себе втянуться в решение текущих проблем жизнедеятельности организации?
Слайд 6Основы взаимодействия консультанта с клиентом
Три подхода в виде метафор
Торговый -
консультант продает свою услугу клиенту
Учительский – консультант стремится наделить клиента
новыми компетенциями
Клиентский - определить причину болезни организации клиента и наметить пути выздоровления
Важно определить – кто клиент и его ожидания
Квалифицированный клиент - способен быстр вникнуть в методики и стать партнером
Стагнант – желает что-либо существенно улучшить, ничего не меняя
Командир – готов давать указания консультанту
Чудоискатель - требует невозможного (привлечь инвестиции, повысить прибыль)
Местный знаток, ветеран – его следует отнести к носителям интересов, группам влияния, стейкхолдерам
Слайд 7Основы взаимодействия консультанта с клиентом
Ловушки для консультантов
Бессубъектностъ клиента (руководитель организации
либо постоянно отсутствует, либо он просто выпадает из консультационной работы)
Стремление
в каждом консультанте видеть проектировщика, который должен дать готовые решения
Равнодушие к результаты консультационной работы (в силу несовпадения собственных целей с целями, сформулированными в консультационном процессе)
Слайд 8Основы взаимодействия консультанта с клиентом
Когда становится ясно, сколько желает потратить
клиент на консультационную услугу, тогда консультантам легко просчитать тот необходимый
набор работ, который они могут выполнить в рамках обозначенного бюджета.
Основным критерием успешности выполненной консультационной работы является чувство удовлетворения клиента от полученного результата.
Слайд 9Основы взаимодействия консультанта с клиентом
Консультант-клиентские
отношения
Слайд 10Основы взаимодействия консультанта с клиентом
Слайд 11Контракт на консультационные услуги
Контракт – форма закрепления партнерских связей
Фиксируются
принятые договоренности
взаимные права и обязанности
последствия нарушения договоренностей
Две формы:
устный
договор (как правило, работа на безвозмездной основе)
письменный контракт (абонентское обслуживание в т.ч.) или письмо-соглашение (для кратковременных работ)
Структура и содержание произвольны:
преамбула (введение)
основная часть
заключение
Слайд 12Контракт на консультационные услуги
Слайд 13Контракт на консультационные услуги
Преамбула
название контракта;
место и время заключения;
наименование сторон
Основная
часть
1. Специфические условия:
определения и толкования терминов
предмет договора (цели, объем
работ, результаты, рабочий план, сроки, методы)
обязанности консультанта (перечень работ и услуг)
обязанности клиента (предоставление необходимой информации, обеспечение условий работы, организация обучения, соблюдение условий оценки и оплаты работы, конфиденциальность)
оценка промежуточных и конечных результатов
порядок расчета (расчеты, стоимость работ, сроки платежей)
разрешение споров (досудебная процедура – путем переговоров)
срок действия договора (начало и окончание срока)
штрафные санкции (основания для расторжения и штрафных санкций, просрочка приема выполнения работ, задержка выплат).
2. Общие условия договора: арбитражная оговорка; форс-мажор.
Заключение
юридические адреса сторон; приложения к договору; подписи сторон
Слайд 14Контракт на консультационные услуги
Вот, помню, был у меня клиент –
ИП «Социаль», с которым контракта я не заключал, поскольку фирма
клиента состояла всего из 5 человек и работа прошла в течение двух дней. Фирма занималась посредническими услугами – поставляла специи в промышленные предприятия города. В первый день я провел предварительную экспресс диагностику, а во второй день (с 9 утра до 9 вечера) все члены трудового коллектива в рамках организованного мною процесса выполнили анализ факторов внешней и внутренней среды, сформулировали видение, миссию, стратегические цели и саму стратегию, а также построили матрицу решений и построили структурную схему развития своей фирмы. Разработочный однодневный семинар сопровождался обучающими фрагментами на каждом этапе, что позволило работникам вникнуть в процесс и определить перспективу своего развития.
Слайд 15Принципы организации отношений
В принципах непременно находят отражение
особенности предоставляемой услуги и
требования к ней
нормы поведения клиента и консультанта
организация взаимодействия между консультантом
и клиентом
Нормы этики
независимость и объективность (например, не обслуживать одновременно конкурирующие организации)
конфиденциальность (например, без разрешения клиента информация, полученная от него во время работы, не может быть раскрыта или использована консультантом в личных целях)
установление и согласование с клиентом размера гонорара до начала работы
Слайд 16Принципы организации отношений
С одной стороны, клиент развивает консультанта, выстраивая перед
ним сложные задачи, а с другой – клиент плохо воспринимает
авангардные решения (как правило, сопряженные с риском) и требует менее рискованных решений – апробированных консультантом ранее на других клиентах.
