Слайд 1Порядок учреждения и регистрации СМИ. Устав редакции и его специфика
Слайд 2Право на учреждение (основание) СМИ имеют:
гражданин,
группа граждан,
политическая партия, общественное объединение,
предприятие,
учреждение, организация,
государственная организация.
ВАЖНО! У одного СМИ может быть несколько учредителей
Слайд 3Не может быть учредителем:
гражданин, не достигший 18-летнего возраста,
отбывающий наказание
по приговору суда или признанный судом недееспособным;
политическая партия, общественное
объединение, деятельность которых запрещена;
иностранец или лицо без гражданства.
Александр Сдвижков, "Згода", 18 февраля 2006 г.
Слайд 4Статус редакции
Решение о создании редакции принимает учредитель. Редакция СМИ
– юридическое лицо, деятельность которого определяется его уставом.
Редакция СМИ
может образовываться в качестве учреждения, коммерческой организации, общества (ООО, ОДО, ЗАО, ОАО) и др.
Редакцию возглавляет редактор (главный редактор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности учредителем.
Редактор (главный редактор) представляет редакцию в отношениях с юридическими лицами и гражданами, а также в суде. Он несет ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к СМИ.
Редакция имеет печать, расчетный счет в банке.
Слайд 5Учредители некоторых республиканских СМИ
«Советская Белоруссия» -- Администрация Президента, Редакционный совет
«Рэспублiка»
-- Совет Министров
«Звязда» -- Совет Республики, Палата Представителей Национального собрания,
Совет Министров
«Белорусская нива» -- Совет Министров
«Знамя юности» -- Министерство образования, БРСМ
Слайд 6Устав редакции
Устав редакции СМИ утверждается учредителем.
В уставе должны быть
определены:
1) цели и задачи СМИ;
2) права и обязанности
учредителя, редакции;
3) Полномочия штатных сотрудников редакции;
4) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и других органов управления редакцией;
5) порядок утверждения и изменения устава редакции;
6) порядок финансирования, распределения и использования доходов
7) другие вопросы, касающиеся организации деятельности редакции СМИ.
Слайд 7Порядок регистрации СМИ
Регистрацией занимается Министерство информации РБ (пр. Победителей, 11)
Для
регистрации необходимы:
Паспорт (документ о регистрации юридического лица)
Заявление,
Копия устава редакции,
Решение о
ее создании,
Документы об уплате регистрационного сбора
Согласование размещения СМИ с местным исполкомом
Слайд 8В заявлении указываются:
Название и вид средства массовой информации – (газета,
журнал, радио-, телепрограмма и т.д.);
Язык (языки);
Адрес редакции (с указанием почтового
индекса, телефона);
Форма периодического распространения – (подписка, розница, бесплатное распространение; объем вещания в сутки);
Периодичность;
Предполагаемая территория распространения;
Примерная тематика и (или) специализация – (Газеты: общеполитическая, специализированная с указанием примерной тематики. Радио-, телепрограммы: информационная, информационно-музыкальная, музыкальная, образовательная, культурно-просветительная и др.);
Источники финансирования – (государственный бюджет; средства учредителя; прибыль от выпуска СМИ и др.);
В случае их изменения всех этих сведений в ходе деятельности СМИ вносится соответствующее изменение в свидетельство о регистрации.
Слайд 9Государственная пошлина за регистрацию СМИ
периодических печатных изданий – 25
базовых величин;
периодических печатных изданий для детей, подростков, а также образовательно-познавательного
и культурно- просветительного назначения – 15 баз. вел.
периодических печатных изданий рекламного или эротического содержания -- 75 баз. вел.
радио- и телепрограмм – от 200 до 1000 баз. вел.
радио- и телепрограмм НГТРК – 5 баз. вел.
Слайд 10На заметку будущим журналистам!
Каждое СМИ имеет регистрационный номер!
Газеты
тиражом до 300 экз. могут выходить без регистрации.
Слайд 11Выходные данные
Первая полоса: название СМИ, периодичность, дата основания, номер, дата
выхода
Последняя полоса: учредитель, редактор, номер свидетельства о регистрации, дата его
выдачи, объем издания, тираж, адрес и телефон редакции, место печати, дата подписания в печать
Слайд 12Руководство редакцией. Главный редактор, его заместители. Генеральный продюсер
Слайд 13Профессия – редактор…
Редакторы упорядочивают творческий хаос, царящий в редакциях, координируют
деятельность сотрудников, организуют работу издания, телеканала, радио. Именно от них
зависит, как долго телепрограмма продержится в эфире, найдет ли статья отклик в сердцах читателей, будет ли пользоваться популярностью радиостанция. Они дают задания журналистам, придумывают интересные темы, решают, какие новости пускать в эфир и у кого взять комментарий по той или иной проблеме. В зависимости от места работы – газеты, журнала, радио или телевидения меняются и обязанности редактора.
