Слайд 2Язык .
С благоговеньем прикасайся к тому,
чем ты вооружён,
твори
светло и упивайся
безбрежным русским языком.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
суров и нежен, многолик,
во всех мелодиях искусен
наш удивительный язык.
С.Скачков
Слайд 3Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,
это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим
могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С.Тургенев
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А.Куприн
Слайд 5 Приходилось ли тебе вдумываться в первозданный смысл слов?
Вот, например в холод мы надеваем на руки перчатки.
Почему они так называются? Оказывается, первоначально были не «перчатки», а «перстатки». Ведь они защищают от холода пальцы – персты. Этого, наверное,
даже твои мама и папа
не знают, вернее,
не задумывались никогда.
Слайд 6 А воробей почему так назван? Так ведь он
из-под носа крупной птицы, вороны какой-нибудь, крошку утащит, а та
горланит: «Бей вора! Вора бей!»
Слайд 7 Знали ли вы, что слово школа по-гречески значит
«досуг»?! Не правда ли странно: школа – и вдруг досуг?
Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов – философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, музыку, поэзию, совсем как сейчас у нас в школе!
Слайд 8 Каникулы. Нет на свете школьника, который не любит
каникулы! А вот происхождение этого слова знают не все! При
переводе его с латыни получится «собачка», «щенок»! Каникулой древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни солнце проходило через это созвездие. Тогда-то и делали перерыв в занятиях, наступали каникулы!
Слайд 9 Слово «богатырь» произошло от двух слов – «бог» и…
«тырить»! Но спешим внести поправки: раньше «тырить» означало вовсе не
«красть», а «нести». Таким образом, получается, что богатырь – это человек, «несущий бога».
Слайд 10Мы едем, едем, едем
В далекие края.
И много интересного
Узнаем вновь, друзья.
А
солнце ярко светит,
И радостно всем нам.
Мы станем чуть умнее,
Все беды
пополам.
Припев:
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Все слова исправим, друг!
Точки, запятые, знаки дорогие,
Орфограммы, сочетания –
Интересные задания.
Слайд 11Выбрать правильную букву.
ГОРО(Д,Т) ЛАНДЫ(Ш,Ж) ПОЕ (Д,Т)
ДОРО(Ж, Ш)КА ДУ(Б, П) СКА(З, С)КА
Слайд 12СТАНЦИЯ
«ПОЧТОВАЯ»
Найдите ошибку в словах.
Слайд 16Слова бык и пчела — однокоренные. Дело в том, что
в произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как «бъчела». Чередование
гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих существительных — производящий определённый звук.
Слайд 17 И еще удивительное слово – «воспитывать». Что же
в нем особенного? Кто же не знает его значения? А
ты взгляни в его первооснову: вос-питывать, то есть питать, кормить, чтобы ребенок рос, сил набирался. Но употребляем-то мы это слово совсем не в смысле кормления. Вот и получается, что удивительное-то рядом с нами, только не всегда мы это замечаем.
Слайд 18 Твердый знак, или «ер», как его называли в
свое время, до 1917 года не давал покоя читателям, и
прибавлял лишнюю копеечку к гонорарам писателей. Посудите сами: в издании 1897 года «Война и мир» на каждой страничке встречается около 55 твердых знаков. Если бы Ъ там не было, то общий объем книги сократился бы как минимум на 70 страниц.
Слайд 19 Ученые до сих пор не определились, сколько должно
быть падежей в русском языке. То, что мы изучали в
школе – правила 6-ти падежей – лишь самое распространенное мнение среди исследователей. На самом деле выделяют вплоть до 12 падежей.
Слайд 20Буква “Ё” была предложена к использованию княгиней Воронцовой-Дашковой (весьма продвинутой
дамой, президентом Академии Наук) в 1783 г. Известной стала благодаря
Карамзину, который первым использовал ее в 1797 г. До этого писали дифтонг “iо”.
Слайд 22В чем секрет фразы:
Астроном бешено визжал, грозя драной естественной
ёлкой жабе, зелёной и красноглазой…?
Слова в ней выстроены по алфавиту
Слайд 23Ради какой буквы сделал свое изобретение русский ученый Попов?
Ради -
О
Восклицательный знак в 18 веке носил гордое название … Какое?
Точка
удивления
Слайд 24Хитрый вопрос-шутка
Как правильно сказать:
У рыб нет зуб?
У рыбей нет зубей?
У
рыб нет зубов
Слайд 25Для чего в русском языке используется шутливый стишок:
Как однажды
Жак-звонарь Городской сломал фонарь?
Для запоминания элементарных сведений по физике-
цвета солнечного спектра: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Слайд 26Сто сорок и сто сорок будет двести.
Допущена ли в
вычислении ошибка?
Нет, если правильно поставлено ударение: сорОк
Слайд 27Какая буква неофициально появилась в русском алфавите с приходом Интернета?
Буква @, которая часто используется в рекламе для обозначения звука
«а» в некоторых словах: «соб@ка» вместо «собака».
@