Слайд 17Принципы организации отношений
Клиент - не просто потребитель услуг, а руководитель:
он часто подчеркивает свое превосходство, болезненно воспринимает обсуждение острых проблем.
Руководитель
организации как клиент, как правило, имеет высокую достижительную мотивацию (ориентацию на достижение успеха) и больше реагирует на возможности, чем на стимулы.
Консультанты подчеркивают, что они так же, как и клиент, искушены бизнесом, но в силу пристрастия занимаются консалтинговым бизнесом, имея навыки в методическом обеспечении процессов поиска решений.
Консультант знает больше клиента, клиент не всегда может сформулировать свой заказ, консультант может помочь клиенту сформулировать заказ на услугу.
Слайд 19Принципы организации отношений
Представляя свою профессию клиенту, консультант сообщает
информацию об управленческом
консультировании в мировой практике, в стране и в регионе
перечень своих
клиентов или буклет в качестве рекламы
о членстве в ассоциации консультантов России
время нахождения на рынке услуг
Когда у консультанта клиент язвительно спрашивает: а сколько лет консультант сам работал директором, полезно заметить, что вы же не спрашиваете у врача – болел ли он сам когда-нибудь той болезнью, от которой он собирается лечить вас?
Слайд 20Принципы организации отношений
Авансы консультанта в части организационной диагностики:
мы дадим
вам информацию о состоянии дел в организации, которую вы не
можете получить сегодня;
мы укажем взаимосвязи между проблемами;
станет ясно с чего начинать решение проблем;
вы ощущаете проблемы, но с помощью наших методов вы это сделаете быстрее и точнее;
у вас есть проблемы, которые есть и у всех других;
у вас не может не быть проблем, которые есть во всех других организациях.
Затем с вашей помощью мы определим корневые проблемы по нашим методикам.
Слайд 21Поведенческие аспекты
С одной стороны, клиент нуждается в помощи, а поэтому
открыт и верит консультанту, но с другой стороны, риск отдать
деньги, которых всегда не хватает, дилетанту делает клиента недоверчивым.
Слайд 22Поведенческие аспекты
Консультант должен демонстрировать уверенность, чему способствует цитирование случаев из
практики.
Контакт с клиентом необходимо осуществлять не по телефону, а с
глазу на глаз.
Необходимо придерживаться краткости и выразительности в речи.
Больше слушать, пусть больше говорит клиент.
Консультант ведет беседу, задавая вопросы.
Лучше, если клиент на время переговоров пересядет от рабочего телефона подальше.
Наготове следует держать визитную карточку.
Вербальная техника трех «да» (задать три вопроса, на которые собеседник ответит наверняка «да»).
Слайд 24Поведенческие аспекты
Если клиент говорит о том, что в организации уже
работали консультанты, то предложить другие консультационные услуги или предложить уникальную
методику, которой никто больше не владеет.
Если договориться о большой работе не удается, то следует предложить провести первый этап (без оплаты) и по результату определиться о дальнейшем сотрудничестве.
Произносить минимум специальных терминов (вместо корневая проблема – главная задача) и научитесь улыбаться улыбкой уверенного человека.
При выходе из переговоров: у меня осталось 5 минут, но, думаю, этого достаточно, чтобы договориться о следующей встрече. Договориться о контактной персоне и с кем обсудить проект контракта.
Слайд 25Поведенческие аспекты
Десять заповедей клиента
Узнайте все о консультировании и консультанте.
Определите проблему.
Определите
цель.
Выберите себе подходящего консультанта.
Разработайте совместную программу действий.
Активно участвуйте во всех
стадиях консультирования.
Привлекайте консультанта к внедрению предложений.
Следите за ходом выполнения задания.
Оцените полученные результаты и консультанта.
Остерегайтесь попасть в зависимость от консультанта.
Слайд 27Еще раз о моделях консультирования
Экспертное консультирование.
Консультант отвечает на вопросы клиента,
не проводя при этом анализа ситуации в клиентской организации.
Проблему определяет
клиент, задачу решает консультант, а реализуют решение работники клиента, что не обеспечивает системности и снижает эффективность.
Консультирование по проекту.
Также ориентировано на покупку готового решения.
Но в этом случае консультантом проводится исследование состояния организации, и обеспечивают обучение клиента в части подготовки к изменениям в организации.
Недостаток в том, что идеи консультанта остаются чужими (привнесенными извне), а руководство клиентской организации может быть непоследовательным в проведении организационных изменений.
Слайд 28Еще раз о моделях консультирования
Слайд 29Еще раз о моделях консультирования
Консультирование по процессу.
Сотрудничество консультанта и клиента
в процессе всего цикла решения проблем.
Консультант обучает клиента методам диагностики,
стимулирует выработку коллективных решений и содействует проведению намеченных изменений.