Слайд 14Главный редактор газеты
лицо издания
лидер
управленец, контролирующий
все процессы в СМИ
ответственная социальная
фигура
назначается учредителем
определяет информационную
политику и концепцию издания
В управлении коллективами наблюдаются
авторитарный, демократический и пассивный стили руководства.
Слайд 15Полномочия главного редактора газеты
руководит работой редакции и редакционной коллегии (редакционного
совета)
самостоятельно решает все вопросы деятельности СМИ
утверждает штатное расписание
по согласованию с
учредителем назначает своих заместителей, ответственного секретаря, главного бухгалтера
определяет должностные обязанности сотрудников
принимает на работу и увольняет
издает приказы и распоряжения
решает решение финансовые вопросы
заключает договоры
Слайд 16Полномочия главного редактора газеты
(продолжение)
персонально отвечает за содержание газеты
проводит планерки
руководит разработкой
редакционных планов
определяет приоритетные темы и формы публикаций
несет ответственность за интеллектуальный
и профессиональный уровень газеты
подписывает номер в печать
представляет редакцию в суде
устанавливает и поддерживает деловые контакты
Слайд 17Первый заместитель главного редактора, заместитель главного редактора
Первый «зам» в отсутствие
главного редактора проводит ежедневные планерки, принимает посетителей, ведет работу со
штатными и внештатными авторами, подписывает газету в печать, то есть в текущей работе достаточно полноценно заменяет его.
Когда главный редактор находится на своем рабочем месте, его первый заместитель курирует работу тех или иных творческих подразделений (принимает участие в разработке тематических планов, помогает в подборе авторов, решении сложных творческих задач).
Заместитель главного редактора редактирует и вычитывает материалы, возвращает их, если требуется, на доработку. В некоторых редакциях заместители работают «посменно». Если один из них сегодня отвечает за выпуск текущего номера, то второй будет завтра готовить к печати «свой» номер.
Слайд 18Простейшая структура
редакции газеты
Слайд 19Редакционная коллегия (редакционный совет)
Для коллективного рассмотрения творческих вопросов, связанных с
выпуском газеты.
Редколлегию возглавляет главный редактор.
В ее состав также входят:
заместители главного
редактора
ответственный секретарь
заведующие наиболее значимыми отделами
авторитетные журналисты редакции
главный бухгалтер газеты
Итого 5–7 человек.
Слайд 20Обратите внимание…
Решения редколлегии носят рекомендательный характер. Право принятия окончательного решения
по тем или иным вопросам всегда остается за главным редактором.
Состав
редакционной коллеги по предложению главного редактора утверждает учредитель. Регулярно (как правило, не реже одного раза в пять лет) он пересматривается.
Перед редколлегией стоит масса задач.
на ее заседаниях разрабатывают концепцию издания
утверждают недельные, месячные, квартальные и годовые планы
обсуждают вопросы оформления издания
заслушивают отчеты заведующих отделами, собкоров
вносят предложения о назначении, перемещении и увольнении сотрудников.
Слайд 21Секретариат газеты
Подразделение редакции,
в котором из отдельных материалов
формируется каждый конкретный номер.
Секретариат
часто называют
штабом газеты.
Здесь должны работать
специалисты с особым чутьем.
Именно от них
зависит,
как будут поданы журналистские публикации, как будет смотреться газета. Они определяют ее лицо, поэтому должны делать свое издание привлекательным, броским.
Слайд 22Чем занимается секретариат?
осуществляет координацию отделов редакции
руководит работой по конструированию номера,
его графическому и художественному оформлению, техническому редактированию.
В подчинении секретариата находятся
отдел иллюстраций, стилистический редактор, корректоры, верстальщики, веб-дизайнер.
Секретариат создает необходимый запас журналистских материалов. Это подписанные к печати публикации. Запас материалов облегчает своевременный выход газеты, позволяет избежать различных осложнений в работе.
Секретариат контролирует сроки сдачи оригиналов в набор, график верстки полос, организует работу корректоров, следит за качеством вычитки материалов и несет ответственность за соблюдение графика выпуска газеты в свет.
Слайд 23Творческие отделы в прессе
основные звенья редакции
«производственные цеха», готовящие все необходимое
для создания номера газеты
в отделах планируются, организуются и пишутся материалы
на различные темы.
из отделов выпускаются подготовленные к печати тексты, которые затем поступают к заместителю главного редактора, курирующему определенную тематику, а также в секретариат.
Каждый творческий отдел отвечает за освещение того или иного тематического направления, освещает основные события и тенденции в различных сферах жизнедеятельности общества.
Слайд 24Редактор отдела в газете…
руководит подготовкой материалов к печати по соответствующему
направлению
должен быть широко информированным обо всех событиях, касающихся вверенной ему
сферы жизни
сочетает в себе качества умелого организатора, квалифицированного редактора, талантливого творческого сотрудника
работает с авторами (их поиск, обсуждение темы и структуры будущей публикации)
может быть практикующим журналистом
Слайд 25Чем еще занимается редактор отдела:
планирует и организует работу своего подразделения;
редактирует
журналистские материалы;
контролирует работу журналистов, сроки выполнения заданий;
разрабатывает месячные и перспективные
планы публикаций;
сам готовит определенное число материалов;
выезжает в командировки;
проводит встречи с читателями;
обеспечивает необходимый запас «редакционного портфеля»;
координирует работу штатных и внештатных сотрудников.
