Слайд 1Учет психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья при дистанционном
обучении
(на примере детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
Жимаева Екатерина Михайловна
научный
сотрудник
Регионального научно-методического центра дистанционного образования детей-инвалидов
pyshnikova@gmail.com
Слайд 2 Для того, чтобы дистанционное обучение приносило результаты, при
разработке программ дистанционного обучения нужно учитывать не только технические и
технологические моменты, связанные с организацией данного процесса, образовательные стандарты, САНПИН, но и специфику заболевания, особенности и условия формирования личности обучаемых.
Поэтому мы предлагаем следующую логику:
Слайд 3Последовательность в организации дистанционного обучения детей-инвалидов:
Учителя (тьюторы), школьные психологи, кураторы,
методисты должны владеть информацией о форме и специфике заболевания ребенка
для проектирования оптимального пути обучения и развития такого ребенка.
Под каждую форму и специфику заболевания следует подобрать технологии дистанционного обучения (ТВ-технология, кейс-технология, сетевая-технология) и виды дистанционных образовательных технологий (веб-форум, чат, видеоконференция, вебинар, телеприсутствие, вики-технология, работа с электронными учебными модулями и др.)
Для использования кейсовой и сетевой технологии дистанционного обучения необходимо подобрать специфический контент электронных образовательных ресурсов и средств управления своим обучением.
Слайд 4Формы ДЦП
Двойная гимиплегия
Спастическая диплегия
Гемипаретическая форма
Гиперкинетическая форма
Атонически-астатическая форма
Слайд 5Двойная гимиплегия
Эта форма характеризуется тяжелыми двигательными нарушениями в всех четырех
конечностях.
Из-за повышенного мышечного тонуса у детей не развиваются предпосылки к
самостоятельному перед-вижению, формированию навыков самообслуживания
Психическое развитие ребенка находится на уровне умственной отсталости, речь отсутствует.
Слайд 6Спастическая диплегия
Спастическая диплегия характеризуется двигательными нарушениями в верхних и нижних
конечностях. Степень поражения рук может быть различной – от выраженных
ограничений в объеме и силе движений до легкой моторной неловкости, которая проявляется при письме, составлении мозаики, при трудовых операциях.
Причиной нарушений при спастической диплегии является повышенный мышечный тонус.
Психика детей чаще не изменена и они могут обучаться в массовой школе.
Слайд 7Гемипаретическая форма
Эта форма заболевания характеризуется поражением односторонних руки
и ноги. При этой форме поражена одна сторона тела. Тяжелее
поражается верхняя конечность.
При поражении глазодвигательных нервов отмечается косоглазие, при поражении лицевого нерва – у детей наблюдается несимметричная мимика.
Легкая степень умственной отсталости наблюдается 25 – 35% случаев. Речевые расстройства наблюдается у 20 – 35% детей. У 40 – 50% наблюдается судорожный синдром.
Слайд 8Гиперкинетическая форма
В неврологическом статусе у этих больных наблюдаются насильственные движения
(гиперкинезы). Гиперкинезы могут охватывать различные мышечные группы: мышцы лица, шеи,
языка, туловища, верхних и нижних конечностей. Интенсивность гиперкинеза усиливается под влиянием эмоциональных раздражителей. Также отмечается мышечная ригидность шеи, туловища, ног
Нарушение речи встречаются в 90% случаях, нарушение слуха – в 25 – 30%, ЗПР – в 50%.
Трудности в обучении могут быть связаны с тяжелыми расстройствами речи и произвольной моторики из-за гиперкинезов.
Слайд 9Атонически-астатическая форма
Эта форма характеризуется низким тонусом мышц, нарушением координации движений,
равновесия.
Дети испытывают затруднения при совершении многих моторных актов: им
трудно стоять, перешагивать препятствия, совершать повороты и т.п. При попытке захвата предмета движения неточны, плохо координированы. Все движения отличаются неточностью и несоразмеренностью
Речевые расстройства проявляются в потере плавности речи, ее прерывистости, медленности и монотонности.
Слайд 10Двигательные нарушения, препятствующие процессу обучения
Трудность/невозможность выполнения движений общей и мелкой
моторики, включая поддержание равновесия и положения тела в пространстве.
Недостаточность контроля
и координации произвольных движений.
Недостаточность вспомогательных функций рук и ног, синхронизации движений право-лево, зрительно-моторной координации.
Недостаточная чувствительность, связанная с двигательными функциями.
Ограничение хватательных движений.
Ограничение подвижности, недостаточный объем и сила движений.
Слабость и быстрая утомляемость.
Слайд 11Виды и формы дистанционного обучения при различных формах ДЦП
Слайд 12Рекомендации по проведению уроков с детьми, имеющими ДЦП
Слайд 13Примеры упражнений для физкульминутки