Проблемы в выборе методов совместной работы, которые приведут к требуемому результату.
Процесс представляет собой логическую последовательность процедур. Выделим три стадии.
1. Обеспечение единства в понимании сути консультационного проекта клиентов и консультантом. Стадия заканчивается заключением контракта.
2. Диагностика организации, выработка рекомендаций и их внедрение.
3. Уход консультанта от клиента и формулирование планов сотрудничества на будущее.
Роли консультанта и клиента на разных этапах меняются.
Слайд 30Еще раз о моделях консультирования
Слайд 32Организация выполнения работ
Досье проекта ведет координатор работ. В досье хранится:
Техническое
задание.
Материалы, относящиеся к процедуре выбора консультационной фирмы.
Контракт вместе с его
проектом.
План работ.
Результаты мониторинга, промежуточных оценок.
График платежей и копии платежных документов.
На время проведения работы консультанты и клиент выступают как одна команда, что предусматривает совместную деятельность с обязательным участием первого лица организации.
Слайд 34Организация выполнения работ
У клиента должна быть ясность по процессу совместной
работы:
каким образом будет осуществляться сбор и представление информации консультантам;
кто непосредственно
будет вовлечен в проект из персонала организации;
кто обязательно должен присутствовать на встречах с консультантами;
кто будет готовить информацию, участвовать в интервью и опросах;
кто из специалистов должен участвовать в семинарах;
кого помимо персонала организации следует привлечь к проекту.
Ниже приведено распределение времени по этапам работ.
Трудоемкость проекта на этапе внедрения составляет около 60% общих трудовых затрат.
Слайд 35Причины разочарований
Как отмечает писатель Стенли Бинг, менеджеры, как правило, не
любят консультантов и «то, как консультанты игнорируют, подавляют и разочаровывают
нас, их непомерная стоимость, индифферентность и способность досаждать, все портят». Консультанты бывают разные и отчасти высказанное замечание справедливо.
Зачастую, клиент бывает разочарован по следующим причинам:
Консультант не обладает эффективными навыками делового общения:
недоступность консультанта;
недостаточное внимание и неуважительное отношение к персоналу клиентской организации;
неумение прислушаться к чужому мнению;
использование профессионального жаргона, непонятного клиенту.
Консультант имеет низкую квалификацию:
неясен проект контракта;
нарушение графика работы;
принятие непродуманных решений;
выполнение работы, несоответствующей компетенции;
неумение дать четкий ответ и объяснить свои действия;
плохое знание отрасли клиента;
узость кругозора.
Консультанты закрыты в своих действиях:
отсутствие регулярной информации о ходе работ;
несвоевременное внесение изменений в ход работ.
В действиях консультантов отсутствует творческий подход в предлагаемых рекомендациях.
Консультанты не умеют передавать свои знания руководству и специалистам клиентской организации.
Слайд 36Причины разочарований
Насколько помог консультант клиенту можно было бы судить по
сопоставлению экономических показателей «до» и «после» работы консультанта, но подсчеты
подобного рода носят условный характер, поскольку эффективность деятельности зависит от многих факторов, на которые в равной степени консультант повлиять не может.
Чаще удается оценить новые возможности развития, новые системы и структуры, новые положительные элементы корпоративной культуры, новые программы и проекты, реализация которых обеспечивает развитие организации.
Слайд 37Причины разочарований
Вот, помню, был у меня клиент – директор крупного
предприятия, в советские времена выпускавшего для всей страны «цветной» металлопрокат,
был разочарован результатами работы консультантов во по какой причине. Разработочный выездной семинар, организованный консультантами, начался с видео тренинга по решению простой задачи, на решение которой группе из 25 топ-менеджеров предприятия было дано 10 минут.
Задача видеотренинга – показать группе как они не умеют организованно решать поставленные задачи и после этого сформулировать правила групповой работы, которых группа будет придерживаться в течение всего трехдневного семинара.
Обсуждение в группе началось с того, что генеральный директор (как это водится на планерках) взял власть в свои руки и половину отведенного времени говорил в режиме монолога. И, когда после завершения обсуждения вариантов решения задачи видеозапись была показана, генеральный директор, видимо, понял, что повел группу в неверном направлении, а обсужденные правила групповой работы показали, что процесс генерирования вариантов решений он постоянно разрушал.
Во время первого же перерыва генеральный директор сообщил ведущему тренинг консультанту о том, что ему надо срочно решать насущный вопрос неплатежей (это был 1998 год) и отбыл на предприятие. В итоге, когда оставшимися топ-менеджерами была разработана стратегия развития предприятия, он, не участвуя в процессе трехдневной работы, не принял результаты как перспективные для развития предприятия. И, подписывая акт сдачи-приемки, сказал, что деньги из уважения к консультантам выплатит, но результатами работы он недоволен.
