Слайд 1Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Развитие
второй сигнальной системы у детей
Аникин Дмитрий Андреевич
4806
Слайд 2Термин введен академиком И. П. Павловым
Сигнальная система — система условно-
и безусловно-рефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и
окружающего мира. Различают первую и вторую сигнальные системы.
Слайд 3предмет изучения физиологии высшей нервной деятельности человека
Первая сигнальная система развита
практически у всех животных, тогда как вторая система присутствует только
у человека и, возможно, у некоторых китообразных. Это связано с тем, что только человек способен формировать отвлечённый от обстоятельств образ. После произнесения слова «лимон» человек может представить, какой он кислый и как обычно морщатся, когда едят его, то есть произнесение слова вызывает в памяти образ (срабатывает вторая сигнальная система); если при этом началось повышенное отделение слюны, то это работа первой сигнальной системы.
Слайд 4Вторая сигнальная система — специальный тип высшей нервной деятельности человека,
система «сигналов сигналов», идущих от общей (но не одинаковой) с
животными первой сигнальной системы — ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру. Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей — это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше личное, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе». И. П. Павлов (1932).
Слайд 6Слово-сигнал сигналов
Появление второй сигнальной системы — возникновение речи и языков,
сигнальных систем человека с сородичами, где условные (произвольные) сигналы индивида
приобретают определенные, принятые группой значения и значимости, преобразуются в знаки языка в прямом смысле этого слова — это один из важнейших результатов многомиллионолетней эволюции социальной жизни рода Homo, передающиеся через речевую деятельность из поколения в поколение.
Слайд 7Развитие у детей в. с. с.
Установлено, что процесс обобщения
словом развивается как результат выработки системы условных связей; при этом
имеет значение не только количество связей, но и их характер: связи, выработанные во время деятельности ребёнка, облегчают процесс обобщения. При воздействии словесных сигналов наблюдаются стойкие изменения возбудимости, большая сила, частота и длительность электрических разрядов в нервных клетках определённых пунктов коры мозга. Развитие В. с. с. — результат деятельности всей коры больших полушарий; связать этот процесс с функцией какого-то ограниченного отдела мозга невозможно.
Слайд 8развитие
Вторая сигнальная система начинает развиваться у ребенка с первого сказанного им слова.
Процесс овладения речью - это процесс формирования второй сигнальной системы. Второй этап
- это овладение "внутренней речью", в течение которого слова постепенно становятся орудием мысли.