Слайд 26Примерная классификация творческих сотрудников
Корреспонденты
Специальные корреспонденты
Собственные корреспонденты
Обозреватели
Фотокорреспонденты
Фрилансеры («свободные журналисты»)
Стрингеры (свободные журналисты
«горячих точек»
Копирайтеры (реклама, PR)
Копирайтеры-фрилансеры
Слайд 27Корреспондент, его обязанности
собирает оперативную информацию;
готовит ее в печать в виде
публикаций информационных жанров;
устанавливает контакты с министерствами, ведомствами, организациями и другими
источниками информации, своевременно информируя редакцию о предстоящих событиях в закрепленных за ним отраслях;
несет ответственность за оперативное и достоверное освещение событий;
работает с письмами, поступающими в редакцию;
регулярно составляет индивидуальные творческие планы;
готовит подборки и рубрики.
Слайд 28Специальный корреспондент (спецкор)
выезжает на места событий для выполнения особых
заданий
готовит наиболее ответственные материалы по закрепленным за ним направлениям
работы.
В роли спецкора может выступать любой журналист. Получив задание, он выезжает в командировку, в результате которой в газете появляется публикация за его подписью с пометкой «специальный корреспондент». После этого журналист возвращается к выполнению своих обычных обязанностей в отделе.
Слайд 29Собственный корреспондент (собкор)
Как правило, должность собкора есть в редакциях республиканских
газет. Чаще всего собкора подбирают из числа журналистов, хорошо проявивших
себя в областной или районной прессе.
Количество собственных корреспондентов редакции зависит от типа и уровня издания, региона его распространения. Редакции крупных газет имеют несколько собкоров, иногда и за границей.
Собкор является официальным представителем редакции газеты в той области, где он живет. Работая в контакте с местными органами власти, он обязан быть в курсе событий, проявлять инициативу.
Собкор организует работу внештатных корреспондентов, встречается с читателями, работает с письмами, которые приходят в собкоровский пункт. Периодически редакции газет проводят совещания собкоров, а их отчеты и публикации обсуждаются на заседании редколлегии.
Слайд 30Обозреватель
В отличие от корреспондентов, которые в основном занимаются сбором оперативной
информации, обозреватели готовят преимущественно аналитические материалы в жанрах статьи, обозрения
и комментария по соответствующим направлениям деятельности (экономической, политической, культурной тематике).
Как правило, на должность обозревателя назначается опытный журналист, склонный к аналитическому мышлению и хорошо разбирающийся в определенной сфере. При отсутствии в редакции штатной должности обозревателя в его роли может выступать опытный корреспондент отдела. В некоторых редакциях они могут подчиняться непосредственно главному редактору.
Слайд 31Технический персонал редакции
ПЕЧАТНЫЕ СМИ
Операторы комп.
набора;
Стилистические
редакторы;
Корректоры;
Верстальщики;
Веб-редакторы;
Выпускающие
редакторы;
Дежурные;
Системные
администраторы…
Слайд 32Стилистические редакторы
Должность стилистического редактора есть также в основном в редакциях
республиканских изданий. Он занимается исправлением смысловых, фактических и стилистических ошибок.
Стиль-редактор относится к тексту критически, читает материал не формально, а по смыслу, замечает смысловые ошибки и сообщает о них журналисту или в секретариат. Серьезное внимание уделяется четкости и ясности каждой фразы. Убираются из текста, как правило, жаргонизмы, «модные» словечки, языковые штампы.
Слайд 33Корректоры
Выявление орфографических, синтаксических и пунктуационных ошибок, нарушений технических правил набора
и верстки. Корректоры газеты должны быть грамотными, хорошо знать орфографию
и стилистику.
При вычитке рукописи в нее вносятся необходимые изменения в написание строчных и прописных букв, в расстановку знаков препинания, сверяются названия, термины. «Больным» местом корректуры считаются заголовки.
При подготовке номера газеты каждый материал проходит несколько корректур.
Корректура считается одним из важнейших и наиболее ответственных участков выпуска газеты.
Слайд 34Верстальщики
Специалисты, которые верстают полосы газеты. Верстка производится в программах Adobe
PageMaker или QuarkXPress . От профессионализма верстальщика зависит уровень технического
и художественного оформления газеты. Верстка может выполняться на основе макетов – графических рисунков будущих полос. Макеты делают в секретариате.
Слайд 35Веб-редакторы
Занимаются администрированием сайта СМИ, отвечают за его информационное наполнение, своевременное
обновление, модерирование форума и др.
Работают с системами
управления сайтом
(CMS).
В ведущих
зарубежных СМИ созданы
ОНЛАЙНОВЫЕ РЕДАКЦИИ.