Слайд 38Виды консультационных организаций
Необходимо определиться: с отечественными или иностранными консультантами вести
переговоры.
Словосочетание «консультант по управлению» появилось в газете «Правда» 19 августа
1982 года в статье А.И. Пригожина и С.В. Хайниша под названием «Нужен консультант».
Но только в 1991 году секция по социологии организаций выделилась из Советской социологической ассоциации в самостоятельную Ассоциацию консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР).
В 1992 году основана первая Школа консультантов по управлению в структуре Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, которая стала на регулярной основе два раза в год выпускать несколько десятков специалистов с дипломом АНХ
Слайд 39Виды консультационных организаций
Одна Школа не в состоянии подготовить специалистов на
всю страну.
Но постепенно пришло немало специалистов в области психологии,
экономики, юриспруденции и менеджмента.
В университетах созданы программы подготовки консультантов по управлению, которая осуществляется в рамках переквалификации специалистов с высшим образованием и при обучении студентов в рамках направлений «Управление персоналом» и «Менеджмент».
Преимущества иностранных консультантов заключаются в следующем:
Независимость и беспристрастность.
Знание проблем управления в рыночной экономике.
Опыт применения современных методов консультационной деятельности.
Эффект «зарубежного эксперта».
Оказание широкого спектра консультационных услуг.
Слайд 40Виды консультационных организаций
Преимущества российских консультантов:
Наличие связей в деловых и властных
структурах.
Лучшее понимание сути проблем в российских организациях.
Большее внимание к клиентской
организации.
Доверительные отношения с клиентом.
Специалисты многих российских фирм в прошли обучение и стажировку в знаменитых зарубежных фирмах или сотрудничавших с крупными западными фирмами, в настоящее время создали свой бизнес в области консалтинга.
Такие фирмы в основном придерживаются западного стиля в работе с клиентами и международных стандартов качества консультационных услуг.
Слайд 41Виды консультационных организаций
Российские фирмы малы: 80% имеют в своем составе
менее 25 человек.
Клиентами большинства консультационных фирм являются региональные организации.
Индивидуальные
консультанты являются штатными работниками НИИ, преподавателями, докторантами, аспирантами, проектантами, совмещающими свою основную деятельность с консультационной.
Основные тенденции в консультант-клиентских отношениях проявляются в следующих направлениях:
Наблюдается расширение сотрудничества консультантов и клиентов, и консультационных фирм, работающих на одного клиента по разным направлениям.
Создание крупных многопрофильных фирм.
Слайд 42Виды консультационных организаций
Смена приоритетов в консультационной деятельности заключается в следующем:
Меняются
отраслевые предпочтения, доля заказов от промышленных организаций растет.
Консультационные фирмы диверсифицируют
свою деятельность.
Снижается острота конкуренции с иностранными консультационными фирмами.
Столичные консультационные фирмы (г. Москва и г. Санкт-Петербург) направляют свою деятельность в регионы.
Слайд 43Поиск консультационной фирмы
Источниками информации могут служить:
Базы данных ассоциаций и союзов
консультантов
Рекомендации партнеров по бизнесу, знакомых и коллег
Международные справочники, содержащие
информацию об отечественных консультационных фирмах и отдельных консультантах
Тематические конференции, семинары, выставки
Рекламные объявления, которые консультанты дают неохотно
Книги, статьи в журналах, интервью, содержащие информацию о консультантах
Слайд 44
Выявление потенциальных консультантов
Трудно выбрать
В некоторых странах даже существуют консультационные
фирмы по выбору консультационных фирм
3 стадии выбора:
предварительный список всех
консультационных фирм по проблеме
сокращение списка (10-12 фирм для решения сложных проблем; 5-6 для решения средних по сложности проблем; для мелких организации достаточно 2-3 фирмы)
окончательный выбор (критерий – содержание предложений, симпатией клиента)
Слайд 45
Выявление потенциальных консультантов
Альтернативный путь:
Разработка технического задания (далее ТЗ).
Составление списка консультационных
фирм (10-15 фирм).
Формирование окончательного списка (критериями здесь выступают: имидж, профессионализм,
клиенты, месторасположение).
Выбор консультационной фирмы:
приглашение к участию в конкурсе;
анализ предложений консультационных фирм;
оценка деловых и личностных качеств консультантов;
принятие решения по подведению итогов конкурса;
разработка варианта контракта.
Слайд 46
Выявление потенциальных консультантов
Слайд 47
Выявление потенциальных консультантов
Слайд 48
Выявление потенциальных консультантов
ТЗ обычно содержит следующую информацию:
краткая информация о клиенте;
цели
проекта;
услуги, которые требуются от консультационной фирмы;
сроки выполнения проекта;
перечень представляемых на
конкурс документов, подтверждающих опыт и компетентность фирмы;
распределение обязанностей между консультантом и клиентом;
требования к информации о гонорарах и затратах на проект;
контактная персона.
Структура ТЗ: введение, информация о клиентской организации, цели, объем работ, требования к консультантам, передача опыта, ожидаемые результаты проекта, отчетность и процедуры утверждения, участие персонала клиентской организации в проекте.
Слайд 49
Анализ предложений консультационных фирм
Назначение технического задания
Слайд 50
Анализ предложений консультационных фирм
Предложение - выраженное в письменной форме желание
и обоснование способности консультационной фирмы предоставить консультационную услугу клиентской организации.
Техническое
предложение должно содержать достаточно информации для принятия клиентом решения о заключении контракта с ним.
Анализ консультационных предложений позволяет установить глубину понимания консультантом ожиданий клиента и специфики клиентской организации.
Слайд 51
Анализ предложений консультационных фирм
Слайд 52
Анализ предложений консультационных фирм
Общая оценка показателей и учитывает:
соответствие предложения техническому
заданию;
оценку технического предложения;
сравнение уровня цен и качества услуг;
презентацию предложения;
определение сильных
и слабых сторон предложения.
Но, даже выбрав лучшего консультанта, организация не застрахована от неудачи:
консультационная фирма может направить клиенту для выполнения контракта другую команду консультантов, а не заявленную в предложении;
консультационная услуга не однородна по своему составу, поэтому влияние опыта фирмы на окончательное решение не должно доминировать.
Слайд 53Цена консультационной услуги
По форме оплаты
Повременная
Фиксированная недифференцированная оплата
Процент от стоимости
результата услуг
Комбинированная оплата
Слайд 55Цена консультационной услуги
В практике ценообразования используются также такие понятия, как:
часовые,
дневные, месячные ставки гонораров;
зарплата (зависит от квалификации и положения в
фирме);
цена консультационного проекта.
К факторам, влияющим на установление цены, традиционно относят:
репутацию фирмы;
сегмент рынка, к которому относится клиентская организация;
уровень цен консультантов-конкурентов;
уровень платежеспособности клиента;
зависимость от результата услуги.
Статистика свидетельствует о том, что:
2% клиентов хотели бы использовать повременную оплату;
9% - сдельно (по согласованной смете);
30% - процент от коммерческой пользы;
54% предпочитают платить после получения реального результата.
Слайд 57Цена консультационной услуги
К факторам, определяющим цену, относят также:
место расположения фирмы;
национальную
принадлежность фирмы;
специфику клиентской организации и ее территориальное расположение;
срочность и комплексность
услуги.
В контракте обычно указывается принцип расчета с консультантами. Устанавливается предоплата в размере от 30 до 50% от стоимости контракта и периодические платежи по мере выполнения этапов контракта.
Слайд 58Оценки клиента
Спрос рождает предложение, но спрос этот не всегда квалифицированный,
поэтому консультанту приходится консультировать клиента уже на этапе формирования предмета
консультирования
Слайд 59Оценки клиента
Этапы, которые заканчиваются выбором консультационной фирмы:
текущая деятельность;
осознание накопившихся проблем;
попытка
сформулировать и решить проблемы самостоятельно;
осознание потребности в сотрудничестве с консультантами;
поиск
партнеров среди консультационных фирм;
выбор консультационной фирмы.
В начале, информацию о проблемах потенциальных клиентов консультанты получают как из СМИ, переговоров с участниками рынка, представителями власти и бизнеса.
На втором этапе целесообразно предоставить потенциальному клиенту информацию о консультационной фирме через СМИ, или в виде избирательного распределения информации среди команды клиента.
Слайд 60Оценки клиента
Показатели для выбора консалтинговой фирмы:
рекомендации партнеров по бизнесу
и друзей
рейтинг
степень уникальности тех вопросов, которые требуют разрешения
репутация
временя пребывания фирмы на рынке консалтинговых услуг
Решение принимается после нескольких раундов переговоров.
Идя на переговоры с клиентом, консультант должен:
знать о клиенте по возможности все
знать основных игроков на рынке поставщиков, потребителей и конкурентов
быть искренним в процессе проведения переговоров и компетентно отвечать на вопросы
выяснить истинные намерения клиента в отношении консультационной фирмы
определить полномочия лица, проводящего переговорный процесс
предоставить возможность выбора клиенту
Слайд 61Оценки клиента
Переговорный процесс длится долго: причина в стремлении клиента принять
взвешенное решение
В любом случае, консультант должен набраться выдержки и
демонстрировать на продолжительных переговорах свою лояльность, компетентность и стремление работать с клиентом
Для того, чтобы понять мысли и чувства клиента, следует постараться понять его мотивы, а для этого необходимо на время попытаться представить себя на месте клиента
Следует помнить о том, что потенциальные клиенты могут быть в будущем добровольными распространителями положительной репутации консалтинговой фирмы, в случае заключения контракта на консультационную работу и успешной ее реализации.
Слайд 62Раздел 2. Организация управленческого консультирования
Методическое обеспечение и результаты консультирования
Классификация методов
консультирования
Методы консультирования, направленные на решение управленческих проблем
Формирование фондов методов
Качество консультационных
услуг
Представление результатов работы клиенту
Результативность и эффективность консультирования
Методы анализа организации клиента
Процедура оценки сильных и слабых сторон
Анализ внешней среды организации
Процедура реализации результатов анализа
Слайд 63Классификация методов консультирования
Классификация по объекту:
технологические (методы совершенствования технологических процессов, ротация)
изменение
структуры (создание новых ролей, новых подразделений и новых отношений подчиненности)
управление
отношениями (обучение, тренинг, групповое развитие)
Классификация по месту проведения:
кабинетные (процедуры обработки распорядительной и отчетной документации)
лабораторные (групповая работа, деловые игры)
полевые (диагностические интервью, метод номинальных групп)
Классификация по срокам действия социальных технологий:
операционные технологии (вносятся в организацию на время – опросники, социально-психологический тренинг)
передаваемые технологии (остаются в организации после ухода консультантов – мозговая атака, рефлексивные приемы)
Слайд 64Классификация методов консультирования
Классификация по условиям применения:
специализированные (для особых условий, например,
организационной структуры для предпринимательских сетей; определенного типа клиентской организации; отрасли,
например, банки, страховые компании);
универсальные (применяются во всех типах клиентских организаций независимо от форм собственности, отраслевой принадлежности, масштабов деятельности).
Классификация по затратам:
низкозатратные
не затратные
затратные
Слайд 65Классификация методов консультирования
Слайд 66
Методы консультирования, направленные на решение управленческих проблем
Стандартный набор первоочередных мер:
уволить
нерадивых руководителей;
сократить численность работающих;
поднять цены;
сократить складские запасы;
продать излишние основные фонды;
пересмотреть
графики уплаты долгов;
ужесточить финансовый контроль;
усилить работу по маркетингу и быту;
переориентироваться на новые продукты или рынки;
закрыть убыточные производства;
осуществить организационную перестройку;
сократить долю бартерных сделок.
Слайд 67
Методы консультирования, направленные на решение управленческих проблем
Действия:
постановку оперативного учета;
перейти на
международные принципы ведения учета;
снизить себестоимость;
пересмотреть номенклатуру выпускаемой продукции;
улучшить планировку производственных
помещений;
создать подразделение, осуществляющее реализацию маркетинговой политики.
Методы:
реинжиниринг,
диагностика,
решение проблем,
управленческий аудит,
сравнительная оценка эффективности системы управления,
снижение численности занятых,
работы консультантов с клиентами.
работы консультантов с клиентами
Слайд 68
Методы консультирования, направленные на решение управленческих проблем
Методы работы с клиентами
заключаются в реализации механизмов активного развития и выполнении следующих процедур:
Определение
потребности и возможности изменений, влияющих на активность персонала.
Генерации идей.
Разработка нововведения.
Внедрение, состоящее в осуществлении необходимых изменений.
Поддержание стабильности функционирования организации.
Слайд 69Качество консультационных услуг
Три уровня качества консультационных услуг:
Базовый уровень, который сосредоточен
на разработке политики качества консультационных услуг.
Соблюдение параметров, которое направлено на
контроль процесса консультирования на всех этапах.
Общее управление качеством, заключающееся в концентрации усилий на повышение квалификации консультантов и развитие их профессиональных качеств.
Консультанты не вовлекаются в текущие дела клиентской организации, а потому не могут нести ответственности за неправильные или противоречащие закону действия клиентов.
Слайд 71Качество консультационных услуг
Нормативные акты не предусматривают страхования рисков консалтинговых услуг.
О
качестве услуг можно судить по отчету о результатах консультирования.
Основные
параметры отчета о консультационной деятельности определяются объектом и предметом исследования, а также специфическими чертами клиента.
Слайд 72Качество консультационных услуг
Левополушарные лучше воспринимают текстовую информацию, построенную на логических
умозаключениях.
Правополушарные с трудом читают письменный текст, поскольку у них
в большей степени развито образное мышление и эмоциональное восприятие.
Для «правополушарных» отчет должен быть кратким - только основные выводы, а все остальное представить устно с демонстрацией рисунков и схем.
Слайд 73Качество консультационных услуг
Для левополушарных отчет д.б. хорошо структурирован, текст -
содержать выделенные ключевые слова и числа.
Отчет должен быть обстоятельным
и «пухлым»,
разнообразным по представлению материала в тексте, таблицах и рисунках. Такое разнообразие делает текст более привлекательным и легче читаемым.
Но, кроме того, следует помнить и том, что не вся полученная консультантом информация о процессах в организации ложится в отчет, что-то лучше оставить для доверительной беседы.
Примерная структура отчета приведена ниже.
Слайд 76Качество консультационных услуг
Отчет должен содержат информацию, позволяющую клиенту пробудить в
себе желание продолжить сотрудничество с консультантом.
Как правило, такое желание
наступает тогда, когда отчет содержит основной стержень, на который нанизываются частности и детали результатов консультационной работы.
Слайд 77Качество консультационных услуг
Вот, помню, был у меня клиент, а точнее
случай из консультационной практики. Однажды я был направлен (вместо директора
филиала) на семинар руководителей филиалов крупного российского вуза, который проходил в течение трех дней на теплоходе, плывущем из Санкт-Петербурга на остров Валаам и обратно. В ходе семинара, разбившись на подгруппы (всего около 100 человек), мы поэтапно решали задачу по перспективам развития всей вузовской системы. К нашей подгруппе был прикреплен молодой консультант, который обозначил себя как «модератор». Он был гораздо моложе всех членов подгруппы, и ему не хватало терпения (квалификации) в управлении процессом опытных практиков в сфере образования. В итоге он не удержался и сам разработал (предложил) решение стоящей перед подгруппой задачи. Решение потеряло изюминку, которую могли внести члены подгруппы. Члены подгруппы ничему не научились и не прониклись в обозначенное решение, а сам «модератор» был расстроен своей неудачей – ему не удалось организовать процесс генерирования решений.
Слайд 78
Представление результатов работы клиенту
Вы пересылаете клиенту отчет по электронной почте
и договариваетесь о форме обсуждения, предлагаете варианты.
Первый: глава компании
читает отчет, рассылает его руководящему составу компании, и потом возникает коллективное обсуждение с участием 20-30 человек.
Второй вариант обсуждения отчета об оргдиагностике - с управленческой командой или с ближайшими сотрудниками генерального директора.
Третий вариант самый неинтересный. Все обсуждение ограничивается конфиденциальной беседой с клиентом и опять же какими-то договоренностями.
Слайд 79
Представление результатов работы клиенту
Ожидания клиента от работы с консультантом связаны
с ростом прибыли, ростом рентабельности и т.д.
В то время
как рост прибыли и рентабельность становится возможным после изменения ментальных моделей клиента и его команды.
В этом смысле результат работы клиента – изменение ценностных ориентаций клиента, его идеальных представлений причинах и следствиях успешности его бизнеса.
Слайд 80
Результативность и эффективность консультирования
Критериями результативности для консультационной организации обычно выступают:
Расширение
рынка и объема услуг (цена проекта, рентабельность проекта, затраты на
маркетинг, структура персонала).
Экономические показатели (прибыль, структура издержек, выработка на одного консультанта, удельный вес зарплаты в стоимости проекта).
Качество разработок и рекомендаций (наличие исков по проекту, наличие положительных отзывов, наличие рекомендаций, удовлетворенность работой клиента).
Повторное обращение клиента (наличие перспектив дальнейшего сотрудничества).
Рост профессионализма (опыт решения проблем подобного рода, знание специфических особенностей клиентских организаций подобного типа, совершенствование методического инструментария).
Экономичность (обеспечение социально-экономического эффекта в сопоставлении с затратами на консультирование).
Слайд 81
Результативность и эффективность консультирования
Две группы результатов: прямые и косвенные, которые
в свою очередь могут быть представлены количественными и качественными показателями.
К количественным результатам относят, в первую очередь, снижение издержек, увеличение рентабельности, освоение новых видов продукции и т.д. Отмеченные проявляются быстро и дают осязаемый эффект виду реализации таких решений как: оптимизация налогообложения; остановка и закрытие убыточных производств, ликвидация излишнего оборудования, ускорение производственного цикла, снижение брака и т.д.
Качественные результаты прослеживаются в изменении стиля и методов руководства; в изменении структуры производства и управления организацией; в доведении до работников разработанной стратегии бизнеса; в новых знаниях и новом опыте решения текущих и перспективных задач.
Среди косвенных результатов отметим количественные, к которым следует отнести привлечение инвестиций, приобретение новых партнеров по бизнесу, рост курса акций, а к качественным - установление контактов с местными органами власти, новые позиции в деловых кругах, а также результаты обучения клиента.
Оценка выгод, получаемых клиентом, структурно представлена на рисунке 4.2.
Система измерителей и оценок в клиентской организации. Набор показателей по каждому направлению оценки должен формироваться с учетом особенностей консультационного контракта.
Слайд 82
Результативность и эффективность консультирования
Две группы результатов: прямые и косвенные, которые
в свою очередь могут быть представлены количественными и качественными показателями.
К количественным результатам относят снижение издержек, увеличение рентабельности, освоение новых видов продукции и т.д.
Отмеченные проявляются быстро и дают осязаемый эффект виду реализации таких решений как: оптимизация налогообложения; остановка и закрытие убыточных производств, ликвидация излишнего оборудования, ускорение производственного цикла, снижение брака и т.д.
Качественные результаты прослеживаются в изменении стиля и методов руководства; в изменении структуры производства и управления организацией; в доведении до работников разработанной стратегии бизнеса; в новых знаниях и новом опыте решения текущих и перспективных задач.
Слайд 83
Результативность и эффективность консультирования
Оценка применяемого стиля консультирования предполагает получение ответов
на вопросы о характере взаимоотношений между сторонами; об атмосфера взаимного
доверия, понимания, уважения и поддержки; о соответствии стиля консультирования возможностям клиента и направленности решаемой задаче; о внимании к проблеме подготовки кадров при выполнении задания и т.д.
Оценивая руководство выполнением задания консультантом и клиентом, рассматривают в первую очередь ответы на следующие вопросы. Как консультанты и клиент планировали работу и контролировали этапы ее выполнения? Проводилась ли промежуточная оценка выполнения задания по мере реализации каждого этапа работ? Какие действия предпринимались по корректировке выполнения первоначального плана совместной работы?
Слайд 84
Результативность и эффективность консультирования
Оценка результатов:
подсчетом экономического эффекта от работы
консультанта либо путем определения реальных положительных изменений в организации клиента.
Трудность
первого пути заключается не только в сложности расчета экономического эффекта, но и в определении той доли в нем, которая возникает благодаря работе консультанта.
Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций и результаты решения проблем организации приведены в таблице.
Слайд 85
Результативность и эффективность консультирования
Слайд 86
Результативность и эффективность консультирования
Слайд 87
Методы анализа организации клиента
Среди методов исследования наиболее универсальным можно считать
анализ факторов внешней и внутренней среды организации, что позволяет получить
полное описание ситуации, в которой находится организация.
Название метода происходит от слов strengths — weaknesses — opportunities — threats, что в переводе означает: сила — слабости — возможности — угрозы.
Слайд 88ЮН
Методы анализа организации клиента
Слайд 89Анализ менеджмента организации
Прогнозирование
наличие стратегических ориентиров / построение прогнозных оценок
ведение мониторинга
/ скорость инноваций
Планирование
структура планов, их сбалансированность
особенности программ, наличие проектов
Организация
оценка управляемости
рациональность
связей в структуре
Координация
взаимодействие структур одного уровня
напряженность межличностных отношений
проектные группы, комитеты, комиссии
управленческие команды
Учет
методики расчета и учета
автоматизация учета и система показателей
Контроль
контроль исполнения решений
ЮН
Слайд 90Анализ процесса трансформации ресурсов
ЮН
Слайд 91ЮН
Матрица направлений оценки менеджмента организации
Слайд 92ЮН
Матрица направлений анализа процесса трансформации ресурсов
Слайд 94Анализ дальней
внешней среды организации
Политика
изменения во властных структурах государства
\ отношения с органами власти изменения законодательства
Экономика
динамика изменений в экономике
\ инфляционные процессы
экономические стратегические альянсы
Социокультура
изменение базовых ценностей \ изменение уровня и образа жизни
изменения демографические, экологические
изменение структуры доходов и расходов населения
Технология
тенденции в сфере НИОКР \ новые технические решения
новые продукты \ новые технологии
Институты
правовые \ нормативные
коммуникационные (почта, телефон)
Экология
выбросы в атмосферу \ сточные воды \ экология земли
воздействие на флору и фауну
ЮН
Слайд 95Вероятность появления новых конкурентов
инновационность организации, доступ к ноу-хау, привлекательность отрасли
Товары-заменители
альтернативные
решения, цены
Местное сообщество
репутация в глазах населения / взаимодействие с
некоммерческими организациями \ ожидания населения
Потребители
рост рынка, ключевой сегмент, фокусирование рынка
Конкуренты
уровень конкуренции \ структура конкурентных сил \ ключевые факторы успеха
Поставщики
рабочая сила \ капитал \ информация \ энергия \ материалы
Анализ ближней
внешней среды организации
ЮН
Слайд 96ЮН
Матрица факторов анализа дальней внешней среды организации
Слайд 97ЮН
Матрица факторов анализа ближней внешней среды организации
Слайд 98ЮН
Макет матрицы решений
как результат SWOT-анализа
Слайд 99ЮН
Матрица решений по результатам SWOT